Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Психология протеста – или насколько велико терпение российского народа

  • Существует ли вообще в России «последняя капля» – то, после чего народ уже не сможет терпеть?

    Нет – ее не существует не только в России, но и вообще нигде. Ожидание «последней капли» основано на неверном представлении об устройстве коллективного действия.

    Многие ждут, что рано или поздно власти сделают что-нибудь настолько вызывающее, что спровоцируют встречную волну коллективного действия. При этом предполагается, что действие зависит от убеждений: если люди видят что-то радикально недопустимое с точки зрения их убеждений (фальсификация выборов, пытки в колониях, пенсионная реформа), то они пойдут протестовать. А раз они не протестуют, то их всё устраивает.

    Из-за такой теории многие расстраиваются, что какие-то совсем уж безумные происшествия не вызывают народного гнева или, хуже того, откровенно антинародные решения правительства встречают поддержку. Отсюда обычно делается вывод, что, стало быть, бесчеловечные действия властей соответствуют народным желанием, что у народа в России такие зверские убеждения или «ценности».

    Проблема однако в том, что эта теория неверна – человек так не устроен. На самом в значительной мере «убеждения зависят от действия». Наши убеждения формируются в зависимости от того, что мы можем практически сделать. Мы все неосознанно желаем чувствовать уверенность в том, что мир вокруг нас согласован и предсказуем, мы стараемся избежать разрывов и диссонансов в практическом опыте. Поэтому мы не хотим чувствовать противоречий между собственными убеждениями и практическими действиями.

    В России давно и целенаправленно насаждается уверенность, что никакие протесты не могут ничего изменить, а коллективные действия вообще невозможны, потому что каждый сам за себя. Любое убеждение, из которого следует, что «надо что-то делать», приходит в противоречие с этой уверенностью в практической беспомощности. Это создаёт очень большое психологическое давление, и мы совершенно естественно стараемся его избежать – так же, как мы убеждаем себя, что не очень хотим вещи, которую невозможно достать («Лиса и виноград»).

    Поэтому убеждение, что «дальше терпеть нельзя», может возникнуть, только когда есть уверенность, что можно что-то сделать. Если такой уверенности нет, убеждения будут подстраиваться под беспомощность, чтобы не ставить нас в мучительное положение, когда мы одновременно уверены, что обязаны что-то сделать – и что сделать ничего нельзя.

    Так, человек, которого силой заставили пойти на избирательный участок, вряд ли станет в этом публично признаваться. Скорее он постарается убедить себя в том, что это было в значительной степени его собственное решение. И лучше не пытаться убеждать его, что он стал жертвой насилия – это вызовет противоположный эффект и желание настоять на своём.

    Так что в наших нынешних условиях ответ на вопрос «что должно случиться, чтобы люди наконец перестали терпеть» прост: ничего. Вместо этого стоит задуматься об ином: что нужно сделать, чтобы уничтожить миф о беспомощности. Правда состоит в том, что когда в России происходят организованные коллективные действия, они очень часто приносят успех, это подтверждается множеством примеров. Просто власти пытаются это скрыть и сделать вид, что не заметили давления.

    Особенность России состоит не в том, что мы как-то особенно склонны одобрять людоедство, а в том, что у нас очень низкая вера в коллективное действие. Это типично для авторитарных политических режимов. Как только вера в себя появляется, мы перестаём прощать то, что ещё вчера прощалось, и начинаем реагировать на оскорбительные действия властей как следует.

     

    Григорий Юдин

15

Комментарии

9 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов30 июля 2018 г.-1
    Протест требует от масс классового самосознания, что невозможно достичь без организующей силы, которая будет убеждать массы в том, в чём состоят интересы и как их можно реализовать. Подавляющая часть населения не изучает экономические и политические системы, поэтому самостоятельно не способны прийти к согласию по поводу своих интересов. Они могут видеть, что всё плохо, но не уверены в том, что может быть лучше, зато уверены, что может быть ещё хуже. Почему пошли за Лениным? Он говорил просто: "Земля - крестьянам, фабрики рабочим!", и его поняли. Всё это говорит о том, что без организации протеста в обществе никогда не будет. Почему не получается организовать протест у КПРФ? Это буржуазная партия, у которой нет образа будущего социалистического общества. Она тянет назад. Кто пойдёт за политическими и идеологическими импотентами?
    • Юрий Дока
      Юрий Дока30 июля 2018 г.
      Это буржуазная партия, у которой нет образа будущего социалистического общества. ========================================================= КПРФ — обломок КПСС, борющийся со своими бывшими однопартийцами за право поздравлять граждан с Новым годом и делить бюджет по своему усмотрению. У них нет не столько образа будущего социалистического общества, сколько желания сблизиться с народом. Я не поверю, что руководитель КПРФ, как Сталин, не станет выезжать из страны (утрированно, естественно). Не откажутся они ни от своих высоких доходов, ни от привилегий, ни от бестолковости коммунистической идеи, о которой говорить — людей смешить, ни о равенстве всех граждан перед законом. Пойти на «лишения» под старость? Кто? Зюганов? Который тяжёлым трудом занимался в сельской школе? Я потерял веру в наличие в России партии, отстаивающей право социальной справедливости. Брехуны...
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов30 июля 2018 г.-1
        Юрий, если у кого-то нет образа будущего социалистического общества, то что остаётся? Превратиться в буржуа и разделять общие интересы с классом буржуазии. А теперь уже с этой позиции что надо делать? Имитировать активность, которая не ведёт ни к чему, и направлять всю энергию освободительного движения (если будет) в сточную канаву. Поэтому чтобы что-то изменить, нужна организация, которая пойдёт в массы и будет обучать широкие слои населения классовому самосознанию, то есть говорить, что не так в обществе и что надо сделать, чтобы исправить положение. Такой организацией, как я думаю, должны стать новые профсоюзы, а за тем и партия на основе их.
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный30 июля 2018 г.+4
    Рассказ в тему. Село в Западной Украине, Закарпатье. День выборов. Избирательный участок пуст. Вечер он так-же пуст. Через день с утра с разбором приехала коммисия с Киева. На вопрос " почему не пришли голосовать", последоал ответ "где обещаный мост через реку?". Не смотря на позднюю осень мост в течении недели был построен с нуля. Занавес.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко30 июля 2018 г.-1+3
    Решительно не согласен с автором насчёт "последней капли". Как это её нет? Янукович от этой "последней капли" еле ноги унёс, в странах "старого запада" нужно совсем немного для начала объёмнейших забастовок, причём они совершенно при этом законны. Как это нет "последней капли"? "Последней капли" нет только в случае, если вместо народа отара овец, их можно стричь, резать, использовать для сексуального удовлетворения - они будут только согласно блеять, ну или несогласно, но всё равно блеять. А вот утверждать, что во всём мире так - неправда.
    • Николай Войченко
      Николай Войченко30 июля 2018 г.+1
      Очень трудно сделать первый протестный шаг, трудно привыкнуть к ним. Нужно привыкание к протестным действиям. Успех помогает к быстрому привыканию. На Западе сначала тоже было трудно, люди собирались не по первому зову на протесты, даже законные.) Зато сейчас они быстро, по первому зову идут ибо не только понимают цель, но и привыкли к ним. Это привычным как идти на работу.) Наших тоже можно раскачать, но нужно время.) Человек привыкает ко всему, к протестам тоже.) И без последней капли.
  • Николай Войченко
    Николай Войченко30 июля 2018 г.+2
    Помнится, была программа в ящике. Ведущий приглашал популярного чела и полчаса беседовал на разные темы. Пришёл и знаменитый итальянский сценарист фильмов. Он писал сценарии самому Фелини. Вспомнил как во время войны несколько лет отсидел в немецком концлагере. В 45-м союзники стали освобождать земли. Проехали около лагеря. Охрана разбежалась, ворота открыты. Выходи, ты свободен! Чего вроде бы проще - выйти на волю? Но, рассказывает гость, мы все стояли около ворот и не могли выйти! Смелый сделает пару шагов за ворота, обернётся на нас и назад. Представляете? Люди прожили в лагере несколько лет, привыкли к такой жизни и не могут сломать привычку.
  • Николай Войченко
    Николай Войченко30 июля 2018 г.+3
    Потребовалось достаточно времени, пока наиболее смелые потихоньку, оглядываясь, пошли вперёд. За ними сначала робко, а потом всё смелее пошли и все остальные. На свободу! Вот она, психика! Ко всему надо привыкать. К протестам тоже.) 76 лет мы жили в одних условиях, привыкли к всеобщему послушанию. же зря же наш строй назывался соцЛАГЕРЬ, а за бугром капиталистический МИР.) Даже названия говорящие и специфические)) И вдруг наш мир разделился на классы, на своих и врагов: не внешних, а внутренних. И с ними надо бороться по настоящему: или ты или тебя - как на войне. понятно, что к этому надо привыкнуть психологически. ничего, власть прикладывает макс. усилий для этого. Привыкнем к борьбе, никуда не денемся.)