Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Илья Намовир: Казахстану необходимо признать наличие «русского вопроса»

Валерий МошевГолос России
23 июля 2013

Казахстан – один из ключевых союзников России. Вместе с тем, Казахстан занимает первое место по переселению из него на Родину российских соотечественников. Как связать эти два факта? На эту и многие другие темы в интервью проекту "Окно в Россию" размышляет главный редактор портала «Русские в Казахстане» Илья Намовир.

 

Недавно в Астане состоялась двусторонняя встреча президентов России и Казахстана. «Взаимоотношения между нашими государствами и народами развиваются в динамичном ключе, об этом говорит интенсивность встреч на высшем уровне и регулярный обмен мнениями. Экономические и политические отношения очень насыщены, развиваются процессы в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и создаваемого Евразийского экономического союза. Осенью этого года в Екатеринбурге пройдет встреча в рамках Форума межрегионального сотрудничества, в ходе которой, возможно, будут внесены подготовленные изменения к базовому договору о добрососедстве и союзничестве между странами. Все это говорит о том, что во взаимодействии между нашими государствами нет никаких неразрешимых проблем», – заявил в ходе встречи Н. Назарбаев.

 

Казахстан – один из ключевых союзников России. Вместе с тем, Казахстан занимает первое место по переселению из него на Родину российских соотечественников. Как связать эти два факта ? Казалось бы, и экономика в Казахстане развивается достаточно стабильно, особенно на фоне серьезнейших проблем других стран региона, и положение русского и русскоязычного населения в этой братской стране тоже не вызывает особой тревоги, тем более, что и здесь есть с чем сравнивать... О том, что часто проходит незамеченным на фоне прекрасных дружеских отношений наших стран в сфере высокой политики, мы беседуем с главным редактором портала «Русские в Казахстане» Ильей Намовиром. 

 

- Илья, насколько тема переселения русского населения в Россию - болезненна для Казахстана? Как мне кажется, даже пропаганда нашей госпрограммы по содействию добровольному переселению российских соотечественников по гласному (или негласному) соглашению политиков обеих стран в Казахстане звучит приглушенно или вообще не звучит на официальном уровне. И, тем не менее, приемные временных групп ФМС России переполнены очередями желающих вернуться на Родину наших соотечественников. Каковы мотивы, подталкивающие русское население Казахстана к переезду в Россию? И какова динамика этого переселения, если брать не только госпрограмму, но и весь постсоветский период?

 

- Думаю, если говорить о мотивах, подталкивающих русское население Казахстана к переезду в Россию, то для людей более-менее осведомлённых о положении русских в странах ближнего зарубежья я не «открою Америку» и не скажу ничего принципиально нового, - эти мотивы на протяжении всего постсоветского периода у большинства русских соотечественников за рубежом остаются, к сожалению, некими печальными константами, сохраняющимися в той или иной степени практически во всех странах постсоветского пространства. На сайте «Русские в Казахстане» мы недавно разместили опрос, который звучит так: «Что, по вашему мнению, является основной причиной, по которой русские уезжают из Казахстана?». На данный момент в опросе поучаствовало более 700 человек, и (прошу прощения за то, что начинаю интервью с сухих цифр) позволю себе привести здесь его текущие результаты, которые, как мне кажется, говорят об очень многом. 

 

В опросе было 4 варианта ответа. За первый вариант «Социально-экономическая обстановка в Казахстане» проголосовало 13,54% опрошенных. За второй вариант «Привлечение Россией соотечественников (программа переселения)» проголосовало 2,74%. За третий вариант «Ассимиляционное давление, дискриминация по национальному или языковому признакам» проголосовало 80, 3% опрошенных. И, наконец, за четвёртый вариант «Иные причины» - проголосовало 3,42% респондентов. Мы сознательно не стали «дробить» варианты ответов и увеличивать их количество, поскольку нашей целью было не проведение некоего исследования с целью социологического анализа, а получение общей репрезентативной картины миграционных мотивов русского населения Казахстана. И, я думаю, результаты опроса позволяют это сделать. Цифры говорят сами за себя.

 

Если говорить подробнее, то в первый пункт («Социально-экономическая обстановка в Казахстане») можно включить ухудшение экономической ситуации и её нестабильность, особенно в свете последних далеко не популярных инициатив казахстанского правительства, таких как повышение тарифов на воду, электроэнергию и другие коммунальные услуги, урезание декретных выплат женщинам, получающим зарплату более 10 МЗП (минимальная заработная плата) и, хоть и отложенное, но неминуемое в будущем повышение пенсионного возраста для женщин. Сюда же можно отнести всё большую ограниченность доступа к квалифицированному, не говоря уже о бесплатном, медицинскому обслуживанию, качественному высшему и среднему образованию.

 

Пункт «Привлечение Россией соотечественников (программа переселения)», думаю, не нуждается в пояснении. Собственно, этот пункт мы добавили, поскольку некоторые казахские журналисты и политологи высказывали мнение, заключающееся в том, что в Казахстане нет никаких объективных причин для отъезда русских и активизация миграционных настроений связана лишь с агрессивной пропагандой Россией программы переселения соотечественников в Казахстане. Вот мы и решили узнать, согласны ли с этим сами русские. Опрос показывает, что точка зрения русских в этом случае диаметрально противоположна заявленному мнению… 

 

Третий пункт «Ассимиляционное давление, дискриминация по национальному или языковому признакам», за который проголосовало абсолютное большинство респондентов, является наглядным свидетельством того, что перекосы в межнациональной политике, типичные для большинства стран бывшего СССР и характеризующиеся усилением националистических настроений среди представителей титульных наций, этноцентристской политикой, сужением сферы употребления русского языка и дискриминацией русского населения, отнюдь не минули Казахстан. Хотя на официальном уровне наличие таких перекосов яростно отрицается, лишь повторяется мантра об уникальном казахстанском опыте построения общества межнационального согласия… 

 

Четвёртый пункт «Иные причины», - сюда каждый может включить что-то своё. Это и воссоединение с родными, проживающими за пределами Казахстана, и другие причины «личного характера». Я бы включил сюда ещё и простое стремление жить в русской культурной среде, и фактор неуверенности в будущем, связанный, помимо всего прочего, и с нестабильностью казахстанской политической системы, завязанной на одного человека – Нурсултана Назарбаева, и не имеющей гарантий сохранения и развития после его ухода.

 

Что касается динамики исхода русских из Казахстана, то самый массовый отток пришёлся на первое десятилетие независимости, только за один 1994 год из республики выехало около 800 тысяч русских, русской миграции таких масштабов, пожалуй, не знала ни одна другая республика бывшего СССР. К концу 90-х масштабы оттока замедлились, в 1999 году из страны выехало около 80 тысяч человек; относительная стабилизация экономической обстановки в стране, связанная с благоприятной конъюнктурой на рынке углеводородного сырья, позволила замедлить темпы миграции русского населения, которая к середине 2000-х и до настоящего момента составляет примерно 20 тысяч в год. Официальные данные Агентства по статистике, например, говорят о том, что за прошедший 2012 год из Казахстана выехала двадцать одна тысяча русских, из них 20 тысяч – в Россию. Всего, по самым скромным подсчётам, за весь период независимости из Казахстана выехало 2,5 миллиона русских, хотя, думаю, точнее будет оперировать цифрой в 3 миллиона. И если в 1991 году разница между русскими и казахами составляла всего 450 тысяч человек, то сейчас эта разница составляет уже около пяти миллионов…

 

- На одном из многочисленных форумов я наткнулся недавно на интересный комментарий жительницы Казахстана – казашки: «Национализм в Казахстане все больше переходит в шовинизм. Мы (казахстанцы) реагируем на ту или иную ситуацию по-разному. И по мере реакции, становимся или перестаем быть КАЗАХСТАНЦАМИ, а так - все делимся - делимся - делимся. Лично мне стыдно. За саму себя в первую очередь». От интервью эта женщина отказалась, сказав, что не готова публично рассуждать на такие темы. Скажите, Илья, насколько я знаю, в Казахстане существуют большие противоречия в среде титульного населения – между городскими казахами и сельскими, не говоря уже об оралманах-переселенцах. Расскажите, пожалуйста, о сути этой проблемы и о казахстанской национальной программе переселения казахов. Она ведь этническая, правда?

 

-Да, действительно, противоречия существуют. Внутри страны это обычно называют противостоянием шала-казахов («асфальтных» казахов, т.е. городских) и нагыз-казахов («настоящих» казахов, т.е. сельских). Собственно, здесь речь идёт о своеобразном внутриэтническом столкновении культур, городские казахи – в большинстве своём русскоязычны, казахским языком либо не владеют, либо владеют слабо. Большая часть их имеет высшее или средне-специальное образование. Шала-казахи – это, можно сказать, казахская техническая и гуманитарная интеллигенция. В свою очередь, сельские казахи, напротив, говорят на казахском языке, а русским либо не владеют, либо владеют в очень слабой степени. Они, в большинстве, малообразованны, что связано с падением уровня образования в сельских школах и фактическим отсутствием системы полноценного высшего образования на казахском языке и (ввиду низких базовых знаний и не владения русским языком) отсутствием доступа к высшему образованию на русском языке. После распада СССР городские казахи сохранили за собой руководство страной, ключевыми отраслями промышленности, финансовым сектором, в то время как сельские казахи оказались, по сути, предоставлены сами себе. Положение в сельских районах катастрофически ухудшалось, безработица и отсутствие каких-либо перспектив толкало многих на миграцию в города, что и послужило катализатором уже имеющихся внутриказахских (и межнациональных также) противоречий. Сельские казахи принесли с собой в город клановость и родо-племенные институты общественных отношений, которые в глазах городских казахов, привыкших к светским институтам гражданской интеграции, казались дикими и архаичными. В свою очередь, сельские казахи с трудом адаптировались в городской среде и значительная часть их просто маргинализировалась. Под словом «маргинализировалась» я подразумеваю то, что оказавшись на стыке двух культур, большое количество сельских казахов так и осталось в неком подвешенном состоянии: с одной стороны, выйдя из культуры села, с другой стороны – не приняв городскую культуру. Растущее недовольство сельских казахов, оказавшихся, таким образом, на самом низу социальной лестницы, подстёгивала в разы усилившаяся после развала Союза риторика казахских националистов, требовавших преференций казахам по праву титульной нации, построения моноэтнического, этноцентристкого государства, ликвидации официального статуса русского языка, ассимиляции или депортации русскоязычного населения и других мер, позволивших бы обеспечить «казахизацию» всей страны.

 

В настоящее время это культурное противостояние продолжается. Сельские казахи, используя терминологию из знаменитого романа Чингиза Айтматова, называют своих городских соплеменников «манкуртами», обвиняя последних в предательстве национальных интересов, забвении языка, культуры, традиций и «обрусении». Городские же казахи называют сельских «мамбетами», что близко по значению к прижившемуся в русском языке польскому слову «быдло», и винят их в отсутствии культуры, привнесении в современную жизнь архаичных норм и ценностей, бытовом национализме и ухудшении криминогенной обстановки в городах…

 

Что касается программы возвращения оралманов, то она, безусловно, построена по этническому принципу, и её основной целью является возвращение казахов-репатриантов из соседних стран в Казахстан. Каждый год по данной программе выделяются квоты на определённое количество семей, которые могут переселиться в Казахстан, где им, в свою очередь оказывают помощь с жильём и трудоустройством, выплачивают «подъёмные» и пособия. Оралманы освобождаются от службы в армии, для них выделяются квоты на среднее профессиональное и высшее образование, детям предоставляются места в школах и детских садах, они могут пересекать границу без взимания таможенных платежей и налогов, им гарантирован бесплатный проезд и провоз имущества. В стране существует 14 центров временного размещения переселенцев, есть также специальные центры адаптации и интеграции оралманов. Кстати, любой казах-репатриант может переехать в Казахстан и вне программы переселения. Объём льгот у него в этом случае будет меньше, но гражданство Казахстана он получит в ускоренном порядке, за 3-4 месяца. 

 

Всего за годы независимости, по приблизительным оценкам, в Казахстан прибыло около одного миллиона оралманов. Однако, при реализации данной программы казахстанские власти столкнулись с определёнными сложностями, среди которых одной из основных была интеграция оралманов в казахстанское общество. Были случаи, когда переселенцам выделялись «подъёмные», приобреталось жильё, выдавался скот для ведения хозяйства, а они, продав всё это выданное государством имущество, возвращались на прежнее место жительства – в Китай, Монголию, Узбекистан и т.д. Буквально месяц назад по казахстанским СМИ прошла история про посёлок оралманов, жители которого перекрыли республиканскую трассу из-за того, что им в посёлке отключили электричество. Как оказалось, на посёлке «висят» многомиллионные долги за электроэнергию, но жители и не думали их оплачивать. Местные власти два раза за счёт бюджета погашали долги переселенцев, которых, надо полагать, данное положение вещей вполне устраивало. А когда денег в бюджете не стало и электроэнергию пришлось отключить, оралманы вышли на митинг. Вероятно, подобные случаи и привели к тому, что сам Нурсултан Назарбаев в итоге сказал, что «оралманы ещё недостаточно поработали на благо страны», а трагические события 2011-го года в Жанаозене, где оралманы также сыграли не последнюю роль, стали своеобразной «последней каплей», после которой казахстанское правительство решило временно приостановить программу репатриации. 

 

- Илья, 23 июля мы со скорбью отмечаем годовщину кончины Вашего отца - Владимира Борисовича Намовира, основателя портала «Русские в Казахстане». Светлая память о Владимире Борисовиче останется в наших сердцах, - и это не просто красивая фраза. Сколько раз за это время мы вспоминали о том, как нам не хватает этого мужественного и талантливого человека. Вы пошли по стопам отца, уверенно и самостоятельно идете по этой нелегкой дороге. Мы знаем, что Ваш сайт периодически атакуют, что возникают проблемы с доступом к информации, расположенной на нем. Это случайные хакерские атаки или что-то более серьезное? Неужели пророссийский сайт в дружественной России стране может оказаться под давлением со стороны властей Казахстана?  

 

- Благодарю Вас за тёплые слова и светлую память об отце. Его очень не хватает не только лично мне, но и всему русскому движению в Казахстане.

 

Что касается хакерских атак, то могу с определённостью сказать, что они не случайны и имеют регулярный характер. Одна из таких атак несколько лет назад «положила» сайт, уничтожив весь архив материалов, была также проведена вирусная атака на редакторский компьютер отца, в результате которой также оказались потеряны все данные, хранившиеся на нём. Эта атака вынудила нас уйти из казахстанской доменной зоны, сменив адрес russians.kz на russianskz.info. С тех пор подобных инцидентов больше не было, но сайт регулярно подвергается DDoS- и спам-атакам. Последние, кстати, вынудили нас временно закрыть регистрацию на сайте. В данное время мы работаем над решением этой проблемы, думаю, что в течение месяца мы должны с этим разобраться. Пики же DDoS- атак часто приходятся на примерное время размещения новостей на сайте, в связи с чем нам приходится его изменять, жертвуя, к сожалению, определённой стабильностью. Тем не менее, самое главное, что «несмотря и вопреки» сайт работает. 

 

Что же касается авторов или заказчиков этих атак, то тут я могу лишь предполагать. С определённой уверенностью можно сказать лишь, что это не деятельность каких-то отдельных хакеров-самоучек, испытывающих к нашему сайту неприязнь, потому что, к примеру, DDoS-атака – процедура довольно специфичная и дорогая, а уж регулярная по времени – тем более. Или взять спам-атаки - у нас на сайте стоит защита от спама, любому человеку, который хочет оставить сообщение у нас, необходимо прежде ввести защитный код. Но, тем не менее, пока мы около месяца назад не закрыли регистрацию на сайте, спам появлялся, что, скорее всего, означает, что был специальный человек (или люди) который сидел и вводил защитные коды, для того, чтобы спам-боты могли оставлять свои сообщения.

 

Если предположить, что за данными атаками стоят местные власти, то остаётся вопрос – зачем? Возможно, кому-то не нравится, что мы на нашем портале публикуем материалы по программе переселения соотечественников. Но сейчас сайтов, посвящённых этой теме, множество, в соцсетях существуют десятки групп, посвящённых переселению в Россию, есть множество форумов переселенцев. Люди, так или иначе, найдут то, что им нужно, но, в любом случае, могу сказать, что наш сайт и дальше будет продолжать публиковать материалы по этой теме. Это моя принципиальная позиция. Русские в Казахстане не должны быть заложниками внутри- внешнеполитических игрищ, люди должны знать, что в случае, если у них возникнут необходимость или желание уехать, то для этого есть подходящий инструмент. Да, программа несовершенна, да, есть много недочётов, да, приходится сталкиваться с российской бюрократией, но, тем не менее, - она есть! И её наличие позволяет русским людям за рубежом не чувствовать себя загнанными в угол, даёт им понять, что их в России ждут и примут.

 

Возвращаясь к атакам на сайт: возможно, дело не в программе переселения, а в самом «русском вопросе» освещение которого и является целью работы нашего портала, ведь официальная позиция местной власти и обслуживающего её журналистско-экспертного пула заключается в том, что никакого «русского вопроса» в Казахстане нет и быть не может. Но и в этом случае, мне кажется, со стороны властей было бы неразумно пытаться бороться с нашим сайтом. Опять же, зайдите на любой форум переселенцев или группу по переселению в какой-нибудь из соцсетей. Там обсуждаются все те же вопросы и проблемы, только в гораздо более откровенной, жёсткой и нелицеприятной для официальной пропаганды форме. С развитием Интернета и всё бОльшим количеством людей им пользующимся, совершенно ясно, что «шила в мешке не утаишь». «Русский вопрос» и сама русская проблематика давно перестали быть прерогативой официальных СМИ. В Интернете царит voxpopuli,любое мнение и событие попадают под «критический взгляд масс». А этот взгляд очень пристален, причём, на фоне происходящих интеграционных процессов, не только в Казахстане, но и в России и Белоруссии, прежняя «страусиная» политика официальных властей в отношении «русского вопроса» не срабатывает, причём уже давно. Так что, мне кажется, что не имеет смысла устраивать подобного рода атаки на наш сайт. Более вероятно, на мой взгляд, что за этими атаками стоят околовластные прозападные круги, которым не нравится активизация интеграционных процессов на постсоветском пространстве, и которым выгодно замалчивание русской проблематики и консервация её в нынешнем состоянии, которое бы позволяло сохранять отток русских из Казахстана, тем самым снижая в Казахстане количество людей, потенциально поддерживающих евразийскую интеграцию.

 

- Все относительно. И жизнь русского или, скажем так, неказахского населения вашей страны на самом деле приятно отличается в лучшую сторону от положения русских в Прибалтике, на Украине или некоторых странах Средней Азии. Конечно, наиболее дружественная по отношению к русским атмосфера на постсоветском пространстве – в Белоруссии, у нас Союзное государство. Казахстан - вторая по близости к России страна после Белоруссии. И все же, что хотелось бы пожелать русскому из Казахстана казахстанским властям для того, чтобы не возникало мысли поскорее уехать оттуда в Россию?

 

- Необходим диалог между властью и русской общественностью. А его нет. Поэтому мне бы хотелось пожелать казахстанским властям начать реальный диалог с русским населением Казахстана. Признать наличие «русского вопроса» и начать открытую публичную дискуссию. Перестать, по меткому выражению одного из соотечественников, «размахивать языковой дубиной» и остановить всё усиливающуюся политизацию вопроса казахского языка, положить конец нарушениям в сфере языкового законодательства и реально обеспечить русскому языку статус, определённый ему Конституцией РК, а в идеале – наделить его статусом второго государственного языка, функции которого он де-факто до сих пор исполняет. Необходимо создание механизма полноценного участия русского населения в общественно-политической жизни страны, откуда оно было искусственно вытеснено. Только эти меры, по моему глубокому убеждению, позволят убрать то чувство навязанной отчужденности и неуверенности в завтрашнем дне, которое и подвигает русских Казахстана к «чемоданным настроениям» и миграции из страны.

 

- Будем надеяться, что всё в жизни наших стран будет изменяться только к лучшему, - и отношение к русским в Казахстане в том числе. Но если, все же, тянет на Родину неудержимо? Не из-за ущемления прав, не из-за каких-то гуманитарных или экономических проблем, а просто возникает естественное желание полнее раскрыть свои возможности, объединиться с родственниками, да множество есть причин, в конце концов… Как происходит реальный процесс переселения в Россию или получения российского гражданства? Насколько это легко? Можно ли сейчас сделать это вне рамок участия в госпрограмме переселения соотечественников? Хватает ли сил и средств у российских консульств, временных групп ФМС РФ для того, чтобы по-человечески, с максимально возможным комфортом обеспечить процесс переселения? Как в действительности обстоят дел с осуществлением права российского соотечественника вернуться на Родину?

 

- Так как Казахстан в 2009-м году в одностороннем порядке прервал действие соглашения между РК и РФ об упрощённом получении гражданства, то казахстанцы сейчас получают российское гражданство в общем порядке. Статья Закона РФ «О гражданстве», регламентирующая упрощенный порядок получения российского гражданства имеет несколько пунктов, но, по большому счёту, на «упрощёнку» могут рассчитывать либо участники программы переселения, либо те, кто родился на территории РСФСР и имел гражданство СССР, либо те, кто получил среднее профессиональное или высшее образование в российских учебных заведениях после 2002-го года.

 

Что же касается работы консульств и временных групп, то не секрет, что возможностей ни тех, ни других - не хватает, чтобы справиться с тем количеством людей, которое обращается к ним, так что пока, я думаю, о максимально комфортном обеспечении процесса переселения говорить рано… Понятно, конечно, что ресурсы у консульств и временных групп в этом отношении ограничены, но, мне кажется, что, тем не менее, ситуацию можно улучшить. Например, ввести запись на приём через интернет, - это сняло бы бОльшую часть нагрузки с сотрудников, отвечающих за запись по телефону и сократило бы обоюдные временные затраты.

 

А пока люди ждут, когда, наконец, заработает новая программа переселения. Многие (я в том числе) ожидали, что к настоящему моменту программа уже будет полноценно функционировать, но, к сожалению, на данный момент, насколько мне известно, утверждены лишь 5 региональных программ.

 

Также многого ждут от обещанного Владимиром Путиным закона об упрощенном получении гражданства соотечественниками. Думаю, Вам, как человеку глубоко погружённому в соотечественную тематику, часто приходилось встречаться с комментариями людей, суть которых можно выразить в следующем: «Не надо денег! Не надо льгот! Не надо ничего, - лишь дайте гражданство!» Люди готовы осуществить переезд за свой счёт, безо всякой финансовой нагрузки для российского бюджета, они просят лишь об одном – возможности не ждать пяти лет для того, чтобы стать гражданином РФ. Будем надеяться, что их услышат.

 

- Илья, давайте поговорим о культурном пространстве, окружающем русского человека в Казахстане. Достаточно ли оно широко и чем наполнено? Есть ли возможность не ассимилироваться и полноценно, без ущемлений развиваться детям, молодежи, просто расти русскими гражданами Казахстана? Быть казахстанцем и оставаться русским – это не проблема? Сейчас, завтра, в будущем?

 

- Если мы говорим о русском культурном пространстве, его границах и наполнении, то неизбежно приходим к вопросу русского языка, как основы, наполнителя и проводника в этом пространстве, и, говоря о его широте, мы подразумеваем ареал и сферу употребления русского языка в Казахстане. А эта сфера неизменно сужается, русский язык под нажимом казахских националистов сдаёт свои позиции при молчаливом попустительстве властей. Делопроизводство в государственных и мунициапальных органах переводится на казахский, сокращаются часы преподавания русского языка и литературы, снижается само качество преподавания. На уроках истории общее прошлое Казахстана и России представляется в виде отношений угнетенной колонии и метрополии, выкачивавшей из Казахстана ресурсы и подавлявшей огнём и мечом любой протест и инакомыслие.

 

По закону теле- и радиовещание ведётся на 50% на государственном языке, некоторые гостелеканалы полностью перешли на вещание на казахском. В общей сетке телеканалов из российских остался только «Первый канал Евразия», чередующий основную часть контента «Первого канала» с местными телепередачами. То же самое и с радио. Естественно, люди, которых ограничивают в праве доступа к российскому сегменту телерадиовещания, всё равно находят выход: если вы проедете по казахстанским городам и сёлам, то увидите, что крыши и стены домов увешаны спутниковыми антеннами. Люди покупают их, чтобы иметь возможность смотреть российские телеканалы – «Первый канал», «Россия», НТВ, ТНТ и другие. Всё больше людей телевидению предпочитают Интернет, имеющий мощный русскоязычный сегмент, объединяющий людей со всего земного шара. Естественно, что русскому человеку поневоле приходит в голову мысль, что, если его культурное пространство последовательно сжимают и вернуться в это самое пространство он может лишь виртуально, то не проще ли будет вернуться в это самое пространство и физически? Что многие и делают.

 

Если же говорить об ассимиляционном давлении, оно так же присутствует. Начнём с того, что та идеология, которая проповедуется у нас на официальном уровне, категорически не приемлет права русских Казахстана на наличие особой, духовной связи с Россией. Тех же, кто право на эту связь отстаивает, обвиняют в предательстве и вешают ярлык «пятой колонны». При этом элегантно закрываются глаза на наличие своеобразного двойного стандарта в этом случае, ведь, если в Конституции Республики Казахстан указано, что мы формируем нашу государственность «на исконно казахской земле», то, наверное, где-то есть и «исконно русская земля», не так ли? И если Казахстан признаёт за любым казахом за рубежом право на репатриацию, то есть, на возвращение на историческую родину, то реакция на осуществление права любого русского на репатриацию весьма нервная. Идёт формирование негативных стереотипов, например, о том, что казахстанские русские на ментальном, культурном уровнях отличаются от русских в России или, что в России не любят русских из ближнего зарубежья и всячески им вредят. Отдельные личности даже предлагают казахстанским русским называться русскими… казахами. Впрочем, всю суть официальной политики в отношении неказахского населения довольно ясно выражает идеологический базис национальной политики Казахстана - Доктрина национального единства, из которой была вычищена практически вся гражданская составляющая, что в итоге оставляет неказахскому населению республики два варианта: ассимилироваться или эмигрировать.

 

У казахстанских русских формируется подсознательное чувство вины, чему способствуют и современная трактовка истории Казахстана, в которой Россия представлена в негативном свете, и обвинения в отсутствии патриотизма в случае восприятия России как исторического Отечества, и периодические упрёки русского населения в нежелании изучать государственный язык (что является ложью: любой русский казахстанец изучает казахский язык в школе, колледже, техникуме и институте, и если большинство русского населения до сих пор не говорит по-казахски, то, наверное, проблема не в русских, а в учебных программах по казахскому языку. Если, конечно, кто-нибудь не договорится до того, что существует тайный общерусский заговор бойкотирования изучения казахского языка, и все русские, приходя домой, специально забывают всё, чему их учили). Из этого чувства может вырасти комплекс, который в итоге приведет либо к отторжению навязываемой идеологии, либо к отторжению своей национальной идентичности. Такова ситуация на данный момент, ну, а что касается будущего… Хочется, конечно, быть оптимистом, но, честно говоря, причин для этого я не наблюдаю. Скорее наоборот.

 

- Вы молодой еще человек, у Вас высшее образование, Вы полны сил, какие у Вас возможности для самореализации? Отличаются ли они чем-нибудь от тех возможностей, которые есть у российской молодежи? Насколько уверенно Вы сами смотрите в будущее? О чем мечтаете, к чему стремитесь?

 

- Ну, если говорить не обо мне, а, в целом, о возможностях самореализации русской молодёжи в Казахстане, то формальный повод в виде знания казахского языка, а на самом деле, - кланово-трайбалистский подход к формированию кадров, закрывает абсолютному большинству русской молодёжи дорогу к работе в госструктурах. Остаётся частный сектор. И если сравнивать в этом отношении Россию и Казахстан, то естественно, чем больше страна, тем больше возможностей, и, если российская экономика, грубо говоря, в 10 раз больше казахстанской, то, соответственно и российский рынок труда во столько же раз больше казахстанского, соответственно, - больше возможностей для самореализации. Плюс, многое зависит от выбранного рода деятельности. Скажем, я, когда поступал в университет, мечтал, что буду переводить Терри Пратчетта и Нила Геймана или замахнусь, если уж не на «Вильяма нашего Шекспира», то, во всяком случае, на Сомерсета Моэма точно. Но дело в том, что в Казахстане просто нет крупных частных издательств, способных предложить такой заказ, поэтому реализовать свои «замахи» у меня не вышло. То есть, просто существуют сферы деятельности, в которых в маленькой стране (даже если географически она большая) реализоваться невозможно или проблематично.

 

Что же касается уверенности в будущем, то нет, я бы не сказал, что смотрю в него уверенно. Во-первых, меня тревожат все те негативные для «национального самочувствия» русского человека в Казахстане явления, что я перечислял ранее, к тому же, я по роду своей деятельности знаком с этой темой глубже, чем простой обыватель, поэтому и уровень тревожности у меня несколько больше. Плюс, сейчас в Казахстане на внутриполитической повестке дня стоит много вопросов, начиная от вопроса транзита власти после ухода Нурсултана Назарбаева и заканчивая активизацией исламского экстремизма в стране, которые дают повод для беспокойства всем казахстанцам, в независимости от национальной принадлежности. Плюс, меня, как человека, чей ежемесячный заработок измеряется в сумме с четырьмя нолями ( но, к сожалению, не в долларах и даже не в рублях), волнует экономическая обстановка в стране и мире. В общем, поводов для неуверенности достаточно. Тем не менее, я, как и все люди, стараюсь быть оптимистом, и я верю, что в Казахстане ещё можно многое исправить и изменить к лучшему. Хочется надеяться, что ещё не поздно.

 

Ну а мечты… Я мечтаю, чтобы в будущем наступил тот момент, когда «русский вопрос» в Казахстане благодаря правильной и разумной национальной и языковой политике утратил бы свою актуальность и на нашем портале появлялись бы только новости, посвящённые культурной и общественной жизни русских в Казахстане, а я бы, вместо мониторинга политических новостей и событий переключился бы, например, на обзоры кинофильмов и пользуясь своим редакторским положением, выкладывал бы их на сайте. Или, скажем, рассказывал бы студентам о русской школе художественного перевода на примере Маршака и Пастернака. Или занимался переводом очередной книги Джорджа Мартина, а по вечерам репетировал бы с какой-нибудь местной андеграундной рок-группой…

 

Я стремлюсь к тому, чтобы иметь возможность жить сообразно своим принципам и убеждениям и быть при этом в состоянии позаботиться о своих близких. И чтобы эта возможность была доступна каждому русскому в Казахстане.

0
    5 696
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.