Великий кормчий нам этого не простил…

78
Великий кормчий нам этого не простил…

Здравствуйте, товарищи Елизаровы


Юного Цзян Цзинго, будущего главу партии Гоминьдана и президента Китайской Республики на Тайване, в конце 1920-х годов направил на учёбу и работу в СССР его родной отец. А отцом китайского товарища был не кто иной, как Чан Кайши, чьё имя должно у нас звучать как Цзян Цзеши. Сам же он предпочитал называть себя Чжунчжэн, что означает справедливого человека, сумевшего выбрать золотую середину.

Чан Кайши, который в будущем стал генералиссимусом и почти полновластным хозяином Китая, не стеснялись называть «соратником» члены «большой тройки»: Сталин, Рузвельт и Черчилль. Но в 20-е годы он был только начальником штаба у главного китайского революционера Сунь Ятсена. Своего сына Чан отправил в СССР на волне укреплявшихся отношений двух революционных держав.




По окончании ускоренного курса обучения в Коммунистическом университете народов Востока им. Сталина в Москве Цзян Цзинго в 1931 году, в разгар коллективизации, стал председателем колхоза в Луховицком районе Подмосковья. В селах Большое Жоково и Коровино его знали под псевдонимом Николай Владимирович Елизаров.

Русские имя и фамилию он позаимствовал у Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой, старшей сестры Ленина, у которой жил некоторое время после приезда в СССР. Уже в 1933 году Николай Елизаров стал комсоргом Уралмашзавода им. Сталина в Свердловске, где и познакомился с 17-летней Фаиной Вахревой.

Они поженились в 1935 году, но почти вся их совместная жизнь, поистине уникальная, больше похожая на роман или телесериал, прошла не в СССР, а в «другом» Китае — на острове Тайвань. Там, на далёком острове, как и в зарубежной китайской диаспоре, Фаину звали "мадам Цзян Фанлян": иероглиф "фан" означает "честная", а "лян" — "добродетельная". Такое имя ей дал свёкор, легендарный генералиссимус Чан Кайши, ещё в 1938 году.

Немногие знают, почему и зачем в Советском Союзе «засекретили» биографию Фаины Ипатьевны Вахревой и её супруга, президента Китайской Республики на Тайване с 1978 по 1988 годы Цзян Цзинго. Заодно с ними под гриф «совершенно секретно» отправили и все сведения об их друзьях, родных и знакомых.


Фаина, будущая Цзян Фанлян, родилась в 1916 году в Екатеринбурге в белорусской семье, которую эвакуировали из Минска на Урал в годы Первой мировой войны. Фаина очень рано, ещё в середине 1920-х годов, лишилась родителей. Её отец одно время работал на Екатеринбургском машиностроительном заводе — будущем Уралмаше.

В 1991 году Фаина Вахрева рассказала тайваньским и местным русскоязычным журналистам:

Я работала токарем на Уралмашзаводе в Свердловске, а мой будущий супруг был там комсоргом и редактором заводской газеты. В совершенстве владел русским. На середину 1930-х годов Коминтерн и ЦК ВКП(б) запланировали отстранение от власти в Китае генералиссимуса Чан Кайши, отца моего мужа, а в новое, коммунистическое, руководство Китая предварительно включили Цзян Цзинго. Официально заявившего о разрыве с его отцом.
Все наши контакты с внешним миром были поставлены под контроль НКВД. С тех пор я ничего не знаю об оставшихся в Белоруссии и Свердловске друзьях, знакомых моих родителей, о дорогих нам с мужем людях…

После повторного нападения Японии на Китай в 1937 году Кремль изменил план по смещению генералиссимуса Чан Кайши. Цзян Цзинго посоветовали извиниться перед отцом, вернуться в Китай и помочь создать совместный с китайскими коммунистами антияпонский фронт.

Это и было сделано незадолго до начала Второй мировой войны, которая фактически уже разворачивалась на китайской земле. А в 1937 году СССР подписал договор о дружбе и ненападении с Китаем, оказывая ему всевозможную помощь даже в годы Великой Отечественной войны. За такую политику СССР неоднократно благодарили и Чан Кайши, и лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун.

Просто у нас общие враги…


Китай не остался в долгу: в июле 1943 г. по решению китайского руководства три партии электроэнергетического оборудования из США, предназначенного стране по ленд-лизу, были перенаправлены в СССР. Как заявил Чан Кайши, «в связи с огромными потребностями обороны и тыла СССР».

Это особо отмечено в мемуарах (1956 г.) главы американского комитета по ленд-лизу, а впоследствии госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса:

Третья программа ленд-лиза связана с генерацией электроэнергии для советских военных заводов в Зауралье и в опустошенных немцами районах, отвоёванных сегодня Красной армией. Эта программа началась с трёх мощных генераторов, изготовленных у нас для Китая, но китайцы разрешили в 1943 году передать их России.

Тогда в своем дневнике Цзян Цзинго отметил:

Фаина иногда рассказывает о Белоруссии, России. У меня впечатление, что и китайцы, и восточные славяне хотят сохранить собственные традиции и устои, но тому мешают идеологическая зашоренность и политические шлагбаумы.
Тем не менее, мой отец понимал, что именно Сталин не позволил Мао Цзэдуну захватить Тайвань в 1949-50 годах, хотя здесь и в Тайваньском проливе до июня 1950 г. включительно не было войск США. Москва возражала даже против захвата Пекином небольших островов, контролируемых Тайванем вблизи КНР. Эти факты сказывались на отношении генералиссимуса к Сталину и России.


Похоже, ответным шагом властей Тайваня были отказы Вашингтону в участии тайваньских войск в войне в Корее и в нанесении с тайваньских баз ударов ВМС и ВВС США по Вьетнаму, Лаосу и Камбодже. Хотя Тайбэй всегда оказывал военно-техническую помощь проамериканскому Южному Вьетнаму. И в то же время Тайбэй поддерживал и поддерживает Пекин в вопросах китайского суверенитета на большинстве островов Южно-Китайского моря, выступая, правда, за их «распределение» между Тайванем и КНР.

Но в Вашингтоне не доверяли «Николаю Елизарову», резонно полагая, что его политически «просоветские корни» и приверженность — как и Мао Цзэдуна, и Чан Кайши, — концепции единого Китая затруднят превращение Тайваня в непотопляемый авианосец США.

Во время визита «неофициальной» тайваньской делегации во главе с Цзян Цзинго в Сан-Франциско в 1983 г. на высоких тайваньских гостей было совершено покушение. В кортеж бросили осколочную гранату, но взрыв запоздал из-за быстрой скорости движения автомобилей. Никто не пострадал, а террористам, похоже, помогли скрыться.

Последнее не удивляет, так как ответственность за теракт взяла на себя существующая и поныне террористическая «Лига освобождения Формозы». Напомним, Формоза — португальское название Тайваня в период его владения Португалией в XVII—XVIII веках.

Лига обосновалась в США в начале 1960-х годов и выступает за полное отделение Тайваня от Китая. Неоднократные протесты Чан Кайши и Цзян Цзинго насчет пребывания этой группировки в США Вашингтон оставлял без ответа. Так же реагируют американцы на современные протесты Тайбэя по тому же вопросу.

Особые отношения


Генералиссимус Чан Кайши, в ведении которого с ноября 1949 г. оставался Тайвань с рядом примыкающих миниатюрных островов, в том числе у побережья КНР, был соорганизатором (вместе с Южной Кореей и Южным Вьетнамом) в 1966 г. «Всемирной Антикоммунистической Лиги», в 1954 г. (вместе с Южной Кореей) — «Антикоммунистической лиги народов Азии».


Однако он всё равно сохранил особое отношение к русским. Помня, конечно, о советской помощи Китаю в ходе многолетней китайско-японской войны (1937-1945 гг.) и о сдерживании Москвой планов Пекина захватить Тайвань. В частности, Чан Кайши в том же 1950 году разрешил эмигрантам из России-СССР, проживавшим в Японии, Корее, Индокитае и континентальном Китае, жить и работать на Тайване.

До сих пор на острове проживают около 25 тысяч русскоязычных граждан Тайваня — потомков русской диаспоры Харбина, Шанхая и Сайгона. А русский язык и литературу с начала 1950-х годов изучают в четырёх тайваньских университетах. Три десятка лет на Тайване работала дальневосточная русскоязычная редакция радио «Свобода», а с 1968 г. и поныне официозное радио «Китайской республики на Тайване» вещает наряду с иными языками и на русском.

В контексте нынешних реалий характерно, что генералиссимус был просто шокирован небезызвестной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. о возможной передаче Японии двух южнокурильских островов: Шикотана и Хабомаи. Он заявил в конце октября 1956-го:

Никто не ожидал советской поддержки планов Японии по пересмотру послевоенных границ. Та декларация поощрит Японию в её территориальных притязаниях к Китаю и другим странам. И если этому потворствуют в Кремле после Сталина, мне нечего больше сказать.





Чан Кайши имел в виду прежде всего китайские и корейские острова —соответственно Дяоюйдао (яп. Сэнкаку) и Токто (яп. Такэсима), расположенные на стратегических проливах между восточноазиатскими морями и Тихим океаном. Эти притязания в Токио стали выдвигать именно после советско-японской декларации, а более активно – с середины 1960-х годов.

Как известно, японскими политиками такие претензии с завидной регулярностью выдвигаются и поныне. Но характерная деталь: несмотря на максимально сложные отношения Пекина с Тайбэем и Пхеньяна с Сеулом, они, подчеркнём, едины в противодействии японским притязаниям. И готовы совместно защищать территориальную целостность Китая и Кореи, в чём Япония регулярно убеждается.

Зато свергнуть Мао и его окружение Москва планировала даже с помощью Тайваня. Премьер КНР Чжоу Эньлай на переговорах с румынским лидером Н. Чаушеску в Пекине в июле 1971 г. заявил, что «СССР хочет сблокироваться даже с Тайванем, чтобы попытаться вместе с ним и, значит, с США свергнуть ленинско-сталинское руководство нашей партии и страны, отомстить нам за нашу строптивость».


Виктор Луи – журналист и спецагент. На фото – вместе с лидером чилийских коммунистов Луисом Корваланом

Такое заявление вовсе не было голословным: как пояснил премьер, «по инициативе Москвы давний эмиссар КГБ по спецпоручениям Виталий Левин (псевдоним — Виктор Луи) в октябре 1968 г. встречался по этим вопросам с руководством гоминдановских минобороны и разведки, новая встреча была на Тайване в марте 1969 г., затем в Вене в октябре 1970 г. Видимо, были и другие встречи. На Тайвань он прибывал через Токио или британский Гонконг.

В Пекине всё спокойно


Речь шла о смене руководства в Пекине, что ускорится, как предлагал Виктор Луи, с одновременной эскалацией Тайванем военных столкновений в Тайваньском проливе или на близлежащем к Тайваню побережье КНР. Тем более что почти все острова у этой части побережья КНР принадлежали и поныне принадлежат Тайваню.

А главой тайваньской делегации на этих встречах был Николай Елизаров, глава тайваньской разведки в тот период: это он присвоил В. Луи кодовое имя Ван Пин. С советской стороны эти контакты курировал лично Андропов, с тайбэйской — тогдашний глава государственного информагентства Вэй Цзинмэн. В 1995 году его воспоминания об этих контактах были опубликованы в Тайбэе на китайском и английском («Советский секретный агент на Тайване»).

Вот что там сказано о первой встрече, с участием Николая Елизарова – Цзян Цзинго 25 октября 1968 года:

Мы сперва мы заговорили с ним о том, что стыдно за банду Мао. Говоря о КНР, Луи отметил: «Эра диктатур прошла, Сталин умер, Мао Цзэдуну тоже недолго осталось, к тому же он уже порядком сошёл с ума». На вопрос: «Что вы думаете о Тайване?» Луи сказал, что «хотя Тайвань только развивается, он во многом превзошёл Японию. Вы, тайваньские китайцы, очень умны, вежливы». И намекнул, что «вы умеете смотреть вперёд».

Надо ли объяснять, что имелось в виду согласие Чан Кайши на контакты с эмиссаром Андропова? Дальнейшие встречи были уже более предметными. То есть суть высказываний Левина была в том, что Мао зарвался, потому давайте забудем распри и найдём способ, как свергнуть его и его окружение. Это будет и в интересах США. Так что, если вы решите «вернуться на материк», мы не будем вам мешать. И, вероятно, поможем.

Виктор Луи дошёл до того, что предлагал и сотрудничество с СССР и Индией в помощи тибетским сепаратистам для давления на Пекин: поныне в Индии, с середины 50-х годов, находится «правительство Тибета в изгнании». Но представители Тайваня, осуждая «маоизацию» Тибета, неизменно заявляли о своей приверженности единству Китая.

Тайваньские собеседники понимали, что даже успешная совместная операция Тайбэя и Москвы в КНР наверняка приведёт вскоре к устранению Гоминьдана от власти в новом Китае. Ибо Гоминьдан априори не будет марионеткой Москвы. В отстранении Гоминьдана будут заинтересованы и США, ибо Гоминьдан и особенно сам Чан Кайши не были тривиальными марионетками США. И тем более не будут таковыми в новом Китае.

Подтверждением таких прогнозов тайваньских товарищей было прежде всего то, что Николай Елизаров в знак доказательства «искренних» намерений Москвы предлагал, причём явно с подачи Чан Кайши, денонсировать договор о взаимопомощи между СССР и КНР (1950 г.).

Но Левин увиливал от ответа, апеллируя к необязательности такого шага, зато выпрашивая у собеседников информацию о военных или разведывательных планах Тайбэя в отношении Пекина. При этом о раскрытии аналогичных советских планов не было, разумеется, и речи, что убеждало представителей Тайваня в опасной для всего Китая конъюнктурности советских предложений.

При этом все просьбы В. Луи насчёт встречи с самим генералиссимусом последний жёстко отвергал, резонно подозревая Москву в желании в нужное время политически дискредитировать Чан Кайши самим фактом такой встречи. Словом, договориться сторонам не удалось. Это, скорее всего, было связано и с политикой США, главного союзника Тайваня, по постепенной нормализации взаимоотношений с Пекином после известного конфликта с СССР на острове Даманском в марте 1969 г.

Что же касается своего кремлевского визави, то Виктор Луи рассказывал, что после смещения Хрущёва он часто встречался с Юрием Андроповым, назначенным с 17 мая 1967 г. новым главой КГБ, и выполнял ряд его поручений за рубежом. О давних контактах Андропова с В. Луи упоминают многие источники, в том числе генерал-майор бывшего КГБ Вячеслав Кеворков. По его данным, «руководитель КГБ Ю. В. Андропов запрещал каким-либо образом формализовать отношения КГБ с Виктором Луи и даже выпускать секретные документы об этом сотрудничестве».

Тайваньская разведка стала с 1969 г. информировать Пекин о встречах с В. Луи, но пекинские «коллеги» Тайбэя уважили просьбу тайваньских партнёров о конфиденциальности передаваемой ими информации. Кроме того, проходили, по ряду данных, и пекинско-тайваньские встречи по тем же вопросам в 1970 и 1971 гг., состоявшиеся в португальском Аомыне (с 2001 г. — автономный район КНР). И через Аомынь на рубеже 60-х и 70-х годов была налажена «неофициальная» торговля между КНР и Тайванем.


А в Москве почему-то исключили возможность регулярной утечки информации с Тайваня об этих контактах, наивно полагая, что такой вариант невозможен ввиду непримиримости Тайбэя с Пекином. В результате взаимоотношения СССР с КНР ещё больше ухудшились, а Мао в благодарность Чан Кайши распорядился в 1972 г. освободить из заключения свыше 500 тайваньских экс-агентов. То же сделали на Тайване в 1973 г. с двумястами арестованными агентами КНР.

5 апреля 1975 года генералиссимус Чан Кайши скончался. А в СССР так и не опровергли проекта свержения, совместно с Тайванем, маоцзэдуновского руководства. Хотя в ряде советских СМИ злорадствовали по поводу амнистии тайванской разведагентуры в КНР, подлинные причины такого шага Пекина, разумеется, не упоминались…
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 июня 2020 05:33
    Что за глупость?! В СССР ставка делалась как раз однозначная:при Сунь Ятсене на Гоминьдан, потому что тот был антиимпериалистичнским и сам Сунь, собсна, был левак. Но потом пришел Чан Кайши, который взял курс на национализм, и появился Мао, коммунисты. Естественно, СССР от контактов с националистами резко дистанцировался. О взаимоотношениях Чая и Мао лучше почитать в книге "особый район Китая" великого русского тяжеловеса Власова. А потом сперва хрущ, потом, с его подачи, и мао, ваще все в гуано втоптали. Умеючи - легко, не верите - у меченого спросите
    1. +2
      26 июня 2020 07:55
      Цитата: Дальний В
      О взаимоотношениях Чая и Мао лучше почитать в книге "особый район Китая" великого русского тяжеловеса Власова. А потом сперва хрущ, потом, с его подачи, и мао, ваще все в гуано втоптали. Умеючи - легко, не верите - у меченого спросите

      Верно yes
      Публикация конечно интересная и познавательная,но она показала лишь один, ранний аспект назревавших противоречий между КНР и СССР ,а более глубинные противоречия созрели в последующий ,"пост-Сталинский" период...
      1. +5
        26 июня 2020 08:45
        Как бы тут все просто и сложно одновременно. Мао почитал (но не благоговел, как многие считают) дедушку Сосо. Но наш дедушка Сосо был действительно достоин уважения. А потом пришел кузькькин мать и разрушил все. То есть, вообще все. Экономику - отказ от Великого плана преобразования природы, огосударствление все и вся, распашка целины... Внутренняя политика - запрет вести партийных дельнов, внешняя политика - разоср...я с тем же Китаем, Албанией,... Короче, хруща за доклад на двадцатом съезде КПСС уже можно было за грецкие орехи (ну не тянут они на кокосы) подвешивать. лысая
        1. +1
          26 июня 2020 08:47
          Цитата: Дальний В
          Короче, хруща за доклад на двадцатом съезде КПСС уже можно было за грецкие орехи (ну не тянут они на кокосы) подвешивать.

          На тот момент,это делать,было уже некому. Всё перевернули с ног на голову. Больную голову...
        2. +5
          26 июня 2020 09:56
          Цитата: Дальний В
          Мао почитал (но не благоговел, как многие считают) дедушку Сосо.

          А кто бы был Мао без дядюшки Джо, и что бы было с Китаем.
          1. +3
            26 июня 2020 10:00
            Был бы никто, и звать его было б никак. Одновременно, и Суня без СССР тоже не было б.
            1. 0
              26 июня 2020 10:18
              Цитата: Дальний В
              Одновременно, и Суня без СССР тоже не было б.

              Всё так и есть.
      2. +3
        26 июня 2020 09:16
        75 лет после войны... есть с чем сравнивать Китай - первая экономика мир. США - вторая экономика мира.
        1. +3
          26 июня 2020 09:21
          Цитата: Гражданский
          США - вторая экономика мира.

          Как сказать...

          А если вышибить из-под этой экономики костыль доллара(имею в виду устранить возможность манипуляций/махинаций ФРС с ним) ? ? ?
          1. +4
            26 июня 2020 09:49
            Зачэм ви с ними так? (Пых-пых" Трубкой) 70% экономики - сфера услуг, т.ч. юриспруденции, психоанализа, короче, цензура. Схлопнутся они
          2. 0
            26 июня 2020 10:25
            Цитата: Инсургент
            А если вышибить из-под этой экономики костыль доллара(имею в виду устранить возможность манипуляций/махинаций ФРС с ним) ? ? ?

            Имеем что имеем, особенно неприятно место и уровень Германии...
          3. +2
            26 июня 2020 13:10
            Цитата: Инсургент
            Цитата: Гражданский
            США - вторая экономика мира.

            Как сказать...

            А если вышибить из-под этой экономики костыль доллара(имею в виду устранить возможность манипуляций/махинаций ФРС с ним) ? ? ?

            Если.
          4. 0
            26 июня 2020 18:15
            Хотелось бы ! Но здесь сайт на котором люди просто выговариваются и на ситуацию в стране (России) и ряде дружественых государств мы по повлиять не сможем. Хотя абсолютное большинство в этом и не только в этом мнении едино !
      3. +1
        26 июня 2020 16:30
        статья как раз про не только поздний пост-сталинский.а и пост-хрущевский период.
    2. +2
      26 июня 2020 08:48
      Но потом пришел Чан Кайши, который взял курс на национализм, и появился Мао, коммунисты. Естественно, СССР от контактов с националистами резко дистанцировался.

      Не совсем так. Не было дистанцирования, работали со всеми антияпонцами.
      1. 0
        26 июня 2020 09:01
        Было дистанцирование. Об'емы помощи разные
        1. +1
          26 июня 2020 09:20
          Было дистанцирование. Об'емы помощи разные

          Это естественно. В первую очередь финансировался управляемый Коминтерновский коммунистический проект.
          Один из отцов-основателей КПК Чжао Шиянь - выпускник Коммунистического университета трудящихся Китая в Москве.

          1. +3
            26 июня 2020 09:30
            Мао никогда не был управляемым, вы не знали? Он был действительно лидером, хоть и абсолютно безбашенным. Его ответ на реплику Пальмиро Тольятти, мол, в случае ядерной войны Италии просто не останется - ну и что, если в итоге коммунисты победят везде и всюду, хрена ль с той Италии? Так что И. В. ценил его отнюдь не за управляемость. Возможно, совсем наоборот.
            1. +3
              26 июня 2020 10:01
              Мао никогда не был управляемым, вы не знали?

              Мао и не был основателем КПК. Он, скорее "Китайский Сталин", примкнувший к первым коммунистам позже и захвативший власть.
              А "основателем" КПК можно считать Чень Дусю



              Которого на I cъезде КПК (Шанхай 23.07 - 5.08. 1921) избрали первым генеральным секретарь Коммунистической партии Китая.

              "Смотрящими" от Коминтерна на съезде были товарищи Маринг и Никольский.

              Маринг (Хендрикус Йозефус Франсискус Мари Сневлит, голландец, куда ж без них wink )



              Никольский (Владимир Абрамович Нейман, а без них тем более laughing )



              Как только товарищ Чень попытался рыпнуться против Коминтерна, типа мы будем самостоятельными, тут же был изгнан из КПК.
              В дальнейшем превратился в "Китайского Троцкого", но умер своей смертью (в отличии от товарища Никольского winked ).
              1. 0
                26 июня 2020 10:07
                Стоп. Где я сказал, что Мао был основателем? Предвосхищая - я к Мао весьма критически отношусь, слишком по-восточному чувак ко всем проблемам относился.
                1. +1
                  26 июня 2020 10:11
                  Стоп. Где я сказал, что Мао был основателем?

                  Я имею ввиду то, что основатели КПК "родились", воспитывались и совершенствовались в Москве.
                  И потому были управляемыми фигурами.
                  Мао - продукт Китая, с которым приходилось считаться. Так же, как и с Чан Кайши.
                  1. +1
                    26 июня 2020 11:22
                    Да елки ж. Объяснил вроде, что никогда Мао не был управляемой фигурой. Он почитал Сталина, как учителя, это восточная психология. Но никого другого он ни во что не ставил, что и показал конфликт с кукурузником. Я не могу сказать, что Сталин видел в Мао своего преемника в качестве вождя мирового пролетариата (не дай бог, как по мне, но с точки зрения интернационала - почему нет? Прошу не казнить мну из говномета, это всего лишь одна из мыслей), однако говорить, что Мао был управляемой фигурой... Возможно, но только на первом этапе. Уже на период дневников, легших в основу "особого района" он был абсолютно неуправляем. И сдерживало его исключительно уважение к нашему дедушке Сосо.
                    1. +1
                      26 июня 2020 12:17
                      Да елки ж. Объяснил вроде, что никогда Мао не был управляемой фигурой

                      Я тоже согласен с этим, говорю же, он не прошел школу Коминтерна и был достаточно самостоятельным, особенно к 40-м годам, кода передавил всех коминтерновцев.
                      Поэтому в Москве ему не особо доверяли и ставку делали в том числе на Чан Кайши.
                      У Чан Кайши была даже идея объединить коммунистов с Гоминьданом в одну партию, после того как его правая рука, председатель правительства, главный антикоммунист и сторонник союза с Японией внутри Гоминьдана, товарищ Ван Цзинвэй перебежал к японцам.

                      ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В КИТАЕ И. Т. ЛУГАНЦА-ОРЕЛЬСКОГО В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
                      11 января 1939 г.
                      Сов. секретно
                      ...На пленуме будут решать вопрос о мерах против оставшихся членов группы Ван Цзинвэя, что касается вступления коммунистов в Гоминьдан, то Чан Кайши считает, что необходимо создать единую партию, упразднив и Гоминьдан и КПК.


                      Ван Цзинвэй. Считается в Китае изменником Родины.

                      1. 0
                        26 июня 2020 12:28
                        Если мне склероз не изменяет, то 38-39-й как раз годы жесткого волораздела. "Цай кай Цин" (""Чай должен умереть") и прочие прелести. Мао никогда не был сторонником легкого пути. Может, за это т. Сталин его и ценил.
                      2. +1
                        26 июня 2020 12:35
                        Если мне склероз не изменяет, то 38-39-й как раз годы жесткого волораздела. "Цай кай Цин" (""Чай должен умереть") и прочие прелести.

                        Наоборот, мир, дружба, жвачка. Несмотря на многогранную позицию Чана.

                        ТЕЛЕГРАММА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В КИТАЕ И. Т. ЛУГАНЦА-ОРЕЛЬСКОГО В НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР
                        4 февраля 1939 г.
                        Сов. секретно
                        ...Чан Кайши говорил о том, что первым другом Китая является СССР, с которым нынешнее поколение установит самую тесную связь, и что в течение оставшихся примерно тридцати лет его жизни эти связи будут укрепляться все больше и больше.
                        На следующем месте в отношении Китая была поставлена Америка, интересы которой на Тихом океане очень велики.
                        А на третьем месте — Англия и Франция.
                        Со всеми этими странами Китай должен и будет укреплять свои дружественные отношения; что же касается Германии и Италии, то, поскольку эти страны заключили между собой «антикоминтерновский» союз, в который входит единственный враг Китая — Япония, постольку нет надобности стремиться к дружбе с ними.


                        Все напряги начались после злополучного пакта, когда китайцы решили, что мы станем союзниками Японии.
          2. +1
            26 июня 2020 10:41
            Цитата: Arzt
            В первую очередь финансировался управляемый Коминтерновский коммунистический проект.

            Как ни крути, а идеи коммунистов-интернационалистов долго ещё витали по миру, пока в 1956 году Хрущёв не прекратил существование Коминформ в 1956 году вскоре после XX съезда КПСС.
            А после этого пошёл развал компартий по всему миру.
            1. 0
              26 июня 2020 10:52
              Как ни крути, а идеи коммунистов-интернационалистов долго ещё витали по миру, пока в 1956 году Хрущёв не прекратил существование Коминформ в 1956 году вскоре после XX съезда КПСС.А после этого пошёл развал компартий по всему миру.

              Никого он не разогнал. Был создан Международный отдел ЦК КПСС.
              Сталин так же в 1943 "разогнал" Коминтерн.
              1. +2
                26 июня 2020 11:13
                Цитата: Arzt
                Никого он не разогнал. Был создан Международный отдел ЦК КПСС.
                Сталин так же в 1943 "разогнал" Коминтерн.
                Формального правопреемника у Коминформа не было, однако таковыми фактически стали СЭВ и ОВД. Сталин не разогнал, а распустил Коминтерн, как требовали союзники для открытия Второго фронта, вместо Коминтерна в ЦК ВКП(б) был создан отдел международной информации во главе с Г. Димитровым, а в 1947 году создан Коминформ.
    3. +1
      26 июня 2020 18:34
      Цитата: Дальний В
      О взаимоотношениях Чая и Мао лучше почитать в книге "особый район Китая" великого русского тяжеловеса Власова.


      Хм... В общем-то, книга "Особый район Китая" написана была Владимировым, представителем Коминтерна в Китае... hi
      1. +1
        27 июня 2020 17:00
        Цитата: yuratanja1950
        Хм... В общем-то, книга "Особый район Китая" написана была Владимировым, представителем Коминтерна в Китае...

        А Вы ее внимательно читали? Неужели МГБ не смогли бы проконтролировать любые дневниковые записи сотрудника спецслужб и дипломата в Бирме? А в этих записях хватило бы и на шпионаж и на антисоветскую агитацию будь они написаны так, как опубликовал Власов. Книга писалась под контролем КГБ сыном Владимирова Власовым после развенчания культа личности.Скорее всего Власов внес в "Особый район Китая" воспоминания от разговоров с отцом и и свое отношение к преодолению культа личности и свою эйфорию от развития СССР после смерти Сталина и либеральных преобразований Н. С. Хрущева. Вообще тема пропагандистких изданий в КНР и СССР времен конфликта между ними очень интересна и ждет своего исследователя. Интересно, что литература изданная в Китае оказалась более весомой чем изданная в СССР. Мало кто знает, что воспоминания артистки Л. Орловой после ее смерти оказались в КНР и там были изданы. Также после смерти министра Е. Фурцевой ее дневники-мемуары издавались в КНР. Супруга Мао в предисловии ухитрилась даже написа, что Е. Фурцева на посту министра СССР выполняла указания Мао. Интересно, что есть доводы, что мемуары Л. Орловой фальсифицированы в Китае. Их оригиналов нет, считается, что их сдали в мукулатуру. А это считается признаком фальсификации.По этому признаку некоторые дневники Серова тоже считают фальсификацией.
    4. +1
      26 июня 2020 20:25
      Книга, на которую Вы ссылаетесь, является записками отца нашего тяжелоатлета Юрия Власова (представителя Коминтерна у Мао), а Юрий Власов её готовил к печати.
      1. +1
        27 июня 2020 00:01
        Книга, на которую я ссылаюсь, является цельным единым произведением, а не разрозненными записками. Юрий Власов ее таки написал - на основе, мощной, без сомнения, записок. Но он именно написал, и именно книгу. Ну, а то, что решил уступить авторство покойному, которого безмерно уважал, так это его личное дело.
        1. +1
          27 июня 2020 07:38
          Произведение действительно цельное и единое. Сам Юрий Власов на авторство никогда не претендовал, хотя подготовка к печати - тяжёлый труд. Отдельными записками это не являлось.
  2. +1
    26 июня 2020 06:49
    Интересная статья, о многом у нас было искаженное представление.
  3. +3
    26 июня 2020 06:53
    Очень интересная статья.
    При СССР, действия и достижения которого сейчас критикуются, планировались и осуществлялись масштабные проекты.Также сложные многоходовки.
    1. +1
      26 июня 2020 07:22
      планировались и осуществлялись масштабные проекты.Также сложные многоходовки.

      Великая Империя была, хоть и без официального императора. В Империипо другому никак.
      1. 0
        26 июня 2020 07:28
        Цитата: Doccor18
        планировались и осуществлялись масштабные проекты.Также сложные многоходовки.

        Великая Империя была, хоть и без официального императора. В Империипо другому никак.
        good Ну да!
    2. +4
      26 июня 2020 09:13
      При СССР, даже в 20-30-х годах, когда СССР реально был изгоем и нищебродом, ТАКИЕ внешние акции осуществлялись, что по нынешним временам и представить невозможно. Шарфик Березовского, говоришь? Х-хех!
      1. -2
        26 июня 2020 09:24
        При СССР, даже в 20-30-х годах, когда СССР реально был изгоем и нищебродом, ТАКИЕ внешние акции осуществлялись, что по нынешним временам и представить невозможно.

        Это да. Работа Коминтерна еще ждет пытливых исследователей.
        Но, к сожалению, всё опять за счет многострадального русского мужика.
        1. 0
          26 июня 2020 09:35
          Ой не факт, что за наш счет) в те годы лозунг "отречемся от старого мира" работал более чем. Испания, Франция, Чехословакия, Польша, Швейцария, Мексика, далее везде. Ну может, кроме Штатов и грейтбритана.
        2. +1
          27 июня 2020 17:09
          Цитата: Arzt
          Это да. Работа Коминтерна еще ждет пытливых исследователей.

          Рекомендую "Коминтерн и Петр Пятницкий на весах истории." Автор считает, что никогда настоящая история коминтерна не сможет быть восстановлена. Многие успешные создатели успехов Коминтерна были уничтожены И.В. Сталином. А деятели вроде Г.Димитрова это простые администраторы и исполнители -надсмотрщики И.В. Сталина погубившие саму идею саморазвивающегося коммунистического движения. Но даже выжившие рядовые участники Коминтерна совершали великие дела. Чего стоят сподвижники Хо Ши Мина! Кастро и Че учились азам партизанской войны перед высадкой на Кубе у преемника идей коминтерна.
          1. 0
            27 июня 2020 18:16
            Рекомендую "Коминтерн и Петр Пятницкий на весах истории."

            Спасибо, посмотрю. Как то пропустил эту книгу, вообще не слышал.
      2. +1
        26 июня 2020 09:45
        Цитата: Дальний В
        При СССР, даже в 20-30-х годах, когда СССР реально был изгоем и нищебр.....Х-хех!

        НУ зачем такие слова? У СССР сразу были великие цели.
        И в 20х СССР отстаивал свои интересы на ДВ
        А в 30х СССР помогал против Японии. Была здесь статья 2013года , её многие издания перепечатали потом
        СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ В КИТАЕ, очень мне понравилась.
  4. +7
    26 июня 2020 08:12
    Уже писал здесь, повторюсь для понимания подходов Китая к внешней политике.

    Старшего сына, Цзян Цзинго, Чан Кайши, как мы знаем из статьи, отправил в СССР.



    Но был еще приемный сын, Цзян Вэйго, этот поехал в Германию, в Мюнхенскую военную академию, а позднее в альпийские стрелки с правом ношения нашивки «эдельвейс», офицер танковых войск вермахта, в послевоенный период — генерал в армии Тайваня, высокопоставленный активист Гоминьдана.



    Сын Мао Цзедуна, Мао Аньин, учился в Военно-политической академии им. Ленина в Москве и в Военной академии им. Фрунзе. Получил имя Сергей Мао.
    Лейтенант, замполит танковой роты, 2-й Белорусский фронт. Прошёл с боями Польшу и Чехословакию. Боевой путь со своей танковой частью закончил в Берлине.

    1. +1
      26 июня 2020 08:58
      Чорть, чем дольше живу, живу, тем больше соглашаюсь с Мао и его тезисами культурной революции. Чиновничество время от времени надо чистить, и чистить жестко, "чтобы знал, г..но, кому кланяться (с)). Пу И, бывший анпиратер, отпахал на плантациях, потом, кажица, профессором по бабочками, согласно образования, доработал. Мало ли кто в какой семье рождается
      1. +1
        26 июня 2020 15:26
        Пу И даже стал после перевоспитания членом НПКСК и дружил с Чжоу Эньлаем. Вот если бы у большевиков получилось использовать Николая II в своих интересах и сделать, его скажем, депутатом Ленсовета, был бы высший класс.)
    2. +1
      26 июня 2020 10:02
      Цитата: Arzt
      Получил имя Сергей Мао.
      Лейтенант, замполит танковой роты, 2-й Белорусский фронт.

      Спасибо, вот этого не знал.
      1. +2
        26 июня 2020 15:28
        Судя по воспоминаниям, сын Мао был умным и хорошим человеком. Но отец его упрекал за слишком восторженное отношение к СССР, за ношение советской военной формы и за то, что он для тогдашнего китайца выглядел слишком упитанным.
        1. 0
          26 июня 2020 18:26
          Цитата: Sergej1972
          Судя по воспоминаниям, сын Мао был умным и хорошим человеком. Но отец его упрекал за слишком восторженное отношение к СССР, за ношение советской военной формы и за то, что он для тогдашнего китайца выглядел слишком упитанным.

          Это он так у нас на фронте отъелся, что ли? laughing
          1. 0
            26 июня 2020 19:25
            Да нет, он нормально выглядел. Но на фоне тогдашних простых китайцев....
            1. 0
              26 июня 2020 20:05
              Цитата: Sergej1972
              Да нет, он нормально выглядел. Но на фоне тогдашних простых китайцев....

              А, понятно.
  5. +1
    26 июня 2020 08:26
    Спасибо за статью...честно говоря некоторые аспекты открылись по иному и особенно понимание китайских товарищей касательно идеологической зашоренности тогдашнего руководства.....понятно,что история не имеет сослагательного наклонения,но как бы все развивалось если бы задуманное тогда совершилось
  6. -5
    26 июня 2020 09:06
    То гробили миллиарды народных денег на поддержку Мао и целования взасос с ним, то тратили их же на... свержение его .

    "Последовательная " политика, ничего не скажешь...

    И это вместо спокойных взвешенных взаимовыгодных долгосрочных торговых отношений...
    1. +5
      26 июня 2020 09:19
      То гробили сотни мульонов (не)народных денюх на поддержку Буонопарте (Павел), то бились с ним в кровь (Сан Палыч Благословенный). Последовательная политика, ничо не скажешь. И это вместо спокойных взвешенных взаимовыгодных долгосрочных отношений
      1. -2
        26 июня 2020 10:18
        Цитата: Дальний В
        То гробили сотни мульонов (не)народных денюх на поддержку Буонопарте (Павел), то бились с ним в кровь (Сан Палыч Благословенный)

        Хрен (корнеплод)-тоже на на палец похож. yes

        А, поди ж ты-разные вещи! belay yes

        Мао.....нападал на ВЕСЬ мир, как Наполеон?

        Мао стал...Императором Империи вместо Консула Республики?

        Мао....учреждал государства, назначал королей, вел войны, как Наполеон?
        И т.д.

        Соотвественно этим дейсвиям и менялись отношения России и визави.

        А с Мао-что ?


        ПС Ага, озвучьте суммы, "вложенные" в Бонопарта Павлом, да еще сравнимые масштабом ПОДАРКОВ Китаю.lol
        ЧУШЬ...lol
        ПС Кстати, Павел и воевал против Франции тоже и весьма усиленно..
        1. +2
          26 июня 2020 10:38
          Мао нападал на весь окружающий мир)
          Мао стал Великим кормчим Срединной империи - устроит?)

          Мао учреждал государства, принимал участие в назначении руководителей государств)
          Ну зачем вы так?) Понимаю, ни Ленин, ни Сталин не любы вам, но узкопленочный кетаес то чо вам сделал?))) (Ай блин, мне щас памятник за расизьм снесут)
          Не буду я вам озвучивать вложенные Павлом в Наполеона деньги. Напомню, что англия Ляксандру платила по полтинику за пару солдатских сапог в год. Хотите арифметики - тренируйтесь сами. А про англо-русскую войну мне вам уж совсем ни к чему рассказывать, вы историю (уважаю, кстати, весьма и весьма) и без напоминаний хорошо знаете.
          1. -2
            26 июня 2020 10:47
            Цитата: Дальний В
            Мао нападал на весь окружающий мир)
            Мао стал Великим кормчим Срединной империи - устроит?)

            Нет.

            Какая аналогия? Никакой
            Цитата: Дальний В
            Ну зачем вы так?) Понимаю, ни Ленин, ни Сталин не любы вам, но узкопленочный кетаес то чо вам сделал?))

            Мы о другом говорим- о сравнении, неудачно Вами приведенном
            Цитата: Дальний В
            Не буду я вам озвучивать вложенные Павлом в Наполеона деньги

            Вам озвучивать-просто нечего, увы.

            Поэтому и Ваше заявление о средствах, "вложенных" Павлом в Наполеона-некорректно, имхо hi
            1. +2
              26 июня 2020 11:02
              заявления о средствах, "вложенных"...
              недополученных, я же недвусмысленно намякиаал, шо ж вы?) аналогии нет, вы правы, Мао далеко не Наполеон. Но на уровне Китая своего времени Мао вполне себе Наполеон. Бился с Японией, омеригой (ООН), Индией, Вьетнамом, Союзом, воробьями, плавильными печами, собственным межушным ганглием - да ваще не человек, а я даже не знаю хто. Но.. Не шмогла ч, не шмогла. Кетайсы, кстати, на семьдесят процентов не возражают
              1. 0
                27 июня 2020 20:57
                Цитата: Дальний В
                Мао далеко не Наполеон. Но на уровне Китая своего времени Мао вполне себе Наполеон. Бился с Японией, омеригой (ООН), Индией, Вьетнамом,
                Империя Наполеона погибла при жизни Наполеона. Мао заложил в созданное им государство такой запас прочности, что КНР смогла пережить без утраты земель переход на более рыночную экономику. Так что Мао будет поумнее и успешнее Наполеона. Кроме того при жизни Мао Китай был военным союзником вьетнамцев.В боях за свободу и независимость Вьетнама от оккупантов из США погибло больше китайцев чем русских.
                1. 0
                  28 июня 2020 00:15
                  Вот тут большей частью соглашусь, но есть нюанс: Наполеон был один против всех, Мао - нет
                  1. 0
                    2 июля 2020 03:54
                    Цитата: Дальний В
                    Наполеон был один против всех

                    В 1812 году при походе на Москву под командованием Наполеона были польские, австрийские и немецкие войска.
                    В результате победы Наполеона под Ваграмом Россия отобрала у Австрии Тарнопольский округ(около 400 000 человек стали русскими поданными ).
            2. -1
              27 июня 2020 17:13
              Цитата: Ольгович
              Нет.

              Какая аналогия? Никакой

              Дословный перевод с китайского Китайской Народной республики правильнее следует считать Китайской империей.
          2. +1
            26 июня 2020 15:32
            Если уж придираться к словам, то Мао, как, кстати, многие китайцы, строго говоря, внешне "узкоплёночным" не был.
    2. +3
      26 июня 2020 10:07
      Цитата: Ольгович
      То гробили миллиарды народных денег на поддержку Мао и целования взасос с ним, то тратили их же на... свержение его .
      "Последовательная " политика, ничего не скажешь.

      Не было бы Иудушки Хрущёва, отношения Между Москвой и Китаем были бы другими, более адаптированные и выгодные для обеих стран. А получилось, что 50 лет улетели в пропасть.
      1. -3
        26 июня 2020 10:39
        Цитата: tihonmarine
        Не было бы Иудушки Хрущёва, отношения Между Москвой и Китаем были бы другими, более адаптированные и выгодные для обеих стран. А получилось, что 50 лет улетели в пропасть.

        Нельзя строить огромные дорогущие предприятия (250 шт) за свой счет чужой стране в призрачной и утопической надежде на благодарность и союзничество. Да еще страной, перенесшей страшнейшую войну и потери, где до сих пор не восстановили все...

        Что получила наша страна взамен деньгами, товарами и т.п.в адекватном сравнивом объеме?

        Сколько наша страна потратила и ПОТЕРЯЛА денег на поддержку т.н. "дружественных" режимов, которые предавали быстрее, чем деньги доходили до них?
        1. +4
          26 июня 2020 11:32
          Конкретно по Китаю в сталинский период? В легкую: вы во сколько оцените участие китайскихдоюю добровольцев числом в мульон в корейский войне?
          1. 0
            26 июня 2020 12:37
            Цитата: Дальний В
            Конкретно по Китаю в сталинский период? В легкую: вы во сколько оцените участие китайскихдоюю добровольцев числом в мульон в корейский войне?

            Ни одному гражданину СССР не нужны были эти 250 заводов, построенных ЗА ЕГО СЧЕТ и БЕЗ его спроса в...КНР.. Как и 11 диких кредитов, оторванных у него и отданных незнамо кому и за что..

            Ему это все ДОМА нужно, восстанавливать разрушенное

            и плевать ему на китайских добровольцев в хрен знает какой и где корее, на которую ему тоже плевать..
      2. 0
        26 июня 2020 15:34
        Всё гораздо сложнее. Вы не учитываете внутренние процессы в КНР и КПК. Критика решений 20 и 22 съезда КПСС была лишь поводом. Сталина китайцы уважали, но какого-либо особого преклонения перед ним у них не было. Они, кстати, сами открыто заявляли о его ошибках.
    3. 0
      26 июня 2020 10:24
      То гробили миллиарды народных денег на поддержку Мао и целования взасос с ним, то тратили их же на... свержение его .
      "Последовательная " политика, ничего не скажешь...
      И это вместо спокойных взвешенных взаимовыгодных долгосрочных торговых отношений...

      Золотые слова! Их надо в камне вырезать на МИДе.
  7. +1
    26 июня 2020 10:45
    Виктор Луи ездил на Тайвань после Даманского. И русские связи верхушки Тайбея этому помогали.
  8. BAI
    +2
    26 июня 2020 11:24
    На редкость (для ВО) интересная статья.
  9. +2
    26 июня 2020 13:33
    Можно очень долго разбирать различия Чан Кайши и Мао, их идеологические установки и всё-такое. на самом деле всё проще: любая взятая на вооружение идеология (в моменте времени), - она в силу китайскрй культурной специфики приводит к Земному Императору, красному или белому или синему, - это уже нюансы. Мао - красный император, мобилизовавший китайцев на восстановление независимой Империи под красным флагом.
    1. 0
      27 июня 2020 11:04
      Так, у нас тоже.
  10. +1
    26 июня 2020 20:31
    Кстати, малоизвестный у нас факт, что армия Ван Цзинвэя , воюющая на стороне японцев, в 1942 году насчитывала порядка 550 тыс.чел.! Что, конечно не несколько миллионов у Чан Кайши, но вполне сопоставимо с силами контролируемыми КПК (не более 650 тыс.чел. на тот период). Так, что Власов, Каминский и прочие Квислинги - "нервно курят в сторонке"....
    1. -1
      27 июня 2020 17:19
      Цитата: УльтраRed
      Так, что Власов, Каминский и прочие Квислинги - "нервно курят в сторонке"..

      Если собрать всех полицаев, карателей,добровольцев СС, бургомистров, хиви, РОНА, РОА,туркестанских батальонов, армянских и грузинских легионов, надсмотрщиков в тюрьмах и концлагерях из граждан СССР получиться сопоставимая цифра.Китай принял на себя удар порядка 3/4 сухопутных сил Японии и перемолол их. Примерно такие же заслуги СССР в войне с Германией.
      1. 0
        2 июля 2020 01:15
        1.
        Если собрать всех полицаев, ........бургомистров, хиви......

        .....Ага, а также официанток в ресторанах для немецких офицеров и караульных собак на военных складах.....:)
        Не передергивайте! Понятно, что речь шла о регулярных воинских частях. А то иначе всю гражданскую администрацию нанкинского правительства и маньчжоу-го - в список.
        2.
        ...,туркестанских батальонов, армянских и грузинских легионов, ...

        Тогда ВС Маньжоу-Го и князя Дэвана - в список! А это еще свыше 200 тыс.человек!
        Сколько там у немцев "легионеров" было-то ? Ась?
        3.
        получиться сопоставимая цифра

        Не получится.
        4.
        Китай принял на себя удар порядка 3/4 сухопутных сил Японии и перемолол их. Примерно такие же заслуги СССР в войне с Германией.

        Эпическая ЛОЖЬ !
        Покажите мне хоть одно крупномаштабное успешное наступление Чан Кайши проти япов. За 8 лет войны (если считать с 1937 г.) - наибольший успех разгром 2 (прописью ДВУХ) пехотных дивизий. Даже в 1944 году японцам удавались крупные наступления на китайском фронте, когда они сосредотачивали хотя бы равные по численности силы.
        И что ОНИ "перемололи" ?
        Гоминьдановцы держали фронт только за счет превосходства в живой силе в 4-5 раз и военно-технической помощи СССР и США.
        Кстати численность японской армии на китайском фронте была сопоставима с численностью только Квантунской армии, где там "3/4" ?
        Поэтому как можно "ставить на одну доску" полный разгром немецкой армии Советским Союзом, когда у нацистов "схлопывались" целые группы армий ("Багратион" 1944 г.) и удержание позиционного фронта китайцами?
        Токио Чан Кайши тоже взял, как Красная Армия Берлин?
        Примерно такие же заслуги
        ... Ага....

        Вобще если автор поста "Бахрейн или Иллинойс" - "то ладно"....
        А если "404" - то как , перед дедами не стыдно?
        Или Ваши только после обращения Крука из бункера вылезли? :)
        1. 0
          2 июля 2020 03:37
          Цитата: УльтраRed
          Покажите мне хоть одно крупномаштабное успешное наступление Чан Кайши проти япов.

          Летом 1941 года китайские войска наступали. Этим они обеспечили неучастие Японии в войне против СССР до 1945 года. Самые тяжелые и кровопролитные бои между китайцами и японцами шли в самом начале их войны за Шанхай и Нанкин. Чан Кай Ши сумел заставить японцев снизить интенсивность войны после боев за Шанхай и Нанкин. В принципе тогда китайцы и заложили основу поражения Японии. Япония поняла свою неспособность в условиях эмбарго разгромить китайскую армию. А поставки по Бирманской дороге авиатехники и авиабензина сделали бы армию Китая через 3 года способной одерживать победы над Японией. Для этого Япония и начала войну в южном направлении чтобы получить доступ к нефти и перерезать Бирманский путь снабжения Китая. Бирманскую дорогу Япония перерезала, нефть получила, Китай поставила в тяжелое положение. Но поставкам авиатоплива в СССР мешать после этого не смогла, СССР войну на 2 фронта не навязала. В результате американский бензин везли на фронт примерно 10 000 советских цистерн с 1942года, что увеличило силу советской авиации раза в 2.
          Цитата: УльтраRed
          Сколько там у немцев "легионеров" было-то ? Ась?

          Если я не ошибаюсь из попавших в окружении под Сталинградом примерно шестая часть немецких войск состояла из хиви.Немецкие архивы вроде подтверждают наличие в 6 армии вермахта под Сталинградом 20 000предателей СССР.. Оценки их полного числа доходят до 90 000 только в этой армии.
  11. 0
    1 июля 2020 23:38
    Цитата: gsev

    Если собрать всех .....бургомистров, хиви,