Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Россия на правильной стороне истории…

Россия на правильной стороне истории…

Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе
Наталия Нарочницкая
06.12.2017
Россия на правильной стороне истории…

По приглашению депутата Европарламента, председателя Европейского русского альянса Татьяны Жданок президент Фонда исторической перспективы, руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж) Н.А. Нарочницкая приняла участие в прошедшем 3-4 декабря в Брюсселе в Европейском парламенте 11-м Европейском русском форуме «Евросоюз 2017 и Русская революция 1917: невыученные уроки». Организаторами Форума стали ассоциация русскоязычных жителей ЕС – Европейский русский альянс и Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования. Цель мероприятия – обсуждение острых проблем современной европейской политики: судьба проекта «Восточное партнерство»; эволюция прав человека и нравственных ценностей; вопросы усиления радикализма в Европе; современное состояние и перспективы реализации права на самоопределение в европейских странах.

Благодарю Вас, Татьяна Аркадьевна, уважаемые коллеги. Для меня большая честь быть здесь. То, что я сегодня услышала, побуждает к размышлению, а также доказывает тот факт, что созданный Вами, Татьяна Аркадьевна, форум, является площадкой, где высказываются, яркие, нетривиальные, нетрусливые суждения не только о судьбе России и Европы, но и о судьбе всей нашей цивилизации и мира.

Очень часто мы слышим сегодня такую догматическую мантру, напоминающую мне мои студенческие годы, когда ЦК КПСС заставлял всех трактовать международные проблемы в русле одних и тех же надоевших тезисов, о том, что основное содержание нашей эпохи – это переход от капитализма к социализму. Сейчас же от главных оппонентов приходится слышать, что основное содержание нашей эпохи – это переход от последних оплотов тоталитаризма к светской демократии. Древний философский дух блуждает с Запада на Восток, с Востока на Запад по мере того, как затупляется его острие, которое разрушает традиционное общество... То же произошло с Россией после Октябрьской революции.

При всей критичности и панорамном осмыслении того эпохального для всего мира события, признавая неоправданные жертвы и распятие исторической России, мы не можем относиться к революции 1917-го как к фарсу, потому что это событие пробудило такие огромные силы и такой срез разных идей по всему миру, которые, причудливо видоизменяясь, взаимодействуют в течение всего столетия. События 1917-го породили очень многие явления сегодняшнего дня.

Я считаю, что мы, русские, обязаны относиться к этому так, как учил Карамзин: «Все это нами сотворено, а значит – наше».

Кстати говоря, при всей модернистской презрительности нынешней Брюссельской цивилизации, в плане отношения к своим корням на Западе мы не видим поношения собственной истории вообще. Там то, что невозможно прославлять, потихонечку просто перестает быть в центре внимания. Там, например, нет дискуссий о злодействе Екатерины Медичи или о том, что Генрих VIII обезглавил не только своих врагов, но и гуманиста Томаса Мора. Причем в отличие от того, что писалось в большевистских учебниках, он обезглавил Т. Мора не за его гуманизм, а за то, что тот отказался признать авторитет короля выше авторитета Бога...

Здесь были высказаны как оптимистические, так и беспощадно пессимистические оценки современной стадии европейской цивилизации, в которой мы живем. Действительно, современных варваров можно сравнить с Аларихом Вестготским, который разрушил Рим. Нынешняя технократия утратила свои религиозные корни, и не просто утратила, а она их попирает, скоро, наверное, нас заставят отредактировать уже и Евангелие. А уж что говорить о Второзаконии, где есть кое-какие суждения о современных явлениях жизни, которые стали чуть ли не критериями демократии, я думаю, что скоро мы будем свидетелями и этого. Во всяком случае, госпожа Кристин Бутен, бывший министр Саркози, была оштрафована на 5 тысяч евро по иску ЛГБТ-сообществ, когда она на вопрос о своем отношении к нетрадиционным ориентациям просто процитировала Библию. В итоге два года шло разбирательство, и ее оштрафовали.

Я не призываю зацикливаться на этом. У европейской цивилизации есть много других проблем, хотя эта проблема тоже стала частью философского пересмотра религиозно-философских основ и фундамента европейской цивилизации.

Сейчас Европа переживает эпоху непредсказуемой трансформации. Вызовы огромны: демографические, цивилизационные, экономические. Начался кризис европейского социального государства, а это великое достижение Западной Европы после войны.

Я, работая во Франции, будучи нанимателем на работу граждан ЕС, честно говоря, поражена социальными обязательствами, наложенными на нанимателя, которые не снились никому ни в СССР, ни в современной России, которая не защищает в такой мере своих граждан, трудящихся.

Несмотря на все это, в Брюсселе царствует то, что я бы охарактеризовала как «крайнюю постмодернистскую философскую базу для отношения ко всем явлениям». И тот конфликт, который существует между Россией и Европой, то есть дилемма Россия-Европа, которую в свое время не обошли вниманием крупнейшие умы рубежа XIX – начала XX века, те же О. Шпенглер, Г. Ферреро, вот эта дилемма сегодня имеет другое измерение. Европа традиционная, христианская, консервативная, против Европы постмодернистской, апостасийной. И Россия здесь вместе с Европой традиционной и христианской против Европы постмодернистской. Многие на Западе и в Европе это понимают. Хотя инерция либертаристского догматизма очень заслоняет глаза. При этом левый дух, который в СССР гораздо меньше изменил наш общий консерватизм, философский – отношение к семье, к государству, к Отечеству, он в государствах Западной Европы как раз более проявился в духовной сфере, хотя, казалось бы, защищал частную собственность. Это базовое различие между русским и европейским подходом, когда экономические преступления у нас считаются менее ужасными, а на Западе со средних веков они были самыми страшными и наказуемыми.

Назову тезисно, что сейчас переживает Европа, особенно на фоне событий двух последних лет. Это кризис системных партий, почти повсеместный, и кризис элит. Причем сами элиты не считают, что они в кризисе, они цепляются за свое доминирование. Но кризис доверия огромного количества людей в отношении к современным элитам и к брюссельским структурам, и к системным партиям налицо. Можно сколько угодно наклеивать ярлык популизма на тех, кто голосовал за Brexit, за «Альтернативу для Германии», за Марин ле Пен, за Австрийскую партию свободы… Но на это были причины. Когда это происходит не в одной стране, а по всей Европе, имеет разную специфику, это, безусловно, кризис.

Никогда еще молодежь европейская не была так пессимистично настроена в отношении будущего, как сегодня. Это тоже тревожит.

Проблемы безопасности в благополучнейшей Европе вышли на первое место в связи с проблемами миграции и терроризмом. Причем законодательство Европы разрешает семейную иммиграцию, когда каждый работающий в Европе или даже не работающий привозит 5-7 человек, которые однозначно ложатся социальным бременем на европейское общество.

Поношение России началось не с украинского кризиса и не с Крыма. Оно началось именно тогда, когда устами своего Президента и Парламента Россия с открытым забралом выступила в защиту традиционных ценностей и объявила, что она будет защищать именно христианские ценности.

По оценке одного крупного философа во Франции, которого интервьюировали в «Фигаро», именно это сделало изгоями для либертаристов в Европе Путина и наше государство, Россию в целом, и именно это привлекает консерваторов Европы в разных странах, левых и правых. Сейчас вообще нельзя применять традиционную линейку для оценки того, что такое левый и что такое правый. Сейчас это совсем не то, что было до Второй мировой войны. Это смешение разных качеств и разных восприятий.

Нам предстоит продолжать вялое противостояние, которое некоторые даже называют «горячей войной». Я буду более сдержанна в своих суждениях, хотя обольщаться нельзя. Ни год, ни два, ни три не дадут нам облегчения. Но в целом, мне кажется, Россия на правильной стороне истории, как та самая консервативная часть Европы, которую я продолжаю любить, почитать, восхищаться ее классической культурой и теми подвигами европейцев, для которых не нынешние права человека были важны, а которые были готовы отдавать жизнь за веру, Отечество, честь, долг, любовь, традиционные ценности. Именно они создали великую Европу.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..