Другие новости

Интернационал. Международный рабочий гимн

5 июня 2011 00:26
Татьяна Васильева


В июне 1871 года, сразу после падения Парижской Коммуны, пролетарский поэт Эжен Потье написал текст бессмертного «Интернационала». К юбилею гимна мирового пролетариата предлагаем вниманию наших читателей фрагмент из книги В. Дмитриева «Поэт-коммунар».

Другие главы из этой книги читайте в следующих публикациях на comstol.info.

***

Весь июнь Потье оставался в подполье. Имен­но в эти дни он создал гимн, проникнутый, несмотря на разгром пролетарской революции, твер­дой верой в ее конечную победу.

Вот что писал Морис Торез:

«Запомните эту дату: июнь 1871 года… Считан­ные дни, всего несколько недель прошло после побоища: версальцы ликуют, капиталисты Фран­ции и всего мира считают себя хозяевами навеки. В июне 1871 года Эжен Потье пишет «.Интерна­ционал». Какая замечательная демонстрация ве­ры в будущее рабочего класса! Чувствуешь, что ни разгром, ни бешеные репрессии не смогут по­мешать пролетариату добиться своей цели—соз­дать новый мир, где не будет эксплуатации чело­века человеком, не будет кризисов, безработицы, фашизма, нищеты и войны».

В. И. Ленин в статье, посвященной памяти Потье, также подчеркнул то обстоятельство, что «Интернационал» был написан «на другой день, можно сказать, после кровавого майского пора­жения»2.

Какая огромная разница между реакцией поэ­та на неудачу революции в 1848 г. и на такой же ее разгром в 1871! После подавления июньско­го восстания Потье пал духом, был морально раз­бит. Когда же парижскому пролетариату в мае 1871 г. был нанесен не менее тяжелый удар, когда его вожаки либо погибли на баррикадах, ли­бо были расстреляны без суда или сосланы в Нумею и Кайенну, Потье, которому грозила та же участь, сохранил бодрость духа и уверенно предсказал грядущую победу пролетарской ре­волюции.

Ему’ вторил другой певец Коммуны — Жан-Батист Клеман, который в одно время с Потье укрывался в подполье, пока ему не удалось неле­гально перейти границу. Песня Клемана «Крова­вая неделя» тоже датирована июнем 1871 г. и при­пев ее тоже полон бодрости:

И все ж —

Но то уже нынче, что раньше,

Дождемся мы лучших деньков.

Мечта о реванше

К восстанью зовет бедняков!

 

Не поразительно ли, что обе эти песни, про­никнутые столь глубоким оптимизмом, были соз­даны в момент торжества реакции, созданы поэ­тами, чья жизнь находилась в смертельной опас­ности? Их ежеминутно могли схватить версалъцы, и тогда исход был предрешен: ведь по парижским мостовым еще струилась кровь друзей и сорат­ников обоих поэтов. Этот оптимизм, эту уверен­ность в конечной победе рабочего класса им да­ли те 72 дня, в течение которых они боролись вме­сте с остальными коммунарами против общего врага.

В «Кровавой неделе» Клеман лишь описывает зверства контрреволюции; «.Интернационал» же был не плачем по жертвам, не реквиемом, как «Кто отомстит?», а четкой программой даль­нейшей борьбы. Однако прошло целых 16 лет, пока «Интернационал» был впервые опубликован в книге Потье «Революционные песни», вышед­шей незадолго до смерти поэта.

«Интернационал» Эжена Потье не был первым гимном под таким названием. В «Альманахе Ин­тернационала на 1870 г.», вышедшем в Льеже, есть песня под этим названием, подписанная псев­донимом «Populus», т.е. «Народ» (лат.). Неизвест­ный автор попытался изложить здесь цели и за­дачи, стоявшие перед рабочим классом, но ока­зался в плену старых, не оправдавших себя идей. Не о гнете эксплуататоров пишет он, а о гнете не­вежества; призывает объявить войну не господ­ствующим классам, а голоду и нужде… Как же с ними бороться? Как завоевать свободу? С по­мощью всеобщего избирательного права и про­гресса науки, гласит ответ…

Совершенно иным было содержание «Интер­национала» Потье. Точным, ясным языком здесь были изложены в поэтической форме историче­ские права пролетариата, указаны пути социа­листической революции. Здесь почти слово в слово повторялись лозунги, провозглашенные за семь лет до того в учредительном манифесте I Ин­тернационала.

Если добавить, что лозунги эти были воплоще­ны в проникновенных образах исключительной эмоциональной силы, то станет понятным, почему эта песня (когда другой французский пролетарий, Пьер Дегейтер, написал к ней музыку) приобрела популярность среди французских социалистов, стала их гимном, а впоследствии, будучи переве­дена на ряд языков, сыграла огромную роль в повышении революционного самосознания рабочего класса многих стран, особенно Рос­сии.

«Интернационал» посвящен автором Гюставу Лефрансе (1826—1901), активному деятелю рево­люций 1848 и 1871 гг., сражавшемуся на барри­кад ах; Коммуны. Впрочем, надо учесть, что Потье имел обыкновение посвящать свои песни друзьям и соратникам спустя несколько лет после их на­писания; видимо, так было и на этот раз.

***

Фрагмент из главы «Коммуна» (из первого издания книги, 1966 г.)

Комментирование закрыто
Читайте также

Ярослав Галан. Антифашист с Западной Украины

В условиях политического кризиса на Украине, сопровождающегося националистическими погромами под знамёнами бандеровщины

Валерий Чкалов: «Я — настоящий безбожник»

Николай Некрасов. Элегия

Николай Некрасов. «Железная дорога»

О коммунистической морали

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU