Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Свободы сеятель – кто это: капитализм или социализм?

  • Понятие "свобода" не имеет абсолютного значения. В свое время под свободой понимали освобождение капиталистов от власти феодалов, потом – народа от власти капитала. Никто и никогда не подразумевал под свободой нечто абсолютное. Если для узника ФСИН свобода – это все, что снаружи тюрьмы, то для остальных граждан вариантов и градаций свободы неисчислимо больше.

    Накануне уничтожения СССР вражеская пропаганда сумела убедить советских граждан, что люди при капитализме имеют больше свобод – и многие почувствовали себя узниками в своей собственной стране. В чем был обман?

    1. Свобода при капитализме определяется богатством. Естественно, граждане СССР, успевшие привыкнуть к социально плоскому обществу, искренне не понимали суровой капиталистической социальной вертикали. Поэтому сравнивали себя с верхушкой капиталистической пирамиды, т.е. с богатыми и обеспеченными обитателями развитых капстран, которые действительно имели больше свобод, чем жители СССР. То, что это свобода для немногих была за чужой счет и обеспечивалась рабством большинства населения, оставалось за кадром.

    2. Механизмы неоколониального грабежа практически не разоблачались (хотя, о них и говорили). При этом граждане СССР сравнивали себя с жителями высокоразвитых стран – а то, что нас могут превратить в жалких рабов, обитающих в одной из самых отсталых колоний Запада, никто себе даже представить не мог. Свобода в капиталистическом мире распределена неравномерно: от демократии в метрополиях – до фактического рабства в колониях.

    3. Многие потенциальные свободы, представлялись как реальные. Т.е. у каждого жителя капиталистической страны было право купить личный самолет, но деньги на это имело лишь ничтожное меньшинство. Но многие советские граждане, привыкшие к социальному равенству, разницу между реальными и потенциальными свободами не понимали. При капитализме многие из свобод являются декларативными: нет механизмов их обеспечения, или же они не работают на практике. Скажем, советский человек мог высказать в лицо директору завода что угодно, при капитализме это исключено.

    4. Многие провозглашенные свободы при капитализме доступны лишь немногим, причем эти немногие обладают такими свободами, которые даже не провозглашались. В советском обществе не было понимания имущественного ценза в доступе к свободам и социальной дискриминации, когда бедные и нищие люди оказываются лишенными всех прав и свобод.

     

    Таким образом правильным понимание свободы при социализме является минимально возможный уровень ограничений. Он должен обеспечивать как безопасность и благополучие всего общества в целом, так и максимальную возможность для самовыражения и удовлетворения желаний для каждого члена общества. Т.е. это заведомый компромисс. Причем по мере развития общества степень свободы каждого из его членов должна увеличиваться.

    Социализм-коммунизм – это лишь способы обеспечить максимально возможную свободу для каждого человека. Свобода при капитализме – это свобода лишь для богатых, она обеспечивается несвободой, нищетой и бесправием большинства. Буржуи лишают свободы большинство остальных людей, чтобы расширить свои собственные свободы за их счет. Но при капитализме даже для богатых существуют механизм ограничения свободы, это – размеры капитала.

    Кроме того свобода принципиально ограничена физическими законами природы и жизненными интересами других людей. Никакой человек не может жить вечно, не может путешествовать в открытом космосе, не может кушать других людей (это пока не одобряется даже в буржуазном обществе) и т.д.

    Да, социализм-коммунизм ограничивают свободу человека, но в равной степени для всех, и не более, чем это необходимо для благополучия всего общества. Цель социализма-коммунизма – чтобы не было паразитов, чтобы каждый вносил посильный вклад в материальный базис, необходимый и достаточный для собственного обеспечения. Всем свободным от необходимого труда временем жизни каждый волен распоряжаться как считает нужным (естественно, в рамках принятой морали и УК). Именно в этом и заключается подлинная свобода человека.

    В конечном счете весь социализм сводится к одной непререкаемой несвободе: запрету на эксплуатацию человека человеком, все остальное – лишь механизмы реализации и защиты этого принципа. Это самое главное, необходимое и достаточное условие социализма.

     

    По материалам kajaleksei

14

Комментарии

11 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов1 июля 2018 г.-1
    Свобода понятие диалектическое, поэтому определить его однозначно можно только в рамках диалектической логики. Свобода распадается на личностную свободу в обществе и общественную свободу для личности. Первое требует синтеза свободной воли индивида и бесконечной воли творца, поэтому требует систему ценностей как основу такого синтеза. Второе - синтез уже личностной свободы и общественной необходимости в виде правильного устройства общества. Оба синтеза необходимы для установления свободы. Например, свободы не будет, даже если люди идеально относятся друг к другу, но сама организация общества такова, что в экономике господствует частная собственность, в политике - буржуазная политическая система, буржуазное право - в правовом пространстве.
  • владимир кот
    владимир кот1 июля 2018 г.-1+2
    автор лжет.хотели не капитализма,а изменения того,что было.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко1 июля 2018 г.-6
    Таких наивных статеек здесь процентов тридцать, писано людьми, живущими реалиями и пропагандой 30-х годов. Они не имеют понятия о чём пишут вообще, всё со слов пропогандонов, живших многие десятилетия назад. Пойди за такими людьми - окажешься в прошлом, причём с полным антуражем, с бараками и примусами.
    • Павел Шереметев
      Павел Шереметев1 июля 2018 г.-1+2
      Пшла вон, тля шароварная, пойдёшь за тобой и окажешься на майдауне, среди щеневмэрлых дегенератов!
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко1 июля 2018 г.-1
        Хотелось бы надеяться, что админы рано или поздно всё
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко1 июля 2018 г.-1
        всё же вынесут отсюда вонючую портянку, если они не хотят, чтобы "Публицист" окончательно превратился в помойку. В данный момент ресурс имеет именно такой вид.
        • Павел Шереметев
          Павел Шереметев2 июля 2018 г.
          Это такие моральные уроды как ты превращают всё в зловонные свалки - от уркаины до публичных дебатов, смотрим на ковтунов и трюханов, и видим фарионш и тягниволов с алкашами Пэдрами, а рядом кащенки истерично воют.
  • Михаил Русаков
    Михаил Русаков1 июля 2018 г.
    Свобода и славянская воля - синонимы?
  • Андрей Павлов
    Андрей Павлов1 июля 2018 г.-1
    Власть сдуру вляпалась в пенсионный реформу, рано или поздно она вляпается в революционную ситуацию, а у нас нет яркого лидера оппозиции. Считаю, что нам следует присмотреться к личности Сергея Удальцова. Левый, сидел по сути за убеждения, гибкий, харизматичный, простоватый только на первый взгляд, Ленин в молодости. Нам все не повезло, что мы не жили в одну эпоху с Лениным, но с другой стороны, мы являемся современниками Сергея Удальцова, что тоже не плохо. Предлагаю всем хотя бы раз упомянуть имя Сергея Удальцова в своих комментариях.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко1 июля 2018 г.-2
    Им это не надо, Андрей. Они думают не головой, а телевизором. В России достаточно людей, способных повести за собой, но Первый Канал сказал про них плохо, всё , этого достаточно для дурачья, они начнут их проклинать.
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный2 июля 2018 г.
    В НЛП, (если кто из многоуважаемого коллектива,не ведает, НЛП - набор техник манипуляции человеком), термин есть, квантором общности кличуть. Применять можно где попало, по причине и без оной. Далее после этого термина, нужно формулировать суггестивное выражение своего желания, и будет удача вам, на фундаменте, одурачивания себе подобного. А теперь к теме: человек - существо общественное, иными словами системное, находящиеся в постоянном взаимодействии с себе подобными. О какой свободе речь, то!