На главную Публицистика Общество
0

Так какая же она – российская молодёжь?..

Так какая же она – российская молодёжь?..Светлана Замлелова

 

Какая она – современная молодёжь? Те, кто уже вышел из школьно-студенческого возраста, судит о молодёжи либо по собственным детям и их товарищам, либо по сообщениям СМИ, либо по знакомым отрокам и отроковицам. Именно поэтому впечатления бывают самыми разными: кто-то хватается за голову, а кто-то уверяет, что «у нас прекрасная молодёжь!»

 

В самом общем смысле – молодёжь, как молодёжь: активная, любопытная, то наивная, а то циничная, ищущая себя, пробующая жизнь на зубок, внушаемая и мечтательная. И всё же, что отличает молодёжь начала XXI века от молодёжи конца XX? Пожалуй, современной молодёжи немного не повезло. Сами они могут об этом пока и не догадываться. Но когда твоё взросление приходится на время социальных катастроф, едва ли можно считать это большой удачей. Хорошее и плохое человек учится различать сызмальства. И если он усвоит, что плохое – это хорошо, а хорошее – плохо, жизнь его не обещает быть гладкой. А дело именно в том, что катастрофа 1991 г. всё перевернула с ног на голову, чёрное назвала белым, а белое провозгласила чёрным. Такие метаморфозы не могли не сказаться на юном поколении. Например, если лжецов, призывающих к тому же США к ядерному удару по СССР, или реформаторов из 90-х называют повсеместно «элитой», «лучшими людьми», стоит ли удивляться, если молодой человек усвоит: чтобы стать лучшим, нужно быть худшим. Или если газеты и телевидение наперебой утверждают культ прожигателя жизни, то незачем ахать по поводу подростковой преступности и недоумевать: почему это молодые люди не понимают, что материальная часть жизни – это ещё не вся жизнь. Р. Мертон называл порок и преступление «нормальной» реакцией на ситуацию, «когда усвоено культурное акцентирование денежного успеха, но доступ к общепризнанным и законным средствам, обеспечивающим этот успех, недостаточен». В качестве подтверждения – пример из 90-х, когда романтизация проституции и героизация бандитизма в отечественном кино привели к тому, что молодые люди стали воспринимать и то, и другое как престижные профессии.

 

И всё же обобщение – штука коварная. Это в литературе можно и нужно обобщать с лёгким сердцем. Но в жизни обобщения могут и подвести. На утверждения вроде: «все бабы дуры, а мужики сво», можно услышать справедливое замечание: «Вам просто не везло».

 

Так же и с молодёжью. Ведь и молодые люди бывают по-разному образованны и воспитаны, столичные и провинциальные, из семей с высоким или низким достатком, политически активные и аполитичные. Более того, современное российское общество, можно сказать, отчаянно разнородно, и обобщать значило бы просто не понимать страну, в которой мы сегодня живём. Например, у российских туристов за границей репутация если не хамов, то что-то очень близко к тому. Значит ли это, что все граждане нашей страны – хамы? Конечно, нет. Просто хамы привлекают к себе внимание, и по ним испуганные туземцы судят обо всех русских.

 

А потому любые суждения о некой группе людей, основанные на личных домыслах и впечатлениях, касаются только подгруппы, а не группы в целом. Например, студентов 1-го курса экономического факультета Московского университета. Или учащихся старших классов мурманской гимназии №1. И т.д. Поэтому, чтобы лучше разобраться в вопросе и не походить на занудно-мечтательного деда, любящего повторять: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…», доверимся, как говорится, профессионалам и обратимся к исследованиям. Благо, они проводятся, а результаты их никто и не думает скрывать.

 

Несколько лет назад Фонд имени П. Сорокина провёл масштабное исследование ценностей в современной России. А ценности, как известно, это и есть сам человек, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). В ходе исследования выяснилось, что ценностная система в нашем обществе после катаклизмов XX в. так до сих пор и не сложилась, а люди по сей день не избавились от ощущения выбитой из-под ног почвы. Однако существуют некие ценностные обломки, и разные страты российского общества опираются на те или иные обломки. При формировании ценностной системы важную роль играет пространство России, которое само по себе не способствует единству нации, и напротив: при небрежении или неумелом подходе может работать на раскол. Особенно учитывая, что в современном мире немало найдётся желающих расколоть и растащить нашу страну. Что же касается молодёжи, то отсутствие одной ценностной системы как раз-таки и приводит к тому, что молодые девицы обращаются в поисках ценностей к интернету, а найдя, то прыгают из окон, то записываются в граждане государства Ирака и Леванта и бегут из дому. После чего уже родителям приходится их отлавливать по всему миру.

 

В то же время далеко не вся молодёжь настроена сегодня столь идеалистически. И для большинства характерна всё-таки потребительская ориентация. Поэтому нет ничего удивительного, что так мало молодых людей приходит, например, в коммунистическое движение. Коммунисты могут предложить протест, борьбу, идеологию, но единственное, чего они не могут предложить – это индивидуальное материальное благополучие как ценность. О том, что «народ возвращается к истинной вере» и что «всё больше молодёжи в церкви» говорить не приходится, поскольку истинная вера уж никак не монтируется с потребительским раем. Священнослужители, наблюдающие за паствой, приходят к тому же выводу: материальное преуспеяние – главная ценность на сегодня в российском обществе. И молодёжь, естественно, не отстаёт от общих веяний. Достаток – вот, что в первую очередь влечёт значительную часть российской молодёжи. Даже образование молодые люди стремятся получить не ради интересной работы и раскрытия собственных талантов, а ради того, чтобы иметь возможность получать большую зарплату. Кроме того, для многих молодых людей огромное значение имеет так называемая самореализация. Но речь опять же идёт не столько о самопознании и возможности творчески проявить себя, сколько о карьерном продвижении, внешнем успехе и независимости. Это особенно заметно в творческой сфере, где важным становится не качество создаваемых произведений, а умение привлечь к себе внимание и заставить о себе говорить. Современные «творцы» соревнуются не в творческой одарённости и мастерстве, но в способности попасть в телевизор. А другими словами – в способности к самопродвижению, в умении «продать» себя, выделиться и прославиться. Это и есть самореализация или успех.

 

На фоне утверждения новых и, казалось бы, чуждых ценностей, молодёжь сохраняет вполне традиционное отношение к семье, признавая семью не менее значимой и важной, чем карьера. Впрочем, только на первый взгляд это может показаться удивительным, поскольку семья для большинства людей – это, как правило, продолжение своего «Я». Ценность семьи во многом связана с ценностью «Я». За исключением случаев полного краха семейного очага, именно в семье человек чувствует себя наиболее комфортно, расслабленно и безопасно. Семья даёт человеку начало и продолжение. Ну и, наконец, не будем забывать, что продолжение рода – это всё-таки инстинкт, то есть естественная потребность любого человека. Проблемы с демографией возникают вовсе не потому, что людям не нужны семьи. Люди боятся нестабильности, незащищённости и нищеты, что также можно назвать инстинктивным проявлением или неосознанным стремлением защитить и оградить ещё не появившееся потомство. Поэтому пропаганда «семейных ценностей» без материальной поддержки, без гарантированной защиты от наркомании, педофилии, порноиндустрии и прочей ювенальной юстиции, выглядит так же нелепо, как, например, пропаганда обязательного трёхразового питания.

 

Наряду с приверженностью к семейным ценностям современные молодые люди, что вполне предсказуемо, высказываются за свободу. Понятие это весьма скользкое и размытое, потому что предполагает разные истолкования. Все грезят свободой, но каждый понимает под этим что-то своё. В итоге оказывается, что все говорят об одном, но хотят разного. Например, многие студенты столичных ВУЗов под свободой понимают права человека, защиту собственности и верховенство закона, что, с их точки зрения, является несомненно выше патриотизма и суверенитета. Между тем молодёжь из глубинки под свободой понимает социальное равенство, когда нет ощущения, что существует две России – «немытая» и «гламурная».

 

Разница между столичной и провинциальной молодёжью ещё и в том, что в столицах патриотизм воспринимается как явление смешное и даже маргинальное. Не понимая, в чём величие «этой страны» молодые люди не торопятся её уважать и уж тем более чем-то для неё жертвовать. Те же настроения сильны и в провинции. Молодёжь именно не знает своей страны и уверена, что на Западе всё по определению лучше и народ умнее. Тем не менее, среди провинциальной молодёжи сильнее запрос на патриотизм, выше готовность защищать Родину. В отличие от столичных сверстников, для них Родина – это не чиновники, а всё пространство страны со всеми живущими на нём людьми. Существует и потребность в ощущении национального единства. И, похоже, что благодаря недавним событиям эта потребность упрочилась, да и чувство единства стало крепче. Несмотря ни на что, молодёжь хочет гордиться страной. Многие считают, что сейчас не хватает великих свершений, как это было полвека назад. Молодёжь хочет, чтобы страна опять показала себя победительницей в войне или покорительницей космоса.

 

Любопытно, что многие молодые люди сетуют на то, что государство уделяет мало внимания патриотическому воспитанию в школах. Более того, вчерашние школьники зачастую недовольны, что школа вообще перестала воспитывать. Вседозволенность и распущенность, приписываемые обычно молодёжи как таковой, многими молодыми людьми отвергаются. Молодёжь активно высказывается за цензуру, а точнее, за баланс ограничений и запретов с личной свободой…

 

 

Так какая же она – российская молодёжь? Пёстрая, разнородная, многоликая… Наверное, противоречия, присущие молодым людям, являются не случайными, а вполне закономерно характеризующими российское общество в целом – с одной стороны, тоскующее по высоким идеалам, а с другой – нипочём не желающее отказываться от идеи личного процветания как ценности. Что опять же закономерно, поскольку современное российское общество устроено несправедливо и странно: судя, например, по оплате труда, кассир в супермаркете «более матери-истории ценен», нежели доцент в университете.

 

Образ молодого человека изменился за последние двадцать лет. Сегодня это целеустремлённые, напористые, прагматичные и самостоятельные юноши и девушки. Вместе с тем, они зачастую инфантильны, безразличны к окружающим и аполитичны. Но характерно, что образ этот продолжает меняться на глазах. И те, кому сейчас немного за двадцать, критически оценивают пятнадцатилетних, отмечая их возросший до неприличия меркантилизм и циничность.

 

Новая ценностная система российского общества пока не сложилась окончательно. Она ещё только формируется, она находится в подвижном состоянии и не обрела окончательных контуров. Она пока аморфна, но в этом есть свои минусы и плюсы, потому что всё ещё может измениться, а вот в какую сторону – непонятно. Если и дальше продолжится утверждение ценностей достатка и личного комфорта, вряд ли стоит ждать подъёма, потому что жажда преуспеяния любой ценой, превращает любого человека в Плохиша. Но если верно, что Россия до сих пор ещё не оправилась от потрясений 80-90-х гг., то меркантилизм – это не более чем наваждение, что-то вроде желания отъесться и отоспаться. А значит, есть надежда, что соотечественники, а в первую очередь, молодёжь, выберут в качестве сокровища что-нибудь более достойное, нежели достаток.

 

2015

 

Нравится
 
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова