Почему в России так не хотят вводить режим ЧС

19

Пандемия коронавируса уже нанесла большой ущерб российской экономике, резко снизив деловую активность и поспособствовав падению цен на углеводороды. Создается впечатление, что режим так называемой «самоизоляции» может прилично затянуться, захватив не только апрель, но и май. Учитывая, что в нашей стране многие вынужденно работают по «серым схемам» и потому не могут рассчитывать на компенсации, а старшее поколение через пару недель рванется к своим огородам и грядкам, масштабного недовольства никак не избежать.

Не отрицая необходимости введения ограничительных мер для борьбы с пандемией коронавируса, поневоле приходится задаться вопросом, а насколько законны предпринимаемые властями меры, и какова будет последующая неминуемая реакция со стороны общества?



Попробуем в очередной раз разделить мух и котлеты. Да, ограничения нужны, опыт Уханя и Китая в целом показал, что карантин помогает одолеть распространение COVID-19. Но дело в том, что как раз «карантина» у нас в России и нет. Вместо него введено юридически не урегулированное понятие «самоизоляции».

Президент Путин, сам юрист по образованию, годами создававший режим ручного управления страной в формате пресловутой «вертикали власти», теперь «самоизолировался», поручив борьбу с пандемией губернаторам, периодически выходя на телесвязь с перепуганными россиянами из «бункера». А самостоятельные действия губернаторов вызывают к себе массу вопросов. Например, глава Нижегородской области ввел режим контроля за перемещениями своего населения через QR-коды. Неэффективно работающая система пропускного режима в Москве создала накануне настоящий коллапс в метро многомиллионного мегаполиса. Вместо профилактики заболевания коронавирусом из-за действий столичных властей сформированы условия для заражения COVID-19 москвичей и гостей города.

Согласно ст. 27 Конституции РФ, все граждане России имеют право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Ограничение этих неотъемлемых прав, в соответствии со ст. 55 Конституции, возможно только на основании федерального закона. Сейчас многие юридически подкованные люди задаются вполне справедливым вопросом, почему президент Путин, гарант этой самой Конституции, не вводит режим ЧС или ЧП, который и является законным основанием для карантинных мер.

1 апреля глава государства подписал закон о наделении кабмина полномочиями по введению режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, в том числе, из-за эпидемий. Ранее в законе о ЧС был определенный пробел: эпидемия не была прямо указана как основание для введения режима ЧС в стране. Теперь он весьма оперативно устранен, но закон так и не применяется, хотя многие, например, представители бизнеса, этого настойчиво требуют. Почему?

Прежде всего, надо не путать ЧС и ЧП (чрезвычайное положение). Последний – это гораздо более жесткий режим, предусматривающий ограничение прав и свобод граждан, их мобилизацию, переселение в другие регионы и т.д. ЧС в России является достаточно распространенной практикой, обусловленной регулярными паводками, лесными пожарами, иными стихийными и техногенными бедствиями. Обычно чрезвычайная ситуация объявляется на уровне регионов, но последние нововведения дали такие полномочия федеральному правительству.

Если называть вещи своими именами, пандемия коронавируса – это ЧС биолого-социального характера. Для данного режима, в отличие от «самоизоляции», имеется развитая нормативно-правовая база и единая государственная система предупреждения и борьбы с ЧС, в которой должны быть задействованы все профильные ведомства: Минздрав, Минтранс, МЧС, МВД, Роспотребнадзор и другие, а также вся система гражданской обороны. В структуре МЧС имеются спасательные центры, авиационно-спасательные центры, есть специальные резервы материальных ресурсов (медикаменты, транспорт, средства связи, продовольствие, средства защиты, топливо и т.д.). Разработаны планы работы, есть подготовленные должностные лица с персональной ответственностью за результаты своих действий.

Однако этот мощный механизм остается незадействованным. Вместо режима ЧС введена «самоизоляция», там, где должны работать профессионалы, борьбой с пандемий руководят параллельные гражданские структуры, вроде оперативного штаба и рабочей группы Госсовета. Результат пока что соответствующий, нормальная жизнедеятельность страны парализована. Между тем надвигаются майские праздники, «садовый сезон» у пенсионеров, сессии и каникулы у школьников и студентов.

Так все-таки почему режим ЧС все еще не введен? Сейчас в некоторых СМИ начали появляться публикации, оправдывающие данное решение. Если верить им, данный режим ударит по бизнесу, связанному с логистикой, доставкой продуктов и т.д. Отдельные эксперты указывают на то, что недобросовестные предприниматели используют ЧС, как основание для неисполнения своих обязательств по контрактам и трудовым договорам. Население пугают конфискацией их собственности, например, автомобилей для решения мобилизационных задач.

Но есть и другой взгляд на данную проблему, который высказывается в социальных сетях. Вот что пишет один такой «злой язык»:

При карантине и ЧС государство объявляет форс-мажор, и все договора теряют силу, включая ипотечные. Гарантом исполнения обязательств становится государство, оно берет на себя издержки. При изоляции вы сидите дома без работы и денег, и сами отвечаете за свои финансовые риски.

Наверное, правда где-то посередине. Понятно, что реальный режим ЧС - это совсем не сахар, а определенная финансовая помощь со стороны государства обещана. Вполне возможно, что режим ЧС все-таки придется применять, например, в Москве, если ситуация не будет взята под контроль гражданскими властями.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    16 апреля 2020 12:27
    Серьезная статья.
    1. +3
      16 апреля 2020 12:35
      Я по первому образованию юрист. Мне очень интересны такие правовые нюансы.
      1. -3
        16 апреля 2020 13:14
        Тоже имею отношение.
      2. +6
        16 апреля 2020 19:37
        Согласен с вами крайне редко, но тут, пожалуй, соглашусь. Дела реально гнилые. Уже сейчас пишут, что плато эпидемии будет где-то в июле и как по мне, то это еще оптимистичное заявление. Насчет того, что многие вынуждены работать без оформления и сейчас остались без копейки, тоже согласен, и это печальный факт. Официальной работы в РФ, увы, на всех не хватает. Хоть наша компания и имеет достаточно стабильно оплачиваемую, но вредную для здоровья и опасную для жизни службу в системе ВОС, но ситуация меня не радует, так как увеличение безработицы ухудшит криминогенную обстановку в стране... что вот вообще не мед с сахаром... Правовые нюансы мне как раз не так интересны, а вот фактическая обстановка не может не напрягать...
      3. +1
        17 апреля 2020 12:23
        Согласен здесь с вами, Сергей (что бывает редко). Но у меня есть, на мой непрофессиональный взгляд, объяснение такого нежелания вводить режим ЧС. Это - капиталистические отношения в стране (хоть у нас и "дикий"). Ведь владельцы капиталов и производств УЖЕ потеряли значительную часть прибылей. И они КАТЕГОРИЧЕСКИ не хотят введения режима. А так как у нас (да и во всём мире) капитал имеет прямое воздействие на власть (а то и вовсе связан с ней на прямую) - режиму введения ЧС он будет противодействовать всеми своими возможностями. Это нам не советский социализм - где центральная власть скомандовала, а руководство на местах и предприятиях взяло "под козырёк" и исполняет.
  2. +2
    16 апреля 2020 13:48
    При карантине и ЧС государство объявляет форс-мажор, и все договора теряют силу, включая ипотечные.

    И что, раньше при пожарах и наводнениях, когда вводили ЧС, государство оплачивало ипотеку? И даже при ЧП оно обязано оплатить обязательства граждан?
  3. +2
    16 апреля 2020 18:35
    В режим ЧС страна войдёт поневоле, если самоизоляция продлится более месяца. Это уже будет полноценный карантин, который нанесёт непоправимый ущерб для многих граждан, вероятно - 50% всего населения. И тут уже любой суд может принять решение о форс-мажоре в большинстве ситуаций. А это означает, что обнулятся многие кредиты, т.к. заёмщики на понятных основаниях (потеря заработка, работы) могут обосновать объективную неисполнимость своих обязательств. Если в течение самоизоляции заёмщик заболел коронавирусной инфекцией или потерял работу, то любой суд может принять решение о форс-мажорных обстоятельствах.
    1. +1
      17 апреля 2020 07:41
      ЧС у нас давно де-факто. Речь именно о правовой составляющей, из которой последуют некие права и обязательства.
      1. +1
        17 апреля 2020 12:25
        wink Особенно - обязательства. lol
  4. 0
    16 апреля 2020 20:58
    Почему в России так не хотят вводить режим ЧС???

