Другие новости

Харрис Мэри — Матушка Джонс

22 июня 2013 20:11
Олег Комолов


Мировое рабочее движения выдвинуло немало исключительно ярких фигур, многие из которых ныне практически забыты левой общественностью. Одной из таких фигур является Мэри Джонс (1837-1930). Трудящиеся Соединенных Штатов Америки почтительно называли её «Мамаша Джонс». В возрасте 65 лет Мамаша Джонс была удостоена высокой чести – президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт назвал её «самой опасной женщиной Америки». А ведь в этом возрасте Мэри Джонс далеко ещё не достигла вершины своей политической активности.

Мэри – не коренная американка. Она родилась в Ирландии в семье, несколько поколений которой боролись против английского владычества и подвергались преследованиям. В конце концов семья Мэри покинула Ирландию и перебралась в США. В 1861 году она вышла замуж за железнодорожника Джорджа Джонса, активно участвовавшего в профсоюзной работе. В семье Джонсов было четверо детей.

Семейное счастье рухнуло в один миг. В 1867 году во время эпидемии и муж и все дети умерли.

Для того, чтобы заработать себе на жизнь, Мэри Джонс занялась мелким бизнесом. Она открыла швейную мастерскую и маленький магазинчик. Но в 1871 году все это сгорело во время пожара, после чего Мэри устроилась работать на фабрику.

Однажды Мэри Джонс, до этого не слишком интересовавшаяся политикой, случайно попала на профсоюзное собрание. И этот день коренным образом перевернул её жизнь. Мэри вступила в Орден Рыцарей труда и быстро стала одним из признанных лидеров американского рабочего движения. Она организовывала забастовки, шла с красным знаменем во главе рабочих демонстраций, выступала на митингах, призывая рабочих к борьбе, участвовала в схватках с полицией. Однажды, когда Мэри Джонс перевязывала голову раненого в схватке рабочего, тот открыл глаза и тихо произнес: «Мамаша…». После этого вся рабочая Америка стала называть её «Мамашей Джонс». Или просто «Мамашей».

Мэри Джонс стала активно сотрудничать с одним из наиболее боевых и организованных отрядов американских рабочих – шахтерами. Она вступила в профсоюз шахтеров и стала его активным деятелем. Мамаша Джонс организовывала жен шахтеров, которые метлами и швабрами отгоняли штрейкбрехеров от входа в шахту. Она спускалась в шахты, беседовала со штрейкбрехерами и популярно разъясняла им азы рабочей солидарности. После беседы многие из них раскаивались в своем поведении и присоединялись к бастующим рабочим.

Прокурор, изучавший деятельность Мамаши Джонс, заявил, что стоит ей только поманить пальцем, как двадцать тысяч здоровенных мужиков бросают работу и следуют за ней.

Мамаша Джонс не имела постоянного места жительства, непрерывно переезжала из одного города в другой. В ответ на вопрос об её адресе она неизменно отвечала «Мой адрес путешествует вместе со мной и моими ботинками. А мои ботинки там, где идет борьба».

В начале 20 века многие дети из бедных семей работали, начиная с шестилетнего возраста в самых скотских условиях. В 1903 году Мамаша Джонс организовала всеамериканскую кампанию против эксплуатации детского труда. Она устроила поход колонны детей через несколько штатов к резиденции Президента США Теодора Рузвельта. Дети несли плакаты «Мы хотим играть!», «Мы хотим учиться в школе!». Президент Рузвельт не счет возможным встретиться с участниками похода, однако общественность высказала свое жесткое возмущения эксплуатацией детского труда и вскоре были приняты законы, ограничивающие эту эксплуатацию.

В 1905 году левый политический деятель Юджин Дебс, профсоюзный лидер Уильям Хейвуд и Мамаша Джонс создают новую политическую организацию «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). Эта организация, сочетавшая в себе черты левой политической партии и профсоюза, стала авангардом американского рабочего класса (Коммунистическая партия США была создана только в 1919 году; и в её создании приняли активное участие многие члены «ИРМ»).

ИРМ объявила, что её задачей является не только защита экономических интересов трудящихся, но и борьба за новый социальный строй, где больше не будет эксплуатации человека человеком.

