На главную Публицистика Политика
0

Одиссея бронзового Ильича

Светлана Замлелова

 

 

 

В далёком 1981 г. чехословацкий скульптор болгарского происхождения Эмиль Венков получил государственный заказ. Венкову надлежало создать для словацкого города Попрада памятник Ленину. Скульптор охотно взялся за дело, и спустя семь лет, в 1988 г., площадь Ленина в Попраде украсилась скульптурной композицией, изображающей вождя мирового пролетариата и пламя революции. Венков был талантливый мастер и к делу подошёл с душой, так что памятник получился весьма необычным. Ильич во главе революции шагает широким шагом вперёд, взгляд его устремлён куда-то поверх голов, в будущее. А за фигурой Ленина реют знамёна и полыхает революционный пожар. Ничего похожего по экспрессии среди скульптурных изображений Ленина до той поры, пожалуй, и не было. Так что маленький чехословацкий городок заполучил настоящее произведение искусства, а сам Ленин точно сошёл со страниц Зинаиды Александровой:

 

Здесь Ленин был. Вот в этом доме.

И в этом зале выступал <…>

 

Шёл в легком драповом пальтишке

По площадям, через мосты,

Глядел на град, на старый Жижков –

Кварталы чешской бедноты…

 

Но, как это ни странно, жители Попрада недолго любовались новым памятником. И тут впервые в этой истории появляется американский след.

А дело в том, что в 1989 г., то есть спустя примерно год после того, как Попрад получил от Венкова новый памятник, в Чехословакии случилась так называемая «бархатная революция». То же самое совершалось тогда по всей Восточной и отчасти Центральной Европе. А «бархатными» эти перевороты назывались потому, что происходили они вроде бы как без жертв. Ну, или с небольшими жертвами. Все эти революции побеждали, коммунисты повсюду низвергались истосковавшимися по свободе гражданами, а вслед за коммунистами падали и памятники Ленину. Однако несмотря на уличные возмущения студентов и толпы, это были революции элит. Новые элиты рвались на смену старым, действующее на тот момент руководство понимало, что смысла сопротивляться нет никакого, о чём красноречиво свидетельствовал пример Чаушеску. Судьба как СССР, так и всего Восточного блока была уже решена – тогдашние советские руководители отказались от лидирующей роли своей страны, и союзникам из Восточной и Центральной Европы предстояло принять власть нового суверена или сюзерена. Авторы книги «На пороге “оранжевой” революции» пишут, что когда «в Венгрии открыли границу, министр иностранных дел ГДР прибыл в Москву, чтобы просить советское руководство вмешаться в эту проблему. Ему ответили: “Мы ничего не можем сделать”». Так, Чехословакия, Румыния, Венгрия, ГДР, Болгария, Польша оказались в зоне влияния США.

 

Конечно, «бархатные» или «цветные» революции осуществляются руками простых людей, которые, по странному совпадению, вдруг уверенно и настойчиво принимаются причислять себя к Западной цивилизации и ненавидеть Россию. Именно так было и в 1989 г. в Восточной и Центральной Европе, и в 2004-м, а после и в 2014-м на Украине. Кроме того, все современные революции начинаются благими пожеланиями улучшить существующий порядок вещей, а постепенно переходят к радикальным требованиям и преобразованиям. Но движущей силой этих революций всегда остаются местные элиты, активно поддерживаемые извне. Если, как в 1989 г. в Румынии или в 2014 г. на Украине, не получается одеть революцию исключительно в бархат, используется «План Б» с мобилизующим кровопролитием. Об этом, в частности, рассказывают сотрудники западных спецслужб в немецком документальном фильме «Революция по заказу. Шах и мат семье Чаушеску» (2004).

Когда же в странах Восточного блока победила «демократия», жители этих стран, как одержимые, принялись избавляться от советского наследия или символов «советской оккупации». Не остался в стороне от новых веяний и городок Попрад, где вскоре после революции демонтировали памятник Ленину работы Эмиля Венкова.

Но пока Соединённые Штаты вели бои на фронтах холодной войны, рядовой американский учитель по имени Льюис Карпентер вёл педагогическую деятельность всё в том же славном городе Попраде. И вот однажды неизвестно какая сила занесла мистера Карпентера на местную свалку металлолома. Была ли это случайность или вынашивал предприимчивый американец какие-то свои планы, но, так или иначе, он вдруг наткнулся на поверженную пятиметровую статую из бронзы. Высказываются разные версии относительно видов мистера Карпентера на статую. Кто говорит, что он хотел украсить родной город произведением искусства. Кто уверяет, что на никому не нужное произведение искусства он намеревался найти покупателя в своей стране. А кто-то считает, что учитель проявил интерес к семи тоннам цветного металла.

 

Как бы то ни было, Льюис Карпентер задумал увезти бронзового Ильича за океан. А поскольку на тот момент Чехословакия морально и физически находилась под опекой США, то переговоры американца с аборигенами прошли довольно гладко. Сторговавшись за тринадцать тысяч долларов, мистер Карпентер засобирался домой. Теперь перед ним встала самая сложная задача: как переплыть океан в компании бронзовой статуи. Но, видимо, мистер знал, на что шёл, потому что, не задумываясь, заложил собственный дом, чем и покрыл транспортные расходы. Разъяв при помощи самого скульптора памятник на несколько частей, учитель погрузился на пароход и навсегда покинул неспокойную в те годы Европу.

По прибытии скульптуру установили во дворе заложенного дома в городке Айсаква близ Сиэтла. Но, независимо от своих планов, мистер Карпентер так и не успел насладиться ни самим произведением искусства, ни его обладанием. По нелепой случайности, вскоре после возвращения из Чехословакии он погиб в автомобильной катастрофе, а дом его с бронзовым памятником Ленину во дворе перешёл по наследству родственникам. Тут сведения о работе Эмиля Венкова разнятся: не то сам Льюис Карпентер незадолго до своей смерти пытался продать статую за сто пятьдесят тысяч долларов, не то эту попытку предприняли уже его родственники. Но в любом случае покупателя не нашлось. Тогда наследники пожелали хотя бы убрать статую со двора и обратились в Сиэтле в городскую управу района Фримонт. Выбор был сделан не случайно. Район Фримонт славится как место жительства богемы Сиэтла, обожающей разные чудачества, карнавалы и прочие уличные праздники вплоть до парадов голых велосипедистов.

 

В 1994 г., в год гибели Карпентера, Фримонт объявил о намерении стать самостоятельной и независимой республикой. Разумеется, эта республика так и осталась самопровозглашённой, хоть власти Сиэтла не думали и не думают устраивать Фримонту блокады или обстреливать из «Градов». А ещё жители Фримонта объявили свой район центром Вселенной и выдвинули лозунг «Свобода быть странным». Стогны Фримонта украшает ракета времён Корейской войны, превращённая в космический корабль; скульптуры пассажиров на автобусных остановках; стальные лианы и огромный тролль из бетона и стали под мостом Джорджа Вашингтона на месте бывшей помойки. Словом, дело было не в увлечении ленинскими идеями, не в интересе к истории и, конечно же, не в уважении к СССР, а в оригинальности и «свободе быть странными». Фримонт не стал возражать. Памятник разместили неподалёку от той самой ракеты, на углу 34 улицы и Эванстон авеню, но вскоре перенесли на несколько кварталов севернее. Рассказывают, что бывшие советские граждане, осевшие в Сиэтле, принялись было возмущаться таким соседством, гордо заявляя, что не для того бежали из Советского Союза, чтобы 22 апреля возлагать цветы Ленину в Америке. А какой-то бывший украинец даже облил памятник краской. Но постепенно все успокоились, к статуе привыкли, и стал бронзовый Ильич частью городского ландшафта. Впрочем, наследники мистера Карпентера отнюдь не отказались от мысли продать памятник. И несмотря на то, что за двадцать с лишним лет покупателя не нашлось, цена на статую выросла: сегодня работу мастера Венкова можно приобрести за двести пятьдесят тысяч долларов. И, может статься, покупатель скоро найдётся. Ведь далеко не многие знали, что в Америке по сходной цене продаётся памятник Ленину, причём памятник, созданный прославленным европейским скульптором. Зато сегодня, благодаря градоначальнику Сиэтла Эду Мюррею, о памятнике узнали все.

 

А началось с того, что Америку, как говорят, охватила эпидемия. Известно, что болезнь пришла с Украины, лечению не подлежит, зато осложнения может дать серьёзные, вплоть до летальных. Ремиссия сменяется затяжными рецидивами. Болезнь почти не изучена, этиология неизвестна, вакцины до сих пор нет. Один из симптомов болезни – немотивированная агрессия по отношению к историческим лицам и объектам. Из анамнеза пациента Вятровича, называющего себя «главой Украинского института национальной памяти»: «Демонтированы две тысячи триста восемьдесят девять памятников, из них тысяча триста двадцать памятников Ленину. По нашей информации, Ленина в городах больше нет – на территории, которая контролируется Украиной».

Боже, храни Америку. Эпидемия, перекинувшаяся за океан, обернулась сносом памятников генералам Конфедерации. Спустя полтораста лет Америка вдруг поняла, что примерно половина её граждан, живших в XIX в., олицетворяют расизм, насилие и ненависть. А как мы уже имели удовольствие заметить, когда в Америке говорят о насилии и ненависти, неизменно вспоминают Россию. Так вышло и на этот раз. И мистер Мюррей заявил: «В последнее время жители Сиэтла выражали озабоченность и разочарование в отношении символов ненависти, расизма и насилия, которые существуют в нашем городе… Это относится и к мемориалу конфедератов, и к статуям, которые делают идола из основателя авторитарного советского режима… Мы никогда не должны забывать нашу историю. Но мы также не должны идеализировать тех, кто совершал зверства и пытался разделить нас…»

Видимо, «свобода быть странными» приобрела в Америке опасные размеры и формы... Кому может угрожать разделением несчастный генерал Ли, почивший в 1870 г.? Зато снос памятников и есть самое настоящее разделение. В данном случае на тех, кто симпатизирует конфедератам, и тех, кто не симпатизирует. Причём вторые оказываются заведомо лучше первых. Чем не расизм? А уж как Ленин пытался разделить американцев, знает только мэр Сиэтла, который не может так просто взять и снести ни один из ненавидимых им памятников по причине их нахождения в частных владениях. И прежде, чем снести все эти статуи, необходимо договорится с владельцами земли.

 

Пока неизвестно, что решат эти самые владельцы, но что бы они там ни решили, России не стоило бы оставаться в стороне. Впрочем, и возмущаться возможным сносом тоже не стоит. Ведь несмотря на то, что 9 мая и 7 ноября к памятнику нет-нет, да и приносят цветы, в иные дни Ильича и украшают совсем по-иному. Возможно, жители Фримонта ничего худого не вкладывают в своё общение со статуей, но с нашей точки зрения американская «свобода быть странными» выглядит зачастую кощунственной и даже дикой. И, по-хорошему, давно пришла пора признать, что двести пятьдесят тысяч долларов – не такая уж большая сумма как для государства, так и для отдельных сограждан. В конце концов, эту сумму вполне реально было бы собрать «всем миром» и препроводить Ильича хотя бы в его родной Ульяновск.

Для одних американцев Ленин – это основатель авторитарного советского режима и вершитель зверств, для других – забава, для третьих – символ победы Америки в холодной войне, что видно на примерах других скульптурных изображений Ильича, оказавшихся в США. Например, Ленин в Арлингтоне, штат Виргиния. Здесь в парке, посвящённом погибшим журналистам, собраны скульптуры-символы борьбы за свободу. Фигура Ленина, приобретённая в Санкт-Петербурге, обезглавлена и опрокинута набок, знаменуя таким образом торжество демократии сиречь – победу Америки.

Другой Ленин пребывает в Лас-Вегасе, штат Невада. Здесь четырехметровая статуя Ленина находилась перед входом в гостиничный развлекательный комплекс «Mandalay Bay Resort and Casino». Находилась, пока посетителям комплекса не угодно было счесть её коммунистической пропагандой. Тогда администрация, пойдя навстречу пожеланиям трудящихся, статую обезглавила. Снятую голову повесили на каком-то потолочном крюке, но очень скоро голову украли. Правда, потом голова нашлась среди тряпок в пункте добровольных пожертвований и вернулась к прежним владельцам, которые, дабы не рисковать более, заморозили её в ледяном кубе и выставили посреди закрытой витрины с водкой.

Ленин из Далласа, штат Техас, был приобретён за триста долларов в 1992 г. на Одесском заводе тяжёлого машиностроения владельцем гамбургерной, где и появилось с тех пор новое блюдо – «ленинбургер», то есть бургер с салатом из красной капусты, символизирующей коммунизм. Посетителю предлагается листок, на котором написано, кто такой мистер Ленин и как он здесь очутился. Помимо прочего там сказано: «Я привёз эту статую за 7000 миль в напоминание о подлинной власти свободных людей и силе демократического образа жизни». На постаменте же памятника прибита табличка со словами: «Америка победила».

 

Все эти памятники объединяет не слишком-то, мягко говоря, уважительное отношение со стороны новых владельцев. Скульптуры, как правило, приобретались задёшево на руинах СССР и вывозились за океан. Причём покупатели и не скрывали, что связывают свои приобретения с победой Америки, торжеством демократии и борьбой за свободу. Но что, если найдётся в России такой человек, которому Дж. Вашингтон покажется основателем расистского, хищнического и полицейского государства. И вот притащит этот чудак памятник Вашингтону в Москву и почнёт рядить его пугалом. Что на это выразят «наши американские партнёры»?..

Над советским наследием издеваются не только в Польше и на Украине. Не такими уж безобидными чудаками оказались и американцы, воображающие Ленина вождём команчей. Иначе не объяснить дикие манипуляции с памятниками и победные кличи. И давно надо признать: будет лучше, если советских памятников не останется там, где к ним не умеют относиться с уважением, где обыватели настолько малокультурны и дики, что позволяют себе и своей власти плевать на чужие могилы, на чужую историю и культуру. Во всяком случае, на земле индейцев и ковбоев советским памятникам уж точно не место.

 

Но происходящее часто оказывается символичным. Сама История выступает художником, выстраивая мизансцены. Вот, например, в Америку, затеявшую революции в Восточной Европе и в СССР и сподвигнувшую народы отказаться от социализма, попадают памятники основателю первого социалистического государства. Когда-то скульптуры украшали улицы, площади и предприятия европейских и советских городов, но люди изгнали Ленина из своей жизни. И что же? Некоторые страны, как, например, СССР, Чехословакия или ГДР, и вовсе перестали существовать. О том, как изменилась тогда жизнь простого народа, говорилось в докладе ООН: «До начала 90-х годов социальное обеспечение в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ было на редкость высокого уровня. Была гарантирована полная и всеобщая занятость. <…> Сегодня достойное образование, здоровая жизнь и достаточное количество продуктов питания больше не являются гарантированными. <…> Огромное количество женщин в отчаянных поисках работы и лучшей жизни, оказываются принуждёнными к проституции, организуемой криминальными бандами…»

 

Вариации на ту же тему нам довелось наблюдать на Украине в 2014 г. Помнится, 28 сентября 2014 г. харьковские хлопцы снесли памятник Ленину, предварительно исцарапав монумент неприличными словами и знаками. По интернету тогда гуляли сообщения, что, несколько участников восхождения на Ильича получили разной степени тяжести травмы. Один «альпинист» даже лишился глаза. Просто «Маленькая трагедия» какая-то.

Но как только отважные укры объявили войну памятникам Ленину, так в скором времени стало гаснуть у них электричество. И начались сообщения о веерных отключениях в Киевской, Харьковской, Полтавской, Черкасской, Сумской областях... Словом, есть Ленин – есть и социальное обеспечение «на редкость высокого уровня», и план ГОЭЛРО. Нет Ленина – разбирайтесь сами. Жизнь показывает, что именно так и выходит. И остаётся лишь надеяться, что последняя мизансцена Историей ещё не выстроена, и точка в этой трагедии пока не поставлена.

 

 

2017

 

Нравится
 
Комментарии
Владимир
2020/06/17, 08:58:16
Ленин и теперь живее всех живых...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова