На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

МУСУЛЬМАНЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ: ПАТРИОТИЧЕСКИЙ РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Яна АМЕЛИНА | 19.09.2014 | 17:09

За последние два-три года, в особенности за время, прошедшее с момента убийства неизвестными первого заместителя муфтия Северной Осетии Ибрагима Дударова (26 декабря 2012 г., преступники не найдены (1)), ситуация в мусульманской общине РСО-А заметно стабилизировалась. Мусульмане республики все активнее задают тон в борьбе с радикализмом всему российскому исламскому сообществу, показывают хороший пример планомерной и плодотворной работы на благо осетинского общества и страны в целом. К сожалению, значительная часть республиканского социума продолжает жить стереотипами четырех-пятилетней давности.

Активная позиция Духовного управления мусульман Северной Осетии, носящая ярко выраженный государственный и патриотический характер (поддержка возвращения Крыма в состав РФ (2) и идеи воссоединения осетинского народа в составе России, помощь украинским и сирийским беженцам, размещенным в РСО-А (3) и т.д.) по-прежнему вызывает настороженность некоторой части правоохранительных органов и республиканских СМИ. Между тем, общественно-политический и социальный опыт североосетинской мусульманской общины, признанной по итогам голосования на портале Ansar.ruв 2013 г. самой активной (4)в России, заслуживает не только изучения, но и максимально широкого распространения.

«Россия не должна бояться ислама»

Безусловно, первое место в перечне разнообразных направлений деятельности ДУМ РСО-А занимает собственно религия. «В Осетии среди мусульман - полное единомыслие, - описывает ситуацию в республике на текущий момент глава ДУМ, муфтий Хаджимурат Гацалов. - У нас нет оппозиции, у нас нет противостояния, у нас нет разделения в общинах и нет общины, которая проповедует другое течение» (5). «Россия не должна бояться ислама как во внутренних делах, так и во внешней политике, - убежден он. - Упрочая позиции ислама, Россия будет упрочать свою мощь и авторитет». Муфтий не согласен с предвзятым отношением к студентам, получающим исламское образование за рубежом, особенно в Саудовской Аравии (6). «Опасна не страна обучения, а отсутствие здравого нрава и зрелого сознания, - поясняет Гацалов. - Необходимо целенаправленно отбирать кандидатуры и сопровождать их вниманием во время обучения» (7).

Муфтий РСО-Алания Хаджимурат Гацалов. Фото Феликса Киреева

Ислам в Осетии никогда не был причиной недоверия и возможных межконфессиональных потрясений, указал муфтий на прошедшем 20 мая 2013 г. во Владикавказе ситуационном анализе «Религиозная жизнь Осетии: вызовы и перспективы». По его мнению, проблема не в отсутствующем противостоянии представителей разных религий, а в агрессивности и нетерпимости нерелигиозной части общества. Муфтий также возложил часть ответственности за создание негативного образа ислама на «агрессивность части людей, прикрывающих свои действия исламом, и регулярные террористические акты на Северном Кавказе, которые совершаются представителями народов, исповедующих ислам».

Говоря о ситуации внутри общины, муфтий подчеркнул, что в ней нет характерных для других регионов проблем и противоречий между старшим и младшим поколениями верующих, между теми, кто получил исламское образование за рубежом, и получавшими его традиционно из поколения в поколение. «Нельзя заглянуть в душу каждого человека, тем более, если он хочет скрыть свой внутренний мир, но общую идеологию и общее состояние мусульманской общины Совет ДУМ контролирует и направляет, - констатировал муфтий. - …Я не говорю, что нет проблем, они есть и, к сожалению, будут, исходя из общей ситуации и с культурой, и с образованием, с тем, что 20 лет молодежь и общество предоставлены сами себе. …Есть стабильность и спокойствие, но нет запаса прочности. Нет мощной общественной конструкции, которая бы по своему культурному и нравственному стержню придавала бы динамику добрым начинаниям и гасила бы негативный импульс» (8).

Радикализм и террористическое подполье как системные явления в республике действительно отсутствуют. Убийство 26 мая 2011 г. народного поэта Осетии Шамиля Джикаева, в котором обвиняется ликвидированный при задержании молодой исламист Давид Мурашев, несмотря на его общественную значимость, остается единственным инцидентом подобного рода как в РСО-А, так и на территории России в целом. Ни в одном из знаковых терактов или боестолкновений последних лет не фигурировали исламисты осетинской национальности и даже просто выходцы из республики.

За этим стоит серьезная работа руководства ДУМ. 25 мая 2013 г. во Владикавказе состоялась исламская богословская конференция «Учение о джихаде, такфире и халифате в современном мире», в ходе которой представители 29 мусульманских общин Северной Осетии приняли фетву о неприменимости к республике термина «дар аль-харб» («территория войны»), поскольку в РСО-А «мусульмане живут в условиях безопасности, пользуются религиозной свободой, гарантированной Конституцией России, и совершают исламские обряды». «В ней недопустимо объявлять и вести  военные действия, ибо это противоречит шариату, - говорится в документе. - Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость и доброе увещевание, и ведение диалога наилучшим образом - ради применения Закона Аллаха во всей его полноте» (9).

ДУМ РСО-А стало единственным в России Духовным управлением, принявшим фетву, прямо запрещающую местным мусульманам участвовать в сирийских событиях (также на вышеупомянутой конференции). «Относительно Сирии и отправления туда для участия в боевых действиях говорим с полной ответственностью и откровенностью: людям, не имеющим основательных знаний по Исламу и не имеющим правильного представления о происходящем в Сирии, запрещается побуждать к участию в войне в Сирии, так же вдаваться в рассуждения относительно правоты или правильности групп находящихся там, - отмечается в документе. - Также запрещается отправляться туда самостоятельно».

Приводятся следующие шесть причин: «отсутствие разрешения руководства мусульман на отправления в эти места, отсутствие призыва авторитетных ученых мусульман направляться туда, отсутствие призыва компетентных людей жителей Сирии прийти к ним на помощь, отсутствие правильного представления об истинном положении вещей, отсутствие разрешения родителей и наличие вреда для оставленных семей и вреда от обвинения мусульман Осетии в радикализме». «Тот, кто хочет блага для народа Сирии, пусть обращает к Аллаху мольбы о скорейшем облегчении для сирийского народа, - завершается фетва ДУМ РСО-А. - Также есть возможность помогать людям, проживающим в лагерях беженцев, одеждой, лекарствами и продовольствием» (10).

При этом в Сирии погибло лишь четыре мусульманина - выходца из Осетии (один из них был армянином, принявшим ислам), ранее самостоятельно отправившихся туда. О сколько-нибудь массовом участии осетинских мусульман в сирийских событиях сведений нет. Духовные управления Чечни, Дагестана, Татарстана, для которых данная проблема стоит принципиально более остро (счет выходцам из этих республик, воевавшим на стороне боевиков, сражающимся против режима Башара Асада, идет на сотни, а возможно, и на тысячи), так и не вынесли соответствующих фетв (11).

31 декабря 2013 г. руководство и актив ДУМ РСО-А совместно с республиканской общественностью провели экстренное собрание, осудив организаторов и исполнителей волгоградских терактов, а также в очередной раз подчеркнув, что ислам не имеет с экстремизмом ничего общего. «Мы, представители народа Осетии, призываем народы России, представителей всех конфессий и национальностей, сомкнуть свои ряды и сообща встать стеной против террористов и тех сил, которые разрушают наши устои, совершая преступление против человечества» (12), - отмечается в принятом на мероприятии документе. Никакая другая исламская община РФ не сделала ничего подобного.   

5 февраля 2014 г. во Владикавказе состоялась конференция «Взаимодействие государственных и религиозных структур по профилактике проявлений экстремизма и радикализма», организаторами которой выступили ДУМ РСО-А и республиканское Министерство по делам национальностей. Муфтий Гацалов призвал создать единый рабочий орган, объединяющий все заинтересованные структуры и ведомства, а также общественные силы, для системной и грамотной работы по профилактике экстремизма, в первую очередь, в исламской среде. Местные мусульмане не намерены претендовать на политическую власть и желают лишь исповедовать свою религию в рамках действующего в России светского законодательства, заверил муфтий.

«Наша главная задача - сохранение мира и спокойствия в Осетии, чтобы отдельные экстремисты не могли их поколебать», - подчеркнул Хаджимурат Гацалов, добавив, что, если на федеральном уровне мусульмане видят, понимают и воспринимают стратегию власти в отношении ислама, то «по мере погружения в регионы, конкретно в нашу республику» она теряется. Со стороны силовых структур в некоторых случаях ощущается «прямое противодействие и давление», давление на ислам принимает порой «глупые и опасные формы». Муфтий назвал подобные действия «прямой угрозой стабильности и взаимопониманию».

Хотя ситуация внутри местных общин не везде одинакова и «ощущается нехватка грамотных людей», уровень сознания и морали, как и социальная и общественная активность мусульман, по словам муфтия, «наглядно растет». «Наша цель - воспитание личности, нравственной и целеустремленной, основой нрава которой станет патриотизм», - заключил Хаджимурат Гацалов, призвавший «исключить жесткость в деятельности силовых структур» и «уйти от взаимных претензий и упреков», создавая в обществе атмосферу доверия (13). Он также опроверг слухи о получении ДУМ финансовых средств из Саудовской Аравии, от главы Чечни Рамзана Кадырова, а также руководства Северной Осетии. При этом денег, выделяемых на уставную деятельность Духовного управления из Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (зарплата и налоги), в 2014 г. хватит всего на 9 месяцев (14).

На конференции прозвучал доклад первого заместителя муфтия, имама владикавказской мечети Расула Гамзатова о причинах радикализации мусульман и мерах по противодействию этому негативному явлению (15). Молодой исламский богослов убедительно доказал, что экстремизм чужд «исламу и истинным мусульманам». «Проявлять чрезмерность в религии запрещается; более того, религия не имеет отношения к проявлениям экстремизма, - констатировал Гамзатов. - Воистину, ислам - это религия середины, лишенная крайностей». Муфтий распорядился, чтобы имамы всех общин провели  уроки по этому докладу. Его целесообразно довести и до сведения всего российского мусульманского сообщества, так как до настоящего времени в России отсутствовал столь четкий и аргументированный богословский ответ на основные заблуждения радикальных исламистов. Так же оценили его и радикалы: реагируя на появление доклада, джихадистский сайт «Вилаят Дагестан» разместил большой пропагандистский материал, автор которого безуспешно пытался опровергнуть постулаты Гамзатова. Публикацию и широкое распространение работы Расула Гамзатова вполне мог бы взять на себя Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.

Как отмечается в резолюции конференции, ее участники «осуждают все формы проявления экстремизма и радикализма». Они призвали органы государственной власти, общественные и религиозные организации Северной Осетии «объединить усилия для совместного противодействия проявлениям экстремизма и радикализма», предложили «наладить эффективное взаимодействие между государственными и религиозными структурами по противодействию этому злу». «Важной составляющей этого взаимодействия должно стать улучшение взаимопонимания, взаимоуважения и доверия между представителями различных национальностей, религий и государственной властью» (16), - констатируется в документе.

Вскоре аналогичная конференция прошла и в Моздокском районе РСО-А, ситуация в котором не вполне благополучна. Муфтий Гацалов призвал мусульман не искать ответы на волнующие вопросы в Интернете, а обсуждать их со знающими имамами (17). Таким образом, ДУМ Северной Осетии и вся североосетинская мусульманская община в очередной раз ясно и последовательно отмежевались от радикализма, хотя именно для Северной Осетии эта проблема стоит принципиально менее остро, чем в некоторых соседних республиках. Необходимо подчеркнуть, что информация, согласно которой во владикавказской мечети якобы возносятся молитвы за боевиков, воюющих в Сирии против президента Асада, собираются средства в их поддержку, произносятся проповеди против российского государства и т.п., не соответствует действительности и является целенаправленно распространяемыми слухами, так и не получившими подтверждения (18).

Моздокская антиэкстремистская конференция. Фото автора

Тема противостояния радикализму получила очередное развитие летом 2014 г., когда на первый план мировой повестки дня вышли события в Ираке. 29 июня радикальная террористическая исламистская группировка, называющая себя «Исламское государство», провозгласила т.н. «халифат». После недолгого замешательства практически все авторитетные мусульманские ученые арабского мира объявили о неправомочности этого акта. В России не спешили присоединиться к этим голосам. Как справедливо отметил на прошедшем 6 августа 2014 г. в Казани круглом столе «Появление «исламского халифата» в Ираке и отношение к нему мусульман Татарстана» эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов, на тот момент свое мнение о «халифате» в Ираке из всех мусульманских деятелей России высказал только Хаджимурат Гацалов, а из государственных деятелей - глава Чечни Рамзан Кадыров (19).

«Провозглашение «халифата» опасно для всех и чревато долгосрочными последствиями, - разъяснил Гацалов. - Для мусульманских стран, для богословов и теологов вопрос легитимности этого образования не выдерживает никакой критики. Ни одним своим положением, тем более, самопровозглашением, он не соответствует принципу понятия Халифат». Российским мусульманам нужно понимать несколько моментов, указывает муфтий Гацалов. Во-первых, силы, стоящие за «халифатом», в действительности не контролируют всю территорию, на которой он провозглашен. Во-вторых, авторитетные ученые исламского мира, в том числе жители Ирака, не просто не признали «халифа» Аль-Багдади, а потребовали отозвать провозглашение «халифата». Наконец, халиф мусульман избирается большинством мусульманского мира, его лидерами, которые представляют свои территории и обладают реальной властью на местах.

«Вопросов к провозглашению «Халифата» много, но они не должны уводить внимание от главного - начала очередного военного противостояния между суннитами и шиитами, - заключил глава ДУМ РСО-А. - Иллюзорность объявленного «Халифата» может привести в действие очень многие механизмы межнациональных, внутрирелигиозных и межгосударственных проблем». В России назрело проведение научно-практической конференции на эту тему с обсуждением конкретной ситуации и принятием решений, обязательных для российских мусульман, считает муфтий (кстати, эта задача также вполне посильна Фонду поддержки исламской культуры, науки и образования, а ее актуальность очевидна даже неспециалисту).  Итоговое разрешение ближневосточного кризиса возлагается Гацаловым на Россию: «Наша страна, при всей неопределенности ее внешней политики, наделена миротворческой миссией свыше, и должна осознать свое особое положение. Она должна показать арабам и остальному миру ту Россию, которую они ждут, и которую боится увидеть Запад» (20).

Вызывает некоторое удивление, что широкое и полное представление своей деятельности в прессе все еще представляет для ДУМ РСО-А определенную проблему. Делая упор почти исключительно на социально-значимых акциях (21), осетинские мусульмане пока не научились акцентировать внимание общества на проводимых ими общественно-политических мероприятиях, которые имеют принципиально большее значение для жизни  республики и всего Северного Кавказа. С другой стороны, республиканская пресса, в отличие от окружной, федеральной и иностранной, проявляет к жизни мусульманской общины Северной Осетии явно недостаточный интерес, что можно объяснить, наверное, лишь невысоким профессионализмом. Немалая часть общества предпочитает «бояться» ислама вместо того, чтобы разобраться, чем в действительности занимаются, чем живут и о чем думают живущие с ними бок о бок осетинские мусульмане.

В полной мере это проявилось и в реакции на убийство неизвестными 16 августа 2014 г. имама владикавказской мечети Расула Гамзатова, блестящий доклад которого о недопустимости радикализма в исламе цитировался выше. Таковой, по большому счету, не было, если не считать потока оскорбительных и злобных комментариев анонимных пользователей социальных сетей, обрушившихся с абсурдными нападками на главу ДУМ, ислам и религию как таковую (22). «Сегодня есть люди, которые злорадствуют в социальных сетях, я просматриваю и, к сожалению, не удивляюсь, - прокомментировал это муфтий. - Уровень человечности и мораль этих людей лишь подтверждает нашу национальную деградацию. Радоваться смерти человека?! Радоваться положению сирот?! Они не думают и не размышляют над откровениями Всевышнего Господа» (23).

Обеспокоенность подобным положением дел высказали участники прошедшего 28 августа 2014 г. во Владикавказе совместного заседания Совета ДУМ РСО-А и Совета имамов республики. Открывая обсуждение, Хаджимурат Гацалов отметил, что за последние два-три года ситуация в общине существенно изменилась к лучшему. «Стереотипы, создающиеся вокруг нас, не имеют под собой оснований, - констатировал муфтий. - Наша работа видна, отдача тоже видна». Социальные и благотворительные акции, участие представителей общины в конференциях, молодежных лагерях и прочих публичных мероприятиях вызывают волну благодарностей (24).

Отсутствие результатов в расследовании убийства Ибрагима Дударова, ненаказание виновных в этом преступлении породило предпосылки для убийства Расула Гамзатова (25), считает муфтий Гацалов. «Обоих убили за религию, за знания, за то, что они творили добро», - резюмировал он. Эту точку зрения разделяли многие собравшиеся, указавшие, что истребление знающих мусульман приведет к усилению невежества, а через него - радикализма, что, по всей видимости, является одной из целей преступников. Планомерное истребление молодого поколения всесторонне образованных, грамотных, адаптированных к современной российской действительности богословов, постепенно выходящих на первый план в исламских сообществах своих регионов, заметно ослабляет традиционный ислам, а опосредованно - доверие мусульман к государству и его силовым структурам. Скорейшее наказание виновных не только предотвратит такое развитие событий, но и позволит избежать роста недоверия к правоохранительным органам (26).

Остается надеяться, что ситуацию с информированием населения хотя бы отчасти поможет исправить печатный орган Духовного управления мусульман РСО-А, газета «Осетия. Голос ислама», первый номер которой увидел свет по окончании Рамадана-2014. По словам муфтия, новое издание будет информировать общественность республики и общины мусульман о планах совета ДУМ и проводимых мероприятиях, освещать события, происходящие в жизни мусульман Осетии, Кавказа, России и других государств. Важным принципом газеты станет обратная связь с читателем. В первом номере был опубликован ряд материалов о различных религиозных вопросах, а также эссе Гацалова «Имам Ибрагим», посвященное памяти Ибрагима Дударова (27). Газета издается тиражом 999 экземпляров, распространяется по всей республике (28).

Достижения североосетинских мусульман публично признают и те, кто по службе обязан содействовать укреплению в России позиций традиционного ислама. Посетивший Северную Осетию в мае 2014 г. заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Эдуард Хачукаев отметил активность ДУМ РСО-Алании в реализации молодежных проектов, правильный подход в организации процесса просвещения и образования, высокий уровень взаимодействия с государственными и общественными организациями, а также «конструктивную и продуктивную» (29) политику ДУМ в целом. К сожалению, констатация этих фактов пока не вылилась в действенную финансовую поддержку новых начинаний Духовного управления и в обеспечение жильем семьи покойного имама Расула Гамзатова, хотя это является одной из уставных задач Фонда.

Ислам и православие: курс на соработничество

Муфтий Гацалов неоднократно называл главной задачей Владикавказской и Аланской епархии РПЦ и ДУМ налаживание сотрудничества (а не «диалога» или «толерантности», которые он считает «демагогией какого-нибудь отдела пропаганды» (30)). Это касается и взаимоотношений православия и ислама в целом. «К сожалению, наши отношения (имею в виду православие и ислам), которые мы называем диалогом, пока отдают нафталином, инертностью и желанием отдалиться друг от друга, - печально констатировал муфтий. - …Когда же мы, наконец, объединимся в нашем общем желании служить Господу, ведь время уходит, а что мы успели? …Россия за свою историю была велика, когда вера была в сердцах людей, и сгибалась при отступлении от Закона Божьего. …Подъем России не возможен без единого духовного порыва» (31).

«Необходимо не только говорить о соработничестве представителей христианства и ислама, но и реализовать идею соработничества на практике, - убежден Хаджимурат Гацалов. - Люди религиозные, стоящие на платформе нравственности и морали, должны вместе отвечать на те вызовы безбожного мира, которые проявляются во всех сферах нашей жизнедеятельности. …Двигаться надо в направлении объединения в деле отстаивания нашей морали, нашей духовной истории и культуры» (32).

К сожалению, вплоть до настоящего времени эта позиция не встретила деятельной поддержки со стороны епархиального руководства, хотя глава ДУМ не просто призывает к соработничеству, но предлагает конкретные проекты. Еще летом 2013 г. муфтий высказал инновационную идею организации совместного паломничества мусульман и православных к святыням Иерусалима, получившую поддержку в ходе визита в Осетию хранителя ключей христианского храма Гроба Господня шейха Ваджиха Нусейбе (ноябрь 2013 г.). «Ваджих Нусейбе удивил меня своей простотой и вниманием, убеждением в правильности мирного и доброго сосуществования всех верующих, - комментирует Гацалов. - Лекция о понятиях джихада, о своем месте в этом мире, об ответственности перед Всевышним Аллахом, прочитанная в мечети Владикавказа, была очень внимательно и уважительно воспринята молодежью». «В места вековых совместных дружественных действий мусульман и христиан надо ехать вместе, сохраняя традиции великих людей и подавая пример соотечественникам по всей России» (33), - считает муфтий. «Если с Божьей помощью нам удастся совершить эту поездку и осветить ее в СМИ, то, я думаю, мы сделаем большой шаг в сторону упрочнения солидарности нашего общества, его культурного стержня» (34), - неоднократно разъяснял муфтий свою позицию. К сожалению, реализовать эту идею пока не удалось.

Стоит отметить, что харизматичность лидера североосетинских мусульман столь велика, что он, практически случайно оказавшись в числе выступавших на II форуме христианской молодежи России, прошедшем во Владикавказе 24-26 июня 2014 г.,  неожиданно стал самой яркой и запоминающейся его фигурой. Об этом, кто с уважением, а кто с недоумением, говорили многие делегаты, с сожалением отмечающие отсутствие таких ораторов и политиков среди христианских участников мероприятия (35).

«Россия - мишень № 1»

В отличие от многих своих коллег, муфтий Гацалов не остается в стороне от наиболее важных проблем, волнующих осетинское и, шире, все российское общество. Особое внимание привлекает демонстрируемый им глубокий концептуальный подход к событиям мировой политики, рассматриваемыми в широком историко-философском контексте.

Рассуждая об опасностях глобализации и будущем формируемого Россией Евразийского союза, Хаджимурат Гацалов еще два года назад справедливо указывал, что именно евразийское движение должно стать той основой, на которую сможет опереться «старая» Европа, «той базовой платформой, которая на новом историческом отрезке времени сохранит самобытность народов и их культур, их идентичность и неповторимость». «Здесь Россию ждет особая миссия, - отмечает он. - …Россия может стать гарантом сохранения многих этносов и их культур. Конечно, нужно понимать, что только та Россия, которая стряхнет с себя плесень шовинизма и выйдет из сомнамбулического состояния бескультурья и безразличия, осознает свое историческое Величие». Важное место в контексте евразийского движения предрекает муфтий и Кавказу, играющему особую роль в силу геополитического расположения, энергетики, большого числа различных народов и культур. «Географическое расположение региона и мощь Кавказского хребта -  естественная защита и ограда России от сил, не питающих к нам братских чувств, - констатировал Хаджимурат Гацалов. - В тоже время это мощный плацдарм для любых действий в обратном направлении, конечно, в первую очередь, благих и конструктивных» (36).

В интервью одному из армянских изданий муфтий Гацалов называет Россию «главной притягательной силой» кавказского региона и «главным экономическим, энергетическим, геополитическим объектом влияния на политику соседних государств». По его мнению, «Россия сегодня не настолько сильна в мировом, имперском понимании, как видится некоторым российским политикам, но вполне самодостаточна в своем влиянии на многие процессы, происходящие в мировой политике и, конечно, на изменения, протекающие в регионах постсоветского пространства». В очередной раз описывая геополитические устремления США и их сателлитов на Кавказе, глава ДУМ РСО-А заключает: «Кавказ и Россия, их исторический союз, как вчера, так и сегодня, так и завтра, выгоден всем участникам этого добрососедства» (37).

В своих статьях и интервью муфтий постоянно обращается к геополитическим вопросам, прежде всего, роли США в современном мировом раскладе. «Вся экспансия этого агрессивного и лицемерного государства направлена против России и всего, что связанно с Россией, - констатирует он. - Главный игрок, определяющий стратегию США и других государств-участников НАТО, - финансовый капитал Англии. …Кавказ в планах этого спрута - как точка разлома, слабое звено российского бастиона» (38).

Митинг в поддержку Крыма, г. Владикавказ. Фото автора

«Основная цель политики США последних десятилетий после развала СССР - Россия, - напоминает Гацалов в статье, написанной в преддверие крымского референдума о возвращении полуострова в состав РФ. - Единственная страна, которая реально противостоит гегемонии США, ее окончательному утверждению на мировом пьедестале. …Вся череда конфликтов и революций в государствах вокруг России - лишь расчистка площадки и перегруппировка сил антироссийской коалиции, вовлечение в нее новых и новых государств». Он подробно разбирает причины украинского кризиса. «Под влиянием сатанинского наущения и бесовской пропаганды народ, проживающий совместно столетиями, делится на западных и восточных, теряет духовность и позволяет измываться над общей историей, извращает ее и воспитывает следующие за ними поколения во лжи и ненависти к России, - горестно констатирует муфтий, не снимая, однако, ответственности и с российского руководства. - Более двадцати лет различными структурами государства США проводится идеологический подрыв, направленный на разобщение народа Украины, а все наше влияние сводится к переговорам о ценах на газ»  (39).

Муфтий Гацалов считает «заклятых друзей» России не геополитическими, а идеологическими противниками, для которых неприемлемо само существование России как таковой. «Ситуация на Украине масштабно демонстрирует силы Добра и Зла, - говорит он. - Явные признаки пульсации темных сил очевидны. Наши противники - вне времени и вне географии, и мира между нами быть не может». Бесовщиной называет глава ДУМ действия украинских политиков, боевиков и части граждан, поддавшихся антирусской пропаганде: «Общество, которое смеется, когда горят заживо люди - их соседи, земляки и просто создания Божьи - не может называться человеческим. Оно не имеет перспективы, как и само государство, породившее это общество» (40).

Будущее представляется муфтию Гацалову достаточно тревожным. «Россию обкладывают со всех сторон очагами возможного противостояния, (которое) задумывается в формате вооруженного конфликта, - отмечает он. - Грузия вчера, Украина сегодня - это ли не явные свидетели планомерной милитаризации политической атмосферы вокруг России и реализация конкретной задачи по втягиванию в военный конфликт?». Главным же уроком, который следует извлечь из событий на Украине, глава ДУМ считает осознание того, что вызвавшие их силы «никогда не смирятся с Россией. Они воевали с Российской империей, они воевали с Советским Союзом и воюют с Россией сегодня. Их усмиряла и усмирит только мощь и сила» (41). «Надо всегда помнить, что Россия - мишень № 1» (42), - заключает муфтий.

Замыслы врагов, однако, не должны пугать россиян. «Россия всегда очищалась и возвышалась при движении вперед, как во времена, когда она приросла Сибирью, когда пришел Крым, осваивалась Средняя Азия, и чахла, и покрывалась плесенью либерализма и бездуховности в состоянии инерции и безволия, - напоминает Хаджимурат Гацалов. - Нас не должны пугать ни экономические санкции, ни перспективы замораживании валютного запаса, которым и так давно пользуется наш идеологический противник. Мы должны  сбросить оковы ВТО, снизить внутренние цены на энергоносители и разбудить свой рынок. Мы должны поддержать в народе чувство собственного достоинства и гордости, которое выплеснулось при вхождении Крыма в состав России. Мы не должны упустить исторического шанса, представленного нам Божьей милостью» (43).

«Осетия должна воссоединиться»

Глава ДУМ РСО-А регулярно поднимает наиболее актуальные и острые проблемы развития осетинского этноса, от состояния осетино-грузинских отношений до путей развития осетинской государственности. За последние два года четкая позиция по этим вопросам снискала ему широкую популярность, в том числе в Южной Осетии (44).

Выступая на круглом столе «Российско-грузинские отношения на современном этапе» 23 мая 2013 г. во Владикавказе, Хаджимурат Гацалов указал, что их необходимо строить, исходя из прагматичных соображений: «мирно, по-доброму, но жестко, с четким посылом для грузин - в любой момент, как только задумаете что-то и возгордитесь, мгновенно будете отключены от всех радостей, которые исходят от матушки-России». «Изгнание и уничтожение осетин видится национальной задачей грузинских правителей при любом строе и политическом правлении» с девятнадцатого века до наших дней, отметил он. «Я стараюсь быть объективным и не хочу обвинять грузинский народ, но за все прошедшее время никогда не слышал и не читал ни от одного политического, государственного деятеля или представителя культуры слова сожаления и покаяния, - напомнил муфтий РСО-А. - Это говорит о системе взглядов, о мировоззрении. Они только и ждут очередной возможности дальнейшего уничтожения осетин». По его словам, за нынешней риторикой грузинского руководства нет анализа событий августовской войны, «нет даже соглашения о невозможности дальнейшей агрессии, то есть цель остается прежней, и меняются только задачи и подходы» (45). Отметил он и недружественность, лицемерие грузинской политики в отношении России, спасшей грузинский народ от истребления и давшей ему государственность.

«Главная задача России - создать условия объединения Осетии, - констатировал Гацалов. - Это не тактический, а стратегический шаг навстречу глобальным изменениям,  плацдарм влияния и воздействия не только на Закавказье». По его мнению, за прошедшее после признания время Россия должна была «возвести форт Южной Осетии» (46). В дальнейшем указанные мысли были неоднократно повторены и  развернуты Гацаловым на различных общественных мероприятиях, в том числе научно-практической конференции «Августовская агрессия Грузии и признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии: геополитические последствия, уроки и выводы» 25 августа 2013 г. в Цхинвале и международной научной конференции «Итоги августовской войны» 23 сентября 2013 г. в Москве, получив широкий отклик в патриотической среде.

В докладе, прозвучавшем на московской конференции, он прямо назвал грузинскую агрессию 2008 г. против осетинского народа «геноцидом», а самого агрессора - «военным преступником», добавив, что «необъявленная война Грузии против народа, желающего идти своей дорогой, война на его уничтожение до настоящего момента не получила должной оценки мировой общественности». Суть конфликта, убежден муфтий - «не временное, трагическое стечение обстоятельств, а многовековое противостояние между грузинами и осетинами, имеющее религиозно-идеологическую основу». «То, что Южная Осетия получила статус суверенного государства - Божий промысел, помощь Всевышнего народу, терпевшему вековое насилие только за свободолюбие и желание жить в мире с Россией», - указал Хаджимурат Гацалов.

Главной причиной конфликта он считает «национальное высокомерие, возведенное в ранг государственной политики, которое привело Грузию к агрессии и не дает ей возможности одуматься и покаяться за невинно погубленные души». Тбилисские высокомерие и гордыня оставляют открытой возможность повторения агрессии, а значит, формат «принуждения к добрососедству» становится для Грузии особенно актуальным, подчеркнул Гацалов. На региональном, да и широком геополитическом фоне говорить о возможности потепления российско-грузинских отношений не представляется возможным, заключил муфтий. Он предложил подумать над «восстановлением многополярной системы координат» и созданием концепции содружества кавказских государств, которая в перспективе может стать платформой системы коллективной безопасности, привлекательной также и для Ближнего Востока, и для Средней Азии (47). Ситуация в регионе Большого Кавказа должна контролироваться «системой общей безопасности, в первую очередь созданием в Южной Осетии мощного военного центра  «Бастион Юг» (48), считает Гацалов. К сожалению, отмечает он, «быстрых и продуманных действий в этом направлении мы не видим» (49).

Развивая тему воссоединения Осетии в составе российского государства в статье, написанной практически сразу после возвращения Крыма в РФ, муфтий призывает определиться с дальнейшими перспективами Южной Осетии. «Есть ли время для дальнейшего эксперимента по становлению суверенного государства - Республики Южная Осетия? Что такое нынешняя независимость Южной Осетии в экономическом и политическом ракурсах? Независимость от кого и от чего?», - задается он риторическими вопросами. Перечисляя, что приобретет РЮО после вхождения в Россию в качестве отдельного субъекта, Гацалов называет «полную независимость от притязаний Грузии и абсолютную гарантию защиты как часть территории РФ», разрешение проблемы кадрового голода, приток инвестиций, возвращение части населения, ранее покинувшего страну. «Важно и принципиально одно - территория Южной Осетии, как историческая земля осетин, сегодня должна решением народа обрести абсолютную защиту и гарантию от возможных геополитических изменений в структуре государств Большого Кавказа» (50), - заключил муфтий.

На прошедшей 22 апреля во Владикавказе II международной научно-практической конференции «Стратегия России на Кавказе в условиях глобальной нестабильности» профессор Юго-Осетинского государственного университета, политолог Коста Дзугаев подчеркнул важность крымского прецедента в контексте воссоединения Осетии. Процитировав упомянутую выше статью муфтия Гацалова, Дзугаев заметил, что тот фактически «поставил себя в число духовных лидеров объединительного процесса» (51). Тема продолжала развиваться и далее. 3 июня глава ДУМ РСО-А выступил на прошедшем во Владикавказе международном круглом столе «Воссоединение Осетии в контексте крымского прецедента: тенденции и перспективы». По его мнению, происходящее на Юге и Севере Осетии касается каждого осетина.  «Я считаю, что Осетия должна воссоединиться, - высказал он свое мнение. - Любые мало-мальские изменения на политическом поле Северного Кавказа принесут нам новые проблемы со стороны Грузии» (52).

 СОИГСИ, крыглый стол "Воссоединение Осетии в контексте крымского прецедента". Фото Феликса Киреева

События на Украине неизбежно втягивают Кавказ в открытое противоборство двух мировых систем, поэтому шанс вхождения в состав РФ необходимо реализовать как можно скорее, считает Гацалов. «Я не вижу преимущества независимой Республики Южной Осетии перед субъектом РФ, который будет называться Южная Осетия, тем более что независимость эта довольно-таки зависимая, - поясняет он. - Главный довод - сохранение ЮО, вопрос безопасности этой территории и народа - должен довлеть над всем прочим». Второй причиной поторопиться с воссоединением Осетии в составе РФ является разделенность осетинского народа, причем не столько государственными границами, сколько традициями и обычаями, разным отношением «ко многим моментам общенациональной идентичности», отсутствие объединяющей национальной идеи, наконец, депрессия, охватившая осетинское общество. «В деле возрождения национальной идеи альтернативы объединению нет» (53), - заключает глава ДУМ, призывая общество и политикум перейти, наконец, к разработке конкретного плана действий.

«Надо воспитывать людей в вере»

Многократно возвращаясь к теме о роли религии в современном обществе, муфтий перечисляет его главные духовные проблемы. По его мнению, необходимо определить «отношение к религии и возможности ее нравственного влияния на общество светского государства», разобраться с самим понятием светскости, не путая ее с антирелигиозностью и тем более богоборчеством, признать равноправие всех членов общества и религиозных конфессий. Первым же и принципиальным пунктом является воспитание молодежи. «Образованность невоспитанного человека зачастую приводит его к гордыне, к нетерпимости, к желанию довлеть над другими, что при сопутствующих проблемных ситуациях религиозного, национального или социального характера может стать серьезной причиной радикализации» (54), - предупреждает глава ДУМ, призывая к доверию всех субъектов российского общества друг к другу. «Не принесет добра грамота, если мы не воспитаем человека доброго и сострадательного, смелого и великодушного, - продолжает он эту мысль. - …Надо воспитывать людей в вере. Те, кто отвергает религию, со временем теряют  уважение к таким ценностям и понятиям, как честь, нация и Родина. …Это будущие обитатели ада, мнимое благополучие их скоротечно, и конец их ужасен» с(55).

Центральная мечеть г. Владикавказ. Фото автора

Отвечая на вопрос журналиста консервативного православного издания Марии Мономеновой о причинах радикализации российского общества и путях ее предотвращения, муфтий Гацалов назвал главной из них бездуховность. «Путь к предотвращению радикализации лежит только через пробуждение духовности народа, - убежден он. - …Нужно не просто ходить в церковь, в мечеть, считая себя верующим человеком, а утверждать Божье слово всей своей жизнью. Все болезни, как человеческие, так и общественные, возникают только из-за нежелания людей следовать этим путем». Только шайтану и «тем, кто под ним» выгодно «сталкивать мусульман с мусульманами, мусульман с христианами».

В этом интервью Хаджимурат Гацалов впервые обращается к теме истинных причин Первой и Второй мировых войн, через несколько месяцев подробно раскрытой им в статье «Сатанизм в наше время» (56). «То, что мы знаем об этих исторических, масштабных переворотах общественного сознания, мирового устройства, распаде империй и исчезновении целых государств, не объясняет глубинного, постоянно текущего процесса, планируемого и реализуемого кем-то, - рассуждает он. - Это наглядный пример борьбы добра и зла в историческом ракурсе» (57). «Не используя инструмент религиозного мировосприятия при анализе процесса зарождения агрессии, ее динамики к откровенному противостоянию и обязательному при этом сотворению несправедливости по отношению к человеку, невольному участнику войн и потрясений, трудно уяснить причины возникающих проблем, - предупреждает Гацалов. - Во всех войнах и революциях, особенно в начале их зарождения, явно  проглядывается участие сатаны». Единственным оружием против этого последнего является «закон Божий и проповедники, несущие благое слово» (58).

* * *

Четкая и однозначная направленность религиозно-политического вектора ДУМ РСО-А в сторону укрепления веры, духовности, нравственности и российской государственности является примером для многих мусульманских общин России. Дела и мысли североосетинских мусульман говорят сами за себя. «Скажите, разве вы не хотите жить в Великой России? – спрашивает Хаджимурат Гацалов. - И хотим, и должны! Обращение народа к Вере, к Господу очистит Россию от плесени, и Божий свет истины откроет путь духовного подъема и единения нашего народа, и обязательно снизойдет на Россию мир и милость Его!» (59)

Яна Амелина, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований

Примечания

(1) Подробнее об Ибрагиме и его роли в жизни общины: Элина Есиева. День памяти Ибрагима Дударова. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 26 марта 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/555-2014-03-26-08-27-10.html
(2) «Возвращение Крыма - Божий промысел, и не понимать этого нельзя», - убежден муфтий Гацалов. Подробнее: Хаджимурат Гацалов: Крым возвращается! Готовы ли мы? ИА Regnum, 14 марта 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1778031.html. Об этом он заявил и на митинге в поддержку возвращения Крыма в состав РФ, прошедшем во Владикавказе 18 марта 2014 г.
(3) Алина Инсанова. Убийство имама - удар по Осетии, а значит, по всей России и ее позициям на Кавказе. АПН, 3 сентября 2014 г. http://www.apn.ru/publications/article32214.htm
(4) За североосетинскую мусульманскую общину проголосовали 34% участников голосования (на втором месте – мусульмане Дагестана с 20%, на третьем – Саратовской области с теми же 20%). В рейтинге портала участвовали общины  29 российских регионов. Как отмечают организаторы голосования, «при отборе во внимание принимался положительный опыт верующих какого-либо региона в различных сферах - в просветительской деятельности, во взаимодействии с органами власти и обществом, в решении проблем последователей ислама, опыт проведения и участия во всевозможных мероприятиях и проектах, опыт развития исламской инфраструктуры и проявление твердой позиции по отношению к каким-либо резонансным событиям в умме». Подробнее: Читатели «Ансар.Ru» выбрали самый активный джамаат России! Ansar.ru, 31 января 2014 г.  http://ansar.ru/sobcor/2014/01/31/47329. Только в 2013 г. североосетинские мусульмане провели более 140 мероприятий политической, общественной, социальной, спортивной, обучающей и развлекательной направленности. Подробнее: 2013 год с осетинским колоритом (+фото). Ansar.ru, 4 февраля 2014 г. http://ansar.ru/rightway/2014/02/04/47434
(6) Оба погибших первых заместителя муфтия, Ибрагим Дударов и Расул Гамзатов, получили образование в этой арабской стране.
(7) Мария Мономенова. «Бастион Юг». Русская народная линия, 18 февраля 2014 г. http://ruskline.ru/analitika/2014/02/18/bastion_yug/
(8) Яна Амелина. Владикавказ: до покаяния Грузии «диалога» с Тбилиси не будет. АПН, 6 мая 2013 г. http://www.apn.ru/publications/article29279.htm
(9) Фетва о не применимости термина «Дар аль-Харб» к Республике Северная Осетия – Алания. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 28 мая 2013 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/374------l--r------.html
(10) Обращение к участникам конференции, к  мусульманам Республики Северная Осетия-Алания. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 28 мая 2013 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/375-2013-05-28-18-41-54.html
(11) Яна Амелина: Сирийские боевики - следующая станция Россия? ИА Regnum, 31 января 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1761395.html
(12) Обращение к народам России. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 31 декабря 2013 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/528-2013-12-31-16-04-45.html
(13) Доклад Муфтия Гацалова по профилактике экстремизма. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 7 февраля 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/542-2014-02-07-12-40-31.html
(14) Подробнее о конференции: Алина Инсанова. Мусульмане Северной Осетии «брать власть» не намерены. АПН, 12 февраля 2014 г. http://www.apn.ru/publications/article31053.htm
(15) Причины радикализации и возможные пути ее предотвращения. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 7 февраля 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/articles/538-2014-02-07-07-49-05.html
(16) Резолюция. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 9 февраля 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/543-2014-02-09-07-35-25.html
(17) Представители ДУМ Северной Осетии посетили Моздокский район. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 5 марта 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/548-2014-03-05-13-17-27.html
(18) Подробнее: Алина Инсанова. Убийство имама - удар по Осетии…
(19) В Казани обсудили появление «исламского халифата» в Ираке и его риски для мусульман Татарстана. Сайт «Этнорелигиозные исследования в Поволжье», 7 августа 2014 г. http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/441/. Справедливости ради следует отметить, что в сентябре 2014 г., после появления в Интернете ролика «Исламского государства», герои которого угрожают президенту Путину «освободить Чечню и Кавказ», против «халифата» высказались многие российские исламские деятели. Фетвы, разоблачающие ИГ, издали практически все ведущие зарубежные исламские центры.
(20) США никогда не были и не будут друзьями ни одного народа: интервью муфтия Северной Осетии. ИА REGNUM, 8 июля 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1823067.html
(22) Подробнее: Яна Амелина: Имам убит, обществу все равно. ИА Regnum, 23 августа 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1839591.html
(23) Хаджимурат Гацалов: «Мы живем в очень плохое время…»
(24) См., например: В столице Северной Осетии состоялся II Межрегиональный молодежный форум «Кавказ сегодня и завтра». Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 16 июня 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/591--ii-q-q.html, Муфтий Северной Осетии выступил на Первом международном межрелигиозном форуме. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 5 августа 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/629-2014-08-05-12-01-28.html, Имамы почтили память Бесланской трагедии. Сайт Духовного управления мусульман РСО-А, 3 сентября 2014 г. http://www.islamosetia.ru/index.php/home/1-latest-news/650-2014-09-03-00-57-34.htmlи т.д.
(25) См. также: Хаджимурат Гацалов: «Мы живем в очень плохое время…»
(26) Подробнее: Алина Инсанова. Убийство имама - удар по Осетии…
(27) Кто тогда мог предположить, что второй номер новой газеты будет посвящен также убитому неизвестными Расулу Гамзатову…
(28) Мусульмане Северной Осетии начали издавать собственную газету. ИА REGNUM, 7 августа 2014 г.  www.regnum.ru/news/society/1834012.html
(29) Мусульманской молодежи Осетии придали социальное ускорение. IslamNews, 23 мая2014 г. http://www.islamnews.ru/news-146121.html
(30) Яна Амелина. Владикавказ: до покаяния Грузии…
(31) Мария Мономенова. «Бастион Юг»…
(32) Хаджимурат Гацалов: Нужно на практике реализовать идею соработничества христианства и ислама. «Ноев ковчег», №15-16, сентябрь 2014 г. http://noev-kovcheg.ru/mag/2014-15-16/4682.html
(33) Мария Мономенова. «Бастион Юг»…
(34) Алина Инсанова. Хаджимурат Гацалов: «Мы не должны упустить исторического шанса, представленного нам Божьей милостью». АПН, 20 мая 2014 г. http://www.apn.ru/publications/article31608.htm
(35) Яна Амелина. Молодежь для «галочки». АПН, 30 июня 2014 г. http://www.apn.ru/publications/article31871.htm
(36) Хаджимурат Гацалов. Кавказ в обрамлении Евразии. «Кавказская политика», 27 сентября 2012 г. http://kavpolit.com/kavkaz-v-obramlenii-o-evrazii/
(37) Карине Тер-Саакян. Хаджимурат Гацалов: Кавказ и Россия, их исторический союз всегда выгоден всем участникам этого добрососедства. PanARMENIAN.Net,  8 ноября2013 г. http://www.panarmenian.net/rus/interviews/172368/
(38) Мария Мономенова. «Бастион Юг»…
(39) Хаджимурат Гацалов: Крым возвращается! Готовы ли мы? ИА Regnum, 14 марта 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1778031.html
(40) Алина Инсанова. Хаджимурат Гацалов: «Мы не должны упустить исторического шанса…»
(41) Хаджимурат Гацалов: Нужно на практике реализовать идею соработничества христианства и ислама…
(42) Елена Евдокимова. Мишень №1. Осетинский муфтий об убийствах духовников, Украине и Грузии. «Аргументы и факты-Северный Кавказ», №35, 27 августа 2014 г. http://www.stav.aif.ru/politic/caucasus/1324854
(43) Алина Инсанова. Хаджимурат Гацалов: «Мы не должны упустить исторического шанса…»
(44) Последнее особенно показательно, поскольку в силу ряда причин югоосетинская общественность относится к исламу, мягко говоря, неоднозначно. Между тем муфтий Гацалов, сам о том не ведая, фактически стал одним из идеологов партии «Единая Осетия», завоевавшей большинство мест в парламенте на выборах 8 июня 2014 г. Его статьи и интервью, посвященные перспективам воссоединения Осетии в составе РФ, постоянно публиковались как в одноименной партийной газете, так и на сайте партии, неизменно получая большой положительный резонанс.
(45) Хаджимурат Гацалов. Грузино-осетинские отношения в аспекте российской дипломатии. ИА Regnum, 12 июля 2013 г.  www.regnum.ru/news/polit/1683230.html
(46) Там же.
(47) Хаджимурат Гацалов: Большой Кавказ после войны: реальность и перспективы. ИА Regnum, 8 октября 2013 г. www.regnum.ru/news/polit/1717307.html
(48) Мария Мономенова. «Бастион Юг»…
(49) Ситуация не изменилась и к настоящему времени.
(50) Хаджимурат Гацалов: Пора определиться с перспективами государства Южная Осетия. ИА Regnum, 3 апреля 2014 г. www.regnum.ru/news/polit/1786300.html
(51) Яна Амелина. Южная Осетия войдет в состав РФ уже в 2014 году. АПН, 28 апреля 2014 г. http://www.apn.ru/publications/article31507.htm
(52) Курс на Воссоединение. Осрадио, 4 июня 2014 г. http://osradio.ru/obshestvo/72291-kurs-na-vossoedinenie.html
(53) Алина Инсанова. Хаджимурат Гацалов: «Мы не должны упустить исторического шанса…»
(54) Хаджимурат Гацалов. Закон Божий - закон жизни… Русская народная линия, 30 апреля 2014 г. http://ruskline.ru/special_opinion/zakon_bozhij_zakon_zhizni/
(55) Алина Инсанова. Хаджимурат Гацалов: «Мы не должны упустить исторического шанса…»
(56) Хаджимурат Гацалов. Сатанизм в наше время. Русская народная линия, 8 августа 2014 г. http://ruskline.ru/special_opinion/2014/08/satanizm_v_nashe_vremya/
(57) Мария Мономенова. «Бастион Юг».
(58) Хаджимурат Гацалов. Сатанизм в наше время.
(59) Мария Мономенова. «Бастион Юг».

ислам Россия Северная Осетия традиционализм



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info