«Стоит над горою Алёша…». Пока стоит

Инициатива болгарских политиков регионального уровня по устранению памятника советскому воину-освободителю, получившего всемирную известность под именем «Алёша», в очередной раз ставит перед Россией и Болгарией острые болезненные вопросы. С одной стороны – культ русско-болгарского братства, сложившийся в России и Болгарии на протяжении XX века, имеет под собой прочные основания: решающая роль России в освобождении Болгарии от турецкого угнетения, общее славянское происхождение, общее православное вероисповедание, общая «кириллица», относительная близость языков, особо тёплые отношения в период после Второй мировой войны (нашедшие выражение в шутливой поговорке «Курица – не птица, Болгария – не заграница»), и, как выражение всего вышеназванного – особая лёгкость в общении, органичное доброжелательное отношение, если так можно выразиться – взаимная дружеская склонность. С другой стороны – «тёмные пятна» на светлой истории русско-болгарских отношений, выражающиеся в систематической антироссийской деятельности болгарского политического руководства как в досоциалистический период, так и в эпоху «демократии». Во все времена государственное предательство прикрывается высокими целями, тогда как на деле оно всегда преследует одну цель – удержание власти с дальнейшей эксплуатацией народа в собственных шкурных интересах. Русско-болгарское (или российско-болгарское, кому как нравится) братство рождалось и формировалось в совместной борьбе за славянское единство, за идеалы социальной справедливости, за свободу и независимость всех людей честного труда, и если не всегда страницы истории этой борьбы сияли идеальной чистотой, то всё искупалось осязаемыми положительными результатами. При поддержке Советского Союза Болгария обрела мощный импульс к развитию (научному, технологическому, сельскохозяйственному, культурному и пр.) и стала одной из самых привлекательных стран социалистического содружества. Неистребимые остатки этого обаяния Болгария сохраняет и по сей день, вопреки вырожденческим унифицирующим требованиям Европейского Союза и паразитической деятельности собственных «предпринимателей» – временщиков, интересующихся только прибылью и даже в малой степени не озабоченных будущим своего государства. Не будет преувеличением сказать, что отношение болгар к русским в целом и по сей день остаётся исключительно дружелюбным: слишком велико наследие социалистической эпохи, чтобы позволить так быстро себя забыть. В то же время, политическое руководство Болгарии, являющееся, за некоторым исключением, коллективным плодом агрессивной прозападной антироссийской селекции, на протяжении всего постсоветского периода показало себя активным разрушителем всех вышеперечисленных русско-болгарских бытийных наработок, действуя в интересах своих западных хозяев, но прикрываясь, как водится, лживыми декларациями о «независимости».

Одним из самых гнусных, самых безнравственных проявлений этой антироссийской и антирусской политики стала очередная инициатива о «переносе» памятника «Алёша» в некий «музей социалистического искусства». Это предполагаемое деяние, если оно осуществится, будет иметь символический, ритуальный смысл – отказ Болгарии от благодарности Советскому Союзу за освобождение от немецко-фашистских оккупантов. Если уничтожение в 1999 г. мавзолея Георгия Димитрова было ритуальным подтверждением отказа от социалистических идеалов, то перенос (фактически – то же самое уничтожение) памятника советскому воину-освободителю станет для Болгарии декларацией отказа от русско-болгарского братства, признаком предательства своей истории и фактического отпада от славянства, в котором Россия занимает центральное, главенствующее место. Следует сказать, что болгарский народ в этой ситуации проявляет сознательность и активную позицию: многочисленные общественные акции протеста до настоящего времени препятствовали исполнению подлого замысла. Но нарастающее в наши дни противостояние между Россией и объединённым Западом становится всё более ожесточённым, и требования хозяев к своим холуям (в данном случае – болгарскому прозападно ориентированному политическому истеблишменту) оказываются всё более категоричными. И здесь невольно встаёт вопрос о степени ответственности собственно болгарского народа – как за данную попытку надругательства над памятником русско-болгарского братства, так и за весь нынешний курс болгарского государства, направленный на максимальное отчуждение от России. 

В XX веке Советский Союз (Советская Россия) освободил Болгарию от немецко-фашистской оккупации. Во Второй мировой войне болгарский народ был заложником своего антинародного правительства, посылавшего болгарских солдат для службы в оккупационных войсках в Югославии и в Греции, освобождая таким образом значительное число немецких войск для войны против Советского Союза. Официально Болгария не находилась в состоянии войны с СССР, но давала возможность немецким войскам пользоваться аэродромами, морскими портами, железными дорогами Болгарии для военных целей, т.е. опосредованное участие в этой войне принимала. В связи с вышесказанным 5 сентября 1944 г. Кремль направил болгарскому правительству ноту, в которой говорилось о том, что страны с этого дня находится в состоянии войны. История освобождения Болгарии хорошо известна, и нет смысла здесь повторять её во всей полноте. Для характеристики отношения СССР к болгарскому народу достаточно одного штриха. Штаб 3-го Украинского фронта, привлечённого для проведения операции по освобождению Болгарии, учитывая сложившуюся в Болгарии ситуацию, принял решение начать наступление без артподготовки, в походных колоннах. Утром 7 сентября с самолетов были сброшены листовки с обращением генерала армии Ф.И. Толбухина, в которых говорилось: «Красная Армия не имеет намерения воевать с болгарским народом и его армией, так как она считает болгарский народ братским народом… Красная Армия добивается того, чтобы немецкие солдаты и офицеры, нашедшие приют в Болгарии, немедленно были интернированы и переданы советским войскам как военнопленные». Расчёт полностью оправдался, болгарский народ встречал советские войска как освободителей. Ни о каком сопротивлении не было и речи. За успешный разгром немецко-фашистских войск в Молдавии и Румынии и быстрое занятие территории Болгарии командующему 3-го Украинского фронта генералу армии Ф.И. Толбухину 12 сентября 1944 г. было присвоено воинское звание Маршала Советского Союза. Следует напомнить и подчеркнуть, что Командующий 1-й Болгарской армией генерал-лейтенант Владимир Стойчев стал единственным иностранным генералом, удостоившимся права возглавлять вместе с советскими генералами колонну сводного полка 3-го Украинского фронта на Параде Победы в Москве в 1945 г. Единство России и Болгарии, поколебленное предательской политикой профашистского болгарского правительства, было подтверждено на самом высоком уровне. 

5 ноября 1957 года в болгарском Пловдиве, на горе Бунарджик («Холм Освободителей») был торжественно открыт памятник советскому воину-освободителю. Созданный группой болгарских архитекторов, памятник символизировал вечную благодарность болгарского народа советскому народу за освобождение от немецко-фашистских захватчиков. В 1966 году поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню, посвящённую этому памятнику, песня называлась «Алёша». До 1989 года эта песня была официальным гимном Пловдива. В послевоенный период Болгария при содействии СССР сделала гигантский рывок в развитии и заслужила в народе гордое название 16-й республики Советского Союза. Нынешние прозападные политики Болгарии, покорно и бездумно выполняя волю своих хозяев, стремятся любой ценой заставить свой народ забыть о недавнем прошлом, о вековом братстве, оплаченном победами на ратном поле и в мирном созидательном труде. Нынешняя попытка «перенести» (а фактически, повторимся, уничтожить) памятник советскому воину-освободителю является уже четвёртой за постсоветский период. Пока решение «отложено», благодаря усилиям болгарской общественности и здравомыслящих, совестливых политиков. Хочется верить, что нравственное чувство и историческая память болгарского народа не позволят исполниться подлым замыслам временщиков, готовых поступиться любой святыней ради достижения своих низменных целей. Пока «стоит над горою Алёша», бьётся пламя славянского братства, и русский с болгарином радуются встрече. Если «Алёша» будет уничтожен – в отношениях наших народов появится пятно, стереть которое будет неимоверно трудно. 

 

От Редакции. Стоит признать, что не только политическое руководство Болгарии призывает убрать памятник «Алёша». Например, несколько лет назад читатели болгарского интернет-издания «Дневник» также высказывались за снос памятника:

Приходится признать, что русофобия давно победила не только в постсоветских государствах. Но едва ли стоит винить всех вокруг. Пока русофобию взращивали и воспитывали, Россия ничего не могла этому противопоставить. Потому результат вполне закономерный...

5
1
Средняя оценка: 4
Проголосовало: 22