Российское чиновничество от культуры добивает «Убитые города» Донбасса, отказывая в финансировании художественного фильма по одноименному роману Александра Проханова. Так считает известный кинорежиссер Владимир Бортко.

Прошлой осенью автор легендарного «Собачьего сердца» и многих других популярных картин, рассказывал корреспонденту «СП» о том, как, прочитав роман, сам отправился в Донбасс. Побывал на Саур-Могиле, где рядом с советскими солдатами, павшими в борьбе с фашистами, лежат теперь и наши современники — ополченцы, не пустившие в родной край украинских боевиков «АТО».

Позже побывали в ДНР и артисты, утвержденные режиссером на главные роли будущего фильма. Среди них — Владимир Меньшов, Алексей Чадов. По сюжету, события происходят в июне 2014 года, одном из самых тяжелых периодов борьбы жителей ДНР с новоявленными нацистами. Основная идея задуманной Бортко картины — это попытаться найти ответы на вопрос, адресованный россиянам: куда ведет нас война на Украине? Как мы в России можем помочь Донбассу? А помощь требуется там практически всем и во всем, и гуманитарная, и психологическая…

Всю минувшую осень и зиму шла подготовка к съёмкам. Начать их планировалось в мае текущего года. Ровно два года назад, в мае 2015-го, практически сразу после выхода романа Проханова, Министерство культуры РФ выказало готовность профинансировать фильм, снятый по нему. Это лично подтвердил тогда же глава министерства Владимир Мединский. Уточнив, «если будет интересный сценарий и хорошая режиссёрская работа». За работу взялся Владимир Бортко, о творчестве которого министр Мединский не раз отзывался, что называется, «высоким слогом».

Но вот май-2017 уже на исходе. А процесс съемок, едва стартовав, замер, как и сама киногруппа, в неопределенности. Что стало тому причиной?

Корреспондент «СП» дозвонилась до писателя Александра Проханова — может быть, ему, как автору экранизируемого произведения, не понравился сценарий, его переписывают? Или он не согласен с подбором актеров?

— И сценарий хорош, и артисты, приглашенные как на главные, так и на эпизодические роли прекрасные. По-другому и быть не могло, ведь режиссер Бортко и его команда — профессионалы, — ответил Александр Андреевич. — Дело в ином. Точнее, в иных людях. А именно — в чиновниках Минкультуры. Они ведь считают себя «крупнейшими экспертами» в литературе и искусстве. Сначала разрешили съемки. Теперь говорят: «не своевременное кино». При этом не расшифровывают, что имеют в виду. Остается только догадываться.

«СП»: — На Украине вот тоже сняли фильм о событиях в Донбассе, под названием «Иней». Он даже включен в одну из программ стартовавшего на днях в Каннах кинофестиваля. У них, получается, своевременный…

— Я наслышан о нем. Это результат совместного труда русофобского триумвирата — Украины, Литвы и Польши. Нетрудно догадаться, как трактуют события последних трех лет в многострадальных ДНР и ЛНР создатели «Инея». На этом фоне отказ команды Мединского от финансирования «Убитых городов» выглядит, по меньшей мере, странным. Война в Донбассе для меня как для писателя — шестнадцатая. Я дважды был там, в том числе, на передовой. Вместе с местными жителями, ставшими для меня близкими людьми, переживал бомбежки, обстрелы, провокации украинских силовиков, пытающих всеми средствами подавить стремление граждан к свободе. Всю свою боль за них вложил в свой роман. Что «криминального» нашли в ней наши чинуши, не понимаю. Возможно, как люди кабинетные, они просто осторожничают — а вдруг «там, наверху» кому-то не понравится, и кто тогда будет отвечать — они, клерки? Я думаю, в этом скорей всего причина происходящего.

С серьезными препятствиями авторы картины столкнулись практически сразу, как только киногруппа приступила к работе. При этом к творчеству, киноискусству творимые препоны отношения не имели. Вот что рассказал «СП» Владимир Бортко:

— Наш фильм о войне в Донбассе закрывали за полгода четыре раза. Под разными предлогами, чаще надуманными. И четыре раза открывали… Понятно, что остановить работу всегда проще, чем возобновить. У многих актеров, занятых в моей новой картине, есть обязательства перед другими киногруппами, театрами. Не могут сидеть и ждать милостей от представителей организаций, курирующих, скажем так, процесс работы над фильмом. Не буду скрывать, что некоторые исполнители, в основном из числа молодых актрис, стали просто бояться появляться в кадре у меня.

«СП»: — Может, извините, вы где-то перегибаете, например, пытаясь показать зверства бандеровских карателей?

— «Перегнуть» с этим невозможно. То, что творят в Новороссии новоявленные фашисты, не снилось и гитлеровцам. Мы акцент делаем не на этом. А именно на стремлении людей жить так, как они считают для себя возможным — в свободном от нацизма крае, в дружбе с братьями-россиянами.

«СП»: — А может, все дело в «запредельном» бюджете?

— Бюджет картины составляет по сегодняшним киномеркам смешные 490 млн. рублей. Это на порядок меньше, чем у «Викинга», у «Матильды». Я уверен, не в деньгах дело. К слову, чтобы быть правильно понятым: нам в деньгах прямо не отказывают. Точнее, отказывают по чисто формальным причинам, предлагая «на общих основаниях» принять участие в конкурсе проектов Фонда кино. До которого могут, во-первых, просто не допустить, повод при желании всегда найдется. Во-вторых, допустив, «отстегнут» такой минимум средств по остаточному принципу, что сам всё бросишь. Как это регулярно практикуется с теми проектами, которые не угодны Министерству культуры.

«СП»: — Но почему фильм о современной ситуации на Донбассе оказался вдруг неугоден министерству?

— Сказывается привычная для отечественных чиновников осторожность под названием «как бы чего не вышло!». Вы заметили, у нас в последние годы снимаются в основном исторические картины. Про то, что было когда-то. И чем дальше по времени от дней сегодняшних происходящее на экране, тем спокойнее кабинетным деятелям. Всё уже устоялось, исторические оценки сделаны, где-то можно и перегнуть или «недогнуть», бояться «гнева царского» не приходится. В этом вся российская бюрократия. Ничего не меняется!..

Сейчас у группы Бортко заканчиваются выделенные ранее средства. При этом ожесточенная борьба вокруг будущего фильма продолжается. Некие влиятельные силы, в том числе, среди депутатов ГД РФ, стремятся уничтожить ещё не родившийся фильм, пугая всех и вся «возможными страшилками» из него.

Это напомнило недавнюю возню вокруг другой работы — режиссера Алексея Учителя. Его «Матильда», появившись в рекламных роликах ещё до окончания монтажа и озвучивания, вызвала такие же вот вопли «несогласных».

Мода, что ли, сейчас такая в отечественном кинематографе? Или, бери выше, в искусстве в целом.

ИсточникСвободная пресса
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...