Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сталин жесток в глазах нынешнего времени. Но жил-то он в свое!

  • К 140-летию Сталина в соцсетях обострились обсуждения этой эпической личности. И многие обсуждающие совершают типичную антинаучную ошибку в анализе – судят по критериям сегодняшнего дня. Но это – примерно как осуждать инквизицию 17 века, что она в борьбе с ведьмами не руководствовалась современным УПК. Недавно я видел концентрат такого суждения: «Иуда не предавал свой народ и власть!»

    Но что такое Россия первой половины 20 века? Крестьянская, отсталая страна. На 80% неграмотная. Интеллектуальный слой, и так небольшой, выбит Гражданской войной и эмиграцией. Страна с 25-летним опытом насилия – от первой революции 1905 года и до коллективизации начала 1930-х. Страна со средним возрастом мужчин 17-19 лет – как сейчас в Секторе Газа или Руанде. Т.е. потенциально готовая к жестокости и насилию.

    Страна, которая не знала других путей разрешения конфликтов кроме силовых. Можно вспомнить примерно такой же перелом, как при Сталине – переход от одной эпохи к другой – при Петре I. Бунт стрельцов, боярская фронда и низовое противостояние старообрядчества и казачества. Слом старого мира (Домостроя) и силовое насаждение, как тогда казалось, антихриста – с рубкой бород, табакокурением, немцами, западной грамотностью и т.п. Показательно, что и при Петре, и при Сталине под каток репрессий попало примерно одинаковое число населения – до 10% (это не только казни и тюрьмы, но и поражение в правах, ссылки, бегство и т.п.)

    Не люблю альтернативную историю, но всё же не могу себе представить, кто смог бы вывести ту страну – после двух революций, мировой и гражданской войн – менее болезненнее из травматического синдрома. Единственной альтернативой сталинскому пути скорее всего было бы только одно – распад страны по примеру других сухопутных империй того времени: Австро-Венгерской и Османской.

    Россия к началу 1920-х съежилась в границах Московии – до Волги. Разумеется, без Украины, Кавказа, Сибири и т.д. Бывшая Российская империя разбилась на 30-40 государств! И не факт, что эти куски не стали бы воевать друг с другом при менее жесткой политике, чем сталинская. И общее число жертв оказалось бы тогда куда большим, чем в нашей реальной истории!

    И я все это говорю отнюдь не из какого-то умиления перед Сталиным. Да, жесткий вождь – и даже в отношении своих врагов, а то и друзей, жестокий. Однако на войне случалась такая ситуация – «артиллерия бьет по своим». Но это – не вина командиров, которым приходилось решать свои задачи в экстремальной ситуации, не оставлявшей времени на уточнение позиций. Это – вина войны.

     

    Павел Пряников

13

Комментарии

37 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский22 декабря 2018 г.-2+8
    Ст. +. Уточню один момент: Сталин не был жестоким, он был суровым. Жестокость и суровость - это есть не одно и то же. Жестокость - это отрицательный полюс благословенной суровости. Правитель, не обладающий суровостью, есть наихудшее зло для народной массы, управляемой безвольным ублюдком.
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков22 декабря 2018 г.-3
      Рискну свою лепту. Тов. СТАЛИН был ДРАКОНОМ, как и маршал Жуков, оба сыны сапожника, они вообще людишек миллионами считали, о таких категориях как милосердие или "возлюби ближнего своего" они вообще не задумывались. На Олимпе власти другие заботы. СуперГОСУДАРСТВЕННИКИ. Но Сталин мощнее, он понимал, что "ДУХОВ ЗЛОБЫ поднебесных надо кормить, как собак - иначе помогать не будут. Отсюда и СТРАДАЛИЩА типа Соловков и ГУЛАГа -"ничего личного, просто работа такая, типа Государство превыше всего!!!". И Гитлер тоже это понимал. Оба СОЗНАТЕЛЬНО сделали ставку на ТЁМНУЮ ИЕРАРХИЮ, но бывший семинарист тов. Сталин первым сообразил после 1941г и по старой памяти опять возопил ко Христу-Спасителю . "Незаменимых у нас нет!" (тов. Сталин) Сталин умудрился довести даже маршала Жукова до слез в 1941г. "Лучшее средство от Дракона - завести своего собственного!"
      • влад влад
        влад влад22 декабря 2018 г.-1+2
        Саша ,что за чушь вы несёте .Тартарию громил не Сталин , и народ времени Сталина о тартарии не знал ничего вообще .Архипелаг Гулаг ? вы что -понос своей матери , чтобы валерии новодворской , солженицину ,боннер и алексеевой свой зад подставлять ?Учитесь думать человечески , а не поносно .Демонов оставьте себе - под новодворской и солженициным в любой опе демоны заведутся .Не позорьте своих предков .Надеюсь вы к влерии новодворской по родству не приходитесь - не потомственный интеллигент?
        • Александр Зеленков
          Александр Зеленков23 декабря 2018 г.+1
          "Какой из меня интеллигент? Во-первых у меня есть профессия, а во-вторых я Родину люблю" (Лев Гумилев) К сожалению русские умеют уничтожать друг друга с каким-то адским сладострастием, как-будто бесы мозги выносят. Весь "Западный коллективный Антихрист" жмёт изо всех сил на эту педаль - КОМПЛЕКС САМОУНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА!!!! А наши придурки и интеллигенция им добровольно-безплатно помогают-подмахивают. Я читал "Серафим - Патриарх Соловецкий" и вам советую.
        • Александр Зеленков
          Александр Зеленков23 декабря 2018 г.+1
          А кто-то книгу даже написал такую: "БЕСЫ". "План ДАЛЛЕСА" по уничтожению русской нации, там прям цитаты.
  • Андрей Барвинов
    Андрей Барвинов22 декабря 2018 г.-2+5
    Историк Тойнби противопоставлял «западную» протестантскую и «православную христианскую цивилизацию в России». И для всех цивилизаций он ввел понятие «вызов», и говорил, если цивилизация адекватно отвечает на вызов, то она продолжает существовать. В отношении России таким вызовом он считал постоянную внешнюю угрозу с запада и востока. И если вспомним историю, то так оно и было: шведы, речь посполитая, немецкие крестоносцы, Наполеон, Гитлер, НАТО и США – запада, монголо-татары, Япония 1905 г., фашистская Япония, Китай – с востока. И величайшая заслуга Петра и Сталина в том, что они жестко мобилизовав все внутренние силы страны – сохранили эту русскую цивилизацию… А вот с Горби начались разговоры «хоть бы не было войны», и эти разговоры положили великую цивилизацию на плаху…
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков22 декабря 2018 г.-1
      «Задайте любому народу вопрос, что собой представляет  Запад по отношению ко всем остальным  народам, и все ответят одинаково:      Запад –  архиагрессор.  И каждый народ найдёт тому множество подтверждений, и в первую очередь - Россия» (Арнольд Джозеф Тойнби, знаменитый западный историк автор 12-ти томов  «Исследований истории») «В истории человечества материальные успехи и культурные достижения государства не имеют никакого значения. В конечном итоге значима только грубая мощь государства, олицетворяемая его вооружёнными силами» (Из книги «Искусство управления государством» «железной леди» демократии Маргарет Тэтчер)  
  • Андрей Барвинов
    Андрей Барвинов22 декабря 2018 г.-2+8
    Если же сравнивать Петра и Сталина, то здесь бесспорно приоритет последнего, т.к. он не только сохранил русскую цивилизацию, но укрепив в стране социализм, поднял эту цивилизацию до невиданных ранее в России и мире высот.
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков23 декабря 2018 г.-1
      Вообще-то "гомо совьетикус" собирались выращивать и Мировую Революцию пусть даже ценой гибели 90% русского народа, и это с трибун голосили. Русские понадобились тов. Сталину, когда немцы были уже под Москвой - вот тогда Сталин и сообразил, что за "Русь-Матушку" русские будут воевать бодрее и эффективнее. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР был тов. Сталин - быстренько сообразил, понятливый был: ввел ордена Суворова, Александра Невского, царские погоны, иконы вокруг Москвы, Патриарха гор Ливанских принял с посланием от Богородицы, ПАТРИАРШЕСТВО восстановил. И сам на коленях пополз ко Христу-Спасителю, ПОБЕДУ вымаливать.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов22 декабря 2018 г.-2+5
    ныне моськи правят, которым так естественно подтявкивать на слона.
  • влад влад
    влад влад22 декабря 2018 г.-2+5
    Этот дебилизм ,которым нас кормят достал .Сталин- секретарь партии , а не судья и не законотворец и не простите ,хозяин , для интеллигентов .В стране ежедневно теракты ,провокации на границах , масштабное вредительство , казнократство и разгильдяйство интеллигенций и кулачества с нэпманами -наследие от романовского ига .Какими должны быть законы -такими же , как в дерьмократии после терактов -жёсткими .какими могли быть суды - подлыми ,как в дерьмократии , но за подлость и жестокость при сталинской партии наказывали и только потому судьи-интеллигенты старались быть правосудными .Оправдательные приговоры ,механизмы реабилитации ,ответственность за лжесудейство были во времена сталинской партии и нет и не появятся во времена интеллигентской диктатуры .Это ВЫ- дипломированные мерзости всегда останетесь антинародом ,антиправосудием и антидемократией .Эк вас угораздило .
  • Борис Зелепукин
    Борис Зелепукин22 декабря 2018 г.-2+7
    "И не факт, что эти куски не стали бы воевать друг с другом..." Что значит не факт? Реально начали воевать. Финны пытались оттяпать больше, чем им было положено, Польша разве не часть РИ? А сколько крови попили в 1919 - 1920г.г.! А только что вылупившиеся укры? Петлюра и прочие ... Грузия разве на Сочи рот не разевала? А вооружённые попытки отделения донских казаков? Басмачи Средней Азии? Если бы не Ленин и Сталин, страна развалилась бы уже тогда. И Ленина напрасно обвиняют в принятой модели СССР. Он сделал всё, что мог. Он прекрасно понимал опасности принятой модели. Но без подачки местным элитам в виде теоретически возможной независимости страну не удалось бы тогда собрать.
    • влад влад
      влад влад22 декабря 2018 г.-2+3
      Очень точно .
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков23 декабря 2018 г.
      Правильно! БЕСЫ и Демоны Государственности (демоническая государственность). Вплоть до АБСОЛЮТНОЙ ТИРАНИИ!!!
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков22 декабря 2018 г.-2+10
    Верно , Сталин жил в свое время..., в своих условиях , и поступал соответственно, история не знает сослагательного наклонения, с другой стороны верно замечено , слишком много повешено на скромного генсека и как то не говорят что руководство было коллективным...., а этот коллектив тихо отмазался и дожил до теплых дней, т Сталин ангелом не был..., но его коллеги по партии...., искренне удивляюсь как он умудрялся держать эту сволочь в кулаке, как и понимаю соратников загадивших все что возможно...и страшное одиночество Вождя.
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков23 декабря 2018 г.
      Добавлю малую лепту: тов. Сталин тоже был "ГОВОРЯЩАЯ ГОЛОВА", даже Сталина использовали "ВТЕМНУЮ"!!! Ужасно злился, будучи в Швейцариях, на еврейчиков, которые свободно болтали на разных языках. Перед самой войной пересажал всю авиационную элиту, включая Туполева и Королева, который как раз делал реактивный истребитель. Потом в 1941г неудачно пытался командовать ФРОНТАМИ, как жена НиколаяII. Потом выгнал маршала Жукова и вообще довел его до слез. Когда-то тов. Сталин воспитывая своего сына и приемного сказанул эпохальное : "Думаете это я Сталин?! ВОТ СТАЛИН!" - И указал на свой портрет на стене. Всё-таки МАНТИЯ ВЛАСТИ существует вниз по иерархии от Доброго Боженьки. И тов. Сталин опирался не на Советы и тем более не на "овец", а именно на Иерархию, на ТЕМНУЮ ИЕРАРХИЮ.
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin22 декабря 2018 г.-2+6
    Я всегда это говорю и пишу. Судить обо всём надо "влезть в шкуру" этого времени или человека. Когда мне говорят, что при социализме жили плохо и начинают мне тыкать обилием машин и смартфонов, то я всегда говорю. Сравнивать все события и благополучие всякого поколения надо в горизонтальном историческом измерении. Я живу материально лучше, чем во времена царя Гороха. Но это будет нелепым сравнением. То же самое было и при правлении Сталина. Надо знать и понимать то время, прежде чем обвинять Сталина в чём то. А уж дерьма на него так много наложили и продолжают класть!!!.
  • Олег Скворцов
    Олег Скворцов22 декабря 2018 г.-1+5
    Все кремлевские либерасты - как огня боятся даже упоминания Сталина. Ибо эти твари при нем беломорканал рыли, а не воровали бюджет страны
    • Александр Зеленков
      Александр Зеленков22 декабря 2018 г.+3
      Вы не поняли, они считают себя СПАСИТЕЛЯМИ страны, чуть ли не святыми мучениками - "святые 90-тые" (Наина Ельцина). И ещё Победителями Коммунизма - страшнейшей угрозы для всего Человечества. За это они позволили себе "откусить кусочек Родины". И свято уверены, что глупое быдло процветает только благодаря "святому Гайдару" и прочим Чубайсам. Вот их Символ Веры: "Умный Глобальный Рынок сам собой осчастливит глупых Иванов". А глупый неблагодарный народ этого не ценит.
  • дмитрий жуков
    дмитрий жуков22 декабря 2018 г.-1
    выплескивают дерьмо те у которых этого дерьма с избытком..., да и базар фильтровать надо, ПОМНИ когда ты говоришь о другом ты говоришь о себе...
  • Вадим Б
    Вадим Б22 декабря 2018 г.-6+2
    Предательство - это не вина войны. Предательство - это вина Сталина и его психического заболевания, конечно (шизофрения, паранойя). Предавать друзей - тут война не при чём. Предатель и в Африке предатель. Он предал своих друзей, общее дело Ленина, предал всё, и умер, отравленный соратниками в луже мочи
    • влад влад
      влад влад22 декабря 2018 г.-2+1
      Ты кто ?
    • влад влад
      влад влад22 декабря 2018 г.-2+3
      Он не мог предать - страну вообще предают не личности , а толпы .И мы знаем ,Вадим , к какой толпе вы примазаны и что ваша толпа свершила .Сравните ,нехристи , с делами толп народных ,для которых Сталин был вождём .Пузырить интеллигентское жидкое и создавать великую страну - разные "подвиги" .Говно с жопы не забуть смывать ,интеллигент.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов22 декабря 2018 г.-1+4
    со смертью Сталина социализм пошел под откос. Начал Хрущев с прямого предательства, а потом реформой Косыгина подключили экономические меры.
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков22 декабря 2018 г.
    Да, история РОССИИ изумительная. Есть место развернуться, проявить геройство и вместо детей ПОДВИГОВ наделать за коротенькую жизнь в 17-19лет. И вообще все инопланетяне слетелись смотреть наш "Диснейленд". Недавно делегация "мировой закулисы" летала в Антарктиду, требовала "уровнять шансы" и предоставить им такое же оружие, как ПУТИНУ. И иностранцы тоже самое бают: "Какая интересная у вас ИСТОРИЯ (" из-Торы"). Уже про Сибирь молчу, которые США хотели купить за Триллион$, как Аляску когда-то. Причем история у России не только трагическая, но и ГЕРОИЧЕСКАЯ, за что нас ненавидят ещё больше. Причем истоки европейской цивилизации именно в "Хартленде", Европа была когда-то отсталой окраиной Империи, как Украина до СССР "сопля такая". Потом уже "мир перевернулся" (смена Полюсов?) Остатки/артефакты былого величия сохранились до наших дней, их уже даже по ТВ показываю
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов22 декабря 2018 г.-1+1
    Автору и статье минус! Тупая манипуляция под видом заботы о народе и правды о Сталине! По факту Сталин страшен всем нынешним политическим компрадорам-карликам!
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков22 декабря 2018 г.-2
    Когда-то в допотопные времена да, видимо была огромная Империя-Хартленд-Тартария (богиня ТАРА?) Потом всё смыло подчистую. Фото 1910гг - Сибирь местами вообще "лысая", никакой тайги нет, можно посмотреть на годовые кольца деревьев и лесопосадки МИЛЛИОНАМИ!!! кв. км по всей Сибири - просеки видны даже простым глазом. Понятно, что такие проекты даже всё Человечество не потянет. А в США растут тысячелетние деревца, видимо АСИЮ ("аси" =меч, санскрит) специально вытоптали, освободили место для ДЕМОНИЧЕСКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА - см. тов. Сталина, которого тоже использовали "втёмную ", но тов. Сталин понятливый был.
  • Ёшкин кот
    Ёшкин кот22 декабря 2018 г.-2+1
    В своё то в своё, но переложить-то вы это время пытаетесь на наше.
    • влад влад
      влад влад23 декабря 2018 г.-1+1
      Вы задали самый больной вопрос - совершенно невозможно было представить , что интеллигенткулачество за годы советской власти не приобретёт человеческих черт , что как в 1917-43 годах с помощью запада снова и в гораздо более страшных для страны и народа объёмах к нам вернётся воровство,казнокрадство ,мздоимство , работорговля ,обман и ожирение элитарных мафий ,предательство и вредительство .Никто не мог представить , что педагоги и воспитатели всю советскую власть мечтали воровать еду в школьных столовых , а медики у больных , что прямые уголовники будут покупать закон , а прокуроры продавать закон .Вы могли предугадать степень низости масквачей и прочих академиков?И конечно вы правы - как всегда и везде ,и как во времена Сталина спасение страны от мерзости возможно только через социальную демократию сталинского типа с исключением людоедов-интеллигенций от избирательного процесса , и чере
      • Ёшкин кот
        Ёшкин кот23 декабря 2018 г.
        Отвечу вам своими комментарием написанным в другой статье. --- Сегодня не секрет, что союз намеренно подводили к краху системы, дабы после, перезапустив её, начать жить по-новому - по-демократическому с полной частной собственностью. В этом "красные директора" постарались, но в итоге сами разрушили государство, так ничего не построив. Сегодня у многих складывается подобное мнение, что страну подводят к краху уже нынешней системы. Если раньше изменение системы требовали нарождающиеся демократы и либералы, то сегодня этого требуют социалисты с коммунистами. Вывод делайте сами, кому это выгодно...
  • влад влад
    влад влад23 декабря 2018 г.+1
    .Вы могли предугадать степень низости масквачей и прочих академиков?И конечно вы правы - как всегда и везде ,и как во времена Сталина спасение страны от мерзости возможно только через социальную демократию сталинского типа с исключением людоедов- интеллигенций от избирательного процесса , и через правосудие сталинского типа с равенством ответственности людоедов перед законом и народом .Только так мы сможем вернуть страну к человеческой жизни и вырвать будущее с клыков кулацкоинтеллигентских нелюдей.
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков23 декабря 2018 г.+1
    "Какой из меня интеллигент? Во-первых у меня есть профессия, а во-вторых я Родину люблю" (Лев Гумилев) К сожалению русские умеют уничтожать друг друга с каким-то адским сладострастием, как-будто бесы мозги выносят. Весь "Западный коллективный Антихрист" жмёт изо всех сил на эту педаль - КОМПЛЕКС САМОУНИЧТОЖЕНИЯ РУССКОГО НАРОДА!!!! А наши придурки и интеллигенция им добровольно-безплатно помогают-подмахивают. Я читал "Серафим - Патриарх Соловецкий" и вам советую.
    • влад влад
      влад влад24 декабря 2018 г.-1
      Александр - у нашей церкви всегда были проблемы с паствой, и процветала она при Романовщине по одной причине - полностью поддерживая немецкое над Россией самодержавие и выторговывая огромные казённые преференции за идеологическую обработку населения .Социальные государства европы избавились от подобного дикого симбиоза на триста лет раньше вместе с отдельными династиями своих королей .Согласитесь -дичь полная ,когда завоеватель покупает церковное благословение ,а церковь за свои интересы корыстные обслуживает завоевателя .Поэтому не советую читать патриархов ,возомнивших себя защитниками народа -никогда такого не было и не будет -даже у укров не получится .Советская Россия отказалась поддерживать церковь финансово и административно- ровно так ,как по всей европе столетиями раньше .И церковь без аппарата госпринуждения к православию потеряла свою паству и свои доходы .Это хорошо характери
    • влад влад
      влад влад24 декабря 2018 г.-1
      .И церковь без аппарата госпринуждения к православию потеряла свою паству и свои доходы .Это хорошо характеризует саму церковь ,равно как и активное поповское содействие английскоподданным колчакам и попытка служить кулакам за сытость личную .Аксиома -церковь романовская без романовых оказалась на девяносто процентов беднее и на девяносто процентов лишилась паствы .Церковь не может не быть антинародной и антисоветской ,как колхозник не может быть за хермеризацию , а масквич за социальную демократию , а сорос за процветание русских .Это исключено , бо каждый выбирает жирность личную .Русский народ ушёл из церкви сам и полетел в космос , русский народ загоняют в церковь узурпаторы и народ гинет и гниёт в кулачестве и интеллигентщине.Это вам патриархи прививают комплекс самоуничтожения и соучастия в убийстве моего народа!!!.Окститесь.
    • влад влад
      влад влад24 декабря 2018 г.-1
      Александр , 93 год для человечества переломен -всё из него . Для запада -цивилизации протестантских пуританских общин таким же смертельным ударом была сексуальная революция - соросы и тэтчеры потеряли сакральность , но использовали атомное оружие против собственных основ и успешно .Что такая победа даёт соросам - неизбежность гибели .Это логика математических необратимостей .Что дал 1993 год -необратимую гибель всех социальных институтов ,что были завербованы дьяволом личного и кастового обогащения .В нашей стране необратима смерть интеллигенций вплоть до академии подмахивающих наук , федерации независимых профсоюзов ,предпринимательства-кулачества, и церкви ,,которая вместе с этими проститутками и не в первый раз предала свою паству .Советская паства церкви- сельские женщины ,не верящие господам , а потому верящие в силу молитв к своим предкам из ноосферы .С кем оказалась церковь рома
    • влад влад
      влад влад24 декабря 2018 г.-1
      .С кем оказалась церковь романовская за позолоту своих кадил - с господами , что всегда этих женщин предавали .Есть правило- нельзя преступникам доверять ,нельзя доверять интеллигентам ,профсоюзам, академии и церкви .И это выбор самих этих институтов .
  • Ося Сталин
    Ося Сталин24 декабря 2018 г.-1+1
    Сталин был преступно мягким. Для врагов народа и членов их семей может быть только одно наказание - смертная казнь.