Мордва: кто они?

НАРОД МОРДВА

Мордва – один из коренных народов России. Прежде чем повести более подробный разговор об этом интересном, самобытном народе, зададимся изначально несколькими определениями.

Итак. Вот, что написано в любимой всеми нами и часто используемой «Википедии»:

«…Мордва? (мордви?ны, мордо?вцы) – финно-угорский народ, который делится на два субэтноса – мокша и эрзя. Слово «мордва» является экзоэтнонимом. Самоназвание мокшан – мокш. мокшет, эрзян – эрз. эрзят…»

Однако более подробно характеристику народу дает писатель-историк Павел Мельников-Печерский в своем труде «Очерки мордвы».

Краткая справка

Мельников Павел Иванович (псевдоним – Андрей Печерский) [25.10(6.11).1818, Нижний Новгород, ныне г. Горький, – 1(13).2.1883, там же], русский писатель. Родился в дворянской семье. Окончил словесный факультет Казанского университета (1837). Был учителем. С 1847, служа чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе, а затем (с 1850) в министерстве внутренних дел, участвовал в мероприятиях по «искоренению раскола». В 1866 вышел в отставку. 

Вот, как в начале своих очерков писатель пишет о мордве:

«…Из всех народов так называемого чудского или финского племени, обитающих в России, ни одно так не обрусело в настоящее время (1867), как Мордва, особенно же та часть её, которая живет в Нижегородском уезде, и называется терюханами. Здесь Мордва уже совсем почти забыла свой язык, и лишь в некоторых немногих деревнях женщины сохраняют еще остатки мордовского наряда, но и то с каждым годом встречается все реже и реже. Многочисленное мордовское племя эрзя также наполовину обрусело.
Мордва, в древности жившая в нынешних губерниях Нижегородской, Симбирской, Саратовской и Пензенской и в северной части Тамбовской губернии, теперь разбросана на огромном пространстве от Нижнего Новгорода до Каспийского моря и от рек Цны и Мокши до Бугуруслана. Но те из этого племени, что живут в губерниях Самарской, Астраханской и частью Саратовской, пришли на места нынешнего населения в XVII и даже в XVIII столетии. Так, из современных актов мы знаем, что бортники из племени терюхан (нижегородская Мордва), исстари бывшие людьми свободными, были раздаваемы монастырям и помещикам, а оставшиеся свободными, в конце XVII столетия, подарены имеретинскому царю Арчиле, выехавшему в Россию. Положение Мордвы ухудшилось, и она огромными толпами бежала вниз по Волге на дощаниках (небольшое волжское судно) с женами, детьми и имуществом. Примеру их последовали эрзяне, также розданные в XVII столетии и даже во времена Ивана Васильевича Грозного разным частным владельцам и монастырям, с целью обратить их в христианскую веру. Беглецы, вместе с другою "вольницей' , укрывавшеюся от платежа податей, поселились на луговой стороне Волги, в нынешней Самарской губернии, на казенных землях, распахали ее, никогда не паханную дотоле, и жили как "бобыли и захребетники". Петр Великий, узнав о том, послал грозный указ самарскому воеводе, повелевая Мордву разыскать и выслать на старое жительство. Но; как ни строг был указ Петров, Мордва далеко не вся возвратилась. Как скоро переселенцы сведали об указе, бросились на юг. Там, на привольных берегах Иргиза, близ впадения его в Волгу, населили несколько деревень и доныне существующих; частью перешли на нагорную сторону Волги и поселились в нынешней Саратовской губернии, в уездах Хвалынском, Вольском, Саратовском и Балашовском, частью ушли еще далее, к самому почти Каспийскому морю. Верстах в тридцати от берега этого моря, по правую сторону протоков Бузана, при Чуркинском проране, доселе существуют три мордовские поселка, построенные на владельческой земле.

Мордва разделяется на несколько племён. Главное из них эрзя или эрдзяды, живущие в Арзамасском, Ардатовском, Лукояновском, Сергачском и Княгининском уездах Нижегородской губернии (в ней только две деревни Лукояновского уезда населены мокшанами); в губерниях Пензенской, Симбирской и Саратовской эрдзяды живут смешанно с племенем мокша, а в Казанской губернии среди них, впрочем, особняком, живет мордовское племя каратаи. Небольшое племя терюхан, самое северное из мордовских, жившее прежде по берегам Волги и Оки, осталось теперь (1867) лишь в сорока селениях Нижегородского уезда, всего в количестве тринадцати тысяч душ обоего пола. Это племя было очень близко к эрдзядам; теперь же оно почти совершенно обрусело. Некоторые считают терюхан эрдзядами, но, судя по остаткам их языка, судя по их обычаю и религиозному культу, их нельзя не признать особым племенем. Племя мокшан, численностью немного уступающее эрдзядам, обитает в северной части Тамбовской губернии, в западной половине Пензенской, в двух селениях Нижегородской, а также в Симбирской и Саратовской губерниях, смешанно с эрдзядами. Полагают, что племя мокшан в VIII или IX столетии было известно арабским писателям под именем “буртасов”. Эти писатели говорят, что на правом берегу Волги северными соседями прикаспийских хозаров, в двадцати днях езды от столицы их Итиля (около Астрахани), жили буртасы, земля которых простиралась в длину на северо-запад также на двадцать дней езды и граничила с владениями болгарскими. По этому расчислению оказывается, что земля буртасов начиналась приблизительно от нынешних границ Саратовской губернии с Астраханскою и достигала к северу до нынешнего Симбирска, а на запад дочти до Оки. Так как теперь в этих местах живут мордва-мокшане, то ориенталисты наши и признают в них потомков буртасов, тем более, что восточные писатели, упоминая о племени эрзя и даже о небольшом племени каратаев, совершенно умалчивают о многочисленном племени мордвы-мокшан. Мокшане разделяются на две группы: одни называются высокими мокшанами, другие простыми, и различаются между собой в языке. Наконец, четвертое мордовское племя каратаи, весьма незначительное по числу, обитает в Тетюшском уезде Казанской губернии, против Камского устья. В Самарской и Астраханской губерниях живут поселившиеся здесь, как сказано выше, в XVII и XVIII уже столетиях эрдзяды и, кроме того, терюхане (совершенно потерявшие здесь свои племенные особенности и слившиеся вполне с эрдзядами).
В эпоху призвания Рюрика некоторые народы чудского племени были уже подвластны славянам и в первые же времена существования русского государства совсем обрусели…»

Перед тем, как продолжить разговор о народе дальше, подумаем над вопросом: «Почему в разговоре о мордве, как, впрочем, и о любом народе России (а может, и Мира), столько возникает противоречий? Почему некоторые представители народности «мокша» обижаются, что их называют «мордвой», утверждая, что «мордва» – это «сарацины»? Почему основные народности «мокша» и «эрдзя» не ссорятся, но иногда тоже не понимают, почему их объединяют в единый народ, когда у них даже языки – разные? 

Думается, что помимо свойственной человеку (гоми сапиенсу) гордыни (мы – главные), дело тут в нашем незнании, точнее, непонимании сути. А суть – очень простая. Дело – в определениях. Народ (синоним – нация) более социальное, более емкое понятие. В любой народ, как правило, входит несколько народностей. Их просто так определили в это понятие. В то время, как народность – это общность близких этносов, объединившихся в древности племен.

И еще. Спор о народе в современном мире, даже среди тех, кто пишет об этом, базируется на базе Интернета. Но это не летописи, не манускрипты древности. Поэтому историков дореволюционного и послереволюционного периода читать интереснее. Но даже при чтении их следует понимать, что летописи, которыми они часто пользовались, впоследствии не раз переписывались людьми из поколения в поколение, а следовательно, теряли свою изначальную достоверность. Что же касается печатных манускриптов, то они порой создавались в древности по чьему-либо заказу.

Поэтому дальше у нас пойдет разговор (без претензии на истину в последней инстанции) просто о народностях народа мордвы, ведя речь о том, что более-менее об этом известно.

Исторический ракурс

До возникновения государства российского на его территории существовало много племен и народностей. Объединение одних из них помогло образованию некоторых народов, которые, как мордва, до сих пор сохранили свою идентичность. Другие племена и народности, как утверждают историки и исследователи, путем ассимиляции и объединения вошли в общий русский народ.
О каких племенах и народностях идет речь? 

Об этом подробно повествует однотомное издание «История России», которое является новейшим историческим исследованием, где подробно освещаются события с древнейших времён до сегодняшнего дня. Эта книга написана ведущими профессорами Института Российской истории РАН.
Вот отрывки оттуда:

«…Иванов С.В. “Жильё восточных славян”

“В те далёкие времена (после II в. н. э.) формируются не только племена, которые впоследствии превратились в восточных славян, а в дальнейшем дали начало трём славянским народам, в течение долгих веков населявших Россию, – русскому, украинскому и белорусскому.
Во второй половине I тысячелетия до н. э. на просторах будущей России одновременно продолжают складываться и другие этнические сообщества, отличные от славян.
Параллельно со славянским миром формируется мир балтов – будущих литовцев, латышей и других, – занявших большие пространства к северу от славянских обществ. Они уже тогда расселялись от берегов Балтики до междуречья Оки и Волги. 
Поблизости от балтов и славян издревле жили и угро-финские народы, которые в то время были властителями обширных территорий северо-восточной части Европы вплоть до Уральских гор и в Зауралье. В непроходимых лесах, вдоль берегов Оки, Волги, Камы, Белой, Чусовой и других местных рек и озёр обитали предки нынешних народов – мордвы, марийцев, черемисов (мери), коми, зырян, перми и других угро-финских народов. Они на этой земле были столь же древними, как и балты и славяне, зачастую жили вперемежку с ними.
У всех этих народов на северо-востоке Европы было много общего в укладе хозяйства, быту, привычках, традициях, одежде и даже украшениях. Северные жители в основном были охотниками и рыболовами. Их жизнь, в отличие от южан, менялась медленно.
В южных районах Восточной Европы по соседству с предками славян складывались племена, потомки которых и сегодня живут на тех же территориях и входят в состав России; в районах Северного Кавказа с древних времён обитали известные по сведениям греческих авторов предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов.
Меоты стали частью населения так называемого Боспорского царства, возникшего в скифскую эпоху на Таманском полуострове, близ Керченского пролива, в предгорьях Кавказских гор. Его центром стал греческий город Пантикапей, а в составе царства были многонациональные жители этих мест: греки, скифы и большей частью местные жители – адыги, также относившиеся к индоевропейской группе народов.
В начале новой эры в городах Боспорского царства появляются и еврейские общины. С тех пор евреи – купцы, ремесленники, ростовщики – неизменно присутствуют среди населения будущих южнорусских территорий, их молельные дома, синагоги, появляются в Пантикапее, Херсонесе, других боспорских и греческих городах юга.
За Уралом, в Южной Сибири, складывались различные тюркоязычные племена. Одно из них стало известным благодаря древним китайским хроникам. Это народ хунну, который в I в. до н. э. завоевал другие окрестные народы, в частности жителей Горного Алтая, которых китайцы называли юэчжи.
Через несколько веков усилившиеся хунну, или гунны, как их впоследствии назвали в Европе, начали победоносное наступление из Сибири на запад”…»

ЯЗЫЧЕСТВО МОРДВЫ

История народа неотделима от его государства. До принятия Христианства на большей части Руси (еще до того, как возникло единое государство) были разные вероисповедания, и в основном, народности, племена, а впоследствии и целые народы, исповедовали язычество. 
В статье Н. С. Попова «Верования мордвы», которая цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 246-250 так рассказывается о вере мордвы:

«…С 18 века мордва числятся православными. Испытывая “великие обиды и разорения” от распространителей новой религии, мордовский народ пытался сохранить свои языческие традиции. Однако под влиянием достаточно интенсивных русско-мордовских этнокультурных контактов народные верования постепенно теряли свою целостность и значительно трансформировались. 
Традиционные верования мордвы сложились в условиях патриархально-общинного строя. Главенствующее положение в них играли семейно-родовые и общинные аграрные культы. Определенное влияние на формирование мордовских верований оказали религ. представления иранцев, тюркских народов и племен, славянские языческие традиции.
В пантеоне почитаемых богов, как и у всех волжских финно-угров, выделялись образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек. Почитались богини леса, воды, ветра, огня, покровительницы полей, плодородия и т. д. Существовали представления о земных духах-хозяевах – азор, азоро , держателях – кирди, владыках и царях – инязор, оцязор. Выделялись божества – покровители деревни, сельской общины (велень кирди азор-ава). У мордвы-эрзян известен образ избранного богом защитника и покровителя – эрзян кирди (эрзянского держателя), помогающего людям поддерживать добрые отношения с божествами.
В числе небесных богов – паз (слово иранского происхождения) – почитались божества солнца (чи паз), грома (пурьгине паз) и молнии (ендол паз). Верховными богами в мордовском пантеоне считались небесные начала, участвующие в создании мира, – Шкай (у мордвы-мокшан, слово имеет древнеиранское происхождение), Нишке (у мордвы-эрзян, слово имеет древнефинноугорское происхождение). Важное место в верованиях мордвы занимало почитание предков (покштят бабай). Божества и духи могли проявлять себя как доброе, так и злое начало в зависимости от поступков людей. Носителем зла считался шайтан.
Мордовские крестьяне большое значение придавали семейным и деревенским (общинным) праздникам с жертвоприношениями в честь покровителей земледелия. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Моления проходили в поле или в периодически назначаемом общиной доме. Они были направлены на достижение благополучия в земледелии и животноводстве, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности людей, усмирение недоброжелательных сил и приобщение к повседневным делам людей начал добра.
Профессиональных служителей дохристианского культа у мордвы в 18—19 века не было. Молениями руководили сведущие в традиционных обрядах выборные мужчины или женщины. Иногда руководители молений, как это было у мордвы-терюхан в 1804 году, выступали инициаторами движения за возврат в язычество. Лидер движения Кузьма Алексеев получил широкую известность под именем "Кузька – мордовский бог".

В 19 – начале 20 века Православная церковь обрела в Мордовии достаточно прочное положение. В начале века здесь насчитывалось более 500 храмов, молитвенных домов, монастырских зданий. Мордовские прихожане исправно выполняли свои религиозные обязанности, посещали церкви, крестились, венчались, исповедовались, отпевали покойников. Наряду с этим они периодически проводили дохристианские обряды и соблюдали древние обычаи.
Мордва, восприняв христианство, значительно модифицировала его в духе традиционных верований. Христианские святые были наделены чертами древнемордовских божеств. Особо почитались Николай Угодник, Илья-пророк, апостолы Петр и Павел, св. Флор и Лавр и др. Во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходили традиционные моления языческим покровителям, выполнялись всевозможные магические обряды. В народном представлении иконы, кресты, пасхальные яйца, троицкие березки и др. наделялись сверхъестественными свойствами. Во время болезней, несчастий мордовские крестьяне поклонялись особо чтимым иконам в монастырях и часовнях.
Определенное влияние на сознание верующих оказывали старообрядцы (см. Старообрядчество). В начале 19 века среди части мордвы распространилось учение молокан. В 30-е годы они заявили, что в 1836 году наступит второе пришествие Христа, и призывали отправиться на Кавказ к Араратской горе, чтобы воздвигнуть там Новый Иерусалим. Поверив сектантам, мордва-молокане в 1836 году выехали на постоянное жительство в Армению.
В советский период многие церкви и монастыри были закрыты. К 1936 году их количество уменьшилось в 2 раза (сохранилось 266 культовых зданий), в годы войны служба проводилась лишь в нескольких церквах. Сокращалась численность духовенства. Тем не менее православные традиции сохранялись. Скрытно проводились крещения и отпевания, отмечались православные праздники. Верующие продолжали посещать часовни. В послевоенные годы было разрешено восстановить некоторые закрытые церкви. В 70-е годы большая часть взрослого сельского населения соблюдала религиозные традиции. Устойчиво сохранялись семейно-родовые обычаи.
В религиозной жизни современного мордовского народа ведущую роль играет Русская Православная церковь. Для возрождения православия в Мордовской Республике в 1991 году учреждена Мордовская и Саранская епархии. За короткий срок были восстановлены и обустроены мн. закрытые церкви. В настоящее время церковная служба регулярно проводится в 132 православных приходах и 9 монастырях (5 мужских и 4 женских).
Активизировалась деятельность среди мордвы протестантских церквей. Растет численность сторонников ЕХБ, пятидесятников и других протестантских церквей. В 1991 году благодаря усилиям проповедников из Финляндии учреждена Мокшанско-эрзянская лютеранская церковь. Она объединяет пока лишь несколько десятков человек. Стокгольмским институтом перевода Библии были подготовлены и изданы в Финляндии на мордовском языке некоторые части Нового Завета.
Укрепляются и позиции ислама. Для 47 тысяч татар в республике действуют около 30 исламских мечетей.
В религиозно-мифологической картине мира современных верующих сохраняются представления о подземных, земных и небесных духах и божествах. Существует вера во множество всевозможных призраков. Почитаются души умерших, которые считаются посредниками в отношениях людей с миром сверхъестественных существ. Различаются духи местностей, всевозможных болезней, которым в особых случаях приносят бескровные жертвы. Сохраняется вера в сверхъестественную силу лечебной, вредоносной, любовной, хозяйственной магии. Периодически проводятся семейные и семейно-родовые поминки, на которых в честь умерших покровителей рода зажигают свечу. На поминках, устраиваемых на сороковой день после смерти человека, иногда по традиции специально назначают человека, который разыгрывает роль покойного. В традиционной народной свадьбе наряду с церковным венчанием соблюдаются дохристианские обычаи и обряды.
Предпринимаются усилия по возрождению традиционных мордовских праздников с жертвоприношениями. В 1995 году состоялось моление в селе Старое Качеево. В настоящее время идеи возрождения языческих традиций поддерживаются в основном представителями художественной интеллигенции. Они проявляют повышенный интерес к сохранению самобытной народной культуры. Мордовская интеллигенция озабочена поиском идеи, способной объединить мордовский этнос…»

Теперь расскажем об основных народностях мордвы: мокша и эрзя.
Надо сказать, что не только языки этих близких народностей отличаются друг от друга, но и отличаются описания их в разных источниках.

Остановимся на статье Анны Шиховой на сайте travelask:

«…ЭРЗЯ

Эрзя – один из этносов мордовского народа, сложившийся в середине первого тысячелетия нашей эры. Считается, что Нижний Новгород основан на месте древнего эрзянского поселения, а название Рязани произошло от искаженного эрзянского слова “эриця”, означающего “житель”. В традиционных верованиях народа сплелись как языческие, так и христианские традиции, почитание духов предков и священных деревьев. Древний пантеон изобилует богами женского пола. Считается, что раньше в среде эрзя существовал матриархат, впоследствии сменившийся “поясом стыдливости” и плачами невесты перед вступлением в брак.

Название

По одной из версий, этноним “эрзя” произошел от древнеиранского слова “аршан”, что значит “человек”. Имеются лексические заимствования из иранского и в языке. Возможные иранские корни народа прослеживаются в ряде обрядов и верований, сходных с зороастрийскими традициями. Общим выступает почитание собаки, считавшейся благим животным, избрание на роль временных жрецов, исполняющих религиозные обряды, почитаемых старцев из числа односельчан.
Схожие мотивы встречаются в похоронных обрядах. Обмывать тело покойного у эрзя могли лишь пожилые люди, в зороастрийской вере – особые “служители смерти”. Причина заключалась в боязни “заразиться” от покойника смертью. По той же причине сжигали оставшиеся от гроба щепы, посуду для обмывания, предметы одежды усопшего. Огонь – главная сакральная стихия зороастрийцев – играл очищающую роль и у эрзян. Помимо сжигания предметов, костер разводили во время поминок, чтобы защититься от мира мертвых.
Первые достоверные упоминания о народности относятся к XIV столетию: иранский ученый Рашид ад-Дин писал об “арджанах”, под которыми подразумевал народ эрзя. В 1549 году ногайский князь Юсуф в отправленной в Москву грамоте писал о народе “рзянь”. Термин возник от искаженного эрзянского слова “эриця”, означающего “житель”, впоследствии подарив название городу Рязань.

Где живут, численность

В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.
Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.

В зоны современного расселения эрзян входят:

восточная зона расселения – районы на востоке Мордовии, Алатырский, Ибресинский, Порецкий районы Чувашии;
северо-восточная зона расселения – Городищенский, Пензенский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области;
северная зона расселения – Большеигнатовский район Мордовии, Гагинский, Лукояновский, Пильнинский Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области;
западная зона расселения – группа эрзи под названием шокша, проживающая в Теньгушевском, Торбеевском районах на западе Мордовии.
Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:
в Исаклинском, Похвистневском, Клявлинском, Шенталинском, Кошкинском районах Самарской области;
в поселке Мисково Костромской области;
в Бугурусланском, Абдулинском, Северном, Пономарёвском районах Оренбургской области;
во Владимирской области;
в Ивановской области;
в Рязанской области;
в Ульяновской области;
в Алтайском крае;
в Саратовской области;
в Свердловской области;
в Тамбовской области;
в Татарстане.
По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность “мордва”. Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.

Язык

Эрзянский язык относится к числу финно-угорских, мордовской подгруппе. Выступает одним из трех официальных языков Мордовии, основным для использования в печати и СМИ. Представители народности в большинстве двуязычные: владеют русским и национальным языками. Точных данных о количестве носителей нет, по информации справочника языков, эрзянским владеют 36 700 человек в России и 119 330 человек в мире.
Языки эрзя и мокша похожи, однако нужно упомянуть, что они имеют серьезные лексические и грамматические различия. Поскольку историки не пришли к единому мнению относительно вопроса происхождения мордовских народов, за основную взяли теорию существования в древности единого мордовского языка, впоследствии разделившегося на две родственные группы.

Внешность

Эрзяне глобально относятся к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу, тогда как мокша – к уральской расе, субуральскому подтипу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.
К другим характерным признакам относят:
светлую пигментацию кожи;
прямые волосы;
короткий нос среднего размера;
переносье средней высоты;
слабый рост растительности на лице.
Мужчины оставляли волосы средней длины или стриглись коротко. Женщины заплетали волосы в косы. В некоторых селениях до свадьбы полагалось носить одну косу, после – заплетать в две, но прятать их под головными уборами. Часть источников свидетельствует, что у молодых девушек была традиция носить много кос. Существовал обряд плетения двадцати пяти косичек невесте на свадьбу: их оплетали вокруг передней части головы, формируя прическу. После покрывали традиционным высоким головным убором. На концы кос крепили шерстяные нити, украшения, использовали хитроумные и изысканно украшенные накосники, спускавшиеся практически до пола.

МОКША

В современной этнографии мокшан принято считать субэтносом мордовского народа, наряду с эрзянами. Однако сами представители народов единым этносом себя не считают. Несмотря на общих предков и многовековое проживание в тесном соседстве, народности имеют серьезные отличия в обрядах, религии, особенностях быта и языке. Мокшане продолжают настаивать на национальной самоидентификации, трепетно сохраняя аутентичные традиции и память предков.

Название

Этноним “мокша”, которым представители народа пользовались с древних времен для самоназвания, пришел из древних индоевропейских языков. Доминирующая версия происхождения названия – отсылка к гидрониму Мокша. Если копнуть глубже, обнаруживается связь с санскритским словом meksha, означающим “утекать, проливать”.

Где живут, численность

Первая информация о численности мокшан появилась в результате переписи 1926 г. В документе содержатся данные о 392 400 представителях этноса. В годы советской власти появилась тенденция объединения мокши и эрзи в единый народ, поэтому сведения об изменении показателя неизвестны. Перепись 1989 г. показала, что на территории нынешней Республики Мордовия проживало 180 000 представителей народа мокша. В 2010 г. мокшанами себя называли лишь 4767 человек. На резкое сокращение показателя повлияла проводившаяся десятилетиями пропагандистская политика, объединяющая проживающие в Мордовии этносы в единый народ. Фактически исследователи оценивают численность мокшан в 300 000 человек.
Большая часть мокшан продолжает жить на исторических землях, которые сейчас входят в состав Республики Мордовия. Отдельные представители и диаспоры мокшан проживают в следующих российских регионах:
Саратовская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Рязанская обл.
Респ. Татарстан
Московская обл.
Алтайский кр.
Тамбовская обл.
Исследователи выделяют отдельный субэтнос мокшан – каратаев. Этническая группа живет на территории Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Этнографические исследования зафиксировали в регионе в 1958 г. порядка 1 000 представителей народности. В 1979 г. численность сократилась до 300 человек в связи с увеличившейся миграцией в города.

История

Основная версия происхождения мокшан отсылает к племенам Городецкой культуры, существовавшей в период VII века до н. э. – II века н. э. на территории современной Центральной России, а также республик Чувашия, Марий Эл и Мордовия. На протяжении исторического развития регион был захвачен скифскими племенами, имевшими иранское происхождение. Существует версия, что именно древние иранские племена выступают предками мокшан, или же они оказали существенное влияние на этногенез народа в процессе захватнических войн и ассимиляции. После захвата скифов сарматскими племенами часть мокшанских родов оказалась под их властью. Однако малочисленность сарматов не позволила полностью поработить автохтонные народы.
В XII-XIII веках существовало влиятельное раннефеодальное мокшанское государство Пурешева волость. Названо оно так по имени легендарного царя Пуреша, объединившего разрозненные племена и земли, включавшие бассейны рек Сура, Мокша, Вада и Цны. В русских летописях сохранились сведения о постоянных военных действиях Пуреша с Пургасом – царем эрзянского народа, государство которого именовали Пургасовой волостью.
В 1220 г. Пуреш заключил союз с Владимирским князем Юрием, совместно с которым ввязался в битву за устье Оки против болгарского хана Алмуша и своего заклятого врага Пургаса. В 1229 г. болгары вознамерились отомстить Пурешу, однако, узнав о разграблении земель Пургаса, повернули назад. Продолжил дело отца и сын Пуреша по имени Атямас, который в 1230 г. во время похода на Пургасову Русь полностью опустошил здешние земли.
В 1236 г. на мокшанские земли вторглись татаро-монгольские войска. Пуреш пытался дать бой, однако потерпел сокрушительное поражение в битве у Черного леса. Это вынудило царя заключить с монголами мир и стать их вассалом. В 1241 г. Орда выдвинулась на захват Центральной Европы, мокшане были в авангарде при захвате Завихоста и Люблина. При взятии Кракова и Сандомира войско мокшан понесло значительные потери, и Пуреш принял решение о заговоре с немцами и богемцами против монголов. Однако его замысел был раскрыт, и в ночь на 9 апреля 1241 г. царь, его сын и значительная часть войска были убиты.
Мокшане в составе Темниковского войска участвовали в захвате Иваном Грозным Казани, после чего присягнули государю на верность. С целью освоения региона и насаждения христианства в Мордовию были направлены русские переселенцы. В этот же период многие знатные мордовские роды перешли в новую веру, что позволило им сохранить княжеские титулы. Однако обычным представителям народа такое положение вещей не нравилось, чему свидетельством являлись многочисленные бунты. Известно об участии народа мокша в бунте Емельяна Пугачева во второй половине XVIII века. Однако столетие спустя процесс обрусения этноса практически завершился, а серьезных попыток изменить сложившееся положение не предпринималось.

Внешность

В формировании мордовского этноса участвовали европеоидные племена, отличавшиеся антропологическими характеристиками. Генетические исследования показали, что, в отличие от эрзян, мокшане имеют более темную пигментацию кожи и узкое лицо. Однако, хватает среди них и голубоглазых блондинов.
Среди преобладающих антропологических типов можно выделить понтийский и субуральский. Также, в отличие от массивного телосложения эрзян, мокшане отличаются средними показателями роста и склада фигуры…»

Такова краткая история этого самобытного народа.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 325