Статья
6079 30 июля 2018 17:32

Передел церкви на Украине: что происходит

В последние месяцы на Украине обостряется конфликт внутри церкви. Власти страны усиленно добиваются автокефалии — независимости для Украинской православной церкви Киевского патриархата, что как влечет за собой противоречия как среди священнослужителей, так и выступает в качестве главного фактора религиозной розни на территории страны. Праздничные мероприятия по случаю Дня крещения Киевской Руси это наглядно показали. «Актуальные комментарии» рассказывают о том, что происходит с религией и церковью на Украине, и кому это выгодно.

Основание для конфликта

Началом периода жесткой конфронтации можно назвать 2017-2018 годы, когда активизировались разговоры о том, что в ближайшее время УПЦ КП получит независимость. В апреле этого года президент Украины Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой об автокефалии УПЦ КП, и Верховная Рада Украины поддержала эту инициативу. Мотив прошения, по словам украинских властей, заключается в желании создать на Украине «единую поместную церковь», так как на данный момент на территории страны действует целых три церкви, две из которых: УПЦ КП и УПЦ МП имеют приблизительно равное влияние. Причины для сегодняшних споров были заложены ранее.

После распада СССР на Украине существовало две православные церкви. УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь) появилась после революции 1917 года и до сих пор не признана ни Константинополем, ни Москвой. Каноничная же Киевская православная церковь была «Украинским Экзархатом» РПЦ до 1990 года, пока не получила права на самостоятельное управление и не стала Украинской православной церковью Московского патриархата.

Автокефалию УПЦ попыталась получить уже в 1992 году, тогда было подано ходатайство о предоставлении Украинской Православной Церкви автокефального статуса. Оно не было удовлетворено, и при этом вызвало серьезные опасения среди религиозных лидеров. В апреле 1992 года в УПЦ состоялся Синод, где Филарету, который стал инициатором получения независимости, выразили недоверие несколько представителей местного духовенства и вынудили его уйти в отставку. В ответ на это Филарет создал свою версию УПЦ (КП), которая, естественно, не была никем канонизирована. А сам он в 1997 году был предан анафеме со стороны РПЦ.

С тех пор влияние УПЦ КП на территории Украины росло, особенно в периоды обострения антироссийских настроений во время президентства Виктора Ющенко (2005-2010) гг., второй всплеск популярности УПЦ КП пришелся на 2014 год, когда Россия присоединила Крым.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» в 2015 году, 44% украинцев относили себя к УПЦ КП, 21% опрошенных называли себя верующими УПЦ МП, 11% причисляли себя к Украинской греко-католической церкви.

Росту популярности УПЦ КП способствовала не только внешнеполитическая обстановка, но и действия украинских властей. В апреле 2017 года Патриарх Кирилл даже заявил, что украинские СМИ с подачи властей Украины ведут травлю канонической церкви: «В последние годы на центральных украинских телеканалах ведется информационная кампания против канонической православной церкви. Это провоцирует рост ненависти и насилия в обществе, приводит к захватам храмов, насильственным акциям радикальных организаций, в том числе поджогам храмов», — сказал он.

Сейчас эта кампания стала еще сильнее, Порошенко даже называет РПЦ угрозой национальной безопасности Украины.

Таким образом, основания для сегодняшнего конфликта были заложены еще в 90-х годах, когда на Украине начали параллельно функционировать несколько религиозных организаций. Условия для конфликта существовали на протяжении более десяти лет, однако обострились именно сейчас, так как религиозный конфликт стал крайне выгоден украинским властям.

Автокефалия близко?

Весной 2018 года власти Украины все чаще стали говорить о скором обретении независимости УПЦ КП. По словам заместителя председателя Администрации президента Украины Ростислава Павленко, вопрос получения автокефалии находился в повестке президента страны Петра Порошенко с момента его прихода к власти, а сейчас тема активизировалась в силу достижения неких «договоренностей» с Константинополем. Власти Киева обращают внимание на заявление Вселенского Патриарха Варфоломея о том, что Константинополь никогда не признавал власти Москвы над украинской церковью. Но о сроках получения Томоса (церковный указ по вопросам внутреннего устройства) предпочитают не говорить ни в Константинополе, ни в Киеве.

Естественно, что РПЦ не оставляет без внимания этот процесс. Москва указывает на политизацию вопроса приобретения независимости УПЦ КП, который не имеет ничего общего с религиозной жизнью. «Украинская Православная Церковь и так самостоятельна в своем самоуправлении. Ее права шире, нежели права некоторых автокефальных Церквей в понимании той Церкви, которая предоставила им автокефалию. Украинская Церковь самостоятельно выбирает Предстоятеля и всех епископов, самостоятельно прославляет святых, открывает новые епархии, учреждает праздники, полностью независима от Москвы во всех вопросах организации своей внутренней жизни, в том числе и финансово-хозяйственных», — заявил митрополит Волоколамский Иларион.

В конце 2017 года Иларион, отвечая на вопрос о позиции греческой церкви и Константинопольского патриархата, заявил, что получение УПЦ КП автокефалии исключено: «Патриарх Варфоломей, так же, как и все остальные главы поместных православных церквей занимает твердую каноническую позицию, и эта позиция не может быть иной. Она заключается в том, что раскол есть раскол, и для возвращения в лоно Церкви необходимо, чтобы раскольники принесли покаяние. Никакой иной формы признания раскола церковь не знает, не знала в прошлом».

Однако 28 июля в Киев прибыла делегация Константинопольского патриархата, которая передала Порошенко послание патриарха Варфоломея. По словам пресс-службы президента, в нем говорится, что Константинопольская Церковь «взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью даровать украинской церкви автокефалии».

Если Константинопольский патриархат все же решится на выдачу Томоса, это вызовет как жесткую ответную реакцию РПЦ, позиции которой в Константинополе довольно сильны, так и спровоцирует конфликты между простыми верующими на Украине. О вероятности конфликтов, судя по интервью Павленко, осведомлены и власти Украины, тогда зачем они идут на такой риск?

Преференции автокефалии

За счет искусственно подогреваемого религиозного конфликта украинские власти решают сразу несколько важных для себя задач.

— Разрыв с Россией. Власть ставит перед собой политические цели, которые не соотносятся с духовным и культурным единством с Россией. Движение в сторону ЕС, НАТО и разрыв «со всем старым» подразумевает необходимость и духовной автономии, которую украинские власти предполагают решить за счет институциональных изменений. Сложность заключается в том, что институт религии является одним из самых консервативных, и для многих его членов простого решения пусть даже Константинопольского патриархата будет недостаточно. Многие продолжат причислять себя к УПЦ МП, что неминуемо приведет к жестким столкновениям на религиозной почве.

— Новый электоральный цикл. Выборы президента Украины пройдут уже в марте 2019 года, и позиции Порошенко остаются довольно шаткими. Успех достижения «безвиза» уже давно перекрыт экономическими проблемами и усугубляющимся политическим кризисом в стране, поэтому президенту необходима очередная «новая победа». Учитывая, что население Украины является довольно религиозным, православными считают себя 74%, получение автокефалии может быть определяющим для президента, который согласно последним соцопросам проигрывает Тимошенко.

— Градус противостояния. Действующей власти на Украине нужно постоянно подпитывать антироссийскую повестку. Тема религии в этом вопросе является одной из наиболее выгодных. Во-первых, религиозные вопросы часто являются принципиальными, в них сложно достичь компромисса. Во-вторых, как отмечалось ранее, в силу религиозности большое число граждан окажутся вовлечены в спор и конфликт. В-третьих, в случае неполучения автокефалии можно будет обвинить РПЦ, которая противостояла этому процессу, усилив тем самым ненависть к России.

Перспективы

Украинские власти осведомлены о последствиях получения УПЦ КП автокефалии, однако все минусы этого решения, по их мнению, проигрывают плюсам обретения независимости. Пока сложно сказать о том, какова вероятность получения Томоса, и на какой период времени затянется этот процесс, однако уже сейчас понятно, что религиозных столкновений будет сложно избежать при любом развитии событий.

С одной стороны, власти подогревают радикальные настроения в УПЦ КП, поэтому отказ в автокефалии будет воспринят болезненно и приведет к столкновениям. С другой — в УПЦ МП есть верующие, которые не примут решение о переходе в неканоничную УПЦ КП, что также приведет к конфликтам.

Не стоит сбрасывать со счетов и имущественные споры, связанные с переделом украинской церкви. Если на Украине будет создана Единая поместная церковь, то УПЦ МП потеряет не только паству, но и большую часть имущества. Что опять же будет провоцировать все новые конфликты.

Власти Украины пытаются создать контролируемый пожар в религиозной среде, однако большое число неизвестных переменных может привести к непредсказуемым последствиям.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".