Самое свежее

Александр Росляков. Хозяина не выбирают – или особый путь путинской России Выборы в России. Послесловие Андрей Нальгин. Шойгу-спаситель Эль Мюрид. Чтобы все как один! Алексей Рощин. Итоги представления Александр Росляков. Причинное место

У рупора Кремля Симоньян проснулась совесть. У других – спит без задних ног

  • Главред кремлевского телеканала Russia Today  Маргарита Симоньян задела многих за живое своим небольшим текстом в «Фейсбуке» о социальной справедливости. Не просто об отношениях богатых и бедных, а о базовых вещах, о том, за что ей стыдно:

    «У меня иногда болеют дети. Сын болеет прямо сейчас. Когда болеют сильно и внезапно, я вызываю им скорую. Вызывала бы платную, чтобы бесплатная досталась тем, кто не может платить, но платная едет очень долго. А когда у трехлетнего ребенка рвота и под 40, уже как-то не думаешь о социальной справедливости…

    И вижу этих людей – всегда очень уставших, изможденных, плохо обутых и, очевидно, очень бедных. Вот они поднимаются на второй этаж в комнату сына по дубовой лестнице в нашем хорошем доме в хорошем подмосковном поселке. И мне становится ужасно стыдно за этот дубовый паркет, за этот второй этаж, за отдельную спальню у трехлетнего мальчика, за английские обои и винтажную итальянскую люстру. Как будто я это все украла у этих уставших людей в плохой обуви, приехавших спасать моего ребенка.

    И я сую им деньги, и всем нам неловко от этого, но хоть так. Переживаю потом до утра, даже когда ребенок заснул и температура спала. Я немножко жила при коммунизме, и мне это очень не нравилось. Но так, как сейчас, мне не нравится тоже».

    Эти размышления о нашем социальном строе вызвали бурную реакцию в соцсети – благо у Симоньян, известной широкой публике, десятки тысяч подписчиков. Некоторые обличали саму Маргариту: да, ты и украла эти деньги у всех нас, «вы работаете на стороне государства против людей на деньги людей».

    Но в такой тональности высказалось не так уж много людей даже из числа откровенных ненавистников нынешней власти – потому что Симоньян задела гораздо более важную тему. Она сказала, что чувствует стыд за тот социальный уклад, который сложился у нас после развала СССР. И дело тут не в том, что Симоньян получает много, а врач – мало, а в ощущении неправильности этого разрыва.

     

    При этом сама Симоньян никак не может считаться поклонницей советской власти, о чем она специально оговаривается. При нынешнем строе она попала в число людей успешных, знаменитых и богатых. Так почему же ей стыдно?

    Потому что всем нормальным людям стыдно за то социальное устройство, что сложилось у нас после распада СССР. Да, уже нет разрухи и дикого капитализма 90-х. Но все равно, отказавшись от социализма (в какой бы форме он ни был построен в СССР), мы не создали ту социальную модель, которая была бы приемлемой для нашего народа. Которая отвечала бы его морали, ценностям и идеалам.

    Сложилось общество с огромным, чудовищным расслоением, с попытками закрепить его классово-клановую основу.

    Нам говорят: но ведь так живет весь мир, так устроен и Запад!

    Но, во-первых, мир устроен по-разному. А во-вторых, в России после социалистического периода невозможно делать вид, что этого не было. Стремление к социальной справедливости, как и общинное мировоззрение, всегда было основой русской нации. Она в душе не примет никогда чудовищный перекос в пользу торговца, а не производителя, посредника, а не творца.

    Народ может терпеть негодную социально-экономическую модель, приспосабливаться к ней, жить по ее законам – но рано или поздно все взорвется и сломается. Именно поэтому совестливые или просто умные богатые в России чувствуют несправедливость уклада в целом – и хотят его изменить. Потому что хотят, чтобы их потомки жили в счастливой и богатой России. Хотят сохранить свое богатство в поколениях, для чего как минимум нужно не допустить повторения революции, то есть обеспечить стабильный социальный уклад.

    А дураки хотят и дальше получать свой непропорционально большой кусок национального пирога и строить для себя комфортную «отдельную Россию». А когда у них возникают проблемы – просто плюют на Родину и вывозят из нее капиталы. При этом на чем свет клянут государство, которое всего лишь попыталось через те же налоги заставить их делиться с обществом…

     

    Запад, к слову, демонстрирует совершенно разные модели социального устройства. В Великобритании сохранились монархия и сословные титулы – и весь уклад британского общества базируется на классовых и экономических различиях. Но такая модель не подходит той же Швейцарии, где в повестке дня стоят вопросы о введение безусловного дохода для всех граждан и запрет на разрыв в зарплатах внутри одного учреждения более, чем в восемь раз.

    Понятно, что России нужно уходить и от плоской шкалы налогов, и от прочих диких привилегий для богатых. У нас есть огромный советский опыт. Опираясь на него, нам нужно выработать «формулу будущего», найти свою модель социально-экономического устройства.

    А что наша власть? Путин не раз называл большой разрыв в доходах главной нашей проблемой. То есть он понимает наше основное болевое место – однако дальше этого понимания дело не идет.

    Но наш народ не будет вечно терпеть не подходящий ему строй – как не может долго ходить человек в ставшей тесной ему рубашке. Задача настоящей национальной элиты, которой у нас пока не родилось – реформировать нынешнюю социально-политическую систему так, чтобы при ней можно было жить.

