Деяния Никиты-чудотворца. Часть 1. Хрущёв и Казахстан

90
Какими только эпитетами и прозвищами не одарил советский народ Никиту Хрущёва, который неожиданно для многих сменил на посту лидера страны самого Иосифа Сталина. «Никита-чудотворец» в этом ряду – едва ли не самое ласковое, даже комплиментарное. Многие из его чудес, вроде «Царицы полей» кукурузы, полётов в космос или супербомбы («кузькиной матери») люди ещё помнят, а большинство забыли. Не так давно вспомнили Крым, щедро подаренный Хрущёвым хлопцам с Украины, но вряд ли знают о том, что совсем иного рода щедрость могла сильно урезать границы Казахстана – второй по площади после России союзной республики.

24 января 1959 года состоялось внеочередное закрытое совместное заседание президиума ЦК КПСС и коллегии Совета Министров СССР. На нём Никита Сергеевич Хрущёв, незадолго до этого, в конце марта 1958 г., сменивший маршала Н.А. Булганина на посту главы Совмина, заявил, что "границы между многими республиками и областями нерациональные». «Некоторые имеют огромные территории, а некоторые "ютятся" в узких границах. Нужно поскорее исправить эти диспропорции: работу эту мы уже начали, но продвигается она медленно". Вскоре начали готовить проект соответствующего постановления ЦК партии и союзного Совмина.



Деяния Никиты-чудотворца. Часть 1. Хрущёв и Казахстан


А ведь начиналось всё не только и не столько с передачи Крыма Украинской ССР начале 1954-го. В середине — второй половине 1950-х годов была учреждена Липецкая область, которую выкроили из территорий Тамбовской, Воронежской, Орловской и Рязанской областей. Потом была воссоздана Калмыцкая АССР, которой тут же передали ряд сопредельных районов Ростовской, Сталинградской областей, Ставрополья и волжский порт Бурунный в Астраханской области, который с 1961 года носит «национальное» имя Цаган-Аман.

Чуть позже ряд районов Смоленской, Брянской и Калининградской областей были с той же удивительной щедростью переданы соседним Белоруссии, Украине и Литве. Наконец, главная топливно-энергетическая база Московского угольного бассейна и, подчеркнём, всего нечернозёмного района Российской федерации – тогда ещё Сталиногорский район Подмосковья был передан Тульской области.

Но были и куда более крупные проекты. И начинаться всё должно было, вообще-то, с Казахстана – именно эту республику Хрущёв считал слишком большой по территории. Хрущёв не однажды восхищался зерновыми успехами Казахстана, достигнутыми в первые целинные годы. Республика получала высокие награды, а Хрущёв в своих выступлениях регулярно призывал учиться у казахстанских целинников.

Но со временем Никита Сергеевич стал опасаться многого другого, и не только уже сформированной "антипартийной группы" во главе с Молотовым, а чуть позже – колоссального авторитета маршала Жукова. Опасения первого секретаря ЦК крепли и в отношении того же Казахстана. И речь в данном случае шла вовсе не о национализме, логика была совсем иной — дескать, целинные рекорды слишком сильно укрепили авторитет руководства Казахстанской ССР.

Казахстан к тому времени не только стал главной зерновой базой СССР, а Казахская ССР была не только территориально самой крупной союзной республикой после РСФСР. Именно в Казахстане тогда обосновались такие стратегически важнейшие объекты, как космодром Байконур и Семипалатинский ядерный полигон. И все эти факторы в совокупности, по мнению Хрущёва, вполне могли подвигнуть казахстанские власти на попытки что-то поменять в высшем советском руководстве. К примеру, речь могла идти о "деукраинизации" партийного ЦК после ухода Сталина.

Хотя в реальности на такие попытки пока не было и намёка, Хрущёв решил всё же заранее территориально "обкарнать" Казахстан. На то, что Казахстан "уж слишком большой по своей территории", Никита Сергеевич успел посетовать в феврале 1959 года в приватной беседе с тогдашним главой Азербайджана Дашдемиром Мустафаевым.

Впрочем, ещё осенью 1956 года Москва постановила передать Узбекистану обширный Бостандыкский район площадью около 420 тыс. га. Это был один из наиболее плодородных районов на юго-востоке Казахстана, но руководство республики предпочло лишь "мягко" оспаривать это решение. Похоже, в Казахстане решили избежать радикальных кадровых решений со стороны Хрущёва, который с этим, как известно, не задерживался. Но в 1965 году половина этой территории, по распоряжению уже нового, после Хрущёва, руководства СССР, была возвращена Казахстану.

В сентябре 1960 года Хрущёв пригласил в Москву тогдашних казахстанских лидеров – секретаря республиканского ЦК партии Динмухамеда Кунаева и главу Совета Министров Жумабека Ташенева. Он заявил им, что наряду с созданием в том же году "Целинного края" в составе всех североказахстанских областей, надо бы подумать о передаче ряда других территорий Азербайджану и Туркмении.

Дескать, столь большая территория Казахстана, хотя под "Целинный край" уходила почти треть от неё, существенно замедляет её социально-экономическое освоение. "Целинный край", существовавший с декабря 1960 г. до октября 1965 г. включительно, был лишь формально в составе Казахстана, но фактически подчинялся руководству даже не РСФСР, а именно Союза ССР.

Д. Кунаев вместе с Ж. Ташеневым, как и можно было ожидать, выступили резко против. Но Кунаева удалось снять с должности только в 1962 году, а после отставки Хрущёва он снова возглавил Казахстанскую компартию. Кунаев, тем самым, получил своеобразный расчёт от Брежнева и его соратников за однозначную поддержку заговора против Хрущёва. Динмухамед Кунаев оставался первым секретарём ЦК компартии Казахстана вплоть до 1986 года, когда почти все те, кто когда-то «снимал» Хрущёва, уже успели уйти в мир иной.

Жумабека Ташенева удалили из центральных руководящих органов республики раньше – уже в 1961 году, но ему вернуться на высокие посты, после отставки Хрущёва, было не суждено. Историки из Казахстана убеждены, что в Кремле весьма опасались политически влиятельного тандема Кунаев — Ташенев.

В этой связи характерна информация национального портала по истории Казахстана "Алтынорда" от 14 июля 2014 г.: "Хрущёвым в то время овладела навязчивая идея – отрезать от Казахстана земли на севере, юге и западе и раздать их соседям. Пять северных хлебных областей должны были отойти к России, нефтяные месторождения Мангышлака — к Туркмении или Азербайджану, хлопковые районы — Узбекистану.


В Узбекистане не стеснялись в благодарностях Хрущёву. Третий слева — идеолог КПСС Михаил Суслов

На совещании партхозактива Казахской ССР в Акмолинске, ставшем впоследствии Акмолой, Хрущёв заявил: “Есть один безотлагательный вопрос – о площади земель в республике. С товарищем Кунаевым и руководителями областей (каких? — Прим. авт.) мы уже обменялись мнениями по этому поводу: они наше предложение поддерживают".

Последнее было откровенной, весьма характерной для хрущёвского стиля руководства, фальсификацией. При этом товарищ Хрущёв предупредил: "Если уж на то пошло, мы можем принять решение и без вашего согласия". Но за предложенное Хрущёвым на этом мероприятии проголосовали считанные делегаты: преобладающее большинство предпочло воздержаться.

А весной 1961 г. в казарме военного лагеря в Акмолинском крае "состоялось большое республиканское собрание, в основном, по тем же вопросам. Не давая никому сказать ни слова, Хрущёв обрушился на Кунаева. Чего только он не высказал в его адрес!" Но снова безрезультатно.

Наконец, в 1962 году в Москве заговорили о передаче полуострова Мангышлак (это почти 25% территории Казахстана) теперь уже Азербайджану. Идею подали из Баку, а обоснование стало то, что на Мангышлаке давно занимаются нефтяным промыслом. Руководство Казахстана поручило “отбиваться” республиканскому министру геологии Шахмардану Есенову.


Весь регион Мангышлак планировалось передать Туркменистану или поделить его между Азербайджаном и Туркменистаном. На юге — почти 45% территории Чимкентской области было передано Узбекистану (половина переданной территории возвращена Узбекистану в середине 60-х). Наконец, 4 североказахстанских целинных области в 1960 г. были провозглашены Целинным краем: его планировалось объявить под совместным управлением — кондоминиумом Казахстана и РСФСР

На совместном заседании Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР казахский министр смог доказать, что Казахстан может успешно решать не только сельскохозяйственные, но и индустриальные задачи. И заставил присутствующих согласиться с тем, что в республике есть квалифицированные специалисты, материальные ресурсы, большой опыт промышленной разработки месторождений полезных ископаемых.


При Хрущёве Алексей Николаевич Косыгин возглавлял российский Совмин, при Брежневе — уже союзный

После бурного обсуждения на сторону казахстанского министра неожиданно встал сам Алексей Косыгин. Идти против авторитетного председателя Совмина РСФСР никто не решился, и в итоге проект не состоялся. Вскоре Хрущёва отправили в отставку (октябрь 1964 г.), и сделали это, как известно, не руководящие работники Казахстана, а ближайшие сподвижники Никиты Сергеевича…



Весьма характерно и то, что именно в те годы в Китае стали выдвигаться территориальные претензии к Казахстану, впервые обозначенные в некоторых региональных китайских СМИ в 1963 году. Хорошо ещё, что китайское руководство сумело вовремя умерить свои аппетиты, и не вспомнило об этих претензиях в период серьёзного обострения отношений с СССР спустя всего несколько лет.

Что же касается проекта соответствующего совместного постановления ЦК партии и Союзного совмина о территориальных новациях внутри СССР, он был подготовлен с упоминанием всё тех же хрущёвских "идей". Они в первую очередь касались территорий Казахстана и ряда его соседей. Но поскольку те планы не удались, в Кремле, очевидно, решили-таки попридержать окончательный вариант того документа.

Мы уже отметили, что казахстанский проект наряду с подаренным Украине Крымом был отнюдь не единственным глобальным национально-территориальным проектом Хрущёва. Его новации прошли в Казахстане, казалось бы, только первую обкатку, в преддверии куда более значимых этнотерриториальных переделов. Если бы даже только немногое из предложенного когда-то Хрущёвым было осуществлено на практике, это могло бы впрямую угрожать всему Союзу ССР нарастающим обострением межнациональных отношений.

Не исключено, что и распад Союза мог случиться намного раньше. Судя по ряду признаков, Хрущёв и его "команда" всё же не могли этого не понимать, но это не мешало им продолжать реализацию своих сомнительных проектов. Похоже, Брежнев вместе с товарищами неплохо понимали, от какой "перспективы" они спасают великую державу.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. +16
    11 февраля 2019 06:22
    Мангышлак -четверть территории Казахстана?С какого перепугу.Впрочем и не только за это этого "кукурузника"следовало поставить к стенке вместе с амнистированными им бандеровцами..
    1. +2
      11 февраля 2019 08:32
      Ну если считать с примыкающей территорией, географически очень на то похоже.
    2. +6
      11 февраля 2019 11:31
      Цитата: 210окв
      Впрочем и не только за это этого "кукурузника"

      Кстати по поводу кукурузы ценность её как силоса была в СССР до 90-х годов и её с успехом сеяли,а то что в угоду Хрущеву её на начальном этапе сажали чуть ли не за полярным кругом - это вина на местах, как говорится "-заставь дурака богу молится, он лоб расшибёт. "
    3. 0
      12 февраля 2019 12:40
      Бандеровцев впервые амнистировали ещё при Сталине. Вы про это не знали?
      1. +2
        12 февраля 2019 14:57
        Цитата: Sergej1972
        Бандеровцев впервые амнистировали ещё при Сталине.

        Откуда вы взяли этот бред? belay Указ Президиума Верховного Совета СССР, от 17 сентября 1955 года. "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны в 1941-1945 годов»
  4. +12
    11 февраля 2019 07:32
    За Крым Хрущеву прощения не будет никогда, северный Казахстан вполне мог бы быть российским,
    а вообщем территория РСФСР уже ПОСЛЕ образования СССР-с 1922 по 1954 сократилась на 4 млн км2. (на 20%)
    1. +1
      12 февраля 2019 12:41
      Во многом согласен. Но писать надо "в общем", а не "вообщем".)
      1. 0
        13 февраля 2019 11:13
        Цитата: Sergej1972
        Но писать надо "в общем", а не "вообщем".

        да. Хотел написать "вообще", в последний момент написал "в общем". Получился "гибрид". yes
  5. +10
    11 февраля 2019 07:46
    Цитаты из статьи:

    Республика получала высокие награды, а Хрущёв в своих выступлениях регулярно призывал учиться у казахстанских целинников.

    И речь в данном случае шла вовсе не о национализме, логика была совсем иной — дескать, целинные рекорды слишком сильно укрепили авторитет руководства Казахстанской ССР.

    Вся хрущевская задумка о освоение целины была реализована в целях разрушения зернового хозяйства всей страны, всего СССР. Конечно населению с высоких трибун говорили, а в центральной прессе в "Правде", в "Известиях" писали и по центральному радио-ТВ на всю страну вещали, что целинные земли поднимаются для того чтобы гарантировано обеспечить страну хлебом. Однако после завершения очень дорогостоящих работ по хрущевскому освоению целинных земель, в частности в Казахстане в 1960 году, гарантированного обеспечения страны хлебом не получилось. И уже в 1963 году СССР вынужден был закупать зерно за границей у штатов и Канады, причём за золото. Тем самым благодаря хрущевской афере, именно афере, а не авантюре, Советский Союз стал вкладывать деньги, своё золото в сельское хозяйство США и Канады.
    Поэтому руководство Казахстана никак не могло укрепить свой авторитет, тем более слишком укрепить за счет «целинных рекордов». Население в основном видело эти дутые «целинные рекорды», про себя горько посмеивалось-ухмылялось, но молчало.
    Автор пишет «Республика получала высокие награды», правильней было бы написать, что руководство республики получало награды и эти награды получало фактически из рук Хрущева, с хрущевского одобрения за свою лояльность к хрущевской затеи, за то, что вместе с Хрущевым разрушали зерновое хозяйство всей страны.
    1. +15
      11 февраля 2019 08:34
      Хрущём Кукурузным был отвергнут разумный сталинский план преобразования природы, когда средства вкладывались в мелиорацию Нечернозёмья. А целина только в первый год дала рекордный урожай (который негде было хранить - хранили на стадионах, потом начались суховеи, выносящие весь плодородный слой. К нечернозёмной зоне и её мелиорации вернулись лишь в середине 70-х, когда там трудоспособного населения уже не осталось. Хрущ - главный могильщик СССР.
      1. BAI
        +5
        11 февраля 2019 10:47
        Мелиорация Нечерноземья привела к обмелению рек (в том числе Волги) со всеми вытекающими последствиями.
        1. +2
          11 февраля 2019 22:11
          Природопользование должно быть комплексным, как и предусматривалось в начале 50-х годов. Обмеление европейских рек у нас - следствие сведения лесных массивов. Крайне необходим был переброс части стока северных рек для обводнения засушливых земель в степной зоне Оренбуржья и Казахстана. Либерастические вопли разных писателей-деревенщиков и прочих "борцов за природу" сделали своё чёрное дело. Боялись, непонятно чего, а ведь вся Караганда полностью запитывается из Иртыша, по сути это элемент поворота северных рек, который успели сделать. И Арал можно было спасти, а сейчас там мелкие лужи.
      2. +4
        11 февраля 2019 11:21
        Цитата: Авиатор_
        Хрущём Кукурузным был отвергнут разумный сталинский план преобразования природы, когда средства вкладывались в мелиорацию Нечернозёмья. А целина только в первый год дала рекордный урожай (который негде было хранить - хранили на стадионах, потом начались суховеи, выносящие весь плодородный слой. К нечернозёмной зоне и её мелиорации вернулись лишь в середине 70-х, когда там трудоспособного населения уже не осталось. Хрущ - главный могильщик СССР.

        А следует вспомнить, что и Горбачёв выдвигал лозунги, якобы для улучшения ситуации!!!!!Самый главный----"Больше социализма"" Под подобные лозунги и разрушали социализм!
        Хорошо, что появился этот цикл! Мне как-то трудней находить про хруща, чем про меченого!
        Поскольку, "чтобы задать правильный вопрос, надо знать большую часть ответа"
      3. +5
        11 февраля 2019 20:25
        Цитата: Авиатор_
        Хрущ - главный могильщик СССР.

        Всё верно. Жаль, что никто после него не рискнул пойти на кардинальные реформы - просто пытались сохранить что есть. А оно, благодаря Хрущу, уже просто потихоньку разрушалось.
        Вот и "проспали" Союз.
        1. +5
          11 февраля 2019 22:04
          Совершенно верно. Брежнев вёл себя подобно коту Леопольду, стараясь жить дружно с паразитами. У него была возможность реабилитировать Иосифа Грозного с его программой в 1969 году, интеллигентская либерастня даже письмо писала о недопустимости такого шага. Всё же застой смертелен для государства, на своём опыте мы показали это всему миру.
          1. +1
            14 февраля 2019 13:44
            Забыл как-то кое-что написать пораньше. В 1924 г.,через небольшое время после Гражданской войны, стали выпускать журнал МУРЗИЛКУ для маленьких. Позже появились журналы для тех, кто постарше---например ЁЖ и ЧИЖ. О жизни того времени я читал дайджесты МУРЗИЛКИ и ЕЖА---сейчас это возможно. Они пропагандировали грамотность, научное мировоззрение, труд, технику, учили детей социализации, творчеству и дисциплине, обязанностям, любви к животным, заботу о самых маленьких, захватывали детей новыми веяниями. В частности, кружками: авиа- и судомоделирования, юннатов, сельского хозяйства, краеведения. Старались детей привлечь в эти кружки. И причём здесь хрущёв???
            1. +1
              14 февраля 2019 20:55
              Ещё был журнал "Юный натуралист" и "Юный техник". И Хрущёв здесь действительно не при чём.
  6. +3
    11 февраля 2019 07:56
    откроем карту Российской Империи 1914 года... всё ясно и понятно.
  7. +14
    11 февраля 2019 08:20
    "На совещании партхозактива Казахской ССР в Акмолинске, ставшем впоследствии Акмолой,".
    Акмолинск вначале стал Целиноградом, а уж потом Акмолой и Астаной.
    1. +2
      11 февраля 2019 10:23
      Цитата: kvs207
      "На совещании партхозактива Казахской ССР в Акмолинске, ставшем впоследствии Акмолой,".
      Акмолинск вначале стал Целиноградом, а уж потом Акмолой и Астаной.

      Город Акмолинск был основан в 1830 году вначале как казачий форпост согласно новой системы управления, разработанной М.Сперанским, изначальный статус — приказ (Акмолинский). Форпост был построен на берегу Ишима.
      1. +3
        11 февраля 2019 14:13
        Акмолинск вначале стал Целиноградом, а уж потом Акмолой и Астаной.

        Акмола - так называлась у казахов местность, на которой было основано русское поселение. Первоначально АКМОЛА - Белыя могила (мазар из белой глины). В русском произношении Акмола и стала Акмолинском. Потом Целиноградом и сейчас Астаной.

        И не надо ерничать насчет Белой могилы. У казахов, у тюрок не было сказок, что наши деды и отцы вылазиют из могил вурдалаками. Усопшие были глубокоуважаемы, культ предков - Аруах не подвергался тому, что предки могли стать кровопийцами.
        1. 0
          11 февраля 2019 19:18
          В курсе - я прожил в этом городе 19 лет.
    2. 0
      31 марта 2019 12:51
      Цитата: kvs207
      Акмолинск вначале стал Целиноградом, а уж потом Акмолой и Астаной.

      И закончил как Нур-Султан
      1. -1
        7 апреля 2019 19:00
        Нет предела совершенству)))
  8. -2
    11 февраля 2019 08:29
    С тех пор ,как Горбачев дал врагам коммунистов свободу слова ,и помог им захватить СССР ,мы живем в их постоянном Театре Абсурда . При всем моем отрицательном отношении к Хрущеву ,никакой Крым он никакой Украине не отдавал . Было ,как и во ВСЕХ странах мира - территориальное деление внутри страны . Не захвати враги коммунистов СССР - было бы совершенно неважно -к какой из советских республик относится Крым .
    1. +4
      11 февраля 2019 10:13
      Цитата: tatra
      При всем моем отрицательном отношении к Хрущеву ,никакой Крым он никакой Украине не отдавал . Было ,как и во ВСЕХ странах мира - территориальное деление внутри страны .

      О как?! Вот это загогулина, как любил говаривать один коммунист ... Не подскажете, Ирина, а почему коммунистам надо было именно историческую территорию России порезать и насоздавать всяких республик и народов за счет России и русских?! Это, что такая нормальная международная практика, когда титульную коренную нацию гнобят ради национальных окраин?! Можно конечно параллель провести между вот этим безобразием и теперешнем ЕС, когда например в Германии немцев заставляют поделиться с арабами ... Но даже там еще не додумались делать из немцев арабов, как у нас из русских украинцев! Хотя ... Вам это нравится? Так правильно?
      1. -3
        11 февраля 2019 10:41
        Хватит бреда . Как Романовы территориально поделили Россию как им было удобно , ,как и вы ,враги коммунистов , расчленившие не просто СССР ,а де-факто ,многовековую Россию ,поделили ваши антисоветско-русофобские "независимости " как вам удобно ,так и коммунисты имели полное право территориально поделить СССР .
        И по Вашей логике ,вы ,враги коммунистов ,захватившие Россию ,не имели никакого права изменять её территориальное распределение .
        И ваша идеология после захвата вами СССР включает в себя клеветнические обвинения одних людей в преступлениях ,и оправдания преступлений других . Российские враги коммунистов верещат ,что это Хрущев виноват в том ,что Крым достался украинским врагам коммунистов ,этим автоматически оправдывая тех ,кто расчленил СССР и захватил республики СССР, и украинских врагов коммунистов .
        1. +3
          11 февраля 2019 11:36
          Цитата: tatra
          Хватит бреда .

          А по какому праву вы взяли моду так со мной разговаривать?! Придется вам напомнить, что вы хоть и коммунист или большевик как уж вам угодно но женщина! Не красиво ведете себя. Во - первых, вы совершенным образом умеете все свалить в кучу! Читая вас создается полное впечатление, что людей вы делите исключительно на коммунистов, возможно еще беспартийных сочувствующих и их врагов. Ужас просто! Если хоть в одном из своих комментариев вы не заклеймили позором врагов коммунистов то начинаешь чисто по христиански задумываться все ли у вас хорошо? Хотя простите Церковь вы ненавидите не меньше если не больше врагов коммунистов! В стране где кроме коммунистов не было вообще политических сил или партий вдруг появились какие то мифические враги (т.е. практически вся правящая коммунистическая элита надо понимать). которые взяли и захватили СССР?! Я, Ира, коммунистом никогда не был честное слово и СССР не захватывал. В то время я был мл. л-м и работал в МУРе. Порядок с товарищами старались навести в том бардаке который ваши товарищи коммунисты в стране устроили! Для чего большевики с упоением делили Россию и русский народ вы так и не ответили. Я сделаю это за вас - очень боялись все эти интернационалисты по национальности русский народ! И правильно делали т.к. практически сразу по всей стране вспыхнули массовые народные восстания. Людей т.е. восставший против вас народ вы травили газом, брали в заложники мирное население и массово расстреливали, морили голодом и отправляли в лагеря! Что не так? Крым это все из той же серии расчленения России и разделения русских. Правде в глаза надо смотреть.
          1. -1
            11 февраля 2019 12:46
            Хамская и бессмысленная "портянка ". И коль у врагов коммунистов такая манера ,всех ,кто за коммунистов автоматически "принимать " в Коммунистическую партию , я Вас торжественно принимаю в партию. "Единая Россия ".
            И не приставайте ко мне больше ,хватит на мне деньги зарабатывать .
            1. +1
              11 февраля 2019 14:18
              ?!?!?!
              Вопросов больше не имею.
              Цитата: tatra
              И не приставайте ко мне больше ,хватит на мне деньги зарабатывать .

              Вот это, что то из разряда очевидного но невероятного. Обычно как то диаметрально противоположно бывает. Но я и правда лучше пойду ...
            2. 0
              12 февраля 2019 12:43
              Именно ваша манера общения довольно хамская и беспардонная.
          2. -2
            12 февраля 2019 14:45
            Вы служиле в муре и не были коммунистом? Возможно, но точно были комсомольцем.
            Я не осуждаю вас. Столько лет прошло. Хватит винить в наших бедах дядю "из за океана" мы сами я, вы , миллионы других допустили, что сейчас. А виноват, конечно, Трамп.
    2. +3
      11 февраля 2019 20:40
      Цитата: tatra
      С тех пор ,как Горбачев дал врагам коммунистов свободу слова ,и помог им захватить СССР ,мы живем в их постоянном Театре Абсурда . При всем моем отрицательном отношении к Хрущеву ,никакой Крым он никакой Украине не отдавал . Было ,как и во ВСЕХ странах мира - территориальное деление внутри страны . Не захвати враги коммунистов СССР - было бы совершенно неважно -к какой из советских республик относится Крым .

      Вы правы в том, что в сильном и перспективном государстве внутренние границы рисуют так, как будет целесообразно. Но проблема в том, что Хрущ сделал всё, чтобы Союз, оставаясь ещё мощным государством, уже стал бесперспективным. В итоге, что бы он ни делал - он делал исключительно во вред стране. Сталин тоже не блистал образованием, но блистал интеллектом. А Хрущ жил одним инстинктом - выжить сейчас и здесь. Вот мы и выживали после него. У Хруща ума не хватало понять, что реально до коммунизма еще далеко - сам-то он жил "при коммунизме". Вот и попутал "рамсы".
      1. -2
        11 февраля 2019 20:51
        Что-то ДО того ,как "Освободитель " антисоветской клики Горбачев дорвался до власти в СССР с помощью вечных для врагов коммунистов лжи и лицемерия ,никто в мире не называл СССР "бесперспективным Государством ", всем он казался нерушимым как скала . Враги СССР на территории СССР совершили чудовищное преступление перед своей страной и народом ,они уничтожили СССР ,при этом никогда и не собираясь брать на себя ни малейшей ответственности за страну и народ ,никогда и не собираясь ничего полезного делать для страны и народа ,а все только ОТНИМАТЬ у своей страны и народа . Поэтому они и 27 лет после захвата ими СССР подло и трусливо сваливают на советских коммунистов ответственность за НАВЯЗЫВАНИЕ стране и народу своей антисоветской власти ,выгодной только врагам коммунистов Системы ,их убогой сырьевой-импортной-спекулятивной экономики.
    3. 0
      12 февраля 2019 12:42
      Лично мне и в советское время было важно, чтобы русские территории входили именно в РСФСР.
      1. -1
        12 февраля 2019 14:26
        А мне ,русской ,в советское время было важно ,чтобы мою многовековую страну не развалили на "независимости ", чтобы не отнимали у моей страны и народа как советскую ,так и дореволюционную историю и культуру . Как все это произошло после того ,как Горбачев дал свободу врагам коммунистов .
  9. +1
    11 февраля 2019 08:33
    Да, раздарил тогда Хрущев наших земель ! Но вот отдать юг Казахстана Узбекам !!! это ж какой бы был Косяк страшный !!1
    1. 0
      11 февраля 2019 09:36
      А чего б не отдать ?? Казахи у нас кто ?? Почетные коневоды , презревшие занятия предков ... Начали набиваться в русские города , которые строились изначально , без учета такого наплыва собирателей кизяка... А узбеки -дехкане , сотни лет работавшие на земле ...
      1. +7
        11 февраля 2019 13:42
        Кизяк для отопления дома в то время как дрова. А дров не было потому что степь везде. Сейчас в Казахстане природный газ везде, даже в мухоском ауле. А в России природные дрова (не газ) в XXI веке до сих пор собирают население. Вышел закон, почитай: В России с 2019 года можно будет беспрепятственно собирать валежник на дрова

        Подробности читайте на УНИАН: https://www.unian.net/russianworld/10067363-v-rossii-s-2019-goda-mozhno-budet-besprepyatstvenno-sobirat-valezhnik-na-drova.html
    2. +4
      11 февраля 2019 11:40
      Цитата: Ламатинец
      Но вот отдать юг Казахстана Узбекам !!! это ж какой бы был Косяк страшный !!1

      А вам какая разница ? Вместо мембеле учил-бы сейчас люля маххаля .
      У вас русские даже гору не смогли назвать пиком Верный , пришлось ехать к соседям . Весь юг нынешнего Казахстана включая территорию где сейчас Алма-Ата был завоеван Россией от Кокандского ханства , кое-что отошло от Китая . Т.е. оказался в России вне всякой связи с казахскими сотнями , впрочем не только юг .
  10. 0
    11 февраля 2019 09:12
    Опять всех собак на Хруща, я не его адвокат, но объективности ради границы России покроили до него именно исторической России, Хрущев просто продолжил это .
  11. +3
    11 февраля 2019 09:37
    Цитата из статьи:
    Но со временем Никита Сергеевич стал опасаться многого другого, и не только уже сформированной "антипартийной группы" во главе с Молотовым, а чуть позже – колоссального авторитета маршала Жукова.


    Жуков и Хрущев как родные братья.
    Жуков дважды спасал Хрущева. Это что известно, т.е. опубликовано в открытой печати, а ещё сколько неизвестных случаев когда Жуков спасал Хрущева.
    Жуков буквально зубами протащил Хрущева на высший пост страны. Жуков все ВВС страны поставил на уши, что экстренно собрать для чрезвычайного пленума лояльных и обработанных членов ЦК КПСС с целью разгрома "антипартийной группы" во главе с Молотовым. Конечно Жукову ещё глава КГБ СССР хрущевский прихвостень Серов помогал в предварительной обработке членов и кандидатов в члены ЦК КПСС.
    Поэтому ему ли, Хрущеву, боятся-опасаться "гигантского авторитета" Жукова.
    За Жуковым Хрущев был как за каменной стеной.
  12. 0
    11 февраля 2019 09:54
    Читая распространенные ныне "творения на историческую тему", создаваемые в подавляющем большинстве случаев людьми, далекими от знания и понимания описываемых ими событий и ставящие во главу не обьективный анализ исторических процессов, а сиюминутные коньюктурные цели, вспоминается фраза того же Хрущева, сказанная им на пленуме ЦК при "уходе": "Собрались и мажете гов...ном, а я не могу возразить".
    Реформа административно-территориального деления СССР проводилась в рамках реформы системы управления народным хозяйством и никакой связи с "боязнью" Хрущева не имела, а была связана с созданием промышленных и сельских районов.
    Кстати, авторы, "опираясь", скажем корректно, на статью из "Индустриальной Караганды" и описывая подвиги "Бесстрашного батыра" Ташенева на ниве борьбы за территориальную целостность Казахстана протиив Хрущева, умолчали о том, что он был категорически против передачи Целинного края "непосредственно центру", ибо видел в этом "покушение "на "исторически сложившуюся территорию" Казахстана "и если этот закон будет нарушен, то мы ведь вправе обратиться за справедливостью в международные правозащитные организации, не так ли?..". Он же выдвигал тезис о том, что надо избавляться от комплекса «старшего» и «младшего» братьев, что успешно и было сделано в 1991 году уже другими людьми.
    Так что Хрущев СССР как раз укреплял.
    Желающие ознакомиться с первоисточником - http://inkaraganda.kz/articles/108697.
    1. -4
      11 февраля 2019 10:05
      Цитата: Decimam
      Так что Хрущев СССР как раз укреплял.

      Вы можете предоставить десятки фактов, но Хрущев всегда останется врагом в глазах ура-паириотов по причине развенчания культ личности.
      1. 0
        11 февраля 2019 11:24
        Цитата: РУСС
        в глазах ура-паириотов

        А причем тут ура-патриоты?
        1. -3
          11 февраля 2019 13:19
          Цитата: Serg65
          Цитата: РУСС
          в глазах ура-паириотов

          А причем тут ура-патриоты?

          Ура-патриоты при том ,что у них ,что мир ,что личности в черно белых тонах,либо абсолютное зло, либо светоч.
          1. +2
            11 февраля 2019 14:52
            Цитата: РУСС
            либо абсолютное зло, либо светоч

            Ну да....цветов радуги не понимают, это точно!
      2. +9
        11 февраля 2019 11:30
        Цитата: РУСС
        Хрущев всегда останется врагом в глазах ура-паириотов по причине развенчания культ личности.

        Вранье. Перечислять "достижения" лысого кукурузника - долго будет. Достаточно сказать об обвале рубля в два с лишним раза. Все остальное, типа догнать америку по производству мяса, детские шалости.
        1. -8
          11 февраля 2019 11:33
          Цитата: мордвин 3
          Вранье. Перечислять "достижения" лысого кукурузника - долго будет. Достаточно сказать об обвале рубля в два с лишним раза. Все остальное, типа догнать америку по производству мяса, детские шалости.

          Пик экономического роста в СССР был именно при Хрущеве.
          1. +6
            11 февраля 2019 11:34
            Цитата: РУСС
            Пик экономического роста в СССР был именно при Хрущеве.

            Из за этого рабочие Новочеркасска на площадь вышли?
            1. +4
              11 февраля 2019 12:05
              Цитата: мордвин 3
              Из за этого рабочие Новочеркасска на площадь вышли?

              Не просто вышли, но произошёл и расстрел рабочих Новочеркасска.
              Из отчета Генерального Прокурора СССР Трубина НС:
              В результате применения оружия в целях самозащиты военнослужащими внутренних войск 2 июня на площади и у горотдела милиции было убито 22 и ранено 39 участников беспорядков. Ещё 2 человека убиты вечером 2 июня при невыясненных обстоятельствах.

              Аналогичный расстрел был и в Казахстана в Темир-тау в 1959 году.
              Тоже металлурги и строители из-за хрущевского "пика экономического роста в СССР" вышли на площадь и были расстреляны. По официальным данным 11 рабочих было сразу убито на площади, 5 позже скончалось в больницах от огнестрельных ран, сколько ранено в официальных источниках не указано.
              1. 0
                11 февраля 2019 12:09
                Помню, Комсомолка проводила расследование расстрела в Новочеркасске. Пришли к выводу, что стреляли из двух пулеметов.
          2. -4
            11 февраля 2019 12:37
            К началу 60-х годов СССР превратился в мощную индустриально-аграрную державу. Производство средств производства составляло 75 % общего объема выпускаемой промышленной продукции. Темпы роста национального дохода составляли до 10 %. Изменилась структура экономики. Появились нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, электротехника производство искусственных материалов. В 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник (4 октября 1957 г.), а 12 апреля 1961г. -космический корабль «Восток», который пилотировал Ю.А. Гагарин, облетел земной шар. Это событие произвело ошеломляющее впечатление на мир и явилось свидетельством высокого уровня научно-технического развития СССР.
            1. 0
              12 февраля 2019 17:58
              Вы можете сколько угодно писать про достижения СССР после Сталина. Но, увы, на сайте две точки зрения. 1я Николай II, 2я И.В.Сталин. Все, что до, между и после- ересь.
              И не переубедить ,что вся страна переселилась из бараков в квартиры, и при ком был Гагарин, и сколько было детских кружков/спортклубов/турбаз.
              Лично я считаю, что ни Хрущев, ни Брежнев, ни Горбачев не хотели развала СССР. Просто "любая кухарка, если научить" Не научили...увы.
              Впрочем при Хрущеве и Брежневе было вполне неплохо. И как знать, что сейчас мог бы представлять СССР ? Чисто гипотетически (с) ;)
              1. +1
                13 февраля 2019 12:49
                Цитата: Мрачный Жнец
                ......И не переубедить ,что вся страна переселилась из бараков в квартиры, и при ком был Гагарин, и сколько было детских кружков/спортклубов/турбаз. ........
                Уже в 30х годах прошлого века в Ленинграде было строительство , как жилых, так и общественных зданий.После ВОВ строительство возобновилось. Жилые дома, как в нашем городе, так в других, строились по разным проектам. Просто у себя в Санкт-Петербурге я имею возможность это всё сравнить. Дома "хрущёвки"-----результат этих разных проектов для того, что бы поселить как можно больше жителей.Ведь сколько жилья было разрушено во время ВОВ.Строительство хрущёвок-----.Просто совпало с появлением Хрущёва. Кстати----потом появились "брежневки", где старались исправить недостатки "хрущёвок"
                Так же и "детские кружки". Над воспитанием детей Советская Власть работала сразу же.
          3. +6
            11 февраля 2019 20:51
            Цитата: РУСС
            Цитата: мордвин 3
            Вранье. Перечислять "достижения" лысого кукурузника - долго будет. Достаточно сказать об обвале рубля в два с лишним раза. Все остальное, типа догнать америку по производству мяса, детские шалости.

            Пик экономического роста в СССР был именно при Хрущеве.

            Это как про иуду Эльцына - при нём Свердловская область добилась пика экономического роста. А ничего, что всё, чем хвастал иуда - заслуга предшественника, Рябова?
            Так и с иудой Хрущём - он почивал на лаврах Сталина. Да мы до сих пор во многом ещё живы его заделами. А при Хруще, когда пшеницу стали на Западе покупать - признак экономического роста? Не смешите своей необразованностью.
            1. -7
              11 февраля 2019 21:07
              Цитата: Doliva63
              Не смешите своей необразованностью.

              То,что пик экономического роста СССР был при Хрущеве это не моё умозаключение, а советских экономистов и современников,далее при Брежневе начался закат СССР.
              1. +2
                14 февраля 2019 19:23
                Цитата: РУСС
                Цитата: Doliva63
                Не смешите своей необразованностью.

                То,что пик экономического роста СССР был при Хрущеве это не моё умозаключение, а советских экономистов и современников,далее при Брежневе начался закат СССР.

                Только Хрущ-то тут при чём? Тупо почивал на чужих лаврах, а от вас прозвучало так, будто это его заслуга. При Брежневе начался уже видимый закат, заложенный безмозглым Хрущём. Это очевидности.
  13. BAI
    +5
    11 февраля 2019 10:42
    Сохранились где-то 2 тома Хрущева, из полного собрания сочинений. Там есть вполне здравые мысли. Личность не однозначная.
    1. +4
      11 февраля 2019 11:09
      Цитата: BAI
      Личность не однозначная.

      Как и любая другая! Мне непонятно реакция последних лет на деятельность Хрущева, обвинение его во всех смертных грехах! А карибский кризис критики "стыдливо" забывают. Попробуйте представить в тех обстоятельствах на его месте Горбачева? Да даже Путина? Озабоченность бы выражали!? Ошибок, видимо, он наделал! Но и не надо приписывать все, сделанное при нем только наследию Сталина!! Считаю, что своим, авантюрным, порой поведением он не единожды спасал страну от бед, от войны, может быть, даже! Если бы так себя вел Путин тут бы сейчас восторги через край выплескивались!!
    2. +5
      11 февраля 2019 11:25
      Цитата: BAI
      Сохранились где-то 2 тома Хрущева, из полного собрания сочинений

      laughing И это при том, что Хрущев не умел писать от слова совсем!
      1. BAI
        +3
        11 февраля 2019 13:29
        Брежнев тоже был великий литератор.
  14. +2
    11 февраля 2019 10:45
    России надо было отрывать Восток и Север Казахстана в начале 90 , сейчас поздно , казахизация идет , программа переселения с юга Казахстана запущена (оралманы обгадились ) , Казахи более менее вменяемые на пространстве , просто не надо тупого русского Я, не пройдет .
  15. -2
    11 февраля 2019 11:43
    Если бы Хрущев вернул России отторгнутые у нее административно северные области - тот же Уральск, Гурьев, Павлодар, Петропавловск, то это, пожалуй, стало бы одним из его самых полезных деяний.
  16. +2
    11 февраля 2019 13:02
    Прочёл статью,прочёл комментарии. Большинство рассуждает критериями либо чёрное, либо белое,других цветов нет.У одних Хрущев 100% плохой у других 100%хороший.А подумать сопоставить все факты?Получится как и при всех руководителях было что то плохое,но было и хорошее,другое дело что у одних было больше плюсов чем минусов,а у других наоборот.Передача земель,перекрой границ республик в таких масштабах это конечно глупость несусветная.Но вот разработаными,целинными землями Казахстан пользуется до сих пор,хоть и большая их часть относится к зоне рискованно года земледелия.Таже кукуруза очень хорошо показала себя как короче скоту.
    1. +5
      11 февраля 2019 14:45
      Цитата: axiles100682
      Но вот разработаными,целинными землями Казахстан пользуется до сих пор,хоть и большая их часть относится к зоне рискованно года земледелия.

      Официально в Казахстане засевается менее половины пахотных земель, которые засеивали при СССР.
      При СССР с гектара в среднем получали шесть центнеров, т.е. где два-три центнера, а где даже двенадцать-пятнадцать, а где вообще ничего, сразу запахивали.
      В основном почвы в Казахстане тяжелые, глина, суглинок, слой чернозема 5-10 см. Так что земледелие более чем рискованное. Пахать тяжело, техника должна быть мощная и надо много пахать, так как урожайность низкая, расход ГСМ огромный, износ техники большой, но раньше всё покрывалось за счет союзного бюджета. В основном за счёт России, ясно не за счет Грузии или Прибалтики.
      Сейчас фермеры засеивают только площади, где можно получить хотя бы 10-15 цт с гектара и то еле выживают. Бросают земли, уходят в город. Молодёжь вообще не видит перспектив на селе, сразу после армии уходит в город. Пока хлеба хватает, народу-то всего 17 млн, меньше чем в Москве. Даже продают в Киргизию, Узбекистан.
      1. +5
        11 февраля 2019 15:03
        Ну мне то вы не рассказывайте.Я живу в зоне этого самого рискованного земледелия.И к тому-же родом из села.Знаю что почему и как.Засевают меньше потому что действительно совсем уж непригодные земли перевели под пастбища,часть пригодных так же используют для выращивания кормовых культур скоту и под пастбища.Самая низкая урожайность 7-8 центнеров всегда была и есть.Обычно год хороший урожай год плохой.Пашут все тем же Т-4,ДТ-75,Т-150 естественно МТЗухой сильно не попашешь.С села бегут не по той причине что урожаи плохие.Похерили все на селе,занятся молодёжи нечем,вот и бегут.
        1. +3
          11 февраля 2019 15:38
          Цитата: axiles100682
          Самая низкая урожайность 7-8 центнеров всегда была и есть.

          7-8 центнеров для Казахстана не самая низкая была урожайность.
          Сам слышал выступление по ТВ 1-ого секретаря Колбина на партактиве в Актюбинске, где он сказал, что хоть низкая урожайность в области, а именно 2-3 центнера, но и этот хлеб нужно убрать.
          При такой урожайности сейчас фермер не выживет, чем расходы, кабальные кредиты на ГСМ оплатит. От современной власти поддержки нет, вот бросают землю.
          5-6 центнеров это удовлетворительно в советские времена, а 7-8 в среднем для Казахстана это уже даже хорошо, могли и Героя 1-ому секретарю обкома дать. Но к сожалению не каждый год случалось. Раз в пять-десять лет.
          1. +1
            11 февраля 2019 16:15
            Возможно это был вообще засушливый год.У нас лет 7-8 назад был очень плохой год.Урожай был 5-6 центнеров. Кто то бросил,кто то скосил и год закрыл по крайней мере по нулям.Так как из-за не урожая закусочная цена зерна взлетела.По нашему району средняя урожайность всегда была 8-10 центнеров. Там где ниже урожайность естественно бросили и перешли на животноводство.Но это южнее в сторону Жезказганом и Балхаша,там вообще супчики переходящий в песчанники.
          2. +2
            11 февраля 2019 16:33
            Крестьянские хозяйства и их хозяева живут в принципе не плохо и худо бедно развиваются.Другое дело что из за неразвитости инфраструктуры и отсутствие культурно-досуговых учреждений все более менее образование люди стараются уехать,плюс отток русскоязычного населения в Россию.Вот и некому работать.
            1. +1
              12 февраля 2019 05:22
              Цитата: axiles100682
              из за неразвитости инфраструктуры и отсутствие культурно-досуговых учреждений

              О чём вы.
              Какая там инфраструктура.
              Был в начале 2-х тысячных на ремонте ж/д рзд. 69, дистанции Жарык-Кызылжар, а там рядом с разъездом говорят был совхоз-миллионер Бидаикский. Так там практически полный развал. Часть отделений совхоза брошены и разгромлены, чабанские стоянки брошены и разгромлены. Здания разобраны до фундаментов если из кирпича. Только шлакозаливные стены ещё стоят. Весь народ сбился на центральной усадьбе. Половина центральной усадьбы тоже разобрано, мехцех, машдвор, автопарк, птицефабрика разобраны-разгромлены. Немцы уехали, русские уехали, видел одну семью, говорят ещё 3-4 есть. Больше половины казахов тоже в город подались. Те что остались, десятая часть, свою скотинку пасут на жалком пятачке огромной степи. Спросил у местных, зачем животину в тесноте мучаете. Так оказывается, вся земля выкуплена, хозяин неизвестный вроде в Алмате проживает. Прямо по Некрасову НА из "Забытой деревни":
              "Сел в свою карету — и уехал в Питер."

              Школа ещё стояла, учителя-бабушки из местных преподавали. Директор относительно молодой, но деловой парень, даже очень.
              Несколько фермеров есть, мужики в возрасте молчаливые, хмурые. Да в принципе и веселится нечему.
              1. 0
                12 февраля 2019 09:16
                Я в этих краях тоже бывал.И в Жарыке и в Кызыл жаре был и в совхоз вами упомянутый заезжал.Все это имеет место быть я в этом сами и не спорю.Я не так выразился просто.Ни неразвитость,а деградация,развалился разруха.К стати в указано вами районе сеятся вообще дело пустое.Если только на севере Жана-аркинского района.А вот допустим в Нуринский районе дела обстоят намного лучше.Лично видел крестьянские хозяйства и села где все сохранили и развивают,в одном хозяйстве даже АН-2 имеются.Осакаровский район тоже крестьянские хозяйства не бедствуют.Хотя конечно нынешним салам до уровня позднего союза как до Китая пешком.
  17. +3
    11 февраля 2019 15:50
    Да уж , этот чмудило наворотил дел. До сих пор нам аукается его "гениальное " руководство страной. Но главные ошибки были сделаны в реорганизации экономики страны и этот самый волюнтаризм и привел к необходимости распашки целины, правда это вопрос не решило, а только отложило его решение на несколько лет. Результат - постоянные закупки зерна за границей и после его "свержения". К сожалению после Сталина в руководстве страны не появилось личности-государственника. Да и не могло появиться вследствии принятого коллективного руководства страны. а генсек был только ширмой "театра" и "куклой" для народа. Результат- загнивание партии, ее разложение и последующая мелкобуржуазная контрреволюция 91 года. hi
  18. -3
    11 февраля 2019 16:26
    Цитата: Чеслав Цурский
    Это, что такая нормальная международная практика, когда титульную коренную нацию гнобят ради национальных окраин?!

    Интернационализьм!
  19. +3
    11 февраля 2019 16:50
    Пять северных хлебных областей должны были отойти к России

    Что было бы правильно.
  20. -3
    11 февраля 2019 17:14
    оставьте Никиту в покое, все равно уже ничего не изменишь, яркий пример настоящего коммуниста ,
    1. 0
      11 февраля 2019 20:39
      Он троцкист
      1. 0
        11 февраля 2019 20:43
        не более чем ярлык, кем он был абсолютно неважно...
    2. +1
      11 февраля 2019 20:59
      Цитата: wooja
      оставьте Никиту в покое, все равно уже ничего не изменишь, яркий пример настоящего коммуниста ,

      Вас, видимо, в партию когда-то не приняли? Алкоголь? Аморалка? Умственная отсталость?
      1. -2
        11 февраля 2019 21:04
        До Маркса мне далеко, его за это исключили....
  21. 0
    11 февраля 2019 18:03
    Слава Всевышнему, мы выжили!...
    1. +1
      11 февраля 2019 18:49
      Цитата: Qazaq 1974
      Слава Всевышнему, мы выжили!...

      Наш гимн отголосок тех событий . : hi : .
    2. 0
      11 февраля 2019 20:57
      Цитата: Qazaq 1974
      Слава Всевышнему, мы выжили!...

      Ну, теперь это не факт.
  22. +3
    11 февраля 2019 20:38
    Никита еще тот чудотворец... При жизни сколько крови пролил, и после смерти ещё льет...
  23. +2
    11 февраля 2019 23:20
    Самые Первые комментарии были удалены — видимо литературно выражается по поводу Кукурузного генсека дано далеко не всем smile
  24. +2
    12 февраля 2019 00:57
    Никакие "хорошие" деяния Хрущева не могут оправдать его главное преступление. Главная вина Хрущева в отступлении от социализма, которое началось с борьбы, с так называемым “с культом личности”.

    Хрущев не понимал марксистской истины, что развитие общества определяется объективными законами, которые не зависят от воли людей, он верил в силу партийных решений и своей мелкобуржуазной крестьянской хватки. Кстати, это "феномен" очень верно назвали вольюнтаризмом.

    И.В.Сталин был марксистом, он понимал, что “социализм – это наука…, имеющая… общие закономерности и стоит лишь отойти от них, как построение социализма обречено на неизбежную неудачу". Он еще в 1928 году предупреждал, что Россия – страна крестьянская, в ней присутствует МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ идеология, базирующаяся на частной собственности, он помнил ленинское, что сила капитализма заключается “в силе мелкого производства…, а мелкое производство рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе”.

    Хрущев и все последующие генсеки этого не понимали и они своими деяниями перевели социалистическую экономику на мелкобуржуазные рельсы. Началось все с ликвидации отраслевых министерств и децентрализация системы управления народным хозяйством (создали совнархозы).

    Другим ударом по социализму была замена обязательных поставок сельхозпродуктов системой закупок. В 1956 году государственные машинно-тракторные станции (МТС) были переведены на хозрасчет, а потом и совсем ликвидированы, технику продали колхозам.

    В 1961 году была принята новая программа КПСС, которая провозгласила, что “в коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарно-денежные отношения". Были признаны важнейшими для социалистической экономики элементы капиталистического рынка – хозрасчет, деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, Это они были положены в основу губительной экономической реформы 1965 грда.

    Хрущевцами была деформирована и советская политическая система. Они решили, что “диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР…” Государство для хрущевцев перестало быть классовой категорией, они назвали его “общенародным”, а КПСС "партией всего народа". А это ревизия марксизма и предательство интересов рабочего класса.

    Результат налицо: уничтожение социализма, советской власти и Советского Союза..
    1. +1
      15 февраля 2019 21:53
      И добавить по сути нечего
  25. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  26. 0
    12 февраля 2019 12:39
    Масса ошибок. Косыгин при Хрущёве не был Предсовмина РСФСР, он занимал этот пост недолго при Сталине в 40-х г. Цитата:"Чуть позже ряд районов Смоленской, Брянской и Калининградской областей были с той же удивительной щедростью переданы соседним Белоруссии, Украине и Литве". Откуда такие данные? Смотрел изданные в разные годы атласы СССР, никаких изменений подобного рода не было.
    1. -1
      15 февраля 2019 21:55
      А зачем проверять источник? Основной источник информации три П: пол, палец потолок...
      Вот и статьишка какая-никакая
  27. 0
    22 февраля 2019 18:53
    Я за передачу Целины в состав РСФСР !!! good Причём Азербайджан ? what От р.Волги до р. Урал РСФСР good (надо бы !) Узбекистан - там где живут узбеки yes ! Юг Казахстана - где живут казахи - тоже Казахстан yes . Сталин (Джугашвили) - грузин yes , Хрущёв (Хрущов ?) - считал себя украинцем wassat . Выводы делаете сами...