В некотором отношении можно сказать, что созданный в современной России Рот Фронт является аналогом американской ИРМ, хотя нельзя не признать, что по размаху работы Рот Фронту до ИРМ пока ещё далеко.

С самого момента своего основания ИРМ твердо встала на позиции пролетарского интернационализма, заявив, что её целью является борьба за права всех трудящихся вне зависимости от национальной принадлежности и цвета кожи. В США, где в начале 20 века были сильны традиции расовой и национальной ксенофобии, это стало вызовом настроениям обывательской массы.

В начале Первой мировой войны ИРМ стала одной из очень немногих левых организаций, решительно и бескомпромиссно выступивших против войны. Это повлекло за собой массовые расправы над активистами ИРМ, в которых участвовали как государственные структуры, так и находившиеся в состоянии патриотического угара обыватели.  По ложному обвинению в ограблении и убийстве был казнен выдающийся пролетарский поэт Джо Хилл, разъяренная толпа убила активистов ИРМ Фрэнка Литтла и Уэсли Эверетта, в 1918 году по надуманному обвинению в шпионаже были осуждены более 100 крупных деятелей ИРМ. Лидер ИРМ Билл Хейвуд получил 20 летний срок.

Подвергалась преследованиям и Мамаша Джонс. В 1913 году 76 – летнюю женщину обвинили… в подготовке убийства (!!!) и приговорили к 20 годам тюрьмы. Однако суд высшей инстанции отменил приговор ввиду явной абсурдности обвинения.

К сожалению, Мамаша Джонс не вполне твердо стояла на позициях диалектического материализма. Она была верующей женщиной, хотя её религиозные взгляды были не вполне ортодоксальными. Она считала, что Иисус Христос был не только Сыном Божьим, но и выдающимся деятелем мирового революционного движения.  Пастору, подвергщему критике её революционную деятельность, Мамаша Джонс жестко заявила: «Ваша церковь – это не Дом Божий, это дом угольной компании и Иисус Христос никогда бы не согласился придти в Ваш храм».

Жизнь устроена таким образом, что активность большинства людей с возрастом неизбежно снижается. Однако на Мамашу Джонс этот закон не распространялся. Её боевой дух с возрастом лишь возрастал. В ответ на заявление одного сенатора, назвавшего её бабушкой красных агитаторов, она ответила, что надеется дожить до такого возраста, когда её назовут их прабабушкой. Когда Мамаше Джонс было уже далеко за 80, несколько бизнесменов сложились и наняли двух гангстеров для того, чтобы припугнуть старушку. Одного из гангстеров Мамаша стукнула так, что тот получил сотрясение мозга; второй гангстер предпочел ретироваться. 86-летнюю Мэри Джонс привлекли к суду за нанесение тяжких телесных повреждений, однако дело, ввиду его анекдотичности, замяли.

Мамаша Джонс умерла 30 ноября 1930 года в возрасте 93 лет. Согласно её завещанию, она была похоронена на кладбище города Вирдена рядом с могилами шахтеров, погибших во время схватки с полицией в 1898 году. На деньги, которые собирали рабочие всей Америки, Мамаше Джонс соорудили памятник. На памятники были высечены её слова «Пусть ни одна сволочь не приходит на мою могилу!».

В настоящее время Мамашу Джонс помнят лишь в США, где издается левый революционный журнал «Mother Jones». За пределами США её почти забыли, что очень печально. Ведь по масштабу своей личности и авторитету среди широких масс трудящихся Мамаша Джонс явно не уступала даже таким выдающимся деятельницами мирового коммунистического и рабочего движения, как Клара Цеткин и Долорес Ибаррури.

Я от всей души надеюсь, что светлый образ Мамаши Джонс будет вдохновлять трудящихся нашей страны на решительную и бескомпромиссную борьбу за свои законные права.

30 ноября 2015 года исполнится 85 лет со дня смерти Мамаши Джонс. В этот день  борющимся за свои права российским рабочим следует вспомнить Мамашу. И, заодно, обдумать планы дальнейшей борьбы.

Так следует поступать ежегодно.

Автор: С.В. Багоцкий

Комментирование закрыто
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU