Если судить по чисто внешней стороне дела, может сложиться впечатление, что малоимущие люди, представители откровенного социального дна, на Украине более патриотичными, чем люди состоятельные.
Ну в самом деле! Бедные постоянно митингуют, где-то шествуют, носят военную униформу , что-то блокируют, требуют объявить войну России, не отдавать ни пяди, вернуть Крым, остановить "торговлю на крови" – все их поведение очень воинственное и патриотическое. А богатые совсем внешне не патриотичны, не требуют возврата Крыма, не против торговли территориями, готовы выполнять минские соглашения и т.д.
Выходит, люди бедные патриотичнее богатых? У них больше душа болит за Отчизну? Но если это так, то почему? Как бедность продуцирует больший патриотизм и любовь к Родине?
Ответ: никак! Все вышесказанное это, конечно, ненаучная химера. Не может сама по себе бедность продуцировать любовь к Родине. Скорее наоборот.
Бедность продуцирует не патриотизм, а социальную озлобленность тех, кто не может вырваться из своей бедности. Бедный человек не нужен обществу, оно ему постоянно говорит: "Нет дела до тебя, все двери для тебя закрыты, все места заняты". Но и у бедняка есть свое достоинство, он хочет заявить о своем существовании и о своей значимости. Но это бедному человеку непросто сделать – нет хорошего образования, необходимых знаний, опыта, нужных связей. Поэтому в нормальном, стабильном обществе у бедного практически нет шансов удовлетворить свое эго – если он не обладатель каких-то выдающихся умственных или спортивных качеств.
Совсем другое дело, когда в стране начинаются социальные потрясения, майданы, АТО и т.д. Для бедных это шанс быстро поднять свой социальный статус за счет демонстрации воинственного патриотизма и безграничной любви к Родине. Статус ярого патриота позволяет приобщиться к большой политике, влиять на власть или сесть на бюджетное финансирование, и включиться во вновь открывшиеся военно-революционные социальные лифты. Это значительно перспективнее, чем быть безработным или грузчиком на овощебазе. И бедные от безысходности выкладываются во всю.
Это и есть истинная причина кажущегося массового патриотизма бедных людей. Неестественная демонстрация патриотизма у бедных –это, если угодно, их форма протеста против того обществе, где у них нет перспектив. По своей сути такой протест почти не отличается от протеста подростков против взрослых, когда они на заборе пишут неприличное слово. Это все напоминание обществу о себе, о своем существовании.
Если внимательно посмотреть на структуру участников факельных шествий, то это в основном представители бедного студенчества, которые понимают, что им ничего не светит в нынешнем жестко сословном обществе, и откровенные люмпены. Это две социальные страты, которые стараются поднять свой статус за счет приобщения к движению, где не нужно платить за входной билет.
По этой же причине, бедные стараются как можно дольше продлить революцию – даже когда она уже закончилась. Поэтому они болезненно реагируют, когда общество начинает забывать ее героев, стирает революционные надписи и переходит к мирной жизни. Для бедных конец революции или войны – это возвращение к прежнему статусу без перспективы. Чему они отчаянно сопротивляются, нередко даже перегибают палку.
Кстати не наблюдается ли нечто схожее – если не по форме, то по содержанию – и в России?
Комментарии