Чилийский кризис: нет дыма без огня

Чилийцы зажигают

Всё началось с того, что столичный метрополитен (государственное предприятие) поднял стоимость проезда на 30 чилийских песо… В переводе на наши реалии, три рубля.

Замецки

Два рубля 63 копейки, если включить зануду.

Как водится, самой легко воспламеняемой социальной группой стала молодёжь. И вот старшеклассники самого престижного столичного колледжа (государственного!) сначала попытались поджечь альма-матер, потом пошли в метро и давай через турникеты прыгать — в знак протеста. И тут надо уточнить, что студенты и школьники ездят по льготному проездному, цена которого не изменилась. Впрочем, с точки зрения мировой революции это совершенно не важно. Так что молодёжь решила (или ей посоветовали) государство проучить. И ничего ей за это не было.

Дело было во вторник. Поскольку никаких санкций не последовало, на следующий день молодёжь тоже каталась бесплатно. И на следующий. Но поскольку окаянное государство реагировало как-то вяло, юные оппозиционеры (или те, кто за ними стоит) решили метрополитен поджечь… А с ним заодно — корпоративное здание частной компании, раздающей электроэнергию. Пусть знают, капиталисты проклятые. Дальше — по мелочи: автобусы, магазины, аптеки. Вечером пятницы, 18 октября, правительство всё ещё металось, не представляя, как остановить этот праздник непослушания. В то время как большинство взрослых — даже в небогатых районах — вооружилось бейсбольными битами, доступным огнестрелом и стало оперативно организовываться. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих…

Подожжённая протестантами касса метро (фото: Рамон Монрой)

Чилийский Национальный институт прав человека информирует, что за последние несколько суток в Сантьяго и регионах было задержано более двух тысяч человек, погибли 19, 84 получили огнестрельные ранения. Зафиксировано 3000 случаев мародёрства и грабежа. Президент Пиньера объявил чрезвычайное положение и вывел на улицы бронетранспортёры. Которые, впрочем, по назначению использованы не были, боже упаси…

Генерал Хавьер Итурриага, глава национальной безопасности, во всеуслышание заявил, что он «просто счастливый человек» и «ни с кем не воюет».

«В детстве в школе нас учили: нет страны прекрасней Чили…»

В понедельник во многих районах и населённых пунктах начались перебои с провиантом (владельцы продуктовых магазинов попросту боялись их открывать), а кое-где и с водой. В школах отменили занятия, в прессу просочились сообщения из вотсапа первой леди. Напуганная сеньора сообщала подруге, что «всё очень плохо, а будет ещё хуже».

Президент Пиньера в панике пообещал цены на транспорт заморозить, пенсионерам досыпать, а детство защитить… но всерьёз его уже не воспринимают — ни оппозиция, ни сторонники. И обе стороны осознают, что разбираться им, возможно, придётся самим… Всё теми же бейсбольными битами или чем бог пошлёт.

(Фото: Карлос Вера)

Но кто выступит в роли бога? Потому что происходящее вовсе не похоже на классический бунт — бессмысленный и беспощадный… Метро поджигали не только для того, чтобы материальный ущерб нанести. Подразумевался в первую очередь эффект психологический: сверхтихое, сияющее чистотой, сейсмостойкое — для нескольких поколений чилийцев оно символизирует прогресс нации и является предметом гордости. И не так просто, знаете ли, его поджечь. Тем более десяток станций одновременно. Надо понять, откуда начинать… Определиться со средствами для розжига, время распланировать.

Такое возможно только при централизованной организации.

Впрочем, про конспирологию у нас будет дальше.

«Тренировочные объекты» запылали ещё в июле: группы защитников окружающей среды взялись поджигать в сельской местности стадионы, на которых пейзане по традиции устраивают родео с лошадками и бычками. Прогрессивным активистам это показалось возмутительным. В августе странным образом загорелся торговый центр в историческом центре портового города Вальпараисо.

Именно там, а не в столице, находится Национальный конгресс Чили — это важно.

И кстати о метро: ещё в мае борцы за окружающую среду подложили в офис директора столичного метрополитена самодельную, но толково сработанную бомбу, которую полиция всё-таки успела обезвредить. И становится понятно, что бомбы — не лучший вариант. Надо поджоги. В идеале — анонимные, и чтобы толпа была побольше.

За обаяние борьбы

Исторически Чили — страна, жёстко сегментированная по имущественному и расовому принципу. Города чётко разделены на «гетто» для богатых и бедных — со своими школами, торговыми центрами, развлекательными учреждениями… Вне работы жители престижных и непрестижных районов имеют шанс вообще не пересекаться. И, несмотря на модный дискурс, то, что принято называть «социальными лифтами», упрямо не работает. Именно поэтому раны, нанесённые обществу — сначала попыткой построить социализм, а потом военным переворотом 1973-го года, — никак не удаётся пролечить. И это вовсе не означает, что богатые и белолицые — за Пиночета и капитализм, а бедные и смуглые — за «левых»…

Воспоминания о социальном эксперименте Альенде до сих пор ассоциируются у крестьян с экспроприацией, голодными бунтами и невозможностью работать, а у пролетариев — с погромами левых экстремистов, которые «карали» всех без разбору, и всё тем же продовольственным кризисом.

Что касается протестной деятельности, то демонстрировать гражданскую позицию респектабельные жительницы Сантьяго тогда ходили или в парк Форесталь, что в богемном районе Бельявиста, или на Площадь Италии — что, впрочем, было довольно рискованно, потому как именно там проходила (и проходит до сих пор) граница между «элитной» окраиной и пролетарским центром. Так что чаще ущемлённая олигархия протестовала на собственной территории, где-нибудь в парках предгорья.

Выглядело это примерно так: стоят три-четыре открытых кабриолета, а из них на манер букетов, пристроенных в вазу «ар-нуво», топорщатся пучки ухоженных дамочек. Дамочки почём зря лупят половниками по кастрюлям, в воздух чепчики бросают и требуют прекратить продовольственный кризис. Постучат часок-другой — и по домам.

Ближе к центру города бывало повеселее. Обычно к месту действия подгоняли грузовик, на нём сооружалась трибуна и возносился на флагштоке чилийский триколор со звездой. В том случае, если за организацию митинга отвечали молодчики из ультраправой группировки «Патрия и Либертад», вместо триколора реяло полотнище белого цвета, а с него клацала клешнями на собравшихся ромбовидная чёрная тварь, выполненная в псевдоэтническом духе. Тварь напоминала одновременно паука, свастику и неведомую латинам букву «Ж».

Далее с грузовичка произносил короткую, но зажигательную речь какой-нибудь политработник, после чего, собственно, «зажигание» и начиналось. А состояло оно в том, чтобы, опять же, громыхать кухонной утварью или подпрыгивать в ритм речёвки следующего содержания: «Кто не прыгает — тот из „красных“!» И дамочки с энтузиазмом скакали. Вместе с ними прыгали дети, возвращавшиеся в это время из школ, и даже некоторые случайные пролетарии. А чего не скакать-то?!

Обычно противники Альенде протестовали в первой половине дня. Потом наступал черёд сторонников. Тоже подгоняли грузовички, вешали флаги и расчехляли поварёшки. Толпа с воодушевлением скандировала: «Кто не прыгает — тот мумия!»

«Мумиями» называли как раз ультраправых. Не тех, у кого флаг с пауком, а тех, кто продумывал оппозиционные стратегии, сидя в дорогих офисах с бархатными портьерами, при галстуках и костюмах. Статистам из «Патрии и Либертад» они приходились отцами и дедами.

А дальше начиналось самое интересное: из ниоткуда возникали люди в вязаных шапках с прорезями для глаз и рта. При себе они имели нунчаки или толстые цепи, которые наматывались на запястья…

Эти крутые парни вспрыгивали на капоты близстоящих машин и начинали сноровисто вышибать в них стёкла… Чилийская полиция — знаменитые «карабинеры» — просто не знали, как на это реагировать: вроде за власть агитируют, а не против неё.

Именно на таком фоне — и при поддержке той половины социума, которую весь этот цирк успел утомить — в сентябре 1973 года к власти пришёл Пиночет… Всё остальное прописано в «Википедии».

Синдром «последней капли»

А теперь немного конспирологии. Ещё пару недель назад в другой латиноамериканской стране — в Эквадоре — было тихо-спокойно, и вдруг на тебе! Правительство подняло налог на топливо… и индейцы внезапно вспоминают о том, кто и когда их на протяжении эквадорской истории обижал. В результате тоже пылают многоэтажки, переворачиваются автобусы, откуда-то появляется национально-этническая идея… причём грамотно сформулированная.

Протесты в Эквадоре (фото: Карлос Норьега)

В Мексике правительству приходится учитывать требования наркобизнеса; меланхоличные боливийцы бросили жевать коку и с пеной у рта спорят о легитимности выборов, на которых, кажется, опять победил президент-синдикалист в местном национальном костюме…

«Призрак… Призрак коммунизма бродит по нашей прекрасной Латинской Америке!» — голосят аналитики. Венесуэльские политики хлопают в ладоши и радостно запрыгивают на броневичок: Диосдадо Кабельо (чьё имя буквально переводится как «дарованный-людям-господь») обещает, что в Южной Америке в ближайшее время будет дуть «свежий ветер».

Имеет ли он в виду оглодавших граждан собственной страны, которых массово «выдувает» в соседние страны? Бытует мнение, что венесуэльские диаспоры нашпигованы боевиками и идеологами… хотя непонятно, откуда у Венесуэлы средства, чтобы оплачивать (ну и выкармливать) такие кадры. Согласно другим предположениям, подрывная деятельность финансируется наркобизнесом, которому выгодна деградация структур и социальных институтов на реальных и потенциальных рынках. Можно здорово сэкономить на транспортировке кокаина и субпродуктов, например, если сбывать товар прямо на континенте…

СМИ пишут о «последней капле», переполнившей чашу терпения чилийцев. Хорошо было бы задаться вопросом: а что за субстанция в чаше и откуда она там взялась?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий