Российский выбор ассирийского народа

13 июля, 14:49

Российско-ассирийские связи представляют собой увлекательную и во многом малоизвестную страницу истории не только Ближнего Востока, но и собственно российского культурного и духовного богатства и разнообразия. Ассирийцы – представители не самого многочисленного, но необычайно интересного народа нашей страны, предки которых являются прямыми потомками населения известной державы Древнего Мира.

Ассирийцы – это носители древней христианской традиции и культуры, представленной Ассирийской Церковью Востока. В домонгольское время она вела активную миссионерскую работу на Азиатском континенте, обратив в христианскую веру многие народы. Тяжёлый удар по ассирийцам Востока был нанесён нашествием Тамерлана и последующими затяжными войнами, опустошившими обширные пространства. Впоследствии, уже в «новое время», многие ассирийцы вступили в лоно Русской Православной Церкви (например, часть жителей персидской Урмии – по русским данным 30 000 человек во главе с епископом Мар-Ионаном), не утратив, впрочем, собственной самобытности и национальной идентичности. Сегодня представители ассирийских сообществ России ведут активную общественную работу, инициируют гуманитарные акции, связанные, в частности, с бедственным положением христианских этноконфессиональных групп на Ближнем Востоке, ставших жертвами широкой экспансии так называемого «Исламского государства».

Нельзя не видеть прямых параллелей между тем, что творилось на Ближнем Востоке сто лет назад, в период Первой мировой войны, и тем, что происходит сейчас. Издающаяся в Москве газета «Ассирийские новости» подробно освещает оборонительные бои в Ираке и Сирии, народы которых стали жертвами широкой экспансии последователей аль-Багдади.

Только в 2014 году в результате атак террористов в Ниневии 37 тысяч ассирийских семей были вынуждены покинуть свои дома; общее же количество беженцев исчисляется сотнями тысяч. И хотя сейчас конфигурация границ несколько иная, и российское государство напрямую в региональные процессы не вовлечено, вряд ли в Москве могут оставаться безучастными к судьбе восточно-христианских народов. Так, активное участие в гуманитарной поддержке преследуемых общин и этноконфессиональных групп Ирака и Сирии принимает Императорское Православное Палестинское Общество. Совершенно очевидно, что страницы истории народов Ближнего Востока, проживающих на территории России, нуждаются в объективном и всестороннем изучении, равно как и страницы истории русско-ассирийского боевого содружества.

8 июля в Москве была презентована книга исследователя Сергея Михайлова и публициста Вячеслава Фариса «Ассирийцы на новой родине: Русский выбор», посвящённая пребыванию ассирийцев в России, показанной на примере общины г. Москвы (1).

Данная работа представляет собой не только первую попытку описания истории ассирийской диаспоры в российском мегаполисе, но содержит также подробный исторический очерк, повествующий о судьбах древнего восточного народа в новое и новейшее время. Авторы на конкретных примерах рассказывают, как беженцы, появившиеся вследствие войны 1914–1918 гг. и актов геноцида на территории Османской империи, адаптировались и стали неотъемлемой частью городского общества и многонациональной московской культуры. Культуры, которая, к сожалению, во многом стирается под натиском глобализации. Например, ушли в прошлое ассирийские свадьбы, которые в 20-х – 30-х годах были неотъемлемой частью московского городского колорита. Сегодня многие москвичи, имеют, мягко говоря, весьма смутное представление том, кто же такие ассирийцы, а если и имеют, то идентифицируют их едва ли не исключительно с чистильщиками обуви. Между тем, это далеко не так, и работа Сергея Михайлова и Вячеслава Фариса развеивает этот и другие мифы, представляя читателю не только общий исторический очерк, но и также и малоизвестные факты и уникальные документы, иллюстрирующие русско-ассирийские военные связи во всей их полноте и разнообразии.

На территории Российской Империи ассирийцы начинают селиться в 1820-х гг., когда после русско-персидской войны и присоединения к России части восточноармянских земель наиболее активным сторонникам прорусской ориентации разрешили перебраться в Закавказье. После этого был еще ряд переходов на территории к северу от Аракса и к востоку от Арпа-чая. Возникают поселения в Закавказье, значительная ассирийская община в столице Кавказского края Тифлисе. Конец XIX века отмечен повышением жизненного уровня ассирийского населения тогдашней Российской империи. Жители Эриванской губернии и Карсской области получают возможность отдавать своих детей в военные училища, в первую очередь Тифлиса, но также и других городов Российской империи. В российской армии появляются не только отдельные офицеры (полковник П.Н. Бар-Карахан, Пир-Арсалан), но и целые плеяды ассирийцев-офицеров (например, Лазаревы). Особое место в истории народа занимает патриарх Мар Беньямин Шимуна, который, по оценке русского чиновника француза-протестанта Термена, не просто любил и уважал русского царя, но был самым близким и преданным другом русской монархии на Ближнем Востоке.

В период Первой мировой войны ассирийцы, находящиеся на службе в российской армии, принимают активное участие в персидском походе и в боевых действиях на Кавказском фронте, что используется турками в качестве формального повода к обвинению христианского народа в «мятеже» и к началу массовой резни. При этом стоит учитывать то обстоятельство, что «аширетные» (горные) ассирийцы, формально находясь в пределах Османской империи, проживали в горах Хаккяри и сопредельных районах обособленно, имея теократическую форму правления, до некоторой степени сходную с черногорской.

Самостоятельная глава работы Сергея Михайлова и Вячеслава Фариса содержит предания об истории ассирийских аширетов, записанные в своё время этнографом Лалаяном. Меликства Джелу, Зири, Верхний и Нижний Тиар, Тхум, Баз, Таль… Атрибутов турецкой государственности на территориях горных районов не было вовсе; попытки же сбора турками налогов пресекались порой по-восточному сурово. Соответственно, там, где не было присяги султану в Константинополе, сложно вести речь о каком-либо предательстве. А политические проекты некоторых духовных лидеров ассирийцев, связанные, в том числе, с политической, духовной (2) и культурной автономией народа в составе России, были обусловлены исключительно интересами выживания. И не их вина, что охватившие Российскую империю катаклизмы помешали реализации этих планов.

Примечательно, что для официального закрепления русско-ассирийского союза с патриархом лично встречался дядя Николая II, великий князь Николай Николаевич.

К сожалению, в складывавшихся реалиях Первой мировой войны поддержка ассирийского движения со стороны российских властей носила недостаточный и непоследовательный характер. Уже после развала Кавказского фронта Мар Беньямин Шимуна был предательски убит в 1918 году после окончания переговоров о перемирии с курдским племенным лидером Симко, причём в этих переговорах участвовал и был тяжело ранен полковник русской армии Алексей Николаевич Кондратьев, ранее командовавший первым ассирийским стрелковым батальоном, действовавшим в составе русской армии.

После революционной бури в России и развала фронта он не бросил ассирийцев, сформировав из русских офицеров (различного этнического происхождения) боевой костяк будущих ассирийских сил самообороны. В 1918 году в Урмии был сформирован ассирийский отряд, который впоследствии участвовал в гражданской войне на Кавказе на стороне белого движения. Многие из бойцов этого отряда в годы Первой мировой войны служили во втором ассирийском стрелковом батальоне, командовали которым есаул Ёлкин и войсковой старшина Павел Харитонович Золотарёв, впоследствии – один из лидеров белого движения на Кавказе. Там же служили два брата – Александр и Фёдор Саргизовы, один из которых эмигрировал, а другой погиб в ходе боевых действий с «красными горцами» в Терском крае в начале 20-х годов. Интересно, что третий брат, Лев, стал в Советской Союзе учёным и написал, в частности, интереснейшую работу «Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока», по которой изучал историю древнего народа, в том числе, и автор этих строк (3).

Помимо двух стрелковых батальонов, ассирийцы служили в составе добровольческой дружины Элова (Ага Петрос), выполняли в основном разведывательные функции и ходили, согласно русским архивным военным документам, на 300 км вглубь турецкого тыла.

Командный состав ассирийских воинских формирований в составе русской армии состоял из русских офицеров различного этнического происхождения (в частности, уроженцев Северного Кавказа), а также из ассирийцев на службе в царской армии (Лазарь Зервандов и другие). Многие из них участвовали в организации вооруженного сопротивления ассирийцев. Помимо Кодратьева, это русские полковники Кузьмин, Горецкий, Соколов, Травин, подполковник Синельников. Солдаты же были почти исключительно ассирийцы. При этом отношения между солдатами и офицерами предполагали, помимо безусловного осознания общности целей войны, также и неизбежные конфликты, которые в русской терминологии назывались «недоразумениями», а британскими авторами (что весьма отражает их представления о «туземцах») – «поножовщиной». При этом в трагическую пору отхода русской армии из сопредельных районов Турции и Ирана бойцы разрозненных ассирийских дружин, когда была такая возможность, приходили на выручку оказавшимся в ловушке русским отрядам, становившимся объектами враждебных действий со стороны местного мусульманского населения (как это было в районе Урмии в 1918 году).

По итогам Первой мировой войны ассирийцы не получили собственного государства на Ближнем Востоке; их исход с исторической родины привёл к укрупнению существовавших и формированию новых общин на территории Российской империи, а впоследствии – в Европе и Америке. В годы Великой Отечественной войны советские ассирийцы, считавшие себя частью советского общества, а СССР – своей родиной и не отделявшие свои судьбы от судеб других советских людей, в массовом порядке принимали участие в боевых действиях на самых разных направлениях. За проявленные героизм и стойкость на полях сражений, за достойное несение боевой службы в рядах Вооружённых Сил многие ассирийцы были удостоены высоких государственных наград, включая «Золотую Звезду» Героя. В книге приводится список из 70 ассирийцев – граждан СССР, с оружием в руках защищавших интересы своей Родины в военный период 1939-1945 годов. 7 представителей ассирийского народа воевали в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане против моджахедов – поддержанных американцами идейных предшественников тех, кто сейчас наводит свои кровавые порядки на Ближнем Востоке.

Конечно, данные цифры не отражают общее число советских ассирийцев, сражавшихся в период указанных войн в Вооруженных Силах СССР, которых было гораздо больше (4). Безусловно, в книге собраны далеко не все материалы, касающиеся военной истории ассирийцев на разных исторических этапах, и дальнейшая работа в данном направлении, по большому счёту, ещё только предстоит. Ждут дальнейших исследований, в том числе, дискуссионные сюжеты русско-ассирийских историко-культурных связей, включая деятельность Русской православной миссии в северном Иране в начале XX века (в книге содержится небольшая глава «Российская Урмия»). Не менее увлекательными сюжетами  являются историческое наследие, современные этнокультурные процессы в ассирийской среде Кавказа, а также уроки прошлого для современности.

Андрей Арешев, специально для КГК

Примечания:

 

(1) В Москве существует община Ассирийской Церкви Востока при храме Мат-Марьям (Девы Марии). Община была зарегистрирована в 1994 г., храм был открыт в 1998 г. Московская община является наиболее известной и относительно многочисленной, хотя после геноцида 1915 года в Османской Турции (соответствующая трагическая годовщина приходится у ассирийцев на начало августа) общины начали возникать и в ряде городов Центральной России (Егорьевск, Шатура, Тверь), а также на Северном Кавказе и в некоторых других районах (Краснодар, Ростов-на-Дону). В Краснодаре храм уже построен и функционирует, в Ростове-на-Дону будет построен в ближайшее время. Большинство ассирийцев России посещают и русские православные, и ассирийские храмы.

(2) В частности, согласно ряду предположений, речь могла идти о неких элементах унии с Русской Православной Церковью при сохранении чтения литургии на ассирийском языке (впрочем, документальных подтверждений этому нет). В целом сторонники русской ориентации также стремились не допустить поглощения древней восточной церкви, что в перспективе привело бы к размыванию национальной идентичности. Сегодня, спустя столетие, мы можем видеть, что этого и не произошло.

(3)С одной из работ, посвященных рассматриваемому нами периоду, можно ознакомиться здесь: http://lraber.asj-oa.am/928/1/73.pdf

(4) Интересно, что ассирийские дружинники, участвовавшие в боевых действиях на Ближнем Востоке на стороне антигитлеровской коалиции, принимали участие в Лондонском параде победы 1946 года.

Андрей
 
Арешев
13 июля, 14:49