Дипломатия России на постсоветском пространстве: беспомощность послов

99

Подписанное в Москве мирное соглашение, положившее конец кровопролитному армяно-азербайджанскому конфликту в Нагорном Карабахе западные СМИ наперебой величают не иначе, как весомой дипломатической победой России. Оспорить данный тезис невозможно, однако, что если рассмотреть вопрос шире и попытаться выяснить: чего в работе сотрудников нашего внешнеполитического ведомства в бывших республиках СССР за прошедшие годы было больше – позитивных достижений или досадных промахов и неудач?

Касаемо разрешения все той же проблемы Нагорного Карабаха можно с уверенностью сказать – «баллы» за эту победу следует, скорее всего, «засчитать» лично Владимиру Путину, а не отечественному МИД. Увы, его сотрудникам, работающим как в Ереване, так и в Баку не удалось достичь весомых успехов в деле деэскалации вооруженного противостояния. Это – несмотря на то, что как раз именно они вполне могли бы (и, по идее, должны были) стать «мостиком» для поиска взаимопонимания между соседями, превратившимися в непримиримых врагов. В конечном итоге, война продолжалась ровно до тех пор, пока одна из ведущих ее сторон не оказалась на грани полного разгрома, и на чашу весов не был брошен личный авторитет президента РФ.



Тем более печально констатировать тот очевидный факт, что российские дипломаты, и, в частности, послы нашей страны в Армении и Азербайджане, не смогли предотвратить нынешний кризис, как таковой. Разговоры о некоем «плане Лаврова» по Карабаху велись долгое время – с 2016 года, если не ошибаюсь. В принципе, насколько помнится, он был совершенно приемлем, как минимум, для азербайджанской стороны, поскольку предусматривал передачу ей 5 из 7 районов так называемого армянского «пояса безопасности» вокруг Карабаха. К сожалению, тем, кто должен был вести соответствующие переговоры в обеих враждующих столицах – уговаривать, убеждать, разъяснять, любой ценой не допуская, чтобы снова заговорили пушки, справиться со своей задачей не удалось.

В принципе, послы России в сопредельных ей и еще недавно входивших в состав СССР странах никоим образом не должны быть лишь номинальными ее представителями, годными разве что на то, чтобы произносить тосты на официальных банкетах и присутствовать на протокольных мероприятиях. Ни для кого не секрет, что именно эти государства, объединенные общим, пусть и достаточно условным названием «постсоветское пространство», являются сегодня (да, впрочем, и являлись всегда) ареной ожесточенной геополитической схватки между Россией и Западом. Схватки за влияние, за возможность преследовать свои жизненные интересы, а, прежде всего – за умы и сердца тамошних жителей. Схватки, успех в которой, увы, пока что не на нашей стороне.

Более того – практически, в каждой из «постсоветских стран» имеется весьма значительное количество граждан, как русских по национальности, так и относимых к категории «русскоязычных». Лично мне это определение не нравится, скорее бы я причислял таких людей к носителям русской культуры и ментальности, ну да не суть... Теоретически, защита их интересов в рамках международного права, недопущение преследований тех, кто является для нашей страны за ее рубежами воистину человеческим «золотым фондом», также должно быть первоочередной задачей чрезвычайных и полномочных представителей России. Но так ли это в реальности?

Классическим примером того, как важные задачи, теоретические лежащие на российском посольском корпусе, действующем на «постсоветском пространстве», были полностью провалены, является, как несложно угадать, Украина. И это при том, что представляли Москву в Киеве в различные периоды такие российские «политические тяжеловесы», как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов. Ни в коем случае не выдвигая личные упреки в адрес этих послов, не могу удержаться от констатации совершенно очевидного факта: именно в период их деятельности Украина была не просто утрачена для нашей страны в качестве доброго соседа и экономического партнера, а превратилась в злобного и мстительного врага.

Казалось бы, первый «майдан» должен был стать для Москвы сигналом тревоги и, в первую очередь, маркером того, что ведущаяся ее представителями в «нэзалэжной» работа то ли совершенно недостаточна, то ли вообще движется не в том направлении. Тем не менее, повестка в отношениях между странами осталась на том же уровне – скидки на газ, дружба, добрососедство и все прочее... Без какой-либо отдачи для самой России, зато с активным заигрыванием с Западом - против России. Пиком этих отношений стало подписание в 2010 году Харьковских соглашений, касавшихся базирования в Крыму Черноморского флота России. А ведь в это же самое время на Украине уже начиналась подготовка боевиков, которые в 2014 году выйдут на улицы с нацистскими и радикальными русофобскими лозунгами.

В конечном итоге ситуация пришла к тому, что мы имеем сейчас – посольство России в Киеве лишено главы и живет, без малейшей натяжки, в режиме осажденной крепости, время от времени подвергаясь атакам местных националистов, традиционно остающихся безнаказанными. Видеть российского посла у себя Киев более не желает и потихоньку избавляется и от остальных наших дипломатов – 13 из них были выдворены после скандала с «делом Скрипалей», а в 2019 году Киев объявил персоной нон грата еще одного сотрудника нашего посольства, выдвинув против него обвинения в «шпионаже». О какой защите «русскоязычных» или попросту симпатизирующих нашей стране украинцев может идти речь в подобных условиях?

Складывается впечатление, что отечественная дипломатия (как впрочем, и абсолютное большинство наших государственных структур) ещё может действовать в режиме форс-мажора, в экстремальных и кризисных ситуациях. Однако при этом ее способность хотя бы на приоритетных направлениях организовывать длительную и системную работу, необходимую как раз для того, чтобы кризисов было поменьше, вызывает очень большие сомнения.

Во многом современная дипломатия основывается на советской школе, которая по определению не имела институтов работы там, где в 1991 году возникло пресловутое "постсоветское пространство". Дипломатия продолжает делать ставку на уже не работающий принцип о том, что если страны когда-то входили вместе с Россией в состав СССР, то и работать там особенно не нужно - мол, "и так наши". Но практика всех последних лет показывает, что это далеко не так, и что российских послов переигрывают послы США, Великобритании, Турции, Китая, пытаясь подмять соседние с РФ страны под своё влияние. И, нужно признать, что влияние этих стран растёт, чего не скажешь о влиянии России. Хотелось бы надеяться на то, что этот урок нашим МИД будет усвоен и выводы будут сделаны, иначе процесс может стать необратимым, а беспомощность послов оформится окончательно.
99 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    19 ноября 2020 08:06
    Дипломатия России на постсоветском пространстве: беспомощность послов
    Делают из послов стрелочников,а виноваты ведь инженеры-путейцы, которые рельсы не туда спроектировали,и кладут.

    Вспомнился юмор от Максима Алкина, по поводу деятельности посла Черномырдина на Украине :
    - " Думаете я здесь посол ? Я на вентиле здесь сижу - открыл-закрыл,открыл-закрыл "

    Какие команды послам приходят, такие они и исполняют.

    Вопрос к тем, кто эти задачи формулирует yes
    1. Комментарий был удален.
      1. +28
        19 ноября 2020 08:24
        Касаемо разрешения все той же проблемы Нагорного Карабаха можно с уверенностью сказать – «баллы» за эту победу следует, скорее всего, «засчитать» лично Владимиру Путину
        А вот тут, как мне кажется, не то слово закавычили. Вместо баллов нужно было "победу" в кавычки брать. Не, ну хрень же получается: нам с 2015-го твердили, что мы в Сирии - чтобы бородатых бармалеев на Кавказ, в свое подбрюшье не допустить. А тут здрасьте: бармалеи в самом что ни на есть подбрюшье. Хороша победа, нечего сказать
        1. +11
          19 ноября 2020 08:33
          Цитата: Дальний В
          Хороша победа, нечего сказать

          Вспомнил цитату из фильма "Спецназ"(приводить полностью нельзя - цензура) :
          - "Это у них победа пирова, а у нас - ..."
        2. +12
          19 ноября 2020 08:52
          Цитата: Дальний В
          Хороша победа, нечего сказать

          Ну да, как говорят наши соседи "цэ зрада чи перемога?". Лично мне решительно непонятно.
          1. -1
            19 ноября 2020 10:07
            Цитата: aleksejkabanets
            Цитата: Дальний В
            Хороша победа, нечего сказать

            Ну да, как говорят наши соседи "цэ зрада чи перемога?". Лично мне решительно непонятно.

            hi А что тут непонятного, вот Остап Бендер в шахматы играть не умел, всем продул но напоследок успел таки прихватить кассу- мелочь конечно, но на безрыбье и рак рыба.. wink laughing Политическое очко тоже чего-то стоит.. lol
            1. +14
              19 ноября 2020 11:55
              А что собственно, могут предложить московские послы? Какие дары, какие перспективы? Когда даже в Белоруссии умудрились провалить все.
              1. +5
                19 ноября 2020 13:22
                Когда даже в Белоруссии умудрились провалить все

                А чему удивляться, если отношения строились только на деньгах. Исключение только взаимодействия оборонных ведомств. А о том, чтобы разговаривать с людьми, культурная сфера, здесь вообще говорить не приходится. Отношения спасает сейчас только то, родственники у большой части населения живут и в России, и в Белоруссии.
            2. +5
              19 ноября 2020 12:05
              Цитата: Лоцман
              Политическое очко тоже чего-то стоит..

              Многозначительно звучит....
        3. 0
          19 ноября 2020 14:27
          Цитата: Дальний В
          Не, ну хрень же получается: нам с 2015-го твердили, что мы в Сирии - чтобы бородатых бармалеев на Кавказ, в свое подбрюшье не допустить. А тут здрасьте: бармалеи в самом что ни на есть подбрюшье.

          Не, не хрень. Не надо путать зелёное с квадратным. По некоторым данным в Сирии было уничтожено до 3 тыс. бармалеев с российской пропиской, это именно те кто не вернётся ни в Чечню, ни в Дагестан, ни в Ингушетию с Кабардой и Татарстаном. Это доморощенные и идейные т.е. принимали решение и добирались до Сирии по собственной воле. Те, кого вы тут вытряхнули в качестве козыря, явились на территорию Азербайджана не по собственной инициативе, а в результате прямого участия Анкары и представляют собой ни что иное как террористический интернационал собранный в Идлибе и Ливии, который воюет за деньги.
          Что касается подбрюшья,то бармалеи на Кавказе и в 90-х гастролировали участвуя в двух чеченских войнах, когда упомянутой вами Сирии и нашего там присутствия в повестке дня России не было и в помине.
    2. +35
      19 ноября 2020 08:22
      Так в МГИМО сейчас кто учится и как учатся... И чему!Золотая молодёжь платиновых родителей, не особо понимая, зачем-потому что папа так сказал и в основном в дистанционно формате, из Лондона, гордые сыны Кауказа, дети тамошних эмиров, которые в вуз приезжают два раза-на 1 сентября, когда поступили на первый курс и второй раз диплом забрать, вьезжая на гелеке прямо в кабинет к ректору..., есть небольшая прослойка потомственных дипломатов, но уже из 90-х, Козыревская поросоль, да ошметки Шеварнадзе..., уверенных, что в мире есть только один светочь земной, это США... Я конечно немного утрирую, но к сожалению, немного...
      1. +16
        19 ноября 2020 08:29
        Цитата: Зяблицев
        Так в МГИМО сейчас кто учится и как учаться... И чему!

        Спорить не буду. Описываете как есть. Но эти только учатся, а реальной дипломатической деятельностью, до смены поколений, занимаются пока ещё "зубры", но результаты тоже ОХ и АХ...

        Внешняя политика... Надо вспомнить, кто её определяет и проводит по Конституции РФ, и почему она такая ущербная yes
        1. +15
          19 ноября 2020 08:35
          Зубры есть, не спорю, только уже беззубые зубры, у которых отобрали все-веру в нерушимость и правоту Советского строя, идеалогию и саму страну забрали... Поэтому они спокойно диживают свой век! Даже Лавров при Союзе мог быть на уровне Громыка, когда от молчания нашего министра даже зелёные береты в джунглях Гватемала под себя ходили, а сейчас кто он-просто Лавров!Бегает сопли подтирает за Захаровой!
          1. +22
            19 ноября 2020 08:40
            Цитата: Зяблицев
            Зубры есть, не спорю, только уже беззубые зубры, у которых отобрали все-веру

            Не я с вами отнимал веру, не мы...

            Беда в том, что власть, и лично президент не осознаёт и не признаёт провалов своей политики на внутреннем и внешнем контурах.
            1. +2
              19 ноября 2020 10:20
              Не я с вами отнимал веру, не мы...

              А я вот поучаствовал по молодости лет, перемен захотел, поверил, что каких-то 500 дней потерпеть и нате вам перемены. Что толку сейчас локти грызть. А поверил ведь ни кому-нибудь, КПСС поверил. Кинули знатно...
      2. nnm
        +10
        19 ноября 2020 08:33
        С первой частью - вопросов нет, полностью согласен. Даже в МГИМО единицы бюджетных мест, а стоимость обучения - под миллион в год. Но про два раза в ВУЗе - это не так. И уж точно к ректору МГИМО никто на "гелике" не въезжает ))) там тоже работают не простые люди. А вот проблема в том, что бюджетных мест по 10 штук на группы в 200-300 человек - это да. Ибо именно на эти бюджетные места могут поступать именно самые обычные ребята. А в итоге на платные места идёт отбор не по баллам ЕГЭ, а кто быстрее заключил договор и оплатил обучение. И это проблема всех ВУЗ ов.
        1. +3
          19 ноября 2020 08:55
          Цитата: nnm
          Ибо именно на эти бюджетные места могут поступать именно самые обычные ребята.

          Увы, олимпиады сегодня, сильно не для всех.
          1. nnm
            +2
            19 ноября 2020 10:10
            Это еще почему???!!!! Спокойно участвуют любые ребята. Напротив, школы только двумя руками "за", что бы их ученики шли на городские, региональные олимпиады и выше. И это далеко не в Москве только происходит. Я же не по чужим словам, а по своему опыту сужу с ребенком.
            1. +5
              19 ноября 2020 10:25
              Цитата: nnm
              Это еще почему???!!!! Спокойно участвуют любые ребята. Напротив, школы только двумя руками "за", что бы их ученики шли на городские, региональные олимпиады и выше. И это далеко не в Москве только происходит. Я же не по чужим словам, а по своему опыту сужу с ребенком.

              Олимпиады на региональном уровне да, а дальше нужны хорошие тренеры, в регионах их не найти. Да и не бесплатно это, я думаю. Участвовать в олимпиадах можно и да же нужно, но поступить через олимпиаду в МГИМО, нереально. Я понимаю, на мехмат МГУ, или физтех, но не туда.
              1. nnm
                +4
                19 ноября 2020 23:03
                Вполне реально. Говорю вам, как отец недавнего абитуриента. Единственное, наверное, куда можно поступить только реально за знания, но нереально по запредельно высокой планке проходных баллов - МФТИ. Там реальный средний проходной балл по каждому предмету должен быть 100+ баллов. Что, в принципе, учитывая специфику ВУЗа, правильно. МГУ, МГИМО, РАНХиГС , Плеханова и тп - в основном, вполне реально даже на бюджет, если с ребенком реально занимались с самого начала. Повторюсь , проблема в другом : 1. Ничтожное количество бюджетных мест!!! От 3-4 в РГГУ до 10 в Плеханова и тп (по специальности и кроме РАНХиГС) 2. Набор на платные места проходит не по баллам ЕГЭ, а кто быстрее заплатил .
                Это просто убивает высшее образование !
                В итоге, умные, кто прошел на бюджет сбегут за границу и останутся бездари, которые смогли платить по 400-1000 тыс.руб в год!
                1. +1
                  19 ноября 2020 23:47
                  Цитата: nnm
                  Вполне реально. Говорю вам, как отец недавнего абитуриента....

                  И плюсом к тому, что Вы сказали еще и деградация школьного образования, по крайней мере в глубинке. И получается либо репетиторы, либо частная школа. У нас за час репетитор по физике, например, берет от 800 р. Моя дочь учится на интернет уроке(с зачислением), 5 тыс. в месяц. Плохо что онлайн, но выбора нет. Хоть на репетиторов тратится не надо и планка намного выше чем в обычной школе. ЕГЭ это вообще, как говорится, "без комментариев", думаю дочь сначала в техникум отдать, по схожей специальности(программирование), а потом уже в ВУЗ. Строго говоря, думаю, что важнее всего "научить ребенка учиться", то есть умению добывать знания самостоятельно. На мой взгляд это важнее выбора ВУЗа, да и кроме того, весьма вероятно, что учиться они будут онлайн.
        2. -1
          19 ноября 2020 20:15
          Это проблема страны....
      3. +7
        19 ноября 2020 10:36
        Так в МГИМО сейчас кто учится и как учатся... И чему!Золотая молодёжь платиновых родителей, не особо понимая, зачем-потому что папа так сказал и в основном в дистанционно формате, из Лондона, гордые сыны Кауказа, дети тамошних эмиров, которые в вуз приезжают два раза-на 1 сентября, когда поступили на первый курс и второй раз диплом забрать, вьезжая на гелеке прямо в кабинет к ректору..., есть небольшая прослойка потомственных дипломатов, но уже из 90-х, Козыревская поросоль, да ошметки Шеварнадзе..., уверенных, что в мире есть только один светочь земной, это США... Я конечно немного утрирую, но к сожалению, немного...

        Ничего Вы не утрируете-все так и есть. Наш МИД давно уже, превратился в синекуру для одних-трамплинчик для госкарьеры и вхождения в верхние эшелоны власти, и источник заработка для других (вспомним кокаиновые чемоданы....)....
    3. +4
      19 ноября 2020 08:39
      Цитата: БДРМ 667
      Вопрос к тем, кто эти задачи формулирует

      Всё правильно, все очевидно.
    4. +4
      19 ноября 2020 10:09
      Вопрос к тем, кто эти задачи формулирует

      Вот он гад, инженер-путеец. По его колее это вот всё и ползёт.
    5. +12
      19 ноября 2020 10:20
      Цитата: БДРМ 667
      Какие команды послам приходят, такие они и исполняют.
      Вопрос к тем, кто эти задачи формулирует

      Весь вопрос в том , что за 20-ть истекших лет РФ не только не приобрело себе преданных друзей-союзников, а умудрилась нажить себе лютых врагов даже из числа бывших союзных республик.
      Вся якобы великая геополитика , это такое же телевраньё, как и рост благоостояния.
      1. +3
        20 ноября 2020 02:08
        Ключевой лозунг - "хватит кормить" - не распространяется только на "друзей друга".
    6. +1
      19 ноября 2020 12:54
      Цитата: БДРМ 667
      Делают из послов стрелочников,а виноваты ведь инженеры-путейцы, которые рельсы не туда спроектировали,и кладут.

      инженеры-путенцы laughing
  2. -2
    19 ноября 2020 08:23
    Ну, вообще-то МИД во все времена был очагом предательства. Да вот хотя бы "В круге первом" вспомнить. И на постсоветском пространстве какой страны МИД ни возьми - уж интересы чьей страны выражает надо ещё разобраться. А уж послы, особенно в западных странах, это вообще отдельная песня.
    1. nnm
      +8
      19 ноября 2020 08:35
      Простите, вы сейчас серьезно сослались на "работу" Солженицына ?)))
      1. +6
        19 ноября 2020 08:42
        Цитата: nnm
        Простите, вы сейчас серьезно сослались на "работу" Солженицына ?)))

        Видимо настольная книга либерала...
      2. -1
        19 ноября 2020 08:59
        Простите, вы сейчас серьезно сослались на "работу" Солженицына ?)))

        Так это не научная работа, а шпионский детектив.
        Но прототипы реальные. Настоящая фамилия предателя-дипломата не Володин, а Иванов. laughing
    2. +3
      19 ноября 2020 08:58
      Цитата: g_ae
      Да вот хотя бы "В круге первом" вспомнить.

      И действительно, почему Вы на него сослались? По Вашему это заслуживающий доверия источник?
      1. 0
        19 ноября 2020 09:59
        Нет, просто первое, что на ум пришло. Прототип вроде реальный был. И, вроде как, пример для подражания. А Солженицын в России официальный и уважаемый классик. В школе преподается, премия имеется. Ну, можете Литвинова вспомнить, или Козырева поближе. Это что-то меняет? Ну, или наш белорусский МИД. Это что-то.
        1. +4
          19 ноября 2020 10:12
          Цитата: g_ae
          Нет, просто первое, что на ум пришло. Прототип вроде реальный был. И, вроде как, пример для подражания.

          У Гоблина(Пучкова) на канале хороший обзор на солженицина.
          Цитата: g_ae
          А Солженицын в России официальный и уважаемый классик. В школе преподается, премия имеется.

          Дык у нас и Манергейму доску вешали, и Краснову памятник пытались ставить.
          1. +3
            19 ноября 2020 10:18
            Ну, то есть это государственная политика и идеология (хотя скорее отсутствие таковой, а точнее идеология хапуна и стяжательства). Так чего уж удивляться результатам. Всё является товаром, продаётся и покупается. Только лишь вопрос цены.
    3. +3
      19 ноября 2020 13:25
      Ну, вообще-то МИД во все времена был очагом предательства.

      Я бы с Вами согласился только по периоду после Громыки
      1. 0
        19 ноября 2020 14:00
        Ну, если учесть, что в то же МГИМО всегда поступали не самые лучшие представители общества (в моральном смысле, т.е. мажоры, карьеристы, да и сейчас не лучше) и имеющие большие возможности для карьерного роста, то тлеющий очаг потенциального предательства в МИДе всегда имел и имеет место быть. Ну, мне так кажется.
        1. +2
          19 ноября 2020 14:33
          Ну, если учесть, что в то же МГИМО всегда поступали не самые лучшие представители общества (в моральном смысле, т.е. мажоры, карьеристы, да и сейчас не лучше) и имеющие большие возможности для карьерного роста, то тлеющий очаг потенциального предательства в МИДе всегда имел и имеет место быть

          В пост-советский период- это неоспоримо!
  3. +16
    19 ноября 2020 08:23
    Рыба гниёт с головы. А послы на местах это всего лишь говорящие головы российского МИДа. Без отмашки с башни Кремля они ничего не будут делать.
    Куда больше послов волновал арест их дач в США.
  4. +3
    19 ноября 2020 08:30
    Прочитайте биографию Анатолия Федоровича Добрынина. И все станет ясно,что идет не так. А это касается всех многочисленных министерств,и людей в них. Мы не видим в министерствах руководителей предприятий,и не увидим.
  5. +2
    19 ноября 2020 08:33
    Ловко! Виктора Степановича вот уже десять лет, как нет, а автор пытается представить его виноватым во внешнеполитическом провале с Укроиной.
    По, моему, в 2009м даже мысли о "небратских" отношениях не было. А вот как наш кормчий повел себя в 2014 м...
    Так это примером в будущие учебники истории вводить нужно. В главе "Как не нужно было делать!"
    1. +2
      19 ноября 2020 08:42
      Цитата: Вождь краснокожих
      А вот как наш кормчий повел себя

      Да ладно. Кормчий, такой же рупор правящей системы ....
      Начинать надо с .... первичного источника всего и вся, что он есть и как.
      1. -3
        19 ноября 2020 09:15
        Главная ошибка по ситуации с Украиной была в начале 2000-х, когда поддержали на Украине Януковича, явно для этого неподходящего человека.
        А все что дальше пошло- уже её следствие.
        1. +8
          19 ноября 2020 09:57
          Главная ошибка по ситуации с Украиной была в начале 2000-х, когда поддержали на Украине Януковича, явно для этого неподходящего человека.
          А все что дальше пошло- уже её следствие.

          Украина и сейчас главная ошибка.

          Занимаются Сирией, Карабахом, Суданом, а прямо за Брянском и Белгородом заканчивается формирование враждебного 40-милионного государства с территориальными претензиями, оружейными атомными реакторами и славянскими боевиками, владеющими русским языком.
          1. +3
            19 ноября 2020 10:20
            к тому же в отличии от Сирии или Судана имеющего полную поддержку НАТО и США и , если ничего не изменится, то вопрос времени, когда эта поддержка будет формализована присоединением к НАТО со всеми вытекающими последствиями.
            Изначально это грубая ошибка дипломатов- почему не объяснили президенту , что поддерживать Януковича было ошибкой. А дальше пошло одно за другим, и сейчас решение проблемы даже не просматривается.
            1. +8
              19 ноября 2020 10:31
              к тому же в отличии от Сирии или Судана имеющего полную поддержку НАТО и США и , если ничего не изменится, то вопрос времени, когда эта поддержка будет формализована присоединением к НАТО со всеми вытекающими последствиями.

              Болтовня об успехах во внешней политике маскирует некомпетентность , а может и прямое предательство в кругах, принимающих решения.

              Когда под Кременчугом поставят ракеты средней дальности, а в Борисполе сделают аэродром для штатовских стратегов, тогда может, дойдут приоритеты.

              Как в том анекдоте:

              Штирлиц с Кэт гулял в парке.
              Вдруг раздался выстрел и Кэт упала.
              Штирлиц насторожился. laughing
        2. +3
          19 ноября 2020 10:08
          Очевидное. Оно продолжается тож самое опять и снова.
          Договорняк с "главным бугром", на поле, которое отнюдь не ровное и гладкое.
          Грабли, по которым прыгали, прыгают и дальше, похоже, тож самое хотят продолжать.
          Изменений не видно никак и нигде.
      2. +9
        19 ноября 2020 10:00
        Цитата: rocket757
        Да ладно. Кормчий, такой же рупор правящей системы ....

        Без "ладно" ясно, что не кормчий, а гребец на галере.
        И гребёт, то на месте, то не туда...
        1. +1
          19 ноября 2020 10:10
          А кормщик то кто? Можно и без ладно, только укажите на него.
          1. +7
            19 ноября 2020 10:15
            Цитата: rocket757
            А кормщик то кто? Можно и без ладно, только укажите на него.

            Цитата: певец Ю.Лоза
            Плыву как лодка без ветрил и рулевого

            Впечатление, что в стране дозревает кризис системы управления, когда всё идёт в разнос.
            1. +2
              19 ноября 2020 10:44
              Судя по тому, как подготовились ко второй волне КОВИД, это больше похоже на БЕЗ УПРАВЛЕНИЕ!
              Впрочем, есть ещё всякое, разное, аналогичное.
              Нам же "лапша на уши" не всем виснет, тем более сейчас, когда медицина, "оптимизированная" чиновниками, летит кое куда, со свистом ....
    2. +9
      19 ноября 2020 08:44
      Цитата: Вождь краснокожих
      А вот как наш кормчий повел себя в 2014 м. Так это примером в будущие учебники истории вводить нужно. В главе "Как не нужно было делать!"


      Вот именно, поджал хвост в момент , когда Украину можно было брать всю, избежав при этом массу проблем с Крымом, Донбассом и с санкциями.
      1. +8
        19 ноября 2020 09:10
        Всю врят ли, но добрую половину точно. Даже в апреле 14-го, простое население, да и военные слабо ассоциировали РФ и противника. Все больше в недоумении были и с ощущением ошибочности происходящего. Многие симпатизировали РФ, в той или иной степени. Но потом очень многое изменилось...
        1. 0
          19 ноября 2020 10:11
          Многое изменилось, хотя шатание все равно продолжается ...
          1. +5
            19 ноября 2020 10:29
            Цитата: rocket757
            Многое изменилось, хотя шатание все равно продолжается ...

            Разброд и шатание yes
            1. +2
              19 ноября 2020 10:45
              В общем то обычная реакция ... когда ни там, ни сям шибко не хорошо.
              1. +6
                19 ноября 2020 10:47
                Цитата: rocket757
                В общем то обычная реакция ... когда ни там, ни сям шибко не хорошо.

                Но согласитесь, что при таком удручающем положении дел, стабильности в обществе и в государстве,ожидать не стоит...
                1. 0
                  19 ноября 2020 10:51
                  Как тут не согласится!
                  Болтание, туда- сюда, никому пользы не приносило .... хотя, вариант пристать только к одному берегу, тоже имеет риски, но тут 50 на 50, все ж есть хоть какая то определенность, надежда!
    3. +2
      19 ноября 2020 09:05
      По, моему, в 2009м даже мысли о "небратских" отношениях не было...

      Как это не было ? Это по-вашему.., а по реальности , нужно вспомнить когда начались майданы Ющенко . А майданы нужно готовить какое то время . Ну это не отменяет вопросов к д.Вове .
  6. +3
    19 ноября 2020 08:38
    Если разобраться .... послы, дипломаты, это рупор политики, проводимой с самого верха ....
    И что от них можно ожидать?
  7. +12
    19 ноября 2020 08:46
    Всё правильно автор описал. Но в одном я не согласен - для того чтобы выиграть "Схватки за влияние, за возможность преследовать свои жизненные интересы, а, прежде всего – за умы и сердца тамошних жителей" не достаточно работать с элитой (уговаривать, разъяснять и далее, как описано у атора). Элиты - везде продажные шкуры - будут работать на того кто больше даст. Для того, чтобы выиграть схватку надо, во-первых, иметь в качестве дипломатов не сынков зажиточных и влиятельных родителей, то есть золотую молодёжь. Золотая молодёжь в России это та же "элита" , отбросы общества с куриными мозгами, лишние люди, которых исправить может только труд на просторах Сибири. но других из МГИМО сейчас не выпускают, или выпускают очень редко, - МГИМО гнездо компрадорской буржуазии, достаточно послушать преподавателей МГИМО, выступающих на различных ТВ передачах. Во-вторых, надо бы вкладывать большие средства в "русские дома" и т.д. Да бесполезно - всё профукают. Поэтому ИМХО начинать надо с разгона существующего с заменой на умных и патриотичных, да где их взять?
    1. +5
      19 ноября 2020 10:36
      Поэтому ИМХО начинать надо с разгона существующего с заменой на умных и патриотичных, да где их взять?

      Проблема не где взять (не оскудела ещё земля русская), Как продвинуть?Демократическая выборная система отлично справляется со своей главной задачей - защитой исключительно буржуазных интересов.
      1. -1
        19 ноября 2020 10:50
        Александр - так как раз и собака-то порыта в буржуазных интересах. Наша элита живёт мечтой, а вдруг Запад Россию полюбит, а то меня скоро в любимый Куршавель перестанут пускать. Мне несколько раз доводилось наблюдать у Норкина откровенного русофоба, жирного субъекта в дымчатых очках. Я думал так себе русофоб, просто пригласили, чтобы перчику в передачу добавить. Нет, оказывается он работает в институте по изучению каких-то там стран целым директором. Те кто поумнее учат публику, что дипломатия это искусство возможного. Хотелось бы чтобы "возможного" было побольше, а провалов поменьше. Характерно сравнения в ВС Рф в отличие от дипломатии золотой молодёжи нет. Отсюда и результаты, хоть Крым без единого выстрела, хоть Сирия, хоть Карабах, почувствуйте разницу.
        1. +2
          19 ноября 2020 10:56
          Характерно сравнения в ВС Рф в отличие от дипломатии золотой молодёжи нет. Отсюда и результаты, хоть Крым без единого выстрела, хоть Сирия, хоть Карабах, почувствуйте разницу.

          Я вот сейчас кощунственную вещь намекну - может это ШАНС?
          1. +1
            19 ноября 2020 12:24
            Александр, почему же кощунственная! Поставить во главе МГИМО толкового генерала. С утра поверка. Потом упал-отжался, зачёт по перекладине. И строем на занятия. Строевые упражнения дисциплинируют личный состав. За пропуск занятий - наряд вне очереди. Убираем аудитории и туалеты исключительно сами. И никаких поблажек. Золотая молодёжь разбежится, ведь и сейчас их невозможно встретить в военных училищах. Придут толковые, ибо как вы сами справедливо заметили - земля не оскудела. Скажем, приедет какая-то Макрон начнёт гундосить о правах человека, а вы его пригвоздили к позорному столбу (естественно на словах) . Он _или она) поймёт. НКО на постсоветском пространстве ликвидировать - это уже буквально. А начнут верещать - помахать ядерной дубинкой. И дело пойдёт.
            1. +1
              19 ноября 2020 13:26
              Поставить во главе МГИМО толкового генерала.

              Но ведь в каждом посольстве присутствует военный Атташе. Нельзя ли просто расширить его полномочия? Хотя и в МО паркетных генералов хватает и за необременительную кормушку дуэли у них нешуточные.
  8. -9
    19 ноября 2020 08:47
    Если душа гнилая то никакие послы ничего не сделают...таких друзей как поссоветские республики .лучше не иметь..всю историю эти друзья только тем и занимались .что предавали и сосали русские ресурсы.
    1. +6
      19 ноября 2020 10:40
      Если душа гнилая то никакие послы ничего не сделают...таких друзей как поссоветские республики .лучше не иметь.

      Гнилую душу, к несчастью, самим надо лечить, тогда от друзей отбоя не будет.
  9. +6
    19 ноября 2020 09:09
    Но практика всех последних лет показывает, что это далеко не так, и что российских послов переигрывают послы США, Великобритании, Турции, Китая
    ...России нечем переигрывать..да и к ней особо и не тянутся в дружеские объятия..
    1. +21
      20 ноября 2020 23:06
      Цитата: Даниил Коноваленко
      к ней особо и не тянутся в дружеские объятия

      Тянутся, но мы отталкиваем...
  10. -7
    19 ноября 2020 09:16
    Некоторых послов можно временно переподчинить Шойгу и посмотреть что получиться laughing
  11. +2
    19 ноября 2020 09:18
    Это прорыв ...русской демократии!
  12. +3
    19 ноября 2020 09:20
    Послы деньги зарабатывают,им о родине думать некогда,тем более когда начальству все пофиг.кроме себя.родного
  13. +7
    19 ноября 2020 09:21
    МИД давно требует оптимизации и реформирования.Политика умиротворения характерная для СССР должна быть изменена. "Замороженные" конфликты на постсоветском пространстве -Карабах , Осетия , ЛДНР , Приднестровье , так и остаются бомбами замедленного действия . А кто их будет разруливать? Шойгу? А как профукали Грузию , Украину на радость партнерам? Говорим о коварстве наглосаксов ,об их умении ловить рыбку в мутной воде и не учимся. hi
    1. +24
      20 ноября 2020 23:06
      Цитата: fif21
      Говорим о коварстве наглосаксов ,об их умении ловить рыбку в мутной воде и не учимся.

      Умный учится на ошибках других, мы же даже на своих ошибках не учимся.
      1. +1
        21 ноября 2020 18:51
        Цитата: solzh
        Умный учится на ошибках других, мы же даже на своих ошибках не учимся.

        Мы их преподносим как победу! laughing
  14. +4
    19 ноября 2020 09:55
    Дипломатия ли слаба ?
    Любая " чрезвычайность и полномочность" должна быть обеспечена всей мощью, силой , если угодно грозностью государства на международной арене.
    Ясень пень, что если брови нахмурит посол какого-нить Занзибара , то вряд ли кто- то воспримет это как весомый фактор междунароной политики.
    Но если это будет посол Франции, Британии, США, то и.... поясниять не нужно .
    Опять же , как обстоит дело с координацией МИДа с силовыми структурами?
    Была ли у послов в той же Украине информация о развитии событий не только " из окошка", а от надёжных информаторов из иных ведомств???
    Складывается ощущение, что не было.
    Опять же, в какой степени руководство МИД свободно в своей деятельности по отслеживанию обстановки и своей реакции на нее?
    Почему- то думается, что установка "сверху" одна : все пригладить, скруглить, заверить в своей дружелюбной позиции ибо "как бы чего не вышло".
    Поэтому поддерживаем всяких Пол- Потов, Аминов, а потом мочим их в сотирах.
  15. +9
    19 ноября 2020 10:11
    В чем провал дипломатии на пост советском пространстве? В том, что действовали по старинке - деньги и ресурсы вкладывались не в обычный народ ... а в денежные схемы с местными олигархами с их совместным распилом. В результате "местные царьки" (олигархи) теряют связь с действительностью, считают, что у них всё под контролем, что народ будет терпеть ... а другие олигархи, не у корыта, пользуются ненавистью народа и производят очередной переворот. На эти "грабли" дипломатия наступает постоянно.
    1. +20
      20 ноября 2020 23:05
      Цитата: Vovk
      В чем провал дипломатии на пост советском пространстве?

      В кадрах, Кадры решают всё, и в отсутствии ясных и понятных национальных интересов.
  16. +5
    19 ноября 2020 10:36
    дипломат- это не только официальная должность, но и принадлежность к некоему международному клану, который основывается на неформальных контактах, далеко не всегда совпадающих с официальными позициями государств.
    это возможность решить какую-то проблему не на официальных переговорах, где задача каждого- ни в коем случае не уступить друг другу, что никак не способствует решению проблемы, а в процессе дружеского общения за рюмкой чая, где совсем другая атмосфера.
    И система оценки в этом клане тоже не всегда совпадает с позициями и возможностями государств, которые дипломаты представляют, а с личными качествами дипломатов- уровнем его знания ситуации и различных условий и нюансов, который позволяет предложить устраивающее всех решение и обосновать его.
    Дипломат ценен для страны, которую он представляет как раз принадлежностью к этому клану и уровнем, на котором он в этом клане котируется.
    И глядя на события последних лет десяти- пятнадцати, складывается впечатление, что российские дипломаты из этого клана выпадают чем дальше, тем больше.
  17. BAI
    +5
    19 ноября 2020 11:31
    Отечественная дипломатия на постсоветском пространстве профукала все. И все что можно, и все что нельзя. Мало того, что послами назначают чиновников, не имеющих к дипломатии никакого отношения, так и "профессионалы" тоже хороши. Чего можно ожидать от выпускников "лучшего в мире дипломатического института" (по словам чиновников института), если в институте (МГИМО) работают преподаватели, которые утверждают, что блок НАТО был создан в ответ на создание организации Варшавского договора. В общем, российская дипломатия сама собой гордится и достаточно быстро деградирует.
    И главная причина провалов - живут текущим моментом. Работают только с теми, кто у власти. Никакой работы на перспективу - ни с молодежью, ни с оппозицией. И когда действующая власть уходит (хотя бы по старости), на смену приходит уже готовая проамериканская, антироссийская власть.
    1. +24
      20 ноября 2020 23:05
      Цитата: BAI
      Отечественная дипломатия на постсоветском пространстве профукала все

      Вялость российской дипломатии в странах-соседях особенно бросается в глаза на фоне энергичного продвижения интересов США и Китая на постсоветском пространстве. Тому же Китаю успешно удается использовать в своих интересах ресурсную базу среднеазиатских государств, в отличие от нас. Нам абсолютно необходимо создать новую, эффективную систему внешнеполитических отношений для продвижения своего влияния.
  18. -10
    19 ноября 2020 12:22
    Почитал статью и коменты.
    Не могу согласиться с общей тональностью.
    Мы слабо взаимодействуем с постсоветскими странами потому что это куклы марионетки.
    Это объекты политики, а не субъекты. Они не являются самостоятельными.
    Наш МИД осуществляет эффективную деятельность в Китае, Индии, США и других самостоятельных странах.
    А бороться за союз с Украиной и многими другими бывшими советскими республиками, это всё равно, что бороться с куклой марионеткой, а не с её кукловодом, только силы тратить в пустую, а её кукловод будет глядеть на нас и ржать , как конь от смеха..
    Как только мы одолеем кукловодов, марионетки упадут без движений и нам только останется самим начать управлять за нитки. hi
    1. 0
      21 ноября 2020 18:58
      Цитата: Алексей Зоммер
      А бороться за союз с Украиной и многими другими бывшими советскими республиками, это всё равно, что бороться с куклой марионеткой, а не с её кукловодом, только силы тратить в пустую, а её кукловод будет глядеть на нас и ржать , как конь от смеха..

      А ничего, что на Украине более 10 млн. русских? И где успехи борьбы с кукловодами? Не они ли завоевывают постсоветское пространство? А сами бывшими республиками нам зазорно - мы ж великие! Все профукавшие!
  19. +3
    19 ноября 2020 12:29
    Зурабов тяжеловес???До сих пор не знал об этом.
    1. +22
      20 ноября 2020 23:04
      А как же!!! Посмотрите на его послужной список. По профессии — экономист-кибернетик. Кандидат наук. Поработал везде и в здравоохранении, и в страховании, был председателем совета директоров АО «Конверсбанк», был советником президента ебн и Путина, был председателем правления Пенсионного фонда Российской Федерации. А вы удивляетесь... Зурабов не заменимый человек laughing
  20. +2
    19 ноября 2020 12:41
    Послы не знают какие "у нас" национальные интересы. Пусть Козырев спросит.
    1. +24
      20 ноября 2020 23:04
      Национальные интересы должны быть указаны главой государства. Исходя из интересов утвержденных президентом и составляется внешняя политика. Интерес у нас только один указан, у нас нет врагов и друзей, у нас "партнеры". Но на "партнерах" мы далеко не уедем...
  21. +1
    19 ноября 2020 17:40
    Козырев сделал все что мог, Лавров продолжил начатое.
    1. 0
      19 ноября 2020 21:15
      Лавров продолжил начатое.

      Лавров просто демонстрирует нам внешнюю политику, как и ВВП за словом в карман не лезет, только цитат выдал одну всего - Дебилы... Подтянули сюда Шойгу без цитат, но Армия наша круче только Дипломатии. Втроём забороли "коварный зарубеж" по всем фронтам, одна Наебуллина лежит раздвинув ноги, валютная, прости...Господи! ЕБН жив...Тьфу!!!
    2. +22
      20 ноября 2020 23:03
      Все началось с Шеварнадзе. Будучи главой МИД СССР он вместе с Горбачевым проводил в жизнь политику сдачи и уступок. Козырев продолжил, а Лавров завершает. Но не только МИД виноват в провальной внешней политики. МИД проводит политику, которую утверждает глава государства.
  22. +3
    19 ноября 2020 20:30
    Послы не "свободные художники" и они действуют или бездействуют только в рамках приказов Президента.
  23. +1
    20 ноября 2020 02:19
    Глядя на Лаврова, с российской дипломатией всё понятно.

    1. 0
      20 ноября 2020 14:40
      Честно говоря, ему пора на покой, нам сейчас нужны такие как Сафронков, за словом в карман не полезет и поставит любого на место.
  24. 0
    20 ноября 2020 14:32
    Традиционно дипломаты МИД РФ в страны СНГ назначаются из второго-третьего состава. Без особого энтузиазма и задора. И умеренных навыков
  25. -1
    20 ноября 2020 14:33
    Ну, послов винить сложно, они выполняют только то, что им поручено и разрешено. Хотя и лентяи есть, типа Черномырдина, чем он занимался на Украине, ума не приложу. А расхлебывать приходиться людям ценой своей жизни.
  26. +23
    20 ноября 2020 23:03
    Дипломатия России на постсоветском пространстве: беспомощность послов

    Всё просто. Послы проводят ту линию политики, которую им диктует власть. Какая власть, такая и политика.
  27. 0
    21 ноября 2020 19:17
    Я давно предлагаю сделать МИД РФ департаментом МО РФ.
  28. 0
    22 ноября 2020 15:33
    Вес "тяжеловесов"состоит из продукта вторичного(тм).