Айну

В Бельгии живут бельгийцы, в Германии немцы, в Испании испанцы, а в Японии японцы. Список подобных стереотипов можно продолжать долго. Нет такого народа как бельгийцы, есть такая политическая нация, а Бельгию населяют валлонцы и фламандцы. В Испании кроме кастильцев (их мы и называем, собственно, испанцами) живут баски, каталонцы. В Германии коренными жителями являются не только немцы, но ещё фризы и лужицкие сербы (лужичане), причём когда-то треть территории нынешней Германии принадлежала славянам. Лейпциг, Бранденбург, Дрезден были тогда Липском, Бранибором и Дрезной.

Япония – одна из самых моноэтничных стран. Такой она стала в результате насильственной и кровавой ассимиляции народа айну, который населял Хоккайдо и ещё ряд других японских островов задолго до появления там японцев. Айну жили от Хоккайдо до Курил и Сахалина, и сегодня их в России осталось чуть более 100 человек. Остальные айну (25 тыс.) живут в Японии и быстро растворяются в японском обществе.

Стоит ли писать статью о таком малочисленном народе? Стоит, потому что, во-первых, айну всегда тяготели к русским и являются откровенно русофильским народом. Так повелось с середины XVIII в., когда при императрице Анне Иоанновне айну вошли в состав Российского государства и принимали православие. Во-вторых, тема айну приобретает особое значение в свете попыток Токио оспорить принадлежность Курильских островов. История айну – это история принадлежности Курил России, с чем сами айну согласны. 

Всё, что находится от Рюкю, Хоккайдо и дальше в сторону российского Дальнего Востока изначально японским не было. Айну несколько веков оказывали ожесточённое сопротивление японским захватчикам. Айну и японцы – некомплементарные народы. Японцы безволосые, айну носили пышные бороды и усы, имели заметный волосяной покров на теле, из-за чего русские прозвали их мохнатыми курильцами. 

Есть две версии происхождения айнов. Одна гласит, что они прибыли на территорию современной Японии из глубин Евразии. Вторая утверждает, что из далёкой Полинезии. Как бы там ни было, айну отличались от японцев всем – внешним видом, родом занятий, традициями, языком, мировоззрением.

В отличие от японцев, у айну был развит неписаный воинский кодекс и сопровождавшие его воинственные традиции. Позже они вошли и в японскую культуру под названием кодекс самурая «Бусидо» и харакири (добровольное вспарывание живота ножом). Айну считали, что в животе у человека находится нить жизни. Если её перерезать, душа уходит в иной мир. Поэтому айну и вспарывали себе животы, когда не хотели попасть японцам в плен.

Айнская культура в Японии веками находилась под запретом. Их японизировали методом кнута и пряника, то наделяя айнскую знать японскими титулами и должностями, то запрещая говорить по-айнски и носить национальную одежду. Айну насильно присваивали японские имена, заставляли сбривать бороды, В истории Японии неоднократно происходили айнские восстаний, но все они были жестоко подавлены. Всего айны сопротивлялись японцам несколько веков. Они проиграли лишь после того, как были изобретены пушки, которыми научились пользоваться японцы. Единственное направление, куда айну бежали от японцев – российский Дальний Восток. 

В послевоенные годы жизнь у советских айну не была лёгкой. Сотрудники НКВД в хитросплетениях истории Японии не разбирались, для них все айну были японцами, со всеми вытекающими последствиями. После капитуляции Японии всех японских граждан депортировали с Сахалина и Курил в Японию, айну в том числе, хотя они сами страдали от японских оккупантов. Но и через десятилетия после войны их в СССР не записывали как айну, причисляя к ительменами, нивхам и прочим малым народам российского Дальнего Востока. 

Большинство российских айну проживают на Камчатке (94 человека). Они говорят, что судьба их народа сродни судьбе американских индейцев. Индейцев уничтожали англосаксы, айну – японцы. В 2008 году Токио признал существование в Японии айнского меньшинства и факта его дискриминации в прошлом. Признал через более чем 2 тысячи лет проживания айну рядом с японцами! Сегодня Токио это может себе позволить, айну уже так малочисленны, что не представляют угрозы гомогеничности японского общества.

Как и американские индейцы, айну в Японии выполняют роль живых сувениров. К ним возят туристов поглазеть на айнские этнические деревни. Российские айну всё ещё надеются, что несмотря на их численную незаметность им присвоят статус коренного малого народа Дальнего Востока.

 

Художник: Б. Хирасава.

5
1
Средняя оценка: 3.0193
Проголосовало: 777