На главную Публицистика Культура и Религия
0

Прикрывшись культурой

 

5 форум.jpg

Светлана Замлелова 

 

В Петербурге завершил работу V Международный культурный форум. Форум считается местом для общения, диалога, обмена мнениями между деятелями культуры, представителями власти, предпринимателями. Как и обычно форум прошёл с размахом, участники и организаторы довольны, почти по Булгакову: «все очарованы, влюблены, раздавлены, сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма!»

 

В рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума с участниками совместных культурных проектов встретился президент Путин. Собственно отсюда и началось всё самое интересное. Во всяком случае, встреча стала весьма символичной, если судить по выступлениям деятелей культуры. Особенно примечательными стали два случая. Во-первых, обращение к президенту актёра Евгения Миронова, выразившего обеспокоенность появлением цензуры. В качестве примера актёр привёл запрет рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в «маленьком городе» Омске. Он так и сказал: «Когда такое случается в маленьких городах, это очень быстро может распространяться». А дальше произошёл очень интересный и показательный диалог:

Президент: Кто его запретил?

Актёр: Власти.

Президент: Власти какие-то абстрактные или конкретные?..

Актёр: Это было не рекомендовано…

Началось выяснение, и уже потом страна узнала, что в «маленьком городе» Омске, с населением, кстати, свыше миллиона человек, означенный спектакль сняли с проката по коммерческим причинам, ввиду его непопулярности у зрителя – за ноябрь было продано 42 билета.

 

Другими словами, актёр Миронов, жалуясь даже не министру культуры, а непосредственно главе государства, не удосужился выяснить, на что именно он жалуется. Очевидно, у актёра не хватило на это времени, и он решил переложить своё попечение о коллегах на президента. Пускай, дескать, сам разбирается.

Ещё один яркий фрагмент этой встречи связан с очередным прошением. На сей раз челом бил кинорежиссёр Александр Сокуров, просивший за террориста Сенцова, который «должен со мной сражаться на кинофестивалях, если у него другая, в том числе политическая точка зрения, но не сидя в нашей арктической практически, на севере, тюрьме». Правда, режиссёр Сокуров так и не дал гарантий, что его коллега, будучи отпущенным, захочет сражаться именно с кинокамерой, а не с тротиловой шашкой в руках.

 

Что же тут символичного? А то, что оба деятеля выглядели как два безответственных мальчугана, явившихся пожаловаться дяденьке на других дяденек. При этом один сам не знал, на что жаловался, а другой просил за дружка-хулигана. Впечатление же создалось такое, что это не встреча деятелей российской культуры с главой государства, а так – собрались робяты побалакать. Впрочем, точно такое же впечатление производит почти вся современная российская культура – одни жесты, и больше ничего. В прошлом году президент Путин сказал, обращаясь к участникам Форума: «Хорошо известно, что культура – в её широком понимании – формирует высокие цели и нравственные идеалы, ведёт по правильному пути к поиску смысла жизни». Всё это, конечно, так. Да только к нашей современной культуре, деятели которой озабочены, в первую очередь, тем, чтобы стать богатыми и знаменитыми, это не имеет никакого отношения.

 

Понятно, что актёр Миронов и режиссёр Сокуров хотели хорошо выглядеть. А хорошо выглядеть в наше время означает только одно – изображать борьбу с режимом. А тут уж можно и врать, и хамить – главное, наделать шуму и привлечь к себе как можно больше внимания. Ни культуре, ни стране в целом толку от этого не будет ровно никакого, зато нужный сигнал подан. Помнится, не так давно деятели культуры со всего мира встали на защиту Pussy Riot. Правда – вот странно! – никто из борцов и защитников никогда не бывает замечен в отстаивании прав тех, кто действительно в этом нуждается. Но какой же смысл защищать кого-то, если об этом не узнает пресса!

 

А что же Международный культурный форум? Кажется, всё, как обычно: поговорили и разошлись. А точнее, создали видимость культурной жизни и культурной политики. Обратим внимание, что современная жизнь – это сплошная имитация, видимость всего и вся. Есть у нас бесплатная медицина. Правда, вся страна почему-то собирает смс-ками деньги на лечение детей. Есть у нас кино, есть даже актёры и режиссёры, которые время от времени привозят домой венецианских львов. Но почему-то все, кто когда-нибудь видел настоящее кино, не в состоянии воспринимать современную российскую кинопродукцию. Есть и литература, существующая, правда, по принципу китайской промышленности: «главное – быть!» То есть книги-то вроде бы имеются, но читать их, большей частью, совершенно невозможно. А вся государственная поддержка литературы распределяется в соответствии с жёсткими клановыми принципами.

 

V Санкт-Петербургский международный культурный форум вроде бы свидетельствует о том, что в стране есть культурная политика. Но в чём же она заключается? Неужели только в финансировании отдельных объектов? Но почему-то ни возрождение забытых имён, ни слишком подчас вольное обращение с классикой как с национальным достоянием, ни разрушение психического здоровья граждан под влиянием отдельных или вместе взятых объектов современной культуры, ни много чего другого не попадает в сферу интересов культурной политики. Да и вообще, какой может быть культурная политика без идеологии? Такая культурная политика неизбежно сведётся исключительно к финансированию тех, кто пробился к кормушке, а в итоге – к очереди и толчее у этой кормушки, к периодическим жалобам и проклятиям.

 

Политика – это, как известно, деятельность организации по достижению целей, стоящих перед организацией. Цели, например, Международного культурного форума обозначены следующим образом: «инициировать, разрабатывать и внедрять национальные, межгосударственные и глобальные программы, направленные на сохранение и преумножение культурного наследия человечества; обеспечивать эффективное функционирование и создание новых действенных механизмов влияния культуры на развитие современного общества на глобальном и локальном уровнях; способствовать достижению внутриотраслевых целей развития, обеспечивая существование культуры как самодостаточной социальной среды».

 

 Цели, надо сказать, весьма туманные. Например, о каком сохранении культурного наследия может идти речь, если за кино- и театральными режиссёрами остаётся право на собственное прочтение, сводящееся, как правило, к половым извращениям. Так что в результате такого сохранения Достоевский и Чехов плавно и не очень превращаются в порнографию.

А что такое «действенные механизмы влияния культуры на развитие современного общества»? Вообще-то, человек не может существовать вне культуры, так как культура в самом общем смысле – это всё, что создано человеком. Но культура бывает духовной и материальной, высокой и площадной. Так о чём же речь? Что именно должно эффективно влиять на современное общество?

 

И наконец, для чего нужно «обеспечивать существование культуры как самодостаточной социальной среды»? И не противоречит ли это заявление предыдущему? Да и что такое – «самодостаточная культура»? Это можно понять как независимая, основанная на творчестве, а можно – как ни с кем не связанная и ничем не ограниченная. Что же это получится, если такая самодостаточная культура, представленная, например, писателем Вл. Сорокиным или режиссёром К. Богомоловым, начнёт эффективно влиять на развитие общества? Воля ваша, а можно здесь разглядеть что-то страшное.

Словом, зачем собрался культурный форум, с точки зрения культуры, не совсем ясно. Во всяком случае, обозначенные им цели не говорят ни о чём и не обещают ничего в сфере развития и преумножения высокой культуры. А если взглянуть на состав участников и руководителей секций форума, то можно догадаться, что именно ждёт нас в обозримом будущем: кино типа «Сталинград» и Библия в школе вместо Толстого с Достоевским. К слову, совершенно непонятно, как человек, ляпнувший: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы “Войну и мир” Л. Толстого, а также некоторые романы Фёдора Достоевского нужно убрать», продолжает оставаться в кресле Президента Российской академии образования.

 

А ведь если сложить вместе все эти кусочки, то получается следующая мозаика: Толстого убираем за горизонт, современную культуру делаем самодостаточной и влиятельной. И с чем же остаёмся?.. Видимо, в том и заключается культурная политика нашего государства, чтобы пестовать корявую, как карельская берёза, российскую культуру, ничем со страной не связанную и далёкую от мысли быть кому-то «в этой стране» интересной и полезной. Почему именно так? Отчасти потому, что не таким уж бесплодным, как может показаться, был V Санкт-Петербургский международный культурный форум. На сайте Форума читаем: «Это международная площадка для встреч, открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями государственной власти, политиками и бизнесменами разных стран, для обсуждения проблем и тенденций развития мировой и российской культурной жизни, комфортное пространство для общения деятелей культуры, потенциальных партнеров и инвесторов». Ключевые слова этого пассажа в контексте современности: «бизнесменами», «потенциальных партнёров», «инвесторов». Вот мы и приблизились к пониманию сути V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Можно сказать, что культурный форум стал продолжением форума экономического, проходившего в Питере летом. И собрался он, судя по всему, ради поиска под эгидой государства инвесторов для проектов из области культуры. Впрочем, возможны варианты. Вместо инвесторов речь может идти, например, о привлечении бюджетных средств к съёмке, постановке или изданию чего-нибудь гениального и архиважного. Стоит лишь помнить: если рядом происходит что-то не совсем понятное, значит, кто-то затеял business, прикрывшись идеей. Оно бы и ладно: такова его природа, business для того и существует, чтобы делать деньги. Но государство наше, поддерживая во всём business аки дитя убогое, зачастую плодит воров и бездарей. И помогая в чём-то культуре, в то же время ставит её на грань выживания. Потому что, например, защита литературной классики от сексуальных маньяков гораздо важнее для отечественной культуры, нежели предоставление этим самым маньякам права на самовыражение.

 

2016

 

Нравится
 
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Создание сайта - Vinchi & Илья     ®© Светлана Замлелова