Читая про события во Франции, узнаешь много любопытного. Например, средняя зарплата в "сражающейся Франции" – 1 300 евро в месяц, т.е. около 100 000 руб. (у нас, как известно, около 40 000 руб., а цены примерно те же – кроме услуг ЖКХ, которые на Западе дороже). Но сказать "с жиру бесятся" – тоже несправедливо. Ведь французы сравнивают свой уровень жизни не с Россией (как и мы не с СНГ себя сравниваем), а со своими потребностями. Между тем темпы роста французской экономики – 0,4% ВВП в год (благодаря протестам, понятно, еще припали). Стагнация давит…
Именно поэтому Макрона в 2017-м избрали президентом под программу реформ. Французская экономика теряет конкурентоспособность, социальная сфера раздута, страна нуждается в перезагрузке. Эти слова Макрона были приняты обществом. Но как всегда и везде – люди хотят изменений, но не готовы за них платить. Соответственно по мере того, как реформы разворачивались, рейтинг президента сворачивался, недовольство в его адрес нарастало. Ну, а повышение цен на бензин "ради экологии" включило пусковой механизм взрыва.
Спасут ли президента уступки или "дай палец – руку откусят"? Похоже, Макрон устоит, но вот как будет дальше вести реформы?
Впрочем "хромые утки" – норма западной политической фауны. Мэй чудом удержалась в кресле, пообещав не выставляться на новые выборы. Меркель больше не лидер партии, а с поста канцлера уйдет не позже 2021-го. Трамп ведет нон-стоп войну: со СМИ, с прокурором, теперь – с Палатой представителей. И при этом все они активно работают – и во внутренней, и во внешней политике!
"Хромая утка" семенит по краю пропасти – и знай там яйца высиживает! Супермены? Нет. Таков запас прочности Институтов, таковы традиции западной политической Системы: высокий авторитет Главы Государства не обязателен для руководства государством. Кстати мы это тоже проходили – в конце 1990-х Ельцин, хотя его рейтинг стремился к нулю, был легитимным президентом.
Но вот что является несомненной спецификой западных стран и прежде всего Франции – это их отношение к "народным бунтам".
В Конституции Республики (в отличие от США) не записано "право народа на восстание", но по традиции, по факту, по менталитету общества это право – есть.
Такова История: "народные революции" 1789, 1830, 1848, 1870, 1871, 1934 ("Народный фронт"), 1968 гг.… Это только крупные движения, которые так или иначе захватывали власть или хотя бы опрокидывали прежнюю власть. А движений более мелких, но массовых, которые явно нарушали Закон и Порядок, – гораздо больше, конечно. С этой "народной ярмарки" и сегодняшние "жилеты".
Такова Мифология. Главный национальный праздник – не день победы над внешним врагом (скажем, капитуляция Германии в 1918-м), а победа над своим правительством, Падение Бастилии 14 июля1789 г. Официально отмечается с1880 г.
Такова литература. Один из самых популярных героев Франции, ее символов – Гаврош. Мальчишка-бомж из романа Гюго "Отверженные", погибающий на баррикадах во время очередного восстания (июнь 1832 г.). Причем, что интересно, этот "блуждающий огонек" – не имеет никаких "целей", это совсем не идейный боец, не Павка Корчагин. Не интересуясь "программой" бунтовщиков, он присоединяется к ним "просто так" – его несет на баррикады Ветер Свободы.
"Бунт – дело правое". Сказано председателем Мао, но описывает скрепу не китайского, а французского сознания. Конечно, это не значит, что нормальный француз спит и видит "мостовая пусть качнется, как очнется, пусть начнется, что еще не началось". Тем более не веселят разбитые витрины его магазина и его сожженный автомобиль (пусть их 100 раз оплатит страховка!), дым, гам и прочие прелести Праздника Непослушания. Кстати активных громил среди "жилетов" было не больше 5%, куда входило немало "интуристов". Средний француз хочет, чтоб власти навели порядок.
Но тот же обычный француз признает "законное право" народа на незаконные действия, если, конечно, они не ведут к массовым убийствам. И не простит власти беспощадное (железом и кровью) подавление хотя бы и хулиганских действий улицы. Нужен компромисс – и Макрон его дал (насколько удачный – другой вопрос).
Время сточило углы. Даже Революция 1968-го прошла практически без жертв; вроде бы нет убитых среди нынешних "жилетов". При вполне реальном политическом содержании форма движений все больше становится "постмодернистской", в "движухе" уменьшается пафос, увеличивается элемент шоу. Но скрепы Франции (и отчасти всей Западной Европы) остаются прежними, с сакральными понятиями "Свобода", "Революция". Хотя и важность "государства" никто, понятно, не отрицает.
Это резко контрастирует с Россией, где сакральным является прежде всего Государство, хотя важность и законность свободы никто, понятно, не отрицает. Но все дело в том, что первично, а что вторично.
Не только у самой бюрократии, но в нашем общественном сознании базовая скрепа – Государство. И существует мощнейший внутренний тормоз – "не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Эти чуть ли не самые популярные в народе слова Пушкина – и правда "наше все".
Тут нет оценок: "хорошо-плохо", "правильно-неправильно". Просто по факту есть разные парадигмы, как разные языки, культура, история и т.д. Каждому – свое.
Россия, кажется, свой революционный потенциал полностью исчерпала в 1917 году (ну и контрреволюционный – в 1991-м). И то, что французов раз за разом вдохновляет, гонит вновь и вновь на баррикады (даже при лучших условиях жизни) – русских, напротив, остужает и парализует. Во всяком случае пока.
Комментарии