12 января 1907 года родился демиург ракетно-космической промышленности СССР, председатель Совета главных конструкторов академик Сергей Павлович Королёв.
По случаю этой не слишком круглой даты я посмотрел более-менее новые российские фильмы про Главного конструктора – «Королёв» 2007 года, «Главный» 2015 года и «Время первых» 2017 года. И вот что хотел бы по этому поводу сказать.
Все попытки превзойти снятую ещё во времена СССР картину «Укрощение огня» (1972 г.) о Королеве с Кириллом Лавровым не удалось никому – ни в художественном плане, ни даже в историческом. Хотя советская кинолента снималась с учётом требований секретности и своей идеологии (в частности тема сталинских репрессий 1930-х была обойдена вполне понятным в то время умолчанием).
Увы, все новые киноленты, во-первых, страдают клиповой шаблонностью. Это когда главный герой победоносно и величаво шествует от сцены к сцене, а остальные персонажи – лишь статисты, призванные подчёркивать его величие.
Во-вторых, демонтируя одни исторические искажения, нынешние режиссёры и сценаристы внесли в свои творения ещё больше мифов и подлогов. Такой политизации исторических лент как в нынешней России, где идеология и цензура якобы запрещены, нет больше ни в одной культурной стране мира. Чего только стоят нарочито политизированная история об аварийном возвращения с орбиты Павла Беляева и Алексея Леонова. Или миф о том, что Королёва якобы не выдвинули на Нобелевскую премию по волюнтаристскому указанию Хрущева, приревновавшего к славе Главного конструктора!
Ну, и в-третьих, совершенно неприемлемы в эпоху Интернета и Википедии ляпы в мелочах, напрочь лишающие картины достоверности (про то, что нынешнее поколение актёров совершенно не умеет играть естественность и нормальные человеческие эмоции – разговор особый и грустный). Ну вот скажите на милость, почему во всех российских картинах о Космосе герои – между прочим профессионалы! – говорят «внештатная ситуация» вместо «нештатной»? И почему ни один консультант с регалиями не объяснил им, что внештатным может быть только графоман, толкнувший подобную ахинею?
В общем причина, почему сейчас в российском историческом кино, куда наконец-то пришли немалые деньги, утвердился культ халтуры – более-менее ясна. Там все снимается под неслыханным даже в советское время политическим давлением – показать не величие Королева, а пороки породившей его совестской системы. Из-за чего мало-мальски одаренные творцы уходят, откровенные халтурщики занимают их места.
По материалам А.Нальгин
Комментарии