Кризис подросткового возраста
Главная задача российского капитализма – повзрослеть психологически и перестать набиваться в компанию старших. Так случилось, что центры мировой капиталистической системы сложились исторически во враждебных к России национально-территориальных анклавах. Европа, США, Япония – эти геополитические центры намного раньше нас перешли к капитализму, развили его во всемирную систему, построили под себя и свои цели. Любое участие России в этой системе возможно только на правах подчинённого придатка, снабжающего ее ресурсами. Установка "западная промышленность – российские ресурсы" навсегда делает Россию и Запад непримиримыми врагами – именно ради этого утверждения и создано НАТО.
Географическое положение России в виде транспортного коридора между Восточной и Западной цивилизациями превращает её в центральную ось, вокруг которой вращается мир. По сути вся история последних веков есть решение Западом русского вопроса. Другие события носят обеспечивающий и вспомогательный характер. Даже борьба Англии за Индию и оттеснение Франции и Германии шли в контексте противостояния с Россией.
Вся борьба западных стран между собой – это борьба за лучшие позиции для последующего покорения России. Нет такого исторического события, которое не происходило бы вне контекста конфликта "Россия – Запад". Именно ради этого всё и делается, для этого западные страны втягивали Россию в свои конфликты.
Вход в мировую систему капитализма в виде её подсистемы для России возможен только через оккупацию России Западом, расчленения ее территории и умерщвления не менее чем двух третей ее населения. В этом смысле от времён татаро-монгольского нашествия до времён всемирной демократии и прав человека имени США ничего не изменилось: права человека в данном случае – это права завоевателя, но не побеждённого. Побеждённому, как всегда, горе.
И российский новорождённый капитализм, вышедший из серого костюма позднесоветской партноменклатуры, пребывает по отношению к капитализму Запада в положении подростка, который очень хочет попасть в более взрослую компанию. Готов терпеть унижения – не понимая того, что компания не собирается его принимать, а собирается отнять у него деньги, велик, мобилу, куртку, набить ему морду и засунуть в трубу теплотрассы.
Мировой капиталистической компании не нужен российский подросток. Он подлежит ограблению – и если этого не понимает, то, корме ограбления, заслуживает ещё презрения и издевательств. Что и получает полной пригоршней. Над российским капиталистическим подростком в западной взрослой компании откровенно издеваются, кидают под ноги окурки и жёванную жвачку, заставляя поднять их и использовать. Надевают кепку на уши, дают пинки и подзатыльники, но при этом хлопают по спине и подзадоривают глумливым одобрением.
Главная задача современного российского капитализма – вовсе не первоначальное накопление и прибыль. Главная задача – повзрослеть. Перестать стремиться в Западную компанию. Научиться развиваться самому, на своей собственной основе. И понять, что невозможно выклянчить у западных "партнёров" никаких для себя условий, кроме позы на коленях. Китайский капитализм это понял. Русский пока не понимает.
Почему именно капитализм?
Да потому что капитализм не дорешил в России задачи исторического развития и даже из завоёванного социализма общество вернулось назад. Социализм не смог нащупать самостоятельного пути развития и превратился в копировальную машину, где весь смысл существования сводился к подражанию и догонянию Запада. Свои изобретения пробиться не смогли, пробить их оказалось некому. Система их отторгала.
Если чего-то на Западе не было, в позднем СССР этого даже не планировали делать, кем бы и что бы ни предлагалось. Ждали, когда на Западе определятся основные тенденции. Такая поза приводила к позиции вечного ученичества, которое окончилось уверенностью в том, что хорошо учиться у Запада можно только став Западом. А для этого надо было старательно уничтожить всё то, что Россию делает Россией. И для наилучшего уничтожения надо непременно стыдиться в себе всего русского как второсортного и постыдного, а западное превозносить и считать передовым.
На этом социализм в России рухнул, а с ним рухнула и Большая Россия.
Пройдя через болезненный опыт утраты иллюзий в связи с повзрослением, можно сделать два главных вывода:
1. Из всех общественно-политических моделей развития в России только капитализм имеет наилучшие предпосылки обеспечить развитие. Даже несмотря на побочные действия – они имеются в любых системах. Другие системы работоспособны намного хуже, ибо любой социализм, даже удачно стартовав, со временем прекращает "гонку за лидером", деградирует и руками собственных элит возвращается в исходное капиталистическое состояние. Надо сказать – при полном одобрении большей части населения.
2. Чтобы российская версия капитализма оказалась для России успешной, она не должна содержать в себе основные духовно-культурные ядра капитализма западного. Копирование западных социальных моделей приводит к риску в итоге потерять власть над страной. А вместе с властью – и имущество, и саму жизнь. Поэтому в России озаботились построением капитализма с незападным лицом.
Опыт Турции, Японии и Китая показывает, что такое вполне возможно и что капитализм возможен и без протестантской этики и либеральных европейских аксиом. Западная модель капитализма воспринимается единственно адекватным образцом лишь на стадии изначальной, когда любое заимствование опыта строится на подражании. Так Русь подражала Византии, потом Европе. Мир ислама подражает арабам. Советскому Союзу подражали все страны мира, пытавшиеся строить социализм. Теперь все строящие капитализм подражают Америке. Но это проходит с накоплением опыта своего. Что сейчас и происходит в России.
Лозунг обретения суверенитета как поиск опоры русским капитализмом
Капитализм строится крупной буржуазией для себя и под себя. Общество делится при этом на многочисленные социальные группы, чьи интересы непримиримы меж собой. Но капитализм правит именно потому, что он сумел подчинить все прочие группы своим классовым интересам и убедить всех прочих в том, что эти и их интересы. Именно поэтому капитализм налегает на национальный аспект в убеждениях людей.
Национальный критерий переносит конфликт из сферы классовых противоречий в сферу противоречий национальных. Господство буржуазии как класса целиком и полностью основано на успехе такого переноса внимания. Неслучайно национализм расцвёл именно в капиталистическую эпоху – до неё конфликты шли по религиозной линии раздела. Национальность была третьестепенной, именно вероисповедание определяло "свой – чужой". Так православный татарин или немец были своими, русскими, а олютераненный или окатоличенный славянин становился чужим.
Сейчас национальность определяет главное место в мире конфликта – и это главное достижение буржуазии. Рабочие всех стран готовы с увлечением убивать друг друга за интересы своих национальных буржуев, полагая, что это и их интересы и они воюют за себя и отечество.
Можно сколько угодно это разоблачать, но нельзя в этом убедить большинство населения. Население живёт инстинктами, а не разумом, и инстинктом ищет путей наименьшего сопротивления. Люди хотят приспособиться к среде, а не приспосабливать среду под себя. Потому всегда господствует тот, кто проявляет способность эту среду менять.
Исторически так вышло, что единственным классом, на это способным, оказалась буржуазия. Её ум, напористость и изворотливость оказались выше, чем у всех прочих. И на определенном историческом периоде времени в мире установился капитализм. Система уродливая, но способная отвоевать господство. Это как в мире хищников – там побеждает не корова, а лев. Хотя корова намного милее.
Основы для отделения русского капитализма от западного сейчас ищут все. Ещё при Ельцине стали искать "национальную идею". С тех пор её ищет интеллектуальная элита национального, патриотического и либерального толка, ищет церковь, ищут все думские партии, ищут массы. Идёт культивирование неких прошлых форм, которые пытаются сделать актуальными и вновь ввести в ткань современности.
Одними это воспринимается как срыв в архаику, другими – как возврат к основам и корням. Не оценивая эти процессы, можно сказать одно – они свидетельствуют о начавшемся процессе отделения русского капитализма от его западного предшественника, ибо все процессы в России протекают сейчас только в условиях капитализма. В результате внутренней борьбы русский капитализм вберёт в себя в итоге и религию, и либерализм, и социализм, и демократию, и монархическую компоненту. Путь синтеза – это путь дальнейшего движения.
Противоречия этого синтеза будут нести в себе основу конструктивного конфликта как мотора социального развития.
По сути дела все эти элементы уже сейчас встроены в российскую государственность, и в дальнейшем им предстоит получить чёткое концептуальное оформление, стать основой российской общественной этики, которая определит этику административную и коммерческую.
И только после этого русский капитализм начнёт выполнять свою историческую миссию по выведению России из регресса и перехода к глобальной экспансии. Мораль общества и качество институтов власти при этом будет иметь определяющее значение.
Комментарии