    Пусть даже останутся и частная собственность, и рыночные отношения. Но им должно быть отведено то политическое место, которое помогало бы раскрывать лучшие качества нашего народа – а не накапливать противоречия и программировать будущие потрясения.

    И если даже у такого известного «рупора Кремля» как Маргарита Симоньян не выдержала совесть – значит, лихое дело зашло впрямь далеко. Правда, у других кремлевских рупоров вроде Михаила Леонтьева или Дмитрия Пескова совесть держит будь здоров – и они при их несметных барышах в гробу видали любые экономические и политические перемены.

     

    По мотивам Пётр Акопов

18

Комментарии

13 комментариев
  • Андрей Босый
    Андрей Босый20 апреля 2018 г.-1+2
    Петух жаренный клюнул, вот и проснулось. Ну а дальше блюдо вылизывать.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов20 апреля 2018 г.-1+8
    Я приведу только две крылатые фразы, которые являются квинтэссенцией народной мудрости: "Сытый голодного не разумеет" и "Трудами праведными не построишь палат каменных". Когда некоторые сытые граждане попадают в экстремальную ситуацию, они могут иногда испытывать временное чувство стыда, которое хорошо описано у Ильфа и Петрова в повествовании о застенчивом ворюге: "Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно".
    • Анатолий Петров
      Анатолий Петров21 апреля 2018 г.+1
      Ну уразумел же сытый голодного? И палаты каменные строятся только трудами праведными.( это вы камещикам раскажите) Опять же про временное чувство стыда. Значит, хоть временная совесть а все таки есть. А верхний коментатор пишет, что совесть вообще отсутствует. Да неужели Маргарита воровка. Окститесь и побойтесь бога! И это без суда и следствия? Ну однако же и писаки.
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов22 апреля 2018 г.
        Анатолий, совесть не может быть временной. Она либо есть, либо её нет. Бывает так, что она спала, но проснулась, однако если она заснула опять, то она и не просыпалась.
  • Николай Астров
    Николай Астров20 апреля 2018 г.+2
    Да ничего страшного. Снотворного подкинут её совести -- и всё наладится. А то непорядок какой-то получается: у "рупора Кремля" совесть, а у самого Кремля на том месте ёлка выросла...
  • Алексей Буров
    Алексей Буров20 апреля 2018 г.-1+4
    Кокетство это называется,а не совесть.
  • Валерий Мусин
    Валерий Мусин21 апреля 2018 г.+1
    Цивилизованный выход из идейного тупика существует. Нет необходимости доводить отношения до революционной ситуации. Но для этого нужны воля и команда.. https://author.today/u/valerymusin/works
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский21 апреля 2018 г.+4
    Наивны мечты тех, кто думает, как автор статьи: "...реформировать нынешнюю социально-политическую систему так, чтобы при ней можно было жить". Систему, выстроенную для людоедов, невозможно приспособить для травоядных. Ну, с какой-такой стати хищники, приспособленные существовать за счёт ограбления соотечественников, ни с того, ни с сего оденутся в рубище, раздадут награбленное..., и станут обычными людьми, как все "россияне"?! Кто-то верит в такую ахинею?
    • Сергей Жуков
      Сергей Жуков21 апреля 2018 г.
      В моду входит беззаветное людоедство
  • Lucifer Centurion
    Lucifer Centurion21 апреля 2018 г.-1+3
    Маргарита единственный человек из "федералов" у которого всегда были и мозги и совесть. Раньше у неё было больше свободы, но Путин отнял эту свободу, перевёл на другую должность, где у неё значительно меньше возможности доносить до людей свои мысли. Мог бы и уволить, но тогда бы он получил очередную Марию Лондон, которая клюёт его власть и в хвост и в гриву, но куда более сильную. И тут, надо признать, он сработал грамотно.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский21 апреля 2018 г.+3
    Ольга, Вы же знаете, что народная масса любого государства, есть сверхвнушаемая "особа", не имеющая своей воли. Народная масс - это глина, из которой власть имущие, обладающие монополией на СМИ, за сравнительно короткий срок могут слепить всё, что угодно. Уже образовалось поколение людей с вывихнутым сознанием, которое уже породило не малое количество духовных монстров.
    • Анатолий Петров
      Анатолий Петров21 апреля 2018 г.
      И этот про "народная масса". А как просирали Советский Союз не помните?
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев21 апреля 2018 г.+2
    "И дело тут не в том, что Симоньян получает много, а врач – мало, а в ощущении неправильности этого разрыва". Однако. Дело тут не "ощущении неправильности этого РАЗРЫВА", а в извращении условий жизни вообще. Врач проживёт без болтовни журналистки Симоньян и всяких экспертов, аналитиков, политологов, экономистов, шоуменов и т.д. Но проживут ли все эти мрази без труда рабочего, крестьянина, учителя, врача, инженера, конструктора, учёного и т.д.? Так чей же труд важнее? Ответ на этот вопрос очевиден. Труд производителей материальных благ и тех, кто обеспечивает это производство. Поэтому, в первую очередь, всеми материальными благами должны быть обеспечены работники сферы производства материальных благ. Но в обществе, где господствует частная собственность всё поставлено с ног на голову.