Почему «Долгое государство Путина» столкнулось с системным кризисом

58

В феврале 2019 года вышла знаменитая статья Владислава Суркова под названием «Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит». В ней было предложено назвать Российскую Федерацию по имени президента Путина как четвертый тип российской государственности, поставив его в один ряд с Иваном Третьим, Петром Великим и Владимиром Лениным.

Бывший «главный интеллектуал президентской администрации» откровенно расхваливал своего шефа на все лады:



Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (притом что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей».
Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего. Именно будущего, поскольку настоящий Путин едва ли является путинистом, так же, как, например, Маркс не марксист и не факт, что согласился бы им быть, если бы узнал, что это такое. Но это нужно сделать для всех, кто не Путин, а хотел бы быть, как он. Для возможности трансляции его методов и подходов в предстоящие времена.

Однако к исходу 22-го года своего существования «Долгое государство Путина» подошло к состоянию системного кризиса, который просто невозможно отрицать. Самое интересное, что геополитическую «атомную бомбу» под него подложил сам Владислав Сурков, автор и куратор обоих Минских соглашений, за реализацию которых в 2015 году он был даже награжден орденом Александра Невского с формулировкой «За заслуги в обеспечении деятельности администрации президента РФ и многолетнюю безупречную государственную службу».

Что же пошло не так? Почему в феврале 2019 года все было так хорошо, а в феврале 2022-го вдруг стало не очень?

Если убрать в сторону пропагандистскую шелуху, то окажется, что «Долгое государство Путина» стояло на трех китах: высоких ценах на углеводородное сырье, внутриобщественном консенсусе под названием «путинская стабильность» и на «понтах».

С первым китом, думается, и так все понятно. В «тучные годы» Россия получила просто колоссальные сверхдоходы от экспорта нефти, газа и прочих природных ресурсов, которые, увы, не были использованы так эффективно, как могли бы. Однако кое-что перепало и народу, что было приятным контрастом с «лихими 90-ми». Если бы российская нефть в двухтысячные стоила 50 долларов за баррель, многие любители «путинской стабильности», возможно, вспоминали бы этот период не с такой уж и ностальгией.

Второй кит, как сиамский близнец, неразрывно связан с первым, однако проблема эта намного шире. Дело в том, что в наследство от «царя Бориса» Путин получил вооруженный конфликт в Чечне, террористические взрывы в жилых домах, а также разгул преступности. Суть сформировавшегося в нулевые общественного договора между властью и народом состояла в том, что мы все соглашаемся с существенным урезанием наших прав и свобод в обмен на строительство «вертикали власти» во главе с «Сильной личностью», которая наводит порядок железной рукой. И вроде бы даже получилось. Чечню замирили, залив деньгами, бандитов в трениках отодвинули на обочину истории вежливые «люди в штатском». Политикум оказался основательно зачищен, а в общественное сознание активно внедрялась установка: «Если не Путин, то кто?»

Третий кит – это наши «понты»: грозные речи, подкрепляемые не мощной производственной экономикой, а прорывными вооружениями, существующими зачастую в единичных экземплярах или малых сериях. Коллективный Запад, в свою очередь, постоянно делал вид, что боится русских танковых колонн, рвущихся к Ла-Маншу, а Соединенные Штаты с 2014 года последовательно создавали образ врага из Российской Федерации, чтобы дать новую жизнь блоку НАТО и увеличить продажи своих вооружений.

Итак, что же мы имеем по исходу девяти месяцев специальной военной операции по демилитаризации Украины?

Европа, наш главный стратегический партнер, поставила целью принципиальный отказ от закупок российского газа. В отношении черного золота из нашей страны вскоре будет введен ценовой потолок. Альтернативные рынки готовы брать российские углеводороды только с очень приличной скидкой, перекладывая все проблемы с их поставкой на экспортера. Динамика, как говорят врачи, негативная.

Начало СВО на Украине резко раскололо российское общество на сторонников и противников. Количество первых оценивается примерно в 70%, вторых – совокупно около 30%, что очень и очень много. Также очевиден раскол общества по политическим взглядам и видению послевоенного будущего на «белых» и «красных», о чем мы подробно рассказывали.
Увы и ах, но у власти сейчас находятся именно «белые», которым киевские и западные партнеры ближе и понятнее, чем собственное «красное» население с его чаяниями о воссоздании СССР-2 и желанием победить в этой новой «Великой Отечественной». Это глубинное противоречие между интересами истинных хозяев и заправил нашей страны и ее народа и определяет все «странности» спецоперации на Украине. Прямым следствием такого отношения является очевидное падение авторитета российской власти и внутри России, и за ее пределами.

Прежний общественный договор де-факто прекратил свое существование. И это, к сожалению, дало карт-бланш внешним врагам нашей страны. Новый замглавы ЦРУ Дэвид Марлоу прямым текстом говорит о том, что США будут использовать недовольство россиян своим президентом против него самого:

Вторжение в Украину стало провалом для президента России Владимира Путина и открывает возможности для западных спецслужб проводить агентурную работу среди недовольных россиян.

На самом деле, наглость американцев просто поражает, поскольку основным принципом действий разведки является максимальная скрытность. Подобная публичность заявлений из Вашингтона – прямой вызов Кремлю. И это только цветочки.

РФ даже не пригласили на конференцию по безопасности в Мюнхене, которая состоится 17-19 февраля 2023 года, где вместо официального представителя от Москвы западные партнеры примут российскую несистемную оппозицию либерального толка:

Российские власти не приглашены на Мюнхенскую конференцию по безопасности – 2023. Мы не станем предоставлять им платформу для пропаганды. Мы хотим обсудить будущее России с лидерами российской оппозиции и людьми, находящимися в изгнании. Их голоса должны быть услышаны.

Напомним, что именно на данной площадке в 2007 году президент Путин произносил свои грозные речи, считающиеся началом холодной войны – 2. Настоящей «вишенкой на торте» можно считать принятую накануне резолюцию Европарламента о признании России «государством – спонсором терроризма» из-за проводимой СВО на Украине. За нее проголосовали 494 евродепутата из 596, против – 58, еще 44 воздержались. Если присовокупить к ней недавний раскол по голосованию в ГА ООН за резолюцию против героизации нацизма, а также принятие резолюции по выплате Россией Украине «репараций», то общая картина получается крайне удручающей.

В общем, все сложно.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    25 ноября 2022 12:17
    Жить нужно по Конституции РФ, а не по лозунгам(правилам) "своих не бросаем", "деньги не пахнут", "это только бизнес","выполнять экономические договоры","нужно следовать рыночной экономике", "зачем иметь свое производство, если можно купить". Об образовании стыдно говорить, свое на помойку, главное как там, там за бугром, наши дипломы должны котироваться за бугром, а на деле министру визу не дают. Зачем нам физика и математика, а искусственный интелект, это когда оператор управляет? На какой математике базируется искуственный интелект, на булевой алгебре или есть новая алгебра?
  2. +16
    25 ноября 2022 12:35
    Ну а почему нельзя их (кто против) убрать из правительства? Что мешает? И вообще выслать из страны на ПАРОХОДЕ!!! Кто против народа должен жить за КОРДОНОМ! Не верю, что некем заменить саботирующие кадры в правительстве . И в центробанке тоже. Хватит бояться. И так уже обложены со всех сторон.
    1. +1
      26 ноября 2022 12:44
      Так автор и говорит, что у власти у нас белые, а народ в массе своей за красных. Поэтому и не высылают и не вышлют, пока верховной власти ничего не грозит внутри страны.
    2. 0
      26 ноября 2022 15:54
      Владимир, полностью вас поддерживаю
  3. +20
    25 ноября 2022 12:42
    Да, для большинства людей неформальный договор "государство нас особо не трогает и мы не вякаем" закончился, сейчас государство трогает всех, а что взамен?
    Стабильность? Нет. Может материальное благосостояние? Нет. Может хотя бы вера в на дальнейшее процветание и благополучие? Тоже нет.
    Есть только война, которой конца и края не видно, не ясны даже ориентиры, цели, которых нужно достичь что бы победить.
    А ещё у этой войне ты должен подготовиться сам, что б не сдохнуть от первого ранения, от потери крови, потому что жгут, который тебе выдадут полное говно. Или не слечь от минингита или пневмонии, потому что выдадут тебе комплект одежды, который пригоден только для строевой подготовки на плацу
    1. +12
      25 ноября 2022 13:27
      Цитата: Muskool
      Да, для большинства людей неформальный договор "государство нас особо не трогает и мы не вякаем" закончился, сейчас государство трогает всех, а что взамен?

      а взамен пока к сожалению ничего sad

      Стабильность? Нет. Может материальное благосостояние? Нет. Может хотя бы вера в на дальнейшее процветание и благополучие? Тоже нет.

      Перспективы весьма и весьма туманны, такое ощущение, что у власти нет чёткого плана на ближайшее будущее и она действует на авось. sad

      Есть только война, которой конца и края не видно, не ясны даже ориентиры, цели, которых нужно достичь что бы победить.

      Цели озвучены, но как их реализовывать? Демилитаризация, ну учитывая как ведём боевые действия, как разбираемся с вражескими тылами, к этой цели мы будем идти года 3-4 как минимум.
      Денацификация, а её как проводить, и что конкретно она предполагает, хватать ярых украинских националистов и под трибунал? Ну учитывая, что их весьма активно обменивают при активном участии "нашей" элиты, то о выполнении данной цели можно забыть! sad
      Итоги печальны, мы как ёжик в тумане, идём чёрт знает куда и имеем весьма смутное представление того, что нас ждёт!
  4. +12
    25 ноября 2022 13:12
    собственное «красное» население с его чаяниями о воссоздании СССР-2 и желанием победить в этой новой «Великой Отечественной»

    Это самое "красное" население либо реальный СССР не застали в сознательном возрасте, либо как раз его если не сами рушили, то равнодушно наблюдали за процессом со стороны. Никто в 1991-м на защиту СССР не поднялся. А нынешние "красные" стали таковыми существенно позже, когда поняли, что "вписаться в рынок" у них получилось не очень. И если даже завтра каким-то чудом СССР советский строй восстановят с точностью до мельчайших нюансов, 90% ностальгирующих о социализме заявят без всяких сомнений, что это "неправильный" социализм.
    А желание победить в новой Великой Отечественной... Так это не желание победить самим - мало кто из этих желающих в военкомат побежал, да и на тяготы и лишения не подпишется. У них есть желание включить телевизор, и чтобы им оттуда сообщили, что "они" победили. Ну, как в любимых сказках: "По щучьему велению, по моему хотению..."
  5. +3
    25 ноября 2022 13:18
    Вы реально верите в 70 процентов поддержке Путину.
  6. +10
    25 ноября 2022 13:26
    то что Путин живет на понтах и пиаре сейчас и последнему ... должно быть понятно, но пока это работает внутри страны, правда "партнеры" и даже друзья его уже раскусили и поняли что нет никаких ХПП и никакой геополитики, а есть просто пересиживание ситуации по русскому принципу "авось пронесет"
  7. +4
    25 ноября 2022 13:35
    "В общем, все сложно". Отличная мысль.
  8. Вот как только вижу заголовок со словом "почему", так уже знаю и автора, и то, что на вопрос он не ответит, а просто пользуется хамским приёмом рекламщиков, закладывающих в вопрос тезис, который им надо утвердить в сознании потребителя .
    Кризис есть - и причины его в глобальных негативных процессах, из которых пытаются найти выход все, и некоторые за счёт других.
    Это естественно.
    1. 0
      25 ноября 2022 21:34
      Соглашусь.
  9. +7
    25 ноября 2022 14:20
    В отличии от объединяющего Союза ССР, название Россия у многих национальностей отождествляется с русскими в ущерб другим национальностям, а потому вопрос о названии гособразования заслуживает внимания.
    В мировой истории существует три типа гособразований – рабовладельческие, феодальные и буржуазные, различающиеся формами государственного устройства и управления – диктатура, монархия, республика, общим между которыми является только одно – присвоение материальных благ и господство меньшинства населения над большинством.
    Человек подчиняется общим законам развития и не может их изменить по своей воле или желанию, но может ускорить или замедлить развитие и это единственный критерий правильной оценки влияния человека на ход истории.
    Системного кризиса сегодня в РФ нет, но «атомную бомбу» заложил сам В.В.Путин в 13 статье Конституции 2022 года о признании идеологического многообразия и запрете государственной идеологии. Это как тело без души, живой труп. Что есть идеология? Это система взглядов и идей которые исповедует правящий класс или стоящая у власти ведущая его группировка через свою политическую партию которая насаждает эту идеологию и защищает. Как писал В.И.Ленин, в классовом обществе идеология может быть только классовой – капиталистической или пролетарской. Пролетариат всегда борется за те или иные экономические интересы которые принципиально ничего не меняют, а чтобы это изменить необходима классовая солидарность пролетариата и политическая партия.
    Условием существования является идеологическая сплочённость пролетариев всех наций и народов проживающих на территории РФ и основополагающие принципы Ленинской новой экономической политики как компромиса на этапе строительства социализма между частной и общественной собственностью, обеспечить которую может только политическая партия и диктатура пролетариата. В противном случае разные и антагонистические политэкономические интересы национальных и региональных буржуазий ведут к возникновению национализма и гражданской войне с последующим образованием национальных гособразований, искоренению в них языка межнационального общения, переписыванию истории, созданию национальных героев и всему тому что происходило после распада Союза ССР.
    1. -3
      25 ноября 2022 15:35
      Цитата: Jacques Sekavar
      о признании идеологического многообразия и запрете государственной идеологии

      Это такая форма текста, провокация броуновского движения в идеологиях. Пока их много и они бродят, можно тихо сделать всё так, как надо. Народу понравится, потом, когда у него появится возможность сравнивать и оценивать.
  10. +3
    25 ноября 2022 15:03
    Нормальная статья Маржецкого. Наконец-то я услышан. Особенно в точку про понты и бряцание анаговнетами, которым как оказалось действительно аналогов нет. Даже в России. Потому что они в виде макетов на выставках.
  11. -3
    25 ноября 2022 15:17
    Почему [i]«Долгое государство Путина» столкнулось с системным кризисом

    Хорошее начало, но у автора в конце статьи "все сложно".
    Ответ прост:
    1) пришло время решать системные задачи, которые накопились за последние 40 лет;
    2) пришёл лидер, который смог нарастить свой потенциал и кинетику за последние 20 лет;
    3) проявили себя группа лиц стратегического государственного уровня.
    Можно было уклониться и не сталкиваться с каким-либо кризисом, если страшно.
    Но условия "разъяснения" любых кризисов имеются, так что процесс с известным финалом уже идёт с 2011 года (11 лет). Что-то увидел Сурков, что-то увидел Маржецкий - это нормально.
  12. +10
    25 ноября 2022 15:47
    Статья обобщающая и, как принято у Сергея, своевременная и полемичная. Системный кризис налицо, добавлю, что в том числе потому, что прежние, назовем сурковские, методы во внешней и внутренней политике не работают. Состояние государства другое, воюем, знаете ли.
    С моей точки зрения, вместо хитровыдуманных приемов, которые подешевле и предоставляли маневр и вашим - интересам иностранных компаний, и нашим - интересам обеспеченных властью и ресурсами людей внутри страны, позволяли ладить, например Мински 1-2, в текущем состоянии требуется применять простые и затратные, понятные и нашим и вашим методы.
    Не закулисничать, а открыто заявлять о целях и средствах; не цацкаться, а гасить инфраструктуру врага беспощадно; не делать реверансы иностранцам, а экспроприировать то, что им не удалось вытащить из страны. Ну и, ес-сно, смириться с тем, что попутешествовать по миру после выхода на заслуженный отдых простым обеспеченным туристом нашим ответственным лицам уже не удастся, бывшие партнеры уже не дадут. Не простят, и поделом - нефиг было на это рассчитывать, когда шел на этот пост ))
  13. +8
    25 ноября 2022 17:19
    Весьма дельная статья, хотя и с понятными недоговорённостями.
    А так, всё будет идти в основном по накатанной колее полулиберализма, полупатриотизма и полусоциального государства...
    1. 0
      25 ноября 2022 21:40
      полулиберализма, полупатриотизма и полусоциального государства...

      Хм... Вспомнилась эпиграмма Пушкина А.С. на графа Воронцова.
      Но...
  14. -2
    25 ноября 2022 19:01
    Прежний общественный договор де-факто прекратил свое существование. И это, к сожалению, дало карт-бланш внешним врагам нашей страны.

    Можно подумать им есть до этого дело.
  15. RFR
    +17
    25 ноября 2022 20:05
    Почему...Ха....Да потому что вся власть из таких сурковых и состоит...Их к стенке надо было ставить за их деяния, а он им ордена раздавал...За то что они ему песни пели, которые ласкали слух...Самое плохое, что эти и сейчас рулят, потому и проблемы у нас непредвиденные...
  16. +8
    25 ноября 2022 21:09
    На самом деле между Россией и Западом нет идеологических противоречий по типу противоречий между СССР и Западом.
    Сейчас и там и там капитализм, частная собственность. Естественно, что и там и там у власти стоят капиталисты.
    Откуда же конфликты?
    Дак очень просто: капитализм делит зоны влияния, используя, в том числе, образ внешнего врага.
    Для США удобный внешний враг- это Россия . Та же нация (не обвинят в расизме), еще недавно Россия была идеологическим противником (социализм).
    Для Российских капиталистов удобным внешним врагом является США.
    Внешний враг нужен, чтобы отвлекать свое население от внутренних проблем, давать преференции своему бизнесу, чтобы власти списывали все свои косяки на внешние силы.
    А народ и там и там -просто разменная монета, которая верит, что если уничтожить Россию/США (нужное подчеркнуть), то народ заживет !!!!!
    Не заживет.
    Заживет он только тогда, когда интеллект среднего человека существенно поднимется.
    А -это и образование , и воспитание и отношение государства и еще тысяча причин.
    И вот тогда у человека появится критическое мышление и он сможет оценивать события самостоятельно, независимо от того, что говорят Соловьев, Зеленский , Песков и иже с ними.
    Но почему-то мне кажется, что в эру ту прекрасную не придется жить ни тебе, ни мне....
    1. 0
      25 ноября 2022 22:50
      Цитата: Мехханик
      Дак очень просто: капитализм делит зоны влияния, используя, в том числе, образ внешнего врага.

      Ну и чем это отличается от противоречий между СССР и Западом?
    2. -2
      26 ноября 2022 21:11
      Цитата: Мехханик
      На самом деле между Россией и Западом нет идеологических противоречий по типу противоречий между СССР и Западом.
      Сейчас и там и там капитализм, частная собственность. Естественно, что и там и там у власти стоят капиталисты.
      Откуда же конфликты?

      как вы пишете такую чушь! а дальше призываете независимо мыслить!!! сначала скиньте ложные стереотипы внутри себя и познайте истину, а только потом призывайте всех стать свободными.... помимо идеологических противоречий (социализм капитализм) , довольно эфемерных, вербальных, пустословных, есть глубинные противоречия, запад хочет сделать нас своими рабами, как африканцев и азиатов и югоамериканцев, чтоб платили дань и отдавали бесплатно все природные ресурсы, а мы хотим быть свободными независимыми и тратить доходы внутри страны ...., запад хочет нам навязать искусственные гендеры и лгбт, а мы хотим традиционные семейные ценности, это больше различие в идеологии чем между капитализмом и социализмом... запад хочет нам навязать сатанизм и хелоуин, а мы хотим возрождения религиозной нравственности и традиционных норм жизни= это как раз идеология
    3. 0
      26 ноября 2022 21:21
      Цитата: Мехханик
      Заживет он только тогда, когда интеллект среднего человека существенно поднимется.
      А -это и образование , и воспитание и отношение государства и еще тысяча причин.
      И вот тогда у человека появится критическое мышление и он сможет оценивать события самостоятельно, независимо от того, что говорят Соловьев, Зеленский , Песков и иже с ними.
      Но почему-то мне кажется, что в эру ту прекрасную не придется жить ни тебе, ни мне....

      интеллект среднего человека написан в его хромосомах и за последние 8000 лет с сотворения адама не изменился.... оценка событий самостоятельно невозможна по мнению У Липпмана отменившего в 1950х третью мировую и взамен придумавшего холодную войну, и его идеи победили и развалили СССР, без единой ракеты, не глупый был человек....

      В огромном шумном многоцветии внешнего мира мы вычленяем то, что уже было определено нашей культурой. Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры

      - писал Липпман. 

      для доказательства приведу вам ваш пример, когда вы пытаетесь вписать современность в то, что выучили в школе про социализм и капитализм..... не видя реальных противоречий восток запад.....

      Стереотипы – это неизбежно, считал исследователь. Они возникают всегда, когда человек взаимодействует с окружающей средой и проецирует на мир свои чувства и ценности. Липпман нашел очень емкое и точное описание стереотипов, назвав их «картинками в головах», которые спасают человека от сложностей окружающего мира.

      А ведь действительно, так и есть: сначала мы даем предмету определение, а только после этого видим его, а не наоборот. Стереотипы похожи на очки, через которые видишь мир. Какой цвет линз, такой и мир. Восприятие проходит через стереотипы и это довольно легко проверить. Вот стол: сначала в голове возникает мысль о том, что перед тобой предмет мебели для письма или приема пищи за ним (так принято в культуре), а только потом видишь, что он стеклянный, круглый и совсем невысокий.

      Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
  17. +1
    25 ноября 2022 22:00
    Чечню замирили, залив деньгами...

    Одной "денежной заливкой" дело бы не обошлось - бандформирования победили. Причем, до этого не получалось, по объективным причинам или субъективным, но не получалось.
    Я не хочу сказать, что Путин идеально правил страной, но в сравнении с тем, что он принял в 2000, страна сейчас неплохо выглядит. И заметьте, достижения не потребовали тех неимоверных напряжений сил народа, которые имели место в годы первых пятилеток. Запад принимал серьезные экономические и финансовые санкции, уровень жизни россиян сильно упал?
    Попытка же обвинить президента в слабой патриотичности общества, недостатке воспитания молодежи и тд, не совсем достойно выглядит - во многом это последствия распада СССР и десятилетием 90-х. А уж тем более в таком:

    Европа, наш главный стратегический партнер, поставила целью принципиальный отказ от закупок российского газа.

    Словно у кого-то был план, как этого избежать. Причем тут Путин?
    1. +1
      26 ноября 2022 02:44
      Попытка же обвинить президента в слабой патриотичности общества, недостатке воспитания молодежи и тд, не совсем достойно выглядит...

      Нет и ещё раз нет! Автор абсолютно прав в этом вопросе. Путин приложил большие усилия и направил огромные средства на то, чтобы вывести страну из кризиса, улучшить социальные условия жизни граждан, восстановить военную мощь страны. Насколько успешен он был во всех этих делах, каждый волен судить по-своему. Но вот именно вопрос патриотического воспитания молодёжи до самого последнего времени был не просто не в центре его внимания, но и пребывал в совершенном (а я бы сказал, преступном) забвении. При том, что как раз этот вопрос решался легче всего и с наименьшими, по сравнению со всем остальным, финансовыми затратами и с наибольшим, опять же по сравнению со всем остальным, эффектом: не забыли? - "кадры решают всё"!!! Мы реально потеряли целое поколение граждан, и сегодня пожинаем плоды, в том числе и на полях войны, той войны, от которой, не будем себя обманывать, молодые ребята сегодня в своём большинстве открещиваются, как от чумы. И ведь не нужно было иметь семи пядей во лбу (которые, предполагается, имеет лидер нации), чтобы понять сверх-важность подобной задачи - патриотического воспитания детей/молодёжи! А всего-то нужно было организовать работу по написанию достойного Учебника Истории Российского государства и отпечатать его в нужном количестве экземпляров, запретив к использованию тот многочисленный "исторический" суррогат, которым пичкали в школах наших детей. Эту работу, при надлежащем контроле и желании её сделать, уверен, можно было выполнить за год-полтора. Каких средств она потребовала бы, можно не говорить. Кстати, здесь неуместно ссылаться на необходимость переобучения самих учителей: по минимуму, хватило бы и того, чтобы они этот самый учебник прочли сами.
      1. +1
        26 ноября 2022 10:03
        Не спорю, Вы правы. Вопрос, решил бы учебник эту проблему, она весьма серьезная.
  18. +3
    25 ноября 2022 23:01
    Цитата: Dart2027
    Цитата: Мехханик
    Дак очень просто: капитализм делит зоны влияния, используя, в том числе, образ внешнего врага.

    Ну и чем это отличается от противоречий между СССР и Западом?

    Отличается принципиально.
    В СССР не было частной собственности, там строили коммунизм, цели гос-ва были разные.
    То есть идеологии были принципиально разные, разные цели, задачи, средства и методы.
    1. 0
      26 ноября 2022 09:52
      Цитата: Мехханик
      То есть идеологии были принципиально разные, разные цели, задачи, средства и методы.

      И? В политике точно так же делили мир, используя внешнего врага.
    2. -1
      26 ноября 2022 21:26
      молодой человек, в СССР была частная собственность, (кроме средств производства и природных ресурсов)
  19. +2
    25 ноября 2022 23:12
    Запад вынудит Путина принять политическое решение по Украине. Какое. Мирный договор на условиях Украины, Минск-3, капитуляция кремля. Любое из них это поражение политического строя в РФ, это не кризис, 500 тыс. военнослужащих, которые вернуться с фронта, плюс их родственники, итого 1,5 млн граждан сразу ставших недовольными властью. Евреи, Тель-Авив желают поставить баллистические ракеты Киеву, дальностью стрельбы от 90 до 430 километров, способные из-под Херсона или Николаева разрушить весь Крым и все въезды на полуостров, весь ЛДНР. Это начало. Желающих в НАТО поставить баллистические ракеты Киеву много. Чем ВС РФ будет отбиваться??? Выход видится один.
    Законодательно закрепить, что вся территория Украины, захваченная сепаратистами с помощью НАТО, является неотъемлемой частью России. Украина это Россия.
    Что выберет Путин?
  20. +1
    25 ноября 2022 23:26
    Причина в санкциях, еще с дела Магнитского началось. А по другому врядли могло быть. Повод бы нашелся. Западная экспансия в России не нужна, иначе можно совсем страну потерять.
  21. Комментарий был удален.
  22. +3
    26 ноября 2022 00:23
    Цитата: vlad127490
    Законодательно закрепить, что вся территория Украины, захваченная сепаратистами с помощью НАТО, является неотъемлемой частью России. Украина это Россия.

    Мне нравится.
    Жаль евреев в Тель-Авиве, придётся их также отметелить, если не уймутся.
  23. -1
    26 ноября 2022 00:31
    Цитата: Мехханик
    Заживет он только тогда, когда интеллект среднего человека существенно поднимется.
    А -это и образование , и воспитание и отношение государства и еще тысяча причин.
    И вот тогда у человека появится критическое мышление и он сможет оценивать события самостоятельно, независимо от того, что говорят Соловьев, Зеленский , Песков и иже с ними.
    Но почему-то мне кажется, что в эру ту прекрасную не придется жить ни тебе, ни мне....

    Последний тезис спорный.
    Наблюдается много комментариев выше уровня Соловьёва, Пескова и иже с ними.
    Ваш, например.
  24. +9
    26 ноября 2022 01:02
    Нуууу, если б изначально блицкриг тн сво удался, то даже бы на Западе многие бы чепчики подкидывали от радости и удивления.Странно то, что за такой тотальный провал рос.разведки и подставу так никто и не наказан.
    Хорошая статья.Наконец -то прямым текстом упомянуто очковтирательство, за которое некогда ещё тут на сайте тупо банили.
  25. -3
    26 ноября 2022 01:16
    Очередная бредня. Чмырение своего населения в Европе по автору это великая победа Запада. Умным людям давно понятно что Россия по факту после 1991г стала колонией англосаксов. И понятное дело на места в России были поставлены нужные люди. Именно поэтому у Запада вызывает происходящее такую злобу. Но не надо белых и красных тут мешать. Мы все прекрасно знаем как красные продали свою страну в 1991. И это факт. И красный народ променял идеи на колбасу и жвачку. Это тоже факт. И мы знаем как белые помогали СССР во 2й мировой. Это тоже факт. Это надо иметь образование тупого троечника, что бы делить все на чёрное и белое. Наш мир намного сложнее, чем нас тут пытаются убедить этой брехней.
    1. +7
      26 ноября 2022 02:09
      красные предавали,а белые помогали...то есть,Ельцин,Чубай и иже с ними,которые в 90-е в Ленинграде/Спб неплохо набивали карманы в команде Собчакас-это красные? хочу напомнить,что на референдуме о сохранении СССР красное население в подавляющем большинстве было ЗА сохранение...то,что никто не вышел-это тоже сказки...выходили...и потом были широкие первомайские демонстрации как минимум,как минимум защита Верховного Совета в 93-м,когда часть армии позорного спряталась,а часть открыто стало на стороны нацистов,которым потом центр в Екб отгрохали...то,что Женечке Фёдорову народец не тот попался и надо Путину помогать скинуть англосаксов бесконечными поправками в Конституцию-это давно не известно...только вот что мешает Женечке этому голосовать против всякого рода англосаксонских инициатив в РФ мне так никто из этой полоумной секты объяснить и не смог...а тыкать пальцами в то,что кругом одни предатели и это факт-проще всего...народ,чтобы выбрал джинсы вместо социализма,сознательно готовили несколько лет(а то и десятков)...все эти искусственные дефициты и карточки,когда заводы и фабрики работали и производили-взялся не на пустом месте...народ одурачили и толкнули в пасть капиталу. это факт. как и факт то,что наличие партбилета не делает человека коммунистом или либерал-демократом...

      про белых,помогавших в во 2-й мировой...уж не тот ли самый отказ Деникина сотрудничать с Гитлером? ну просто огромная помощь...уж кто-кто,а разгромленный Деникин вот точно бы помог Гитлеру одолеть СССР...что там какие-то гудерианы,да манштейны...а фамилии "помощников" Краснова,Шкуро и некоторых других ни о чём не говорят? равно как о десятках тысяч одураченных ими белоэмигрантах? вы ещё про "патриотизм" нацистского пособника Ивана Ильина расскажите...часть безусловно помогала,часть держала нейтралитет,а значительная часть активно помогала Гитлеру...и это БЕЗУСЛОВНЫЙ факт...
      1. +4
        26 ноября 2022 02:25
        А вы не в курсе кто были Ельцин, Кравчук, Шушкевич и иже с ними при СССР? Они с воздуха свалились? Или их в трюме с Заморских земель завезли? Ничего, что их пол микроскопом проверяли те кто их со школьной парты вверх двигал? А ничего, что они идеологически подкованы должны быть? Что их спецслужбы КГБ вели? И что таких как Ельцин, Кравчук и т.д. тысячи были? И их всех кто то двигал со школьной скамьи? Але? Может они все слепые были и не видели что такое Ельцин? Или Ельцин был таким гениальным, что всех надурил? Не надо тут рассказывать про предателя Ельцина. А если рассказываете, то расскажите как такие как он пришли к власти в СССР. Вот тогда я вам может и поверю.
        1. 0
          26 ноября 2022 20:16
          Все, кто был в ЦК КПСС, стремились и боролись за пост генсека, жизнь народа их не интересовала, что свидетельствует, например новочеркасский растрел. А что сегодня, на вопрос Путина В. В. медику о зарплате, ответ его шокировал. А вот на обнуление,хватило 2 часов, чтобы сообразить с референдумом, все честь по чести, только какая зарплата, как она изменилась у медиков и учителей?
  26. +10
    26 ноября 2022 01:38
    Когда-то, в советской школе учитель говорил: при капитализме страны и народы будут воевать между собой, а олигархи из этих стран торговать между собой, а я не верил. А теперь верю.
    1. +2
      26 ноября 2022 11:25
      Это верно. Думали что изучаем прошлое а оказалось что это будущее.
  27. +7
    26 ноября 2022 03:06
    Путинизм - это смесь ельцинизма и гэбизма, расхищения и подавления, всевозможных абрамовичей и клишасов, компрадоров и держиморд, сырьевой экономики и полицейского государства, паразитарной олигархии и прогнившей номенклатуры, антипатриотизма и антидемократизма.

    Задачка для В. Суркова: Придумать что-нибудь гаже и противнее.
  28. -8
    26 ноября 2022 07:19
    Автор фантазёр.
    Во первых цены на углеводороды выросли именно потому что к власти пришёл ВВП, и прекратилась бесконтрольная утечка ресурсов по демпинговым ценам в направлении Запада.
    Во вторых - никакого урезания прав и свобод в России не произошло. Единственное, что государство наконец начала защищать граждан от бандитов 90-х, которые решили, что им позволено всё. Народ только спасибо сказал ВВП. Права и свободы жестко ограничены в США и ЕС, вот там бы вам по рогам надавали за любую пропаганду против мейнстрима.
    В третьих - "понты" только в вашем воображении. В мире все гораздо сложнее устроено, чтобы кто-то на понтах мог выехать. Проблемы есть и у нас и у них. И ещё неизвестно, кому будет сложнее их решать в будущем.
  29. +12
    26 ноября 2022 08:31
    Именно Суркову обязаны мариупольцы тысячами погибших в этом году. Он был творцом действий (бездействия) в 2014 г., когда надо было пинком вернуть труса Януковича на UA и перевести конфликт в гражданскую войну.
  30. +3
    26 ноября 2022 09:53
    Что бесконечно обсуждать предателей, оборотней и "спящих" в костюмах?
    Всем давно понятно ,что предавшие раз предадут и снова.

    Сначала за корочки КПСС лезли вверх, теперь их тихонько держат дома , поносят галоши ссср и строят ельцин центры, цитируют солженицина, и Детки, смотря на Семьи, вцепились зубами за бугром и соки из страны......

    С такими перевертышами ,что говорят одно, делают другое, стоя аплодируют амерам в думе, а потом деланно удивляются, как же так вышло....
    по другому и быть не может....
  31. -2
    26 ноября 2022 10:15
    Горькие слезы либерала, который сетует на то, что бурному развитию воровского прозападного капитализма ,который проповедовал Сурков, как идеолог ельцинского курса на превращение Россию в колонию запада (вот тогда курс неизменный и долгий) вдруг появились преграды, а потом и СВО. Светочи демократии уехали и вместо нас теперь будут участвовать в мюнхенской сходке по определению мирового тренда Запада.
  32. +6
    26 ноября 2022 11:22
    Толковая статья. Мнение автора изложено четко, понятно и аргументировано. Безо всяких заумных фраз и терминологии. Позволю добавить от себя - представим что лежит труба, аккуратная, блестящая, покрашенная, на вид глаз радует. И вот по этой трубе дали напор, и сразу потекло изо всех щелей и дыр которые до этого конопатили, красили, замазывали. Итого напор мощный а на выходе жалкие капли. И управление которому принадлежит обьект вместо починки начинает искать оправдания и валить вину на кого угодно. А щели и дыры затыкают простые ремонтники подручными средствами. Как то так мне видится нынешнее положение. И да, если не отремонтируем трубу то хана будет нам.
  33. +3
    26 ноября 2022 12:14
    Цитата: oleg Pesotsky
    Толковая статья. Мнение автора изложено четко, понятно и аргументировано. Безо всяких заумных фраз и терминологии. Позволю добавить от себя - представим что лежит труба, аккуратная, блестящая, покрашенная, на вид глаз радует. И вот по этой трубе дали напор, и сразу потекло изо всех щелей и дыр которые до этого конопатили, красили, замазывали. Итого напор мощный а на выходе жалкие капли. И управление которому принадлежит обьект вместо починки начинает искать оправдания и валить вину на кого угодно. А щели и дыры затыкают простые ремонтники подручными средствами. Как то так мне видится нынешнее положение. И да, если не отремонтируем трубу то хана будет нам.

    Согласен. Но я это вижу несколько иначе:
    Вот есть бюджетные организации: образование, медицина, армия.
    Смотрю я ТВ, а там взахлеб нахваливают наше образование и медицину, как учителям медали вручают, обшероссийские диктанты проводят, как дорогущие МРТ в больницы ставят.
    Иду я к своему в ребенку в школу, а там полный швах: учителей не хватает, ножей в столовой нет, раздевалки забиты учениками.
    Иду я в поликлиннику, -и там полный швах,- ни одного специалиста нет, половины терапевтов не хватает.
    И вот опять смотрю я ТВ, а там танковые шоу, общероссийские военные учения, супер пупер ракеты показывают.
    И мне не надо идти в армию, чтобы понять, что творится там на самом деле, просто по аналогии с образованием и медициной...
    1. -5
      26 ноября 2022 20:46
      Цитата: Мехханик
      Иду я к своему в ребенку в школу, а там полный швах: учителей не хватает, ножей в столовой нет, раздевалки забиты учениками.
      Иду я в поликлиннику, -и там полный швах,- ни одного специалиста нет, половины терапевтов не хватает.

      так идите работайте в школу или в поликлинику или в армию.... вот не знаю где вы работаете, tongue пришел я к вам на работу а там полный швах, качество ноль, сроки срывают..... tongue шутка, но вообще во всем нужно видеть и хорошее, не в всякой стране учат и лечат условно бесплатно, в США огромная часть населения неграмотна, про медицину и не мечтает (никакую), да и трудяги реднеки там тоже туповатые (из за особенностей тамошнего образования) и крутятся как белки в колесе все в кредитах..... нужно изымать из себя привычку ругать все отечественное и преклоняться перед западом, а также непрерывно требовать от президента все больше и больше все лучше и лучше....а сами заработайте!!! да идите в частную школу и частную поликлинику, там и учителей и врачей достаточно.....
      Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
  34. -1
    26 ноября 2022 20:30
    уважаемый автор поверхностно оценивает текущую ситуацию, 2022 начался с эпохального поступка В В Путина, достойного лидера великой страны, сравнимого с Иваном Великим (Иваном Третьим) растоптавшим позорное требование дани золотой ордой. так В В Путин в начале 2022 отменил бюджетное правило то есть позорную дань западу........запад сразу показал свое истинное лицо натравив на рф украинских фашистов...... затем В В Путин убрал чубайса эрнста, при всей иносказательности уважаемый мной человек, Владислав Сурков, верно выразился про ДОЛГОЕ государство Путина, капля по капле уже много лет выдавливающее из себя прозападного либерального раба, тут нельзя обвинять Путина в прозападничестве, ибо выдавливать прозападного раба нужно из народа обманутого лжецами Голливудом телевизором и интернетом, народ только с виду красный, а копнешь, подавай ему все импортное, поездки в турцию и париж как мечту, 700 тыс предателей сбежало от мобилизации! это ужас! вся структура государства прозападническая и те кто кричат что якобы патриоты, почему то повторяют за ББС и СНН, про некие эфемерные санкции и топят про свое гнилое нутро, не верящее что в рф или Китае можно сделать что то лучше чем в германии..... вот как глубоко засело в народе и чиновниках рабское преклонение перед западом.... именно поэтому то ув Владислав Сурков и пишет про ДОЛГОЕ государство долго последовательно и упорно начиная с чечни выдавливающее из народа и из чиновников всю эту рабскую гниль.. . а валят все на министров и олигархов те кто не хочет на себя оборотиться и патриотизм которых это просто зависть более успешным и нежелание трудиться и достигать, просто глупость и неспособность... выдавить из чиновников рабское прозападничество не просто, ибо им на смену нужно найти патриотов а где их так много найти? и идет борьба, вот меня за патриотические взгляды выгоняют из университета, мой преклонный возраст означает, что работу потеряю навсегда, ибо даже мелкие злые толстые чиновницы бывают ненавидят патриотов...... а вы про министров и олигархов....

    Зеркало и Обезьяна

    Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
    ‎Тихохонько Медведя толк ногой:
    ‎«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
    ‎Что́ это там за рожа?
    Какие у нее ужимки и прыжки!
    ‎Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
    ‎А, ведь, признайся, есть
    Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
    10Я даже их могу по пальцам перечесть».—
    ‎«Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
    ‎Ей Мишка отвечал.
    Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
    —————

    ‎Таких примеров много в мире:
    Не любит узнавать ни кто себя в сатире.
    ‎Я даже видел то вчера:
    Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
    ‎Про взятки Климычу читают.
    20А он украдкою кивает на Петра.
    1. +1
      28 ноября 2022 11:25
      Если бы не Путин мы были в дерьме,но благодаря ему мы в полной заднице .По дерму в сапогах еще можно ходить , а в заднице все превратятся в дерьмо .
  35. +1
    26 ноября 2022 21:17
    Чего вы там про долгое государство пишете... в выходной день из добрых побуждений решил посмотреть фильм «Белорусский вокзал». Продержалсяцелую минуту, в знак уважения к Папанову и Леонову. Потом вдруг сознание царапнула предательская нквдшная фамилия Ургант на секунды. Потом промелькнула мрачная харя 90 летнего мужика в лейтенантских погонах с одним просветом но с большой майорской звездрй и я выключил кино.
    Русские взяли на себя ответственность за судьбы сотни народов, живущих на территории святой Руси, а потом просто так, за выпивкой все и похерили.
    Кто нибудьхочет задать себе и своим ближним вопрос:в чем сила, брат, типа... что делать и кто виноват...какая есть русская национальная идея.
    Лень, пофигизм и хамство погубят Россию и все народы, которые ей поверили сотни лет назад.
    Может сразу надо было одеяла раздать? Как у демократов..
  36. +3
    27 ноября 2022 09:54
    Цитата: sat2004
    Жить нужно по Конституции РФ, а не по лозунгам(правилам) "своих не бросаем", "деньги не пахнут", "это только бизнес","выполнять экономические договоры","нужно следовать рыночной экономике", "зачем иметь свое производство, если можно купить". Об образовании стыдно говорить, свое на помойку, главное как там, там за бугром, наши дипломы должны котироваться за бугром, а на деле министру визу не дают. Зачем нам физика и математика, а искусственный интелект, это когда оператор управляет? На какой математике базируется искуственный интелект, на булевой алгебре или есть новая алгебра?

    Они не осознают, что страна скатилась к третьесортным по их вине. Виной тому торгаши, дорвавшиеся до власти. Санкции были результатом-ответом на их деятельности.
  37. +1
    27 ноября 2022 12:02
    Скажу вам больше - бездарное руководство гаранта(который с февраля уже никому ничего не гарантирует) также бездарно и закончится... основной принцип деятельности его и сообщников - "федерация не для русских!" и "гешефт превыше всего!"... и социальный коллапс произойдёт уже до выборов 24 года...
  38. +2
    27 ноября 2022 15:48
    Цитата: владимир1155
    молодой человек, в СССР была частная собственность, (кроме средств производства и природных ресурсов)

    Это была не частная, а личная собственность, читайте классиков коммунизма.
  39. -1
    27 ноября 2022 22:57
    Цитата: владимир1155
    Цитата: Мехханик
    На самом деле между Россией и Западом нет идеологических противоречий по типу противоречий между СССР и Западом.
    Сейчас и там и там капитализм, частная собственность. Естественно, что и там и там у власти стоят капиталисты.
    Откуда же конфликты?

    как вы пишете такую чушь! а дальше призываете независимо мыслить!!! сначала скиньте ложные стереотипы внутри себя и познайте истину, а только потом призывайте всех стать свободными.... помимо идеологических противоречий (социализм капитализм) , довольно эфемерных, вербальных, пустословных, есть глубинные противоречия, запад хочет сделать нас своими рабами, как африканцев и азиатов и югоамериканцев, чтоб платили дань и отдавали бесплатно все природные ресурсы, а мы хотим быть свободными независимыми и тратить доходы внутри страны ...., запад хочет нам навязать искусственные гендеры и лгбт, а мы хотим традиционные семейные ценности, это больше различие в идеологии чем между капитализмом и социализмом... запад хочет нам навязать сатанизм и хелоуин, а мы хотим возрождения религиозной нравственности и традиционных норм жизни= это как раз идеология

    Никаких глубинных противоречий нет, все противоречия чисто поверхностные. У нас гораздо больше противоречий с исламским миром.
    А с Западом мы одной рассы, одной веры и очень похожи.
    А лапшу Вам навешали эту, чтобы легче Вами было управлять.
    Обратите внимание, что те, кто пытается Вас убедить в существовании каких-то непреодолимых противоречий, и перекачивали все российские фин.резервы на Запад. Госпожа Небиуллина, которая перекачала все российские резервы на Запад (которые сейчас безнадежно заморожены), до сих пор при должности.
    Это значит, что по мнению высшего руководства, она все делала правильно, и она снова будет перекачивать наши резервы туда при первой возможности.
    Почему наши власти еще не приняли закон о запрете вкладывания фин.резервов России в Западные фонды?
    Почему власти 20 лет подстраивались под Запад, подстраивали под их стандарты образование, медицину?
    А кто начал активно вводить ювинулку у нас и только активное возмущение народа остановило этот процесс?
    Кто сделал пенсионную реформу "а ля Запад"?
    Соответсвенно делайте выводы, кому Вы должны сказать спасибо за то, где мы оказались сегодня....
  40. Комментарий был удален.
  41. 0
    1 декабря 2022 22:42
    раскололо российское общество на сторонников и противников. Количество первых оценивается примерно в 70%, вторых – совокупно около 30%, что очень и очень много.

    эти данные верны были до начала мобилизации...
    т.е. до того как "война" была делом государевым и его "наемников" - контрактников...
    мобилизация показала - государство не в состоянии не только привлечь "мобиков" на свою сторону, но даже обеспечить их...
    миллионы, которым сво было индифферентно, сразу стали против сво и путина, стали "прятаться" от призыва внутри страны, а примерно миллион сбежал за бугор...
    это наглядный показатель того, что натянуть "советский" патриотизм на жупел капитализма не получилось...
    т.к. мобилизованный, как правило взрослый, имеет уже семью, то к противникам сво можно однозначно причислить всех его родных, близких и друзей...
    а также работодателей...
    а когда пойдут массой гробы - протест пойдет по экспоненте...
    потому как мобилизованный не контрактник - это не его выбор...
    более того, это не последняя мобилизация...
    так что, кол-во "за" уже в лучшем случае 30%...
    достаточно посмотреть кол-во добровольцев - оно ничтожно по меркам мобилизации
    где-то видел цифры, в качестве аргумента, мол вон их сколько - аж 18000...
    против 300000 мобилизованных...