Откуда пришёл «русский медведь»

Московская торговая компания

Корни «русского медведя» стоит искать совсем не в России. Его родина — туманные берега Британии, где всегда уделяли большое внимание символике и геральдике. К счастью, мы точно знаем, когда наш косолапый появился там. Это произошло в 1596 году, когда Московской торговой компании пожаловали герб (что окончательно подтвердило статус этого сообщества купцов).

На самом гербе изображён корабль, гербовый лев и английские розы. Но прежде всего обращают на себя внимание два щитодержателя-медведя. Их появление там не случайно.

В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслер отправился искать северный морской путь в Индию (чтобы преодолеть монополию на торговлю с Востоком — её уверенно держали в своих руках португальцы). Ченслер не доплыл до Индии, но обнаружил проход через Белое море к России. Почти неизвестной в Европе, но богатой множеством товаров, представлявших большой интерес для англичан. Ченслер путешествовал по русскому государству и был принят царём Иваном IV, с которым договорился о праве на беспошлинную торговлю для английских купцов.

Рождение символа

Известия о далёкой и богатой Московии поразили жителей Британии, и записки Ченслера о его путешествии пользовались необычайной популярностью. В своих мемуарах капитан описывал Россию как страну, во множестве населённую дикими зверями, в особенности медведями. Которые считаются у русских едва ли не главным объектом охоты.

Это было столь необычно для англичан (своих медведей они истребили за несколько веков до этого), что уже в конце XVI столетия Россия стала восприниматься как страна, где холодно и живут медведи. Благодаря этому курьёзу на гербе «Московской компании» и появился медведь.

Русский медведь в литературе

Дальше — больше. Поскольку меха диких животных, в том числе медведя, были одной из важных статей русского экспорта, связь между Россией и медведями в мозгах британцев с каждым годом крепла всё сильнее.

Везли в Европу и живых медведей, которых показывали на ярмарках и устраивали с их участием любимое народное развлечение: травлю зверя собаками. Вскоре этот образ проник в литературу. Шекспир в трагедии «Макбет» говорит устами главного героя: «Предстань мне русским всклоченным медведем». Образ использовали и другие знаменитые поэты — Джон Мильтон и Кристофер Марло.

Увеличивалось число торговых и дипломатических контактов России со всем миром, и появлялось всё больше путешественников, которые писали о своих поездках в эту далёкую страну на краю света.

Чтобы поднять продажи своих книг, писатели не жалели фантазии, описывая незнакомые читателям экзотические земли.

Особенно отличился в этом английский дипломат Джайлс Флетчер, который в 1588 году отправился в Москву для переговоров о расширении привилегий английским торговцам.

Вот пример того, как Флетчер своим бойким пером описывал русскую жизнь:

«Не одни путешествующие, но и люди на рынках и на улицах в городах испытывают воздействие мороза: одни совсем замерзают, другие падают на улицах, многих привозят в города сидящими в санях и замёрзшими в таком положении, иные отмораживают себе нос, уши, щёки, пальцы, ноги и прочее. Часто случается, что медведи и волки (когда зима очень сурова), побуждаемые голодом, стаями выходят из лесов, нападают на селения и опустошают их, тогда жители принуждены бывают спасаться бегством».

Подобные байки смутили прагматичную «Московскую компанию», справедливо решившую: негоже распространять сказки о важном торговом партнёре.

Русский медведь на картах и гравюрах

Уже в XVII веке слова «Россия» и «медведь» стали означать почти одно и то же. Так что, если нужно было показать русский символ, художники и картографы неизменно рисовали этого медведя.

В числе гравюр, украшавших издание книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию…», — большой лист, изображающий бесчинства косолапых хищников. Звери поедают ещё живых крестьян, уносят их растерзанные тела в своё логово, разрывают могилы в поисках пищи и уничтожают скот.

Только что водку не пьют. Но видимо потому, что в те времена она считалась на Западе польским напитком.

Медведь отмечал территорию России на карте Энтони Дженкинса, в атласе Блау и множестве других английских и голландских карт XVII века. А в описании экспедиции ещё одного искателя Северного морского пути — Виллема Баренца — Россию привычно представляют несколько медведей, нападающих на голландскую экспедицию.

Русский медведь в карикатуре

Когда в XVIII веке в Англии вошли в моду политические карикатуры, обойтись в них без России, уже вошедшей в число великих держав, было никак невозможно. И аллегорией русского государства стал — никто не ждал иного — медведь!

Карикатура «Европейская гонка. 1737 год» (где впервые появляется Россия) в сатирическо-аллегорической форме отражает борьбу крупнейших стран за первенство в Европе. Всадник, символизирующий русское государство, изображён сидящим верхом как раз на медведе. Другие страны тоже получили верховых животных: англичанин на льве, француз на лисе, испанец на волке, турок на слоне и голландец на кабане. Что интересно, в этой «гонке» Россия занимает весьма почётное третье место.

Именно в этом — XVIII — столетии медведь окончательно превратился в неоспоримый символ России. В его облике изображали русских императоров и императриц. Он символизировал русский народ, служил ярлыком «русского империализма».

Спустя столетие Киплинг писал:
Зажав меж колен винтовки, руки держа над огнём,
Беспечные белые люди заняты завтрашним днём.
Снова и снова всё то же твердит он до поздней тьмы:
«Не заключайте мировой с Медведем, что ходит, как мы».

Он повторял английским читателям слова о страхе, который испытывала викторианская Англия перед военными и дипломатическими успехами Российской империи, простиравшей свои руки от Тихого до Индийского океанов.

Этот образ был понятен и привычен любому англичанину: над ним за три столетия поработали целые поколения торговцев, путешественников, писателей, поэтов и художников.

Несмотря на популярность образа медведя как аллегории нашей страны, в России XVIII и XIX веков такое сравнение было не только непривычным, но и обидным. Ведь этот хищник в старой России считался злобным, агрессивным и ленивым зверем.

Однако прошло всего сто лет, и под влиянием западной массовой культуры современные русские сами признали медведя русским национальным символом. К которому часто обращаются в отечественной массовой культуре. Мы встретим косолапого мишку на майках, нашивках, сувенирных кружках и календарях. Хорошо ли это? Не знаю…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий