Политическое обозрение

Украина: «Война до победного конца» и Майдан 3.0

Украина: «Война до победного конца» и Майдан 3.0
В последнее время я всё больше ловлю себя на мысли, что нынешнее положение дел на Украине дошло, по сути, до критической отметки: мало кто мог предположить всего год назад, что страна окажется ввергнута в пучину тяжелейшего политического, а затем и экономического кризиса. Многие задаются вопросом: «Когда же на Украине воцарится мир и закончится братоубийственная война?» События последних дней наводят на весьма печальные размышления: конфликт не только не закончится, но разгорится с новой силой. Причём, вполне возможно, на определённой стадии этого нового противостояния между Киевом и сепаратистами Новороссии случится новый Майдан и «не только лишь он». Обо всём по порядку.

Как бы иронично это не звучало, но война на Юго-Востоке Украины устраивала абсолютно всех: Киев получил невиданную доселе консолидацию населения и практически неограниченное доверие, используя имидж народного революционного правительства, нацеленное на прогрессивные реформы и истребление коррупции, а также чудесную возможность списать все беды и невзгоды Украины на внешнего агрессора в виде России. Власть в России, в свою очередь, сумела провести убедительную пиар-кампанию среди населения, которая вылилась в рекордный рейтинг поддержки действующего президента; помимо этого, власти удалось на полную мощность раскрутить маховик пропаганды, окончательно и бесповоротно возродив в головах россиян столь привычный образ врага в виде злого Запада, который спит и видит гибель России. Таким образом, правительство России тоже получило возможность списывать все беды на внешнего агрессора (которыми, очевидно, являются Запад и его цепной пудель в виде «кровавой хунты из Киева»).

Наконец, Запад в лице ЕС и США также получил свою выгоду: НАТО обрела новый смысл существования в виде стратегического сдерживания РФ, как это было во времена Холодной Войны. Западные политики теперь могут беззастенчиво выставлять Россию пугалом перед собственной и мировой общественностью, милитаристы всех мастей рассуждают о «неприкрытой российской агрессии» и призывают граждан уделить большее внимание обороне. Заодно создание страха перед русскими позволит этим самым политикам сместить внимание населения с собственных проколов (тут и слабый экономический рост, и участие во всевозможных авантюрах типа Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии) на нового врага, который «покусился на сложившийся после Второй мировой войны порядок в Европе».

Возникают два абсолютно противоречивых набора задач: в то время как народы России, Украины, США и Европы вроде как хотят увидеть окончание конфликта на Украине и уменьшение политического напряжения между державами, правящие круги данных стран хотят этого лишь на словах. На деле же политикам куда выгоднее продолжать войну. Особенно это актуально для Киева и Новороссии, в чуть меньшей степени — для России. Так как политические элиты играют первую скрипку в принимаемых решениях (даже после Майдана к власти пришли не новые народные представители, а вполне состоявшиеся в украинской политике люди), шансов на мирный исход или хотя бы на длительное продолжение перемирия на Донбассе практически нет. Собственно, оно уже было нарушено и ситуация продолжает выходить из-под контроля.

Для украинской власти новое наступление на сепаратистов — вопрос жизни и смерти. Утвердившееся после Майдана правительство получило неограниченный кредит доверия от населения, а в связи с аннексией Крыма и разрастанием сепаратизма в Луганской и Донецкой областях, данное доверие лишь усилилось. Но кредиты всегда нужно возвращать, а в политике срок выплаты по «доверию» не такой уж длинный. Порошенко, бодро начавший давить сепаратистов в начале своего президентства, успешно сосредоточил внимание общественности на вопросах территориальной целостности и безопасности, заставив людей на время забыть о социальных обязательствах государства, проблемах с коррупцией и падении уровня жизни в связи с коллапсирующей экономикой. Но стоило ему пойти на сентябрьское перемирие, как тут же послышалась критика со стороны общества: «Почему остановили АТО?» С прекращением боевых действий вектор внимания украинцев начал потихоньку смещаться на анализ новой власти, чего та совсем не хочет.

В связи с крайне напряжённой обстановкой на международной арене и угрозой сепаратизма, от внимания многих украинцев ускользнул тот факт, что новая власть, утвердившаяся после Майдана мало отличается от власти Виктора Януковича: она такая же лицемерная, коррумпированная и неэффективная. Несмотря на то, что состав Верховной Рады сильно обновился после парламентских выборов 2014-го, ключевые посты по-прежнему удерживаются людьми, которые прекрасно уживались с Януковичем. Почему же данные функционеры (Яценюк, Турчинов и другие) заявили о коррумпированности Проффесора только после его свержения? Они что, не замечали её раньше? Вряд ли, скорее всего, Виктор Фёдорович нарушил некоторые негласные договорённости касательно разделения сфер влияния, которые он заключил с оппозицией.

Власть имущие на Украине оставили в неизменной форме имитацию демократических институтов, на деле сохранив жёсткую иерархическую структуру, в которой отсутствует обратная связь с населением и поиск диалога с различными политическими силами. Политические союзы определяются исключительно соображениями текущей выгоды. Сам институт власти по-прежнему рассматривается как