Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Александр Русин. Почему никто не шевельнул пальцем для спасения СССР?

  • В 1991 году был ликвидирован Советский Союз – мировая сверхдержава, победитель Второй мировой войны и соучредитель ООН. Государство, запустившее первого человека в космос и сохранявшее лидерство в области космонавтики вплоть до момента его ликвидации; ядерная держава, занимавшая 1/6 часть суши...

    Союз ликвидировали просто и буднично – выгнали из Кремля президента СССР, спустили флаги, сняли гербы, распустили многомиллионную партию, подписали где-то в беловежской глуши филькину грамоту о ликвидации… И все!

    Никто даже не пытался что-то предпринять для сохранения Союза – ни 5-миллионная советская армия, ни компартия, в которой состояло около 20 миллионов членов, ни могущественная служба госбезопасности, которую еще недавно боялся весь мир.

    Среди 250 миллионов населения не нашлось ни одной сколько-нибудь значимой группы или организации, которая попыталась бы остановить процесс ликвидации СССР.

    Впрочем одна группа была, называлась ГКЧП. Действия этого Государственного комитета по чрезвычайному положению, вошедшие в историю как путч, действительно были попыткой остановить процесс разрушения Союза. Но эта попытка оказалась настолько слабой и невнятной, что никто даже не понял и не оценил ее, она не получила поддержки ни в обществе, ни в армии, ни в партии, потому и провалилась.

    И когда арестовали членов ГКЧП – никто не встал на их защиту.

    Почему так произошло?

    Говорят, народ не встал на защиту Союза, потому что не разобрался в ситуации и был обманут руководством страны, а армия не встала – потому что не было приказа сверху, да и дело военных – воевать с внешним противником.

    Но это на самом деле всего лишь оправдания.

    История знает много случаев, когда в критические моменты истории как военные, так и гражданские вставали на защиту страны, не дожидаясь приказа.

    Поэтому отсутствие приказов не является оправданием бездействия, если оно привело к ликвидации государства, защищать которое клялись солдаты и офицеры.

    Это же касается членов КПСС и вообще всех граждан СССР.

     

    К примеру, когда началась Великая Отечественная Война, миллионы советских граждан пошли записываться добровольцами, не дожидаясь приказов и повесток. А подростки, не достигшие 18 лет, даже приписывали себе год-другой, чтобы попасть на фронт.

    Можно вспомнить о раненых бойцах, которые сбегали из госпиталей на фронт – они тоже делали это без приказа и наперекор врачам. Можно вспомнить Маресьева, который лишился ног и был негоден к полетам, но его желание вернуться в строй было столь велико, что он добился своего и летал с протезами.

    Можно привести еще пример – партизанские отряды, которые возникали в тылу врага безо всяких приказов…

    Так почему же в 41-м году граждане СССР шли на фронт добровольцами, не дожидаясь никаких приказов, а в 91-м никто из 250 миллионов населения, никто из 20 миллионов членов КПСС и никто из 5 миллионов солдат и офицеров не встал на защиту Союза?

    Может, дело в том, что в 91-м году не было внешнего врага?

    Но позвольте, разве НАТО было расформировано и холодная война прекращена? Разве США стали нашими друзьями?

    Можно, конечно, сказать, что простым людям в 91-м это было неочевидно и казалось, что холодная война закончена, а США станут нашими друзьями. Но это объясняет лишь поведение простых людей, да и то не всех. И уж точно не является оправданием, потому что наивность – не оправдание и даже не смягчающее, а наоборот отягчающее вину обстоятельство. Народная мудрость гласит – простота хуже воровства.

    Значительная часть населения СССР имела высшее образование, что автоматически означает изучение трудов Маркса и Ленина с обязательной сдачей экзаменов и зачетов по марксизму-ленинизму.

    Какая-то часть из миллионов, учивших марксизм-ленинизм, все равно должна была понимать, что происходит в стране, причем задолго до 91-го года.

    И даже если считать, что численность КПСС была сильно раздута и в партию записалось множество приспособленцев – какая-то часть тех 20 миллионов, что носили партбилеты, все равно должна была разобраться в происходящем задолго до событий 91 года.

    А сколько в советской армии было замполитов, которые по долгу службы должны были ориентироваться как в политической, так и в военной обстановке.

    И еще не надо забывать про генштаб и КГБ – там не просто должны были разбираться в ситуации, там должны были просчитывать ее на несколько ходов вперед, это была их прямая обязанность.

    Поэтому рассуждения о том, что пришел Ельцин с кучкой соратников и мастерски обвел всех вокруг пальца за пару дней – это все разговоры в пользу бедных.

     

    Огромное количество людей прекрасно понимало, к чему все идет – и среди гражданских, и среди военных, и среди членов КПСС, и особенно среди сотрудников КГБ и служащих генштаба.

    Понимали и при желании вполне могли поделиться своим пониманием с остальными, даже пресечь деятельность Ельцина. У его дома накануне московского митинга в августе 1991 года дежурил то ли СОБР, то ли другое спецподразделение, которое могло задержать Бориса Николаевича легко и просто – это документальный факт. Но этого не было сделано.

    В декабре 1991 года один из участников "беловежской сходки" бросил интересную фразу, которая звучала примерно так: "нас же тут всех можно одной ракетой накрыть". И это была правда. Но этого тоже не было сделано.

    Никто не арестовал Ельцина, никто не пустил ракету по "беловежской сходке", никто не поднял по тревоге свое подразделение, когда демократы спускали советские флаги...

    Приказа не было?

    Так у Ельцина тоже не было приказа проводить митинги и ликвидировать СССР. Но он потрудился арестовать членов ГКЧП, а сторонники СССР не потрудились точно так же арестовать Ельцина и взять власть в свои руки.

    На митинг Ельцина у Белого дома вышло около миллиона человек, причем никто их туда насильно не гнал. А вот митинга против Ельцина за сохранение СССР не было вообще, хотя в одной только Москве было около миллиона членов КПСС, которые просто обязаны были выходить на защиту Союза. Но они не вышли.

    И ни одна область, ни одна республика не отказалась спускать советские флаги и не объявила, что не признает ликвидации СССР. Все признали.

    Вот Донбасс в 2014 году не признал киевский переворот, отказался жить с новой украинской властью, а киевского назначенца Таруту выгнало вон. И объявил о независимости. И воевал за независимость.

    И Крым смену власти в Киеве не признал.

    А антисоветскую власть в 1991 году признали все советские республики и все регионы РСФСР, все военные части и даже все отделения КПСС, которые послушно превратились в отделения КПРФ.

    И произошло так, потому что в 91-м году практические никто не хотел всерьез защищать и сохранять СССР и что-то делать для этого, чем-то жертвовать и рисковать своей карьерой, свободой, жизнью и здоровьем.

     

    В 91-м в обществе доминировали демократические и откровенно антисоветские настроения. Демократы и антисоветчики в 91-м году составляли не просто большинство, а подавляющее большинство, причем не только среди простых граждан, но и среди членов КПСС, военных, замполитов, сотрудников КГБ.

    Яркий пример – Путин, сотрудник КГБ, который прямо в дни ГКЧП побежал служить демократу-антисоветчику Собчаку. И ведь не он один был такой, он был одним из многих.

    И не надо думать, что только верхушка власти была такая – все общество в 1991 году было таким.

    Советская власть по состоянию на 91-й год была дискредитирована, да и советской уже не являлась. Но дело не только в разложившейся власти, дело еще и в разложившемся обществе, которое тоже перестало быть советским. Оно к 91-му году стало потребительским.

    Большая часть населения хотела не советской власти и Союза, а колбасы и демократии, западной жизни и рыночной экономики. Многие думали, что стоит перейти на западную систему – и наступит жизнь как в Германии, Франции и США. Некоторые так думают по сей день, а в 91-м так думало абсолютное большинство.

    Поэтому никто и не спас Советский Союз.

    Конечно, сторонники советской власти тоже были, но они оказались в явном меньшинстве, а главное – они были деморализованы и не были готовы сражаться за СССР. Не хотели рисковать, хотели чтобы все наладилось как-нибудь само собой.

    Кто-то был элементарно стар. Кто-то – наоборот, слишком молод.

    Большинство разочаровалось в Союзе и советской власти, захотело перейти к западной системе, любой ценой, пусть даже ценой сдачи государства противнику.

    Поэтому не нужно говорить, что народ обманули, никто ничего не понимал... Народ обманули, потому что он был готов стать обманутым.

    Некоторые за прошедшие 27 лет пересмотрели свои взгляды, разочаровались в демократии и "дружбе с Западом" – они теперь говорят, что их обманули, перехитрили, во всем виноват Ельцин... Нет, они сами себя обманули. И Ельцин – не причина, а следствие, продукт настроений, доминировавших в обществе в 91-м. Если бы это было не так, на митинг Ельцина никто бы не пришел, а на митинг против Ельцина пришел бы миллион.

    Советский Союз не спасли, не потому что на это не было приказа, а потому, что на это не было желания.

    Все остальное – лишь попытки оправдаться или переложить ответственность за случившееся с себя на кого-то, чтобы лучше выглядеть в своих глазах.

    Однако будет намного лучше, если мы признаем, что потеряли СССР не из-за чужой хитрости, а из-за собственной глупости, наивности, из-за собственного бездействия и собственных заблуждений.

    Поражения и ошибки надо уметь признавать, именно с этого начинается их исправление и приходят новые победы.

    Поэтому чем раньше мы признаем, что сами профукали Союз и советскую власть, тем быстрее заново обретем их.

19

Комментарии

80 комментариев
  • Виталий Витальевич Бурлуцкий
    Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.-5+6
    Ничего мы Русин заново не обретём- ни советскую власть, ни Союз. Русские будут стёрты из Истории своими многочисленными врагами так и "своей" 5 колонной. А когда нас нестанет то напишут всяких небылиц, чтоб и небыло нас жалко. Как никому сейчас не жалко индейцев в США.
    • Владимир ОтСохи
      Владимир ОтСохи19 декабря 2018 г.
      Открою Вам "страшную" тайну тов. Бурлуцкий - ВСЁ человечество будет стёрто! История нынешней цивилизации конечна, как и всё в этом мiре. «на свете все кончается, всему ведь есть конец; кончается пирожное, ситро и леденец»
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский25 февраля 2018 г.-2+7
    Виталий, не паникуйте! Всё сложится для нас лучше самого лучшего. Потому - терпение!
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.+7
    Всем хорошо известна истина, что то, что не действует, атрофируется и приходит в полную негодность. Например, космонавты после месяца пребывания в невесомости будут с большим трудом учиться заново ходить. То же самое верно по отношению к мышлению. Если кто-то мыслит за кого-то, то второй перестаёт мыслить. Это имеет место и по отношению к обществу в целом. Если всё в обществе определяет узкая группа людей, то народ будет пассивен в политическом смысле слова, и эта узкая группа людей может сделать с обществом всё что угодно... Важно ещё то, что эта узкая группа людей запрещала кому-либо иметь мнение, отличное от собственного.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.+12
    Добавлю, что это, конечно же, проявляется и ныне, когда подавляющая часть общества не думает, не желает этого делать и представляет собой стадо, доверившееся циничным и лукавым правителям.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.-2+1
      Бахматов! Вы какой-то непоследовательный антисоветчик, плюнув в советское прошлое Вам надо было прокричать- слава заПутину! Но Вам и его масквапитерская ОПГ ненравится!
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.-1+2
        Виталий, вы давно должны были понять, читая мои комментарии и статьи, что я за те цели, которые ставил перед собой СССР, но против тех средств, которыми пытались этого достигнуть. В падении СССР и его идеалов повинна была политико-экономическая система, которая была построена им. Всё просто, доктор Ватсон))
  • Андрей MastersInc
    Андрей MastersInc25 февраля 2018 г.-1+9
    Автору три плюса. Во первых всё логично и верно, ну а самое важное, написано лично и от души. Вот это действительно автор, это и есть личная борьба с действительностью. Не согласиться с его доводами невозможно, они просты, логичны и понятны!.
    • владимир кот
      владимир кот25 февраля 2018 г.+1
      Не согласиться с его доводами невозможно, они просты, логичны и понятны!.,, как я понял,вы тогда не жили,но автор с которым я не согласен,все разьяснил.вот если бы вы тогда были,вы бы ого-го.просто автор,пытается переложить вину с горби и ебн,на народ.который даже не понял,что идет разрушение идеи и государства.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков25 февраля 2018 г.+3
    «В довершение всего, очистили какой-то манеж и поставили в нем "Прекрасную Елену", пригласив, в качестве исполнительницы, девицу Бланш Гандон. И за всем тем продолжали считать себя самым мудрым народом в мире. Вот и скажет историк: на основании таких-то и таких-то данных я имею полное право заключить, что сия эпоха была эпохой распутства — всеобщего! Одно из двух: или ты человек, или вол подъяремный. Ежели ты человек, и за всем тем у тебя под носом Балалайкины историю народа российского созидают — стало быть, ты сам потатчик и попуститель» С.-Щедрин
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков25 февраля 2018 г.+1
    «В довершение всего, очистили какой-то манеж и поставили в нем "Прекрасную Елену", пригласив, в качестве исполнительницы, девицу Бланш Гандон. И за всем тем продолжали считать себя самым мудрым народом в мире. Вот и скажет историк: на основании таких-то и таких-то данных я имею полное право заключить, что сия эпоха была эпохой распутства — всеобщего! Одно из двух: или ты человек, или вол подъяремный. Ежели ты человек, и за всем тем у тебя под носом Балалайкины (или--Ельцины с Собчаками) историю народа российского созидают — стало быть, ты сам потатчик и попуститель» С.-Щедрин
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский25 февраля 2018 г.+7
    СССР завалили москвичи. Тот самый миллион недовольного московского отребья и понаехавшие, вышедшие на митинг. К примеру, почти точно такие же события происходили в Санкт-Петербурге в феврале 2017 г. Народ Империи безмолвствовал. Свершилась Октябрьская Революция - народ опять безмолвствовал, а до сибиряков осознание свершившегося дошло примерно через год-два. Я это к тому, что Судьба России вершится в столице, причём очень незначительной по численности группой заговорщиков.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.-1+6
      москвапитерцев воспитывали для этого. Ничего случайного в крушении СССР небыло. Вот со времён Никиты всё и началось. Белогвардейщина. Сейчас Шойгу и Путин- почётные белогвардейцы. Чего они 23 февраля цветы клали? И кому? Жертвам РККА?
  • Рафик  Кулиев
    Рафик Кулиев25 февраля 2018 г.-4+5
    Автор, начни с себя: почему ты и пальцем не пошевельнул, чтобы сохранить СССР? В чём смысл подобных статей? Отвлекать от борьбы против капитала на пустопорожнюю болтовню.
    • Надежда Красная
      Надежда Красная25 февраля 2018 г.-2+2
      Рафик, у него такая специализация, ему за ЭТО платят. Нормуль.
    • Борис Злобин
      Борис Злобин26 февраля 2018 г.
      Рафик! Вот я тоже пальцем не пошевелил в защиту такого СССР. Я тоже не захотел защищать "новых дворян" и воров, не захотел присоединятся ни к одной из их групп в их межлусобойчиках. А междусобойчик был жёсткий: сначала убрали Горбачева и Ко, потом повоевали между собой трусливая ккчка ГКЧП с более решительной группой Ельцина. И СССР закончился. Победители получили всё, в соответствии со своими должностями, в собственность.
      • Рафик  Кулиев
        Рафик Кулиев26 февраля 2018 г.+1
        Если бы у меня была возможность самому публиковать здесь свои материалы, я показал бы, как дважды два = 4, что все комментаторы просто не понимают, что "Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого". К. Маркс, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта И что, следовательно, «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно». (В. Ленин, «О брошюре Юниуса»).
      • Рафик  Кулиев
        Рафик Кулиев26 февраля 2018 г.
        Несчастный, ты даже не понял, как выболтал, что ты не вождь, т.е. не можешь сам поднять свой народ на борьбу против завоевателя, что ждешь, чтобы кто-другой обеспечил бы тебе более менее сносную жизнь. Про таких говорил: домашний раб, т.е. раб, который кормится с рук.
    • Борис Злобин
      Борис Злобин26 февраля 2018 г.
      Моё видение причин - в моём комменте внизу.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский25 февраля 2018 г.+2
    Есть большой смысл в этой статье. Ведь не ответив на вопрос "кто виноват", невозможно понять "что надо делать".
    • Рафик  Кулиев
      Рафик Кулиев25 февраля 2018 г.-4+3
      Ещё один приём троля: до тех пор, пока не ответим, не будем действовать, будем пустозвонить.
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский25 февраля 2018 г.+3
        Надо долго думать, а потом быстро действовать. Тот кто действует, не долго думая, всегда бывает бит. Насчёт тролля в мой адрес: яркий пример человека не желающего думать, но быстро действующего. Про таких говорят: у них язык, что помело.
        • Рафик  Кулиев
          Рафик Кулиев26 февраля 2018 г.-1+2
          с завоеванием государственной власти трудящимися, борьба за государственную власть между ними и буржуазией не закончилась. Свергнутая российская буржуазия никак не могла примириться с тем, что у власти встали те самые трудовые люди, которые десятилетиями эксплуатировались ею, что эти люди посягнули на её святая святых – частную собственность. Буржуазия никак не могла поверить в то, что пришёл конец её праздной, безмятежной, паразитической жизни, её богатству, привилегиям, неограниченному господству. А потому с первых же дней завоевания рабочими и крестьянами всей полноты государственной власти она рассосалась по советским, хозяйственным и партийным организациям, даже внедрилась в руководящие органы партии большевиков и государственной власти и объявила им тайную войну, стала с бешеным ожесточением и прямо-таки фанатическим упорством сопротивляться построению СССР. В борьбе против СССР с
          • Евгений У
            Евгений У27 февраля 2018 г.-1
            Глупость пишите! "Буржуазия никак не могла поверить в то, что пришёл конец её праздной, безмятежной, паразитической жизни." Не думаю что у заводчиков производящих, в те времена, станки, оружие, строяших корабли и т.д. Была праздная жизнь! А что, среди вновь победивших, как говорится из грязи в князи, не было желающих отведать такой вот праздной, по их представлению, жизни? СССР начал рушиться тогда, когда возникла номенклатура. Старый дракон низвержен - "Да здравствует новый дракон!"
        • Рафик  Кулиев
          Рафик Кулиев26 февраля 2018 г.-1+1
          В борьбе против СССР свергнутая буржуазия прибегала к самым различным приёмам. Используя свои былые связи с верхушкой интеллигенции, чиновниками, военными специалистами, спекулянтами и прочим уголовным элементом, она дезорганизовывала хозяйственную жизнь страны, работу государственных учреждений, оборону. Буржуазия, чуя как бы классовым инстинктом, что основой Советского государства является общественная собственность, всячески старалась расшатать её. Пользуясь тем, что у основной массы населения ещё сохраняются частнособственнические привычки и навыки, она разжигала в их сознании частнособственнические инстинкты и тем самым подталкивала их на массовое воровство и хищение общественного (социалистического) имущества с тем, чтобы разрушить основу социалистического государства – общественную собственность. Наконец, вся мировая буржуазия в борьбе против социалистического государства подменял
        • Рафик  Кулиев
          Рафик Кулиев26 февраля 2018 г.-1+2
          Наконец, вся мировая буржуазия в борьбе против социалистического государства подменяла идеологическую борьбу психологическим террором, прибегала к открытой вооружённой борьбе против него (поход 14 империалистических держав против молодой Советской республики в 1918 году, организация второй мировой войны в 1939 году с целью уничтожения СССР). Короче говоря, экономическими диверсиями, угрозой военного уничтожения СССР, с одной стороны, и лестью, обманом, обещаниями райской жизни при капитализме, с другой стороны, буржуазия день и ночь расшатывала экономическую организацию СССР, разрушала морально-классовые устои его, и, в конце концов, добилась своего, разрушила его.
          • Евгений У
            Евгений У27 февраля 2018 г.
            "С одной стороны, и лестью, обманом, обещаниями райской жизни при капитализме, с другой стороны, буржуазия день и ночь расшатывала экономическую организацию СССР, разрушала морально-классовые устои его, и, в конце концов, добилась своего, разрушила его." Если народ и руководство морально устойчивы, то никакие посулы и лживые обещания не заставят изменить их мировоззрение и нравственные принципы. Это всё равно, что продать собственных родителей! Тоесть ваш посыл - гнилой народ продал идеалы СССР. Почему ж тогда народ США не продал свои идеалы и невстал на социалистический путь? Пример СССЗ был у всех стран мира перед глазами! Ответ прост. Правит и решает не народ, а власть придержащие! Но суть в том, что туда, как правло, при СССР прорывались, в большинстве своём не те кто желал стране процветания, а те кто хотел быть над всеми, властвовать, руководить, повелевать, иметь привелегии и быть
    • Алексей Прокопов
      Алексей Прокопов25 февраля 2018 г.+1
      ... не ответив на (Последний по очерёдности аж седьмой ))) вопрос: "кто виноват?", неВоз-Можно понять "что надо делать?". Ведь на всегда Первый и наиГлавнейший "ЗАЧЕМ?"отвечать никто не спешит и даже боятся, так как Об-ЫК-новенные импотенты и тупые трусы))) Скажите не прав? И напрасно Ошибётесь))) Ведь до последнего вопроса "кто виноват?" ещё 5 вопросов в строгой ОЧЕРЁДНОСТИ: КТО? КАК? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ))) Нарушаете Закономерность Божественного Порядка? Получите за своё Агрессивное Невежество. От невинного щелбана, до Погибели Империи. Причина то всегда одна: Агрессивное Невежество ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ. Продолжим и дальше ПРЕНЕБРЕГАТЬ? Или всё же ВЫЖИВЕМ?
  • Виктор Старков
    Виктор Старков25 февраля 2018 г.-1+4
    Причинами распада СССР были как субъективные, так и объективные факторы. Большую роль сыграла личность самого Горбачева. Нарциссизм и в то же время полное неумение разбираться в людях, которое поражало даже его ближайшее окружение.Когда встал вопрос о переводе Ельцина Б.Н. в Москву, то председатель Совета Министров Рыжков Н.И. бывший директор Уралмаша и хорошо знавший Ельцина сказал:»Не вздумайте, наплачетесь!».Хотя как говорил И.В. Сталин:»Кадры решают все». Общество созрело для перемен, потому что за пятилеку 3П(пятилетка пышных похорон) действительно накопилась масса проблем, которые нужно было решать. Дэн-Сяопин был, в отличие от Горбачева, мудрым политиком, тонким дипломатом и в то же время человеком большой силы воли. Когда Горбачев пытался высказаться в защиту студентов и демократии, он резко отреагировал, приведя народную пословицу: "На улице иногда появляется мусор, но налетает
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.
      Виктор, вот вы пишете, что общество за время пышных похорон созрело для перемен. Так расскажите, для каких перемен созрело общество?
      • Виктор Старков
        Виктор Старков25 февраля 2018 г.+4
        Бардака много развелось, дисциплина упала до такой степени, что пьянство стало процветать на рабочих местах. Показатели работы предприятий нужно было менять, сделать промышленность восприимчивой к новой технике.Пример. У вас же в Питере было научно - производственное обьединение "Светлана" пришел энергичный грамотный руководитель, провел реконструкцию, внедрил передовые технологии. Стал выпускать продукцию мирового уровня. А предприятие по старым показателям тонна, километр и пр. валовые показатели оказалось в числе отстающих. Ну и по с/х можно много примеров приводить. Ну и в обязательном порядке уходить от хрущевской уравниловке в оплате труда. В партийной жизни многое нужно было менять, но не отменять 6 статью конституции СССР. В общественной жизни - пробудить общество от спячки. Да много чего ещё, всего не перечислишь.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.-3+1
          Вот-вот в ЦК КПСС собрались одни старики-пердуны и молодые подхалимы-карьеристы, которые, как вы, считали, что надо что-то менять, а что менять, так и не поняли. Нужно было менять саму политическую систему, чтобы в руководстве страны не скапливались такое количество стариков-пердунов и подхалимов-карьеристов. А это целой комплекс мер в реорганизации экономического и политического устройства общества.
          • Виктор Старков
            Виктор Старков25 февраля 2018 г.-1+4
            Внимательней надо читать и до конца! Самый главный урок Горбачевских реформ - перед тем, как что-то рушить, нужно понимать, ЧТО КОНКРЕТНО строить.
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.-1
              Я прочитал ваш комментарий внимательно и понял, что вы до сих пор не знаете, что надо было менять, но справедливо обвиняете в незнание этого Горбачёва, Ельцина и иже с ними.
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.-1+2
              6 ст. Конституции СССР означала абсолютную и несменяемую власть в стране в лице верхушки КПСС. Есть две непреложные истины: богатство и/или абсолютная власть развращают их обладателей абсолютно. Вопрос только во времени, если это не случилось сразу. Если вы пишете, что 6 ст. нельзя убирать, то остальные сантименты можете уже не писать.
      • владимир кот
        владимир кот25 февраля 2018 г.+2
        Так расскажите, для каких перемен созрело общество? ??vt;le прочим,эти проблемы,были созданы самим горби.то есть не решением проблем занимался тогдашний генсек,а созданием еще больших проблем.и надо было переформатировать,в первую очередь,само политбюро и по нисходящей.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков25 февраля 2018 г.-1+6
    но налетает ветер и все очищает. Так будет и у нас". К сожалению Горбачевские шараханья привели на ложный путь.Самый главный урок Горбачевских реформ - перед тем, как что-то рушить, нужно понимать, ЧТО КОНКРЕТНО строить. Гласности, свободы болтать недостаточно: это показал печальный опыт Февральской революции и перестройки. К сожалению Горбачевские шараханья привели на ложный путь.14 марта 1990 г. Была отменена 6 статья Конституции СССР – Закрепляющая руководящую роль КПСС. Страна потеряла скрепляющее ее части звено, процесс распада стал фактически необратим.
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.+1
      хахахаха... ну Вы даёте! Горбачёва в кремль втащили на тракторе лихие агенты влияния, а вовсе он не прилетел к нам с Луны как Вы говорите.
      • Виктор Старков
        Виктор Старков25 февраля 2018 г.+2
        Руководство избирают отобранные делегаты, а не все члены партии. Я это имел в виду. Я знаю, что в 1990-1991 г. многие выходили из партии из за того, что не хотели быть винтиками, от которых ничего не зависит.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов25 февраля 2018 г.+1
          Горбачёва избрали на Полит. Бюро ЦК КПСС. Не только народ СССР, но и члены КПСС не имели к этому назначению никакого отношения. Значит, это произошло из-за политической системы, действующей в СССР, что и является одной из объективных причин краха СССР.
          • Виталий Витальевич Бурлуцкий
            Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.+2
            во во... Всё подростком я удивлялся зачем Ленину партийная демократия, он всё за неё бился. И вот создали КПСС вместо ВКП(б) и демократию похерили. Фактически была создана партия не Ленинского типа, а нечто другое. И вот итог- СССР не стало!
            • Виктор Старков
              Виктор Старков25 февраля 2018 г.+5
              Виталий! В. И. Ленин об этом и предупреждал:«если и суждено погибнуть Советской власти, то она погибнет не от врагов внутренних, не от врагов внешних, а от рожденной ею собственной партийной бюрократии».
    • Алексей Прокопов
      Алексей Прокопов25 февраля 2018 г.
      Нам света не Нуж-НРО! Нам партия Светит))) Свет отключили((( Вот Слепые кутята в потреблядстве Своих ОКОВ и запутались))) Это же ОЧЕВИДНО! Ватсон. Да и ФАКТ.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков25 февраля 2018 г.+2
    Важным фактором также является отсутствие механизмов воздействия рядовых членов партии на ее руководство.Нет его и у КПРФ. Поэтому появление Горбачевых не исключено и в будущем.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков25 февраля 2018 г.+1
    Сунул нос в "Ревизора" В сцену. где чиновники докладывают Хдестакову. Как же это все похоже на наше ВСЕ. Любой присланный балбес становится объектом почитания, в нем сразу обнаруживают способности
    • Юрий Дока
      Юрий Дока25 февраля 2018 г.
      Грибоедов в "Горе от ума" тоже много чего про нашу элиту написал. Только это: "Нет! я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой."
  • Михайло Руснак
    Михайло Руснак25 февраля 2018 г.-1+1
    Часть №1 ЦИТИРУЮ: "Однако будет намного лучше, если мы признаем, что потеряли СССР не из-за чужой хитрости, а из-за собственной глупости, наивности, из-за собственного бездействия и собственных заблуждений. Поражения и ошибки надо уметь признавать, именно с этого начинается их исправление и приходят новые победы. Поэтому чем раньше мы признаем, что сами профукали Союз и советскую власть, тем быстрее заново обретем их. ➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/110401/23558/-" - Полностью согласен с автором, хотя многим нам не по нутру точная констатация БЕЗДЕЙСТВИЯ и НАИВНОСТИ всех нас, живущих и работающих тогда в 80-90годы...
    • Козьма Прутков
      Козьма Прутков26 февраля 2018 г.
      Можно подумать что-либо могло быть по-другому... Непонимание специфики развития и неумение представлять и достигать цели позволяет только постоянно совершать необдуманные и неподготовленные шаги, а потому такой подход всегда является пассивным.
  • Михайло Руснак
    Михайло Руснак25 февраля 2018 г.+3
    Часть №2: Ну а насчет замечаний и комментариев выше, хотел бы сказать лишь одно: - спорить можно долго и впустую, но все-таки надо бы - что-то и начинать делать, создавать "движение"/фронт за возрождение СОЮЗА-2, разъяснять людям и патриотам, кто был причиной Распада СССР, почему бездействовало КГБ, Генштаб, ГРУ... Причем в данном вопросе, кроме "роли Горбачева и его клики", на том же Западе есть информация, что в РАЗВАЛЕ СССР, была повинна "гнилая верхушка КГБ". Которая с половины 70-х "снюхалась" с ЦРУ, и по решению "финансовых хозяев мира" выполнила операцию "СВОРАЧИВАНИЯ проекта СОЦИАЛИЗМ" (который блестяще провел Андропов, приведя на пост ГенСека Горбачева).
  • Михайло Руснак
    Михайло Руснак25 февраля 2018 г.-1+2
    Часть №3: Ну а если вспомнить и историю РИ и СССР, то ведь на самом деле в начале 1900-х перед падением Царизма в России, именно ЗАПАДНЫЕ банкиры, подпитывая деньгами "революционные идеи разного толка" в РИ, оплачивали вооруженные нападения на банки, почтовые кареты и иные объекты в России и затем финансировали довольно безбедное житие идеологов свержения царизма, и тогда еще рядовых революционеров на Западе, и в той же самой Швейцарии... Причем всю вину за ПЛАНОМЕРНЫЙ и ХОРОШО ПРОРАБОТАННЫЙ РАЗВАЛ СВД и СССР, все почему-то возлагают лишь на Горбачева!? Так что не все еще ясно, кто, когда и как провернул трагикомедию и фарс "Похороны СоцСтран(1989) и РАСПАД СССР(1991)" с многомилионными потерями на людских жизнях...
    • Виталий Витальевич Бурлуцкий
      Виталий Витальевич Бурлуцкий25 февраля 2018 г.-1+2
      Ага... №3 Значит это Ленин по вашему виноват что голод был нормой при царизме. Мдя... голова однако!
      • Михайло Руснак
        Михайло Руснак25 февраля 2018 г.
        "Виталий Витальевич Бурлуцкий24 минуты назад Ответить 1 Ага... №3 Значит это Ленин по вашему виноват что голод был нормой при царизме. Мдя... голова однако! " Уважаемый Виталий! Где это Вы вычитали у меня рассуждения о голоде в РИ? Вы читаете "свое ЗЕРКАЛЬНОЕ Изложение" моего комментария или "САМИ С СОБОЙ выдумываете" то, что я не писал и о чем я не рассуждал?! У Вас что, "раздвоение личности" или "просто отсутствие совести и порядочности", приписываю иному "СВОИ СЛОВА И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ?"
  • Аркадий Осипов
    Аркадий Осипов25 февраля 2018 г.+4
    Я коротко - 1. Народ желал перемен в стране . Потому поддержал ЕБН . 2. Самое главное - Воспользовались доверием Народа , бросая этому народу косточки , плавно перешли в капитализм . Затем в воровской капитализм . 3. Путин действует этой же инструкцией . Косточка - выигранные выборы . Только костей стало не хватать или стало жалко и этого , народ стал умнеть . Всему есть предел .
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков25 февраля 2018 г.+4
    Сейчас одеяло на себя начинают тянуть на себя дети Галеры. А ведь скоро и внуки подтянутся. И все как один талантливые угребастые
  • Николай Иванов
    Николай Иванов25 февраля 2018 г.+2
    СССР развалился прежде всего из за разложения правящей элиты. Во вторых по экономическим причинам. Слишком много денег тратилось на поддержание дружественных стран и слишком мало уделялось благосостоянию жителей России. Сегодня мы имеем тоже самое, богатую прослойку и нищее население, что неизбежно приведет к краху России. Москва уже изнывает от пробок, еще немного и бубух. Никаким патриотизьмом не повысишь зарплаты населению.
    • Евгений У
      Евгений У27 февраля 2018 г.+1
      Согласен, но не во всём. Вы забываете про противостояние с западом. На это уходило денег не меряно. Разработки нового вооружения, его тестирование, внедрение, построка, закупка стоила не малых денег. СССР практически противостоял всему миру! А этот мир - самые развитые и экономически сильные государства! Это тоже надо учитывать. Выбора не было. Кормить народ и иметь устаревшее оружие. Или жить бедно, но иметь возможность себя защитить!
  • Николай Иванов
    Николай Иванов25 февраля 2018 г.+5
    Я кстате помню прекрасно те времена многие были против развала СССР да было уже поздно, власть захватили агенты госдепа во главе семейки предателей Ельцина. Ну, а у людей просто не было сравнения капитализма и социализма, люди не знали с чем им придется столкнуться. Сегодня все уже поняли, что потеряли.
    • Алексей Прокопов
      Алексей Прокопов25 февраля 2018 г.-1
      Причина рукотворных БЕД всегда одна, последствия этой причины только разнятся))) И то в определённой градации наполнения Энергией их ПРО-явления. Она всегда под НОСОМ. Потому ОЧЕВИДНА и неЗАМЕЧАЕМА))) Это = Агрессивное Невежество ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ= ФАКТ
  • Козьма Прутков
    Козьма Прутков26 февраля 2018 г.-1
    Странный вопрос... Если Вы достигаете цель, то Вы всё равно продолжаете к ней стремиться?! Да нет, конечно. Вы ставите новые цели, а потому проблема только в непонимании стремлений и достижений.
  • Ришат Харисов
    Ришат Харисов26 февраля 2018 г.-2+1
    Русин - вы или провокатор или русофоб конченный. Изучи сперва материалы 80 90 -х годов. Несете тут всякую хренатень. Почитай материалы не по статьям подобных тебе дебилов верхоглядов. Развал СССР длился десятилетиями...престарелая верхушка КПСС деградировала с середины 70-х годов потеряв доверие. Верха жили сами по себе...а народ сам по себе. Советские люди устали от пустых лозунгов...нарастающего как ком дефицита простых повседневных товаров и продовольствия. Шла целенаправленная дискретизация Вооруженных сил и силовых структур. Много было ошибок.
  • Борис Злобин
    Борис Злобин26 февраля 2018 г.+5
    Цитата из статьи: "Значительная часть населения СССР имела высшее образование, что автоматически означает изучение трудов Маркса и Ленина с обязательной сдачей экзаменов и зачетов по марксизму-ленинизму." Обратили внимание? Преподававшаяся в ВУЗах "наука" называлась не так, она называлась "научный коммунизм". И со времени смерти Сталина, который последним развивал эту науку (тогда была наукой) и обосновал теорию "усиления классовой борьбы при социализме", НИКТО и НИЧЕГО за почти сто лет в этой науке нового не сказал. А Сталина не просто забыли - его запретили. Наоборот, его теория об усилении классовой борьбы блестящще подтверлилась жизнью. Т.е. появились новые "дворяне" и новые холопы, которые имели намного больше прав и привилегий, которые стали практически выше законов, обязательных для остальных. И эьи "новые дворяне" уже не служили государству и народу, - они служили себе самим. Сам
  • Борис Злобин
    Борис Злобин26 февраля 2018 г.+5
    Самым главным стремлением этих занимавших командные должности "новых дворян" была передача своих должностей-привилегий и доверенных им в управление собственности своим детям-внукам, передать им своё положение быть выше закона. А образованое население это видело и понимало. И защищать такую власть и такое государство не захотело. Да, было наивно верить болтуну-Ельцину, что он собирался всё исправить. Увы. Получили всё с точностью до наоборот. Так что причина развала могучего СССР - отсутствие теории, загнивание и перерождение властей всех уровней в новый паразитический класс и нежелание населения защищать этот класс и консервировать такое положение дел.
  • Алексей Соколов
    Алексей Соколов26 февраля 2018 г.+2
    Автор обозначил следствия, а причины не упомянул, а они всегда материальны. Не бывает ничего вдруг. В союзе не было полного коммунизма предполагающего устранения классов, разницы между людьми физического и умственного труда, городом и деревней. Так же как и в любой другой соц. стране не было достигнуто полного коммунизма. Везде был социализм ка первая фаза коммунизма с «родимыми пятнами капитализма». А это значит, если мы изучаем общество и историю с позиции диалектического и исторического материализма что в стране будет две тенденции вперед и назад. Вперед к построению полного коммунизма и назад к реставрации капитализма. К власти пришли после смерти Сталина ревизионисты, оппортунисты которые запустили ряд реформ приведшие к реставрации капитализма. Было введено такое понятие как рентабельность. Предприятия стали по факту не распределять свои товары между населением и другими предприя
  • Алексей Соколов
    Алексей Соколов26 февраля 2018 г.+2
    предприятиями они стали ими торговать. Они стали их обменивать на деньги. Предприятие начали зарабатывать деньги. Появилась торговля де факто. А если есть торговля, появляется товарное производство. А если есть товарное производство, оно немедленно включает капиталистический закон стоимости. А если есть закон стоимости, появляется неминуемо прибавочная стоимость, возникающая из неоплаченного труда рабочего. И таким не хитрым образом мы переключились, по сути, на капиталистические рельсы особенно это ярко стало видно к середине и концу восьмидесятых. Базис уже во многом переходил на капиталистический, а надстройка еще имела соц. характер было планирование, начинался дисбаланс между денежной массой и производством. Человек мог потребить благ намного больше, чем произведено и полагалось по плану одному человеку. У кого то денег было больше ( теневики всякие, фарца, эстрада) и он начинал с
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов26 февраля 2018 г.
      Цитата: " А если есть товарное производство, оно немедленно включает капиталистический закон стоимости. А если есть закон стоимости, появляется неминуемо прибавочная стоимость, возникающая из неоплаченного труда рабочего". У вас логика имеется? Во-первых, при социализме предполагается товарное производство. Прибавочная стоимость, появляется лишь тогда, когда доходы предприятия превышают, распределённые доходы работников, и затраты на расширение производства, то есть когда появляется очищенная прибыль.
  • Алексей Соколов
    Алексей Соколов26 февраля 2018 г.+2
    скупать до всего чего мог дотянуться. В то же время рабочему с окладом в 300 рублей не хватало. А торгаши сметливые начинали понимать, что с работягой каши не сваришь нужно ждать барыгу или условного Юру Антонова с окладом годовом около 100 тысяч. Вещи, продукты припрятывали и продавали спекулятивным образом из под полы. Это приобрело катастрофический характер к середине 80-х. Попытались решить проблему с помощью кооперативов, которые будут продаваться не по плановым, а хозрасчетным ценам с целю баблишка подбить. Торгаши немедленно при каждом крупном заводе открыли свой кооператив. И всё что можно было продать стали загонять туда. Пример с эмалированной посудой был показателен. Толпы Поляков и Чехов сметало всё. Потом она пошла в Западную Европу. У нас на то время самая дешевая электроэнергия была, а эмалировка это можно сказать овеществлённое электричество. А у нас она исчезла с прила
  • Евгений Ситажев
    Евгений Ситажев27 февраля 2018 г.
    Начал за здравие, кончил за упокой. "Поэтому чем раньше мы признаем, что сами профукали Союз и советскую власть, тем быстрее заново обретем их." Бред концовка. Автор Правильно сначала говорит, что никто не хотел защищать СССР, только выводы до конца не делает. СССР не вернется никогда. Потому что люди с активной позицией туда не хотят ни за что, а ностальгирующие по СССР, чуть менее чем все, пассивны, и в СССР хотят потому что там за них всё решали и с ложечки кормили. Такие никакой СССР вернуть не способны.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов27 февраля 2018 г.
      В чём заключается ваша активная позиция?
      • Евгений Ситажев
        Евгений Ситажев27 февраля 2018 г.
        Своим трудом делать мир лучше, жить своим умом.
        • Виталий Витальевич Бурлуцкий
          Виталий Витальевич Бурлуцкий27 февраля 2018 г.
          Ну попробуйте )) А Вы 25 последних лет разве не этим занимались? Или просто ещё до Вас это не дошло?
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов27 февраля 2018 г.
          Вы считаете, что в современной России лучше, чем в СССР?
          • Евгений Ситажев
            Евгений Ситажев28 февраля 2018 г.
            Пока еще немного лучше, хоть и катимся назад. А я где-то сказал что в современной России хорошо? Нехорошо. Но это не значит, что в СССР лучше было. И именно потому, нехорошо, что у власти те же самые люди, которые в СССР состояли в КПСС. Хуже того, сейчас у власти представители спецслужб бывшего СССР. И этим обусловлен их стиль правления - "продажа угроз", если вы понимаете, о чем я.
            • Андрей Громадский
              Андрей Громадский28 февраля 2018 г.+1
              Некорректно сравнивать жизнь народов в СССР с жизнью в его огрызке - РФ. По аналогии с авиацией (мне ближе авиационная тема), СССР - это широкофюзеляжный авиалайнер ИЛ 96-300 (к слову, самый надёжный самолёт), в котором пассажиры уверенно следовали в светлое будущее. Но случилась беда - в пилотской кабине оказались непрофессиональные лётчики и угробили лайнер. Пассажиры пересели на допотопный самолёта Можайского..., который следует на кладбище. Вот как-то так.
  • Евгений У
    Евгений У27 февраля 2018 г.+1
    Ответ прост. Все, к тому времени , уже созрели для того, чтоб стать капиталистами! Партноменклатура в первую очередь! Одно дело иметь магазины , больницы, курорты для избранных, другое иметь заводы назеты пароходы, авиакомпании, агрохолдинги и т.д. Только наивный мальчик не живший в СССР может задавать такой дурацкий вопрос. Ответ краток - суть человеческая. Своя рубашка ближе к телу!
  • николай гричук
    николай гричук28 февраля 2018 г.
    Вспомните законы "отрицания отрицания" и "единства и борьбы противоположностей. Ленин говорил: - впереди нас ожидает череда революций о контрреволюций-.
  • Ольга Востоковед
    Ольга Востоковед28 февраля 2018 г.+2
    Ко всему сказанному добавлю еще несколько штрихов. Почему не выступили за сохранение СССР многие группы граждан. У одних СССР ассоциировался с войной в Афганистане, на тот момент у каждого были знакомые, коллеги, друзья, соседи по дому и т.д потерявшие сыновей. Не выступили мужики, которые устали давиться в магазинах за водкой. Вообще в понимании народа КПСС и Горбачев были не разделимы, а что народ думал про дебила Горбачева все помнят. Потом алкоголик Ельцин, тот же член КПСС. В стране прошел референдум за сохранение СССР и люди уже думали, раз большинство выступило за сохранение СССР то так оно и будет. Да наивные были люди. И еще момент про ГКЧП. Если бы во главе ГКЧП был кто-то уровня Сталина, все было бы по другому. Для народа ненавистный Горбачев, пропитой Ельцин и старпёры из ГКЧП были персонажи одной пьесы.