    ЧС - запасной вариант и пока не наступило время.

    В России, за минувшие сутки 15 апреля, зафиксировано в 78 регионах - 3448 новых случаев новой коронавирусной инфекции.
    Общее число инфицированных в стране достигло почти 28 тыс., сообщает оперативный штаб.

    В Москве снизился суточный рост новых случаев COVID-19.

    За последние сутки в Москве выявлено 1370 новых случаев заболевания коронавирусом - это первое снижение прироста заболеваемости в столице с 11 апреля, сообщил оперативный штаб по контролю за COVID-19 в четверг.

    Таким образом, суточный прирост оказался на 22,8% ниже, чем днём ранее, когда было зафиксировано 1774 новых случая COVID-19.

    Общее число заболевших коронавирусом в Москве достигло 16 тысяч 146 человек.

    Предыдущее снижение темпа роста случаев коронавируса в Москве произошло 11 апреля, когда было зафиксировано 1030 новых подтвержденных диагнозов, что на 8,4% ниже показателя 10 апреля.

    Кроме того, по данным штаба, на этой неделе в городе идёт СНИЖЕНИЕ числа умерших с коронавирусом.
    Так, по данным на вечер 15 апреля, в Москве скончались семь инфицированных,
    14 апреля - 11,
    13 апреля - 13.

    Если пошло снижение, то и режим ЧС не потребуется.
    1. +2
      16 апреля 2020 23:51
      Вы лучше обратите внимание на число больных, оно увеличивается каждые сутки и число заболевших за сутки все время растет, это печатают на Яндексе. В моем городе уже 3 умерло и 69 заболевших, число тоже лишь увеличивается, так что дела паршивые... никакого снижения по РФ нет.
    2. 0
      17 апреля 2020 07:43
      Речь идет о правовом и экономическом аспекте этого "карантина", если вы не поняли.
    3. +1
      18 апреля 2020 02:51
      Данные подаются с нарастающим итогом, то есть выздоровевшие или умершие из количества заболевших не вычитаются. Таким образом, даже при 1 новом заболевшем будет рост заболевания.
  5. 123
    +1
    16 апреля 2020 21:01
    Архаров (Григорий Архаров)
    Серьезная статья.

    Маржецкий (Сергей)
    Я по первому образованию юрист. Мне очень интересны такие правовые нюансы.

    Архаров (Григорий Архаров)
    Тоже имею отношение.

    Такая мимимишная переписка. yes За вами так забавно наблюдать. laughing

  6. 0
    17 апреля 2020 07:39
    Цитата: 123
    Такая мимимишная переписка. За вами так забавно наблюдать.

    За вашими комментами тоже. По сути вопроса сказать, так понимаю, нечего?
  7. 123
    +4
    17 апреля 2020 10:45
    За вашими комментами тоже. По сути вопроса сказать, так понимаю, нечего?

    Во-первых, в спор двух "заслуженных юристов" влезать неудобно.
    Во-вторых, Вы уверены, что сами понимаете суть вопроса?
    Либердюковские стоны про вертикаль власти, ручное управление, перепуганных россиян, даже и комментировать смысла не вижу. За такое только в фарш, на который мухи слетаются, мордашкой потыкать остается. Но поскольку, гадить предпочитаете исключительно посредством интернета, сие желание неосуществимо.

    Согласно ст. 27 Конституции РФ, все граждане России имеют право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Ограничение этих неотъемлемых прав, в соответствии со ст. 55 Конституции, возможно только на основании федерального закона. Сейчас многие юридически подкованные люди задаются вполне справедливым вопросом, почему президент Путин, гарант этой самой Конституции, не вводит режим ЧС или ЧП, который и является законным основанием для карантинных мер.

    Может, эти люди только считают себя юридически подкованными, раз считают, что принимаемые меры возможны только при введении чрезвычайного положения? Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994г. № 68-ФЗ они читать не пробовали? Ограничения на перемещение вводились и раньше, правда, в меньших масштабах, например, в зонах затопления при наводнениях и паводках. И никто не кричал про нарушение Конституции. request
    Если интересно мое мнение, я бы для этих "юридически подкованных" сохранил право на свободной перемещение, в том числе разрешил бы переходить проезжую часть на красный свет и стоять под стрелой крана. yes

    Ранее в законе о ЧС был определенный пробел: эпидемия не была прямо указана как основание для введения режима ЧС в стране. Теперь он весьма оперативно устранен, но закон так и не применяется, хотя многие, например, представители бизнеса, этого настойчиво требуют. Почему?

    Если закон не применяется, значит, его применение пока не считают необходимым. Ответ на вопрос, почему "гарант" не вводит этот самый режим, прост - не считает нужным. Или полагаете, Вам или "озабоченным бизнесменам" виднее, когда вводить?

    Если называть вещи своими именами, пандемия коронавируса – это ЧС биолого-социального характера. Для данного режима, в отличие от «самоизоляции», имеется развитая нормативно-правовая база и единая государственная система предупреждения и борьбы с ЧС, в которой должны быть задействованы все профильные ведомства: Минздрав, Минтранс, МЧС, МВД, Роспотребнадзор и другие, а также вся система гражданской обороны.

    Нормативная база и так позволяет задействовать все перечисленные ведомства.

    Однако этот мощный механизм остается незадействованным. Вместо режима ЧС введена «самоизоляция», там, где должны работать профессионалы, борьбой с пандемий руководят параллельные гражданские структуры, вроде оперативного штаба и рабочей группы Госсовета.

    Чем обоснован данный вывод - непонятно. request Можно привести конкретные примеры, где "механизмы" остаются незадействованными?

    Результат пока что соответствующий, нормальная жизнедеятельность страны парализована.

    Что Вы подразумеваете по "нормальной жизнедеятельностью" - загадка. Оснований говорить, что жизнедеятельность страны парализована, не вижу. Если имеете ввиду жизнь до введения ограничений, передвижение, работу предприятий и так далее, то при введении режима ЧС, ничего из вышеперечисленного не вернется. Ограничения будут по-прежнему или еще усилятся.

    При карантине и ЧС государство объявляет форс-мажор, и все договора теряют силу, включая ипотечные. Гарантом исполнения обязательств становится государство, оно берет на себя издержки.

    А зачем нам ситуация, когда все договоры теряют силу? Почему государство должно взять на себя исполнение всех обязательств без разбору?

    При изоляции вы сидите дома без работы и денег, и сами отвечаете за свои финансовые риски.

    Это не совсем так. Меры в данном направлении принимаются. По кредитам, в том числе и ипотеке, отсрочки, зарплату должны выплатить, в том числе и работающим на частных предприятиях. Другое дело, что работающим по "черной схеме" ничего не светит. Но тут уж извините, не платя налоги, наивно рассчитывать на помощь государства.
  8. -1
    19 апреля 2020 08:15
    Цитата: 123
    Во-первых, в спор двух "заслуженных юристов" влезать неудобно.
    Во-вторых, Вы уверены, что сами понимаете суть вопроса?

    Да, лучше бы вы не лезли со своими комментариями в диалог двух юристов. laughing
    Ни на что, кроме демагогии, вы просто не способны.
    1. 0
      22 апреля 2020 07:56
      Два юриста? Смешно..рассмешили....
  9. 0
    22 апреля 2020 09:07
    Цитата: РусДон
    два юриста? Смешно..рассмешили....

    Вам палец показать, тоже смеяться, видимо, будете. lol