На главную Публицистика Культура и Религия
2

На Евровидение с фигой в кармане

Джамала

Светлана Замлелова

 

 

С 1956 г., то есть вот уже шестьдесят лет, проводится в Европе музыкальный конкурс Евровидение. Цель конкурса – стимулировать появление новых оригинальных композиций. И действительно, на подмостках Евровидения не раз появлялись песни, становившиеся затем хитами. Участники конкурса почти ни в чём не ограничены. Ограничения касаются лишь текстов и поведения – не допускаются оскорбления, провокации и политические призывы.

 

Россия не так давно присоединилась к европейскому музыкальному празднику, на котором, кстати, допускаются к участию не только представители Европы. Впервые Россия появилась на Евровидении в 1994 г. С тех пор нас трижды не допускали к участию, один раз мы конкурс выиграли и, как следствие, один раз принимали Евровидение у себя. При этом Евровидение так прочно вошло в нашу жизнь за эти двадцать с небольшим лет, что первая половина мая уже традиционно удерживает обывателя у телеэкрана сначала чемпионатом мира по хоккею, а затем – Евровидением.

 

Однако цели своей применительно к нашей стране европейский музыкальный конкурс так и не добился. То есть простимулировать появление в России новых оригинальных композиций не под силу даже Евровидению. Раз за разом мы привозим на конкурс что-то невнятное, заунывно-тягучее, невыразительное, и непременно на английском языке. При этом после прослушивания отечественных участников Евровидения остаётся такое впечатление, как будто где-то из-за пустяка разразились нешуточные страсти. Так ещё бывает, когда в рекламе люди устремляются за шоколадкой, перескакивая через заборы.

 

Невыразительность исполняемых российскими артистами песен объясняется, наверное, тем, что, как правило, пишутся они вне российской музыкальной культуры. В основном, песни для конкурса заказываются у шведских, американских или австралийских песенников. Понятно, что заморские музыканты не могут придать своей музыке чужой этно-национальный колорит. Да и само написание песен для Евровидения поставлено на поток. Поэтому композиции получаются вполне качественными, но довольно однообразными. Даже и в тех редких случаях, когда музыка создаётся в России, ориентация отечественного шоу-бизнеса на западные музыкальные стандарты даёт о себе знать. В результате наиболее ярким присутствием России на Евровидении стали «Бурановские бабушки». И даже если они не произвели впечатления мастеров сцены, то хотя бы не выглядели заводными куклами.

 

Вот и в 2016 г. Россию на Евровидении представит Сергей Лазарев с песней «You are the only one». На канале «Россия 1» уже состоялась премьера клипа, в котором тоже всё кипит, мелькает и даже горит. Более того, в клипе использованы технологии Motion Graphics, что, наверное, производит неизгладимое впечатление на специалистов. Больше, пожалуй, о песне и клипе сказать нечего. Кроме разве того, что на родине исполнителя о ней забудут вскоре после окончания конкурса, проходящего в этом году в Швеции. А на Западе такого добра и без нас хватает. Так что надеждам российских поп-звёзд стать звёздами мировыми не суждено и на этот раз оправдаться, поскольку, будучи подражателями западной музыкальной культуры, наши музыканты, как вторсырьё, никому на Западе не интересны.

 

Н. Гарибаленко

Словом, Россия традиционно никого не удивит на конкурсе. Между тем, Евровидение удивлять умеет. Здесь, как на хорошей ярмарке, найдётся и бородатая женщина, и люди-монстры, и колоритные восточные красавицы, и виртуозные скрипачи. А уж там, где Украина –  там всегда будут сюрпризы и всеобщее недоумение. Причём на всех уровнях, включая дипломатический. Как, например, в случае с послом Украины в Великобритании Наталией Гарибаленко, появившейся недавно на приёме у королевы в костюме не то Мальвины, не то Прони Прокоповны.

 

В 2016 г. Украина готовится удивить не только британскую королеву, но и поклонников конкурса Евровидение. Всё очень просто: в Стокгольм от Украины едет певица Джамала с песней «1944». Исполнительнице крымскотатарского происхождения отдали голоса большинство – почти 38% – украинских зрителей во время национального отбора на Евровидение. Сама Джамала так отзывается о своей песне: «Я верю, что смогу рассказать об Украине то, чего Европа ещё не знает <…> Моя песня, в первую очередь – глубоко личная. В ней много души. Каждый раз на сцене я снова и снова пропускаю её через себя. От нашей страны на Евровидении было достаточно весёлых песен. Наверное, пришло время показать более глубокую…»

 

Что же это за глубокая песня такая, и о чём ещё не знает Европа? Ответ на эти вопросы в названии композиции – «1944». Это отсчёт – уверяет Джамала. «Это год, который навсегда изменил жизнь моей семьи – всего моего рода Джамаладиновых. Весь наш род пострадал от депортации».

 

Получается, что Украина устами певицы Джамалы намеревается рассказать Европе о депортации крымских татар. Но помилуйте… А как же насчёт недопустимости политических призывов? В 2009 г. грузинская песня «We don’t wanna Put In» была дисквалифицирована из-за созвучия с фамилией тогдашнего Председателя правительства России. А теперь, выходит, на конкурсе можно сводить исторические счёты? А что если Россия привезёт серию песен под общим названием «Интервенция»?.. Беларусь – песню «Хатынь»… Германия – «Сталинград»… Болгария – «Иго»… Израиль – «Холокост»… Польша – «Раздел»… Марокко, которое тоже участвует в Евровидении – «Протекторат»… Это что же начнётся?..

 

Нет, уж лучше бородатая женщина.

 

Но с украинской песней не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы разобраться, стоит привести текст песни, благо он небольшой. В переводе с английского композиция Джамалы звучит примерно следующим образом:

 

Когда приходят чужаки

Они приходят в ваш дом

Они убивают всех вас и говорят

Я не виноват не виноват

 

Где ваш разум?

Люди плачут

Вы думаете – вы боги

Но каждый смертен

Не троньте мою душу

Наши души

 

Мы могли построить будущее

Где люди свободно

Живут и любят

Самое счастливое время...

 

Английский текст перемежается строчками на крымскотатарском, означающими, по слухам: «молодостью не насладилась, в спокойствии не жила». Впрочем, за это не ручаемся.

 

В песне своей Джамала рассказывает о родной семье и родном народе. И само собой, что неосведомлённые в крымскотатарских делах европейцы, прослушав украинскую песню, зададутся вопросами: кто эти чужаки, почему они пришли в 1944 г. в чужой дом и стали убивать? Поинтересовавшись, они скоро выяснят, что в 1944 г. Крым был освобождён от немецкой оккупации, и на полуостров пришла Красная Армия, после чего началась так называемая депортация крымских татар. Возможно, на этом европеец успокоится, потому что всё ему станет понятным: кровавый сталинский режим уничтожал целые народы. Но на самом деле здесь только и начинается самое интересное.

 

Ведь если Джамала утверждает, что в 1944 г. в Крым пришли чужаки и начали убивать, то не следует ли из этого, что до 1944 г., то есть во время немецкой оккупации, в Крыму были свои, которые никого не убивали? Другими словами, для Джамалы немецкие оккупационные войска – свои, к ним у неё нет претензий. Из песни закономерно следует, что до 1944 г., то есть при Гитлере, крымским татарам жилось хорошо и свободно, они готовились строить своё будущее и вполне были довольны жизнью. Как вдруг пришли чужаки-красноармейцы и планы обрушили.

Иначе говоря, украинская певица, собирающаяся на Евровидение, намеревается там затянуть откровенно профашистскую арию и воспеть гитлеровские порядки, существовавшие в Крыму до 1944 г. Стоит, конечно, напомнить Джамале и всем прочим, что чужаками в 1944 г. красноармейцы быть не могли, по той простой причине, что Крым в те годы ещё даже не знал, что когда-то станет частью Украины.  Да и крымских татар на полуострове по переписи 1939 г. проживало менее 20% от общего числа населения. Поэтому красноармейцы – и де-факто, и де-юре – освободили родной Крым от фашистских захватчиков, которые для большинства населения Крыма уж точно не были своими.

 

Но, как это ни удивительно в наше время, Джамала оказалась честной девушкой. Несмотря на профашистский подтекст песни, душой певица не покривила. Единственное, о чём она скромно умолчала, так это почему в 1944 г. крымские татары были депортированы. В интервью Джамала поведала: «…Пострадал мой дедушка, который тоже оказался в той больнице, но чудом уцелел до сегодняшних детей, потому что его сосед по палате успел вовремя предупредить его: “Убегай!” Каждый раз, когда я вижу дедушку, он вспоминает эту историю и говорит: “Внучка, я жив только потому, что тогда меня предупредил тот добрый человек, сосед по палате…”» Так и видишь этого милого старика, горячо любящего свою внучку и чуть было невинно не пострадавшего.

 

Вот только как быть с Уголовным кодексом РСФСР, действовавшим до 1961 г.? Например, со статьёй 193-22, гласившей: «Самовольное оставление поля сражения во время боя, сдача в плен, не вызывавшаяся боевой обстановкой, или отказ во время боя действовать оружием, а равно переход на сторону неприятеля, влекут за собой высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества»…

 

Из документов на тему «перехода на сторону неприятеля» нам доступны: а) донесения советских военных; б) донесения и воспоминания немецких военных; в) воспоминания свидетелей и участников событий; г) пресса 1941-1944 гг.

 

Советских военных сегодня любят обвинять в заинтересованности. Особенно на Украине появилось очень много независимо мыслящих людей, предпочитающих каждую цифру и каждое слово подвергать самостоятельному анализу, разоблачая тем самым «коммунистическую пропаганду». Правда, никто так и не объяснил, зачем советским военным клеветать, например, на крымских татар. Но вот свидетельства генерал-фельдмаршала Э. фон Манштейна из книги «Утерянные победы»: «…большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан». А вот ещё: «Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар “Адольфа Эффенди”».

 

А это письмо свидетеля, военфельдшера М.А. Смирнова, хранящееся в Мемориальном комплексе на Сапун-горе: «Новый переход до Бахчисарая оказался ещё труднее: солнце палило безжалостно, а воды ни капли. Прошли около тридцати пяти километров. Я и сейчас не представляю, как смог преодолеть этот марш. На этом переходе нас конвоировали крымские татары, одетые полностью в немецкую форму. Своей жестокостью они напоминали крымскую орду далёкого прошлого. А упомянув о форме одежды, хочу подчеркнуть особую расположенность немцев к ним за преданную службу…»

 

И наконец, цитата из газеты «Освобождённый Крым», издававшейся в Симферополе с 1942 по 1944 гг.: «Алушта. На собрании, устроенном мусульманским комитетом, мусульмане выразили свою благодарность Великому Фюреру Адольфу Гитлеру-эфенди за дарованную им мусульманскому народу свободную жизнь. Затем устроили богослужение за сохранение жизни и здоровья на многие лета Адольфу Гитлеру-эфенди» (10 марта 1942 г.)

 

В общем-то, можно не продолжать, поскольку с «переходом на сторону неприятеля» всё давно уже ясно. Конечно, не все крымские татары служили немцам. Но, как отметил товарищ Манштейн, большинство. И вот именно это большинство, включая, возможно, и дедушку Джамалы, оказалось виновно по статье 193-22 УК РСФСР. Само собой, что свидетельств вины существует гораздо больше, нежели приведено выше. Но как справедливо и не раз отмечалось, наказывая виновных, власть, во-первых,  высшую меру заменила на переселение, а во-вторых, переселив крымских татар, вероятно, спасла их от расправы со стороны других крымчан. Высшая мера применялась лишь к отдельным, наиболее активным поклонникам Адольфа-эфенди, не успевшим уйти со своими освободителями.

 

В письме Сталину от 10 мая 1944 г. Берия, подробно изложив подвиги татар, писал: «…Следственным и агентурным путём, а также заявлениями местных жителей установлено, что значительная часть татарского населения Крыма активно сотрудничала с немецко-фашистскими оккупантами и вела борьбу против Советской власти <…> Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма. Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работах как в сельском хозяйстве – колхозах и совхозах, так и в промышленности и на строительстве…»

 

Уже на следующий день Государственный Комитет Обороны постановил: «…Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР <…> Разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью…» Как видим, не только высшая мера не применялась, но и конфискация имущества оказалась частичной – с собой не увезли только то, что нельзя было увезти. А если учесть, что депортация проводилась в военное время, то «кровавый сталинский режим» на глазах превращается чуть ли не в правозащитную организацию. К слову, переселение народов – это отнюдь не советское изобретение. Во время всё той же Второй Мировой войны такая мера активно применялась, например, американцами против проживавших в США японцев. При том, что американские японцы не пели осанну Адольфу-эфенди и не переходили на сторону неприятеля. Переселяли их не на фермы штата Техас, а в концентрационные лагеря. Сто двадцать тысяч человек вместе с детьми – крымских татар было депортировано примерно такое же количество – оказались в бараках, обнесённых колючей проволокой.

 

В интернете по поводу депортации татар можно встретить, например, такие комментарии: «Почему “старший брат” берет на себя право судить другие нации, распоряжаться их территорией, устанавливать свои порядки?» Примерно о том же поёт и Джамала, словно не понимая, что дело не в «старшем брате», а в Уголовном кодексе. То же самое можно сказать и тем крымским татарам, кто пытается доказать, что огромное число свидетелей, начиная Э. фон Манштейном и кончая Л.П. Берией, зачем-то клеветали на крымскотатарский народ.

 

Для того чтобы о чём-то забыть, нужно всего лишь об этом не вспоминать. Но поскольку Украина живёт сегодня провокациями и трюкачеством, то и на Евровидение она поедет с фигой в кармане. Ведь Джамале стоило бы только изменить название песни, как весь профашистский подтекст исчез бы сам собой. Получилась бы вполне себе трогательная, хотя и абстрактная композиция. Но в том-то и провокация: перед всей Европой заклеймить Россию вообще и «кровавый сталинский режим», в частности; стравить русских с татарами, чтобы в ответ на песню посыпались взаимные обвинения в предательстве и геноциде; Евровидение превратить в площадку для выяснения отношений и выражения своих профашистских симпатий.

 

Темы, касающиеся депортаций и национальных чувств, бесспорно, деликатные темы. Ну так и не стоит спекулировать на деликатных темах. В России вопрос закрыт – татары прощены и реабилитированы, а крымскотатарскому языку придан статус государственного на территории Республики Крым. Но это не означает, что провокаторы могут пользоваться положением, разжигать межнациональную рознь и пытаться убедить белый свет в несправедливости «старшего брата», чуть что истребляющего «младших»,  и в собственном праве на компенсацию.

 

2016

 

Нравится
 
Комментарии
Вольдемар
2016/03/20, 01:17:13
Джамала татарка по папе, а по маме она армянка.
Почему она не поёт про геноцид армян турками?
На одной чаше весов депортация на другой геноцид, вырезано миллионы людей. Но "правдолюбку" Джамалу это не волнует.
Просто единственным пропуском на евровидение было исполнение антироссийской песни.
Вспомним Андрюшу Данилко( Верка Сердючка), что помогло ему пробиться на Евровидение, талант? Да нет, то что он вставил в свою песню слова "Раша Гудбай". Только благодаря этому он победил остальных участников отбора.
Или возьмём участников Евровидения от Украины "Грынжолы", 2005 год, победа майдана и Ющенки, которые победили в отборе только за то, что прыгали на майдане, развлекая майданных бомжей. Тогда их ввели сразу в финал и отодвинули Ани Лорак, опустив её на второе место. С тех пор Грынжолы исчезли, а Лорак поёт до сих пор. даже съездила на Евровидение.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова