Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №41. Путешествие по самым мрачным закоулкам польской национальной души 

Некоторое время назад папа римский Франциск посетил остров Кипр, где выступил с обращением по проблемам мигрантов. И хотя местом для этой речи был выбран давно разделенный между турками и греками Кипр, понтифик, конечно же, не мог не знать, какое место на карте Европы в тот момент «отсвечивало» на весь мир максимальной неприязнью к мигрантам в виде непроходимых стен из колючей проволоки с острыми лезвиями. И это, конечно же, Польша. Цитирую выступление папы по версии официального сайта Ватикана

«Вглядываясь в лица мигрантов, отметил Папа, нельзя не вспомнить множество их братьев и сестёр, погибших в пути, ставших жертвами злоупотреблений и современного рабства, которое общество перестаёт замечать, заражаясь тяжелейшим недугом равнодушия: такова история так называемого «развитого западного общества». Многие мигранты оказались в лагерях и подвергаются жестоким мучениям… Нельзя замалчивать эту «современную войну» – страдания мигрантов, которые в ответ на просьбу о хлебе, помощи, радости и братстве встречают «барьеры ненависти» – стены колючей проволоки. «Да пробудит Господь совесть всех нас перед лицом этих проблем», – подчеркнул в конце обращения Папа Франциск».

Папа Франциск не стал, что называется, тыкать пальцем в сторону Польши и обвинять прямым текстом поляков в забвении фундаментальных христианских ценностей. Но и без того ясно, что глава мирового католицизма фактически обвинил Польшу и её жителей, которые традиционно считаются едва ли не самыми набожными в Европе правоверными католиками, в том, что в действительности никакие они не католики и не христиане вообще. Коль скоро они так откровенно предали главные божьи заповеди о любви к ближнему и сострадании к страждущему. 
Такой оплеухи от руки духовного отца всех поляков – папы римского в Польше явно не ожидали и предпочли сделать вид, что это вообще не про них. Но польская колючая проволока с острыми лезвиями против мигрантов оказалась куда более красноречивой. А в сочетании с обличительной речью понтифика о предателях христианства стала той последней каплей, которая побуждает посмотреть на Польшу под совершенно иным, непривычным для нас углом зрения. 
Непривычным потому, что на протяжении жизни моего поколения Польша всегда была той страной, о которой нам говорили только хорошее и никогда – плохое. В советское время мы знали, что Польша наш верный союзник и один из главных оплотов социализма в Европе. А после развала Советского Союза Польша практически мгновенно, стараниями западной пропаганды и её местных подголосков, сделалась «образцовой витриной новой европейской демократии». Причем всё это стыковалось во времени так плотно друг к другу, что даже тонкое лезвие сомнений невозможно было просунуть между этими каменными блоками пропагандистского забора. 
Так мы и жили с этакой благостной картинкой Польши в душе, от которой никаких пакостей и подвохов не следовало ждать. 

Сегодня мы, конечно, уже так не думаем. Слишком много дерьма польские власти успели опрокинуть на наши головы. Начиная от обвинений России и Советского Союза во всех своих исторических бедах и заканчивая надругательством над самым святым – памятниками советскими воинам, освободившим Польшу от нацистской оккупации.
Но даже тогда инерция нашей неискоренимой веры в Человечество не позволяла многим из нас сделать до конца адекватные выводы. Нам все равно казалось, что дело не в поляках как таковых, не в польском братском славянском народе, но только в его негодных продавшихся Западу правителях. Мы не могли поверить, да и фактов для этого почти не было, что дело не только, а возможно и не столько в самих правителях. 
И вот, благодаря папе римскому, который обобщил польскую натуру в её самом неприглядном виде, мы получили ту отправную точку, которая дает весомые основания посмотреть на эту проблему под принципиально иным углом зрения. 
И стоило только начать, как отдельные части польского исторического пазла, ранее казавшиеся мне выпадающими из контекста, или вовсе досадными исключениями из правил, стали выстраиваться в строгую и, при этом, крайне зловещую логическую последовательность. Суть которой заключается в том, что поляки, как нация, оказались, при ближайшем рассмотрении, далеко не такими «мягкими и пушистыми», какими мы их по еще советской привычке воспринимали. 

А их нынешнее, без преувеличения, зверское отношение к азиатским мигрантам на восточной границе, оказывается, не имеет никакого отношения к защите пресловутых «европейских ценностей» и к тому прочей пропагандистской белиберде. Но является проявлением глубочайших изъянов польской национальной природы, не имеющей ничего общего с христианством, на что с величайшей горечью обратил внимание предстоятель Ватикана. 
В свете этого понимания многое в польской истории становится на свои места. И та вопиющая бесчеловечность, которую поляки проявили к русским людям буквально в первые часы своего очередного, отдельного от России государственного существования, когда в начале 20-х годов они обрекли на смерть десятки тысяч попавших в польский плен красноармейцев. А потом фактически скрыли это страшное злодеяние под спудом строжайшей тайны.
В том же духе поляки продолжали и дальше, когда их правители стали ухлестывать за нацистам Адольфа Гитлера в расчете на то, что тот возьмет их в долю при предстоящем переделе и грабеже всей Европы. Они даже бежали впереди паровоза в вопросе о том, что касалось «окончательного решения еврейского вопроса». И добежали до того, что пообещали построить Гитлеру шикарный памятник в Варшаве, если он этот вопрос решит. 
И фюрер, как известно, пошел полякам навстречу. В подручные, правда, не взял. Но зато присоединил часть бывшей Польши к своему рейху. А затем, идя на встречу пожеланиям польских товарищей, едва ли не больше всех в Европе жаждавших решить еврейский вопрос, принял вполне обоснованное данным обстоятельством политическое решение: избрал главным местом для решения этого вопроса территорию самой Польши. С каковой целью приказал открыть там самые большие в Европе еврейские гетто и опять же самые крупные лагеря смерти, где людей, в промышленных масштабах, перерабатывали в пепел. 
Причем что характерно, «перерабатывали» не только польских евреев. Со всей Европы отправляли в последний путь в Польшу евреев из всех европейских стран, а также цыган, политически «неблагонадежных», советских военнопленных и еще массу других лишних для нацистов людей. 
И что характерно! Гитлер, в своем выборе не ошибся! Поляки, даже лишенные собственного государственного руководства, с энтузиазмом взялись за порученное дело. И отличились в нем не меньше, чем гестапо и войска СС. Собственно говоря, они действовали с ними так сказать в одном строю. Цитирую статью из журнала «Заметки по еврейской истории», основанную на воспоминаниях очевидцев: 

«К началу Второй мировой войны в Лодзи проживала большая еврейская община, составлявшая треть – около 34% (около 226 000) от всех его 665 000 жителей. Лодзь также была важным центром еврейской мировой культуры. В Лодзи было три еврейских театра, в том числе кукольный театр на идише. В городе также проживало около 60 000 этнических немцев (около 9% населения).
С первых же дней нацистской оккупации города в нем стали действовать фашистские порядки. Они касались всех и особенно евреев. Формирования СС, местные фашисты из числа лодзинских этнических немцев и банды обычных поляков начали проводить планомерную политику преследования и уничтожения евреев.
Это исполнялось как в частном, местном, инициируемом снизу, порядке, так и на государственном, политическом уровне – сверху. На евреев нападали, их повсеместно преследовали. За их счет местные немцы и поляки «улучшали» свои материальные и квартирное условия, то есть грабили, отбирали имущество, выгоняли из квартир, безнаказанно убивали евреев.
Начались «спонтанные» еврейские погромы. Во всех этих «мероприятиях» активно участвовали местные «польские» немцы и сами поляки». 

Я специально даю столь обширную цитату этих свидетельств, чтобы вы могли зафиксировать – в отношении немцев и поляков к сотням тысяч местных евреев, их вчерашних сограждан, не было никакой существенной разницы. И те и другие немедленно превратились в сущих зверей, которые видели в почти половине жителей собственного города только объект грабежа и мишень для убийства. 
Вот до чего и как легко можно довести людей, которые еще вчера притворялись твоими добрыми соседями по дому. 
Особенно меня поразили кадры немецкой кинохроники, на которых видно, как прекрасно жили в то время в Лодзи этнические немцы. Прекрасно одетые, жизнерадостные и симпатичные молодые люди, как сейчас модно выражаться исключительно позитивные, не тяжко работали, отлично отдыхали. К их услугам был великолепный санаторий, где они усиленно питались. И очень похоже, никто из них не придавал никакого значения тому, что буквально за забором этого санатория находилось гетто, где каждый день умирали от голода и побоев сотни людей, а тысячи других отправляли в печи крематориев. А с виду такие благообразные, позитивные и безобидные обыватели. Совсем как те, что нас сейчас окружают. И каким зверьем они оказались на самом деле!
Воистину нацизм это, прежде всего, полнейшее равнодушие к другим людям. Именно это безразличие порождает концлагеря и миллионы трупов. В обществе, которое воспитано на зоологическом эгоизме, где каждый воспринимает всех остальных лишь как досадную помеху на пути к собственному благоденствию, до Освенцимов и Майданеков остается только один шаг. И совершенно неважно есть для них в наличии евреи или их нет. Для того, чтобы такой обыватель нашел себе козла отпущения сгодится любой. Хотя бы он носил штаны в клеточку, а не, как положено у «нормальных людей», с манжетами на штанинах. Лишь бы было на ком отыграться и хапнуть попутно чужое имущество. Это и есть фашизм. А все остальное – черные мундиры, знаки СС, свастика и прочее «Зиг хайль! это все мишура, Которая может быть другой, но людоедская суть при этом останется неизменной. 

Отмеченное нами тождество польского и немецкого поведения в ту страшную пору, очень многое объясняет и в нынешней польской ненависти к советским воинам– освободителям. Красивые сказки про то, что поляки их не любят, дескать, за последующую так называемую «советскую оккупацию», не должны нас обманывать. Они ненавидят русских именно за то, что те их освободили от нацистов. Потому что никто из этих уже нашедших свое тихое гитлеровское счастье поляков Красную армию об этом не просил. А не просил потому, и в этом заключена самая неприятная для Польши правда, что очень даже многие поляки при Гитлере жили не так уж и плохо. Не случайно же многие сотни тысяч бывших польских граждан охотно пошли служить в германский вермахт. 
И так увлеклись жизнью при нацистской оккупации, что даже после её окончания никак не могли успокоиться пока, уже хорошо после войны, не добили окончательно всех «инородцев», в основном, тех же евреев, на территории Польши. Причем добили уже без помощи каких-то там немцев. Сами прекрасно справились! 
Благо, что работы осталось немного. В той же Лодзи из двухсот с лишним тысяч жителей гетто выжили меньше десяти тысяч. 
И вот, что еще очень характерно в этой истории. С тех пор прошло уже почти восемьдесят лет. И, вы не поверите, но лодзинское гетто до сих пор существует! Не в том, конечно, смысле, что там до сих пор морят евреев. Их там просто уже не осталось. Но весь комплекс зданий и сооружений этого концлагеря в центре большого европейского города стоит практически нетронутым до сих пор. В том виде, в каком его покидали последние узники. 
А ведь это не пара-тройка домов. А целые городские кварталы, площадью два на три километра! Практически заброшенные многоэтажки, в которых почти никто не живет. Потому что страшно жить там, где тысячами умирали люди. Почему это всё не снесли и не построили новый городской район? 
Сколько не пытался найти корректное официальное объяснение, так и не смог. Многие вообще уверены, что гетто давно снесли. Но оно стоит – десятки страшных своим прошлым обшарпанных зданий, которые местные жители обходят десятой дорогой. В одном из этих домов перед входом в который немцы расстреляли десятки людей, постоянно прогорают все открытые там торговые точки. Потому что проклятое место, говорят лодзинцы. 
Невозможно допустить, что это сохраняется как исторический памятник. В таком виде, практически без присмотра, с бомжами в виде местного населения и на такой огромной площади почти в центре города – таких музеев просто не бывает. 

А поскольку корректного объяснения я так и не нашел, позволю себя иметь собственное суждение. Вполне совпадающее с тем зловещим польским пазлом, о котором мы говорим сегодня. 
Не то, чтобы местным полякам все это очень нравилось. Да и кому могут понравиться такие развалины? Но у них, похоже, нет и причины, для особых переживаний по этому поводу. Потому что не их самих, не их предков эта трагедия не коснулась. Больше того, многие из них до сих пор живут в тех квартирах и пользуются тем имуществом, что было отнято у их прежних владельцев. Тех самых, которых отправили в Освенцим. И получается, что с точки зрения новых хозяев этого «майна» они умерли правильно. Иначе сколько бы сейчас было проблем и судебных исков. А так – нет человека и нет проблемы. А точнее нет двухсот тысяч проблем. Так чего, спрашивается, полякам печалиться? Их то никто не «геноцидил». А остальные, будь то евреи, русские, или негры преклонных годов, совсем чужие для них люди, какая полякам разница, что с ними случилось? А может они и не люди вовсе. Гитлер же именно так говорил, когда разрешил им захватывать чужие квартиры и убивать их обитателей. 
Так же как не люди с их точки зрения и те нынешние мигранты, которые так и норовят помешать полякам жить в свое удовольствие. А может действительно с закрытием Освенцима и Треблинки малость поторопились? И опять же эти русские во всём виноваты! Если бы не они, то у Гитлера бы все получилось и у поляков заодно тоже. Так что спасибо папе римскому Франциску – помог-таки мне протереть глаза и совершить экскурс по самым мрачным закоулкам польской души своей гневной отповедью этим фальшивым христианам с коричневым нацистским нутром. 

 

Художник: Ю. Брандт.

5
1
Средняя оценка: 3.02424
Проголосовало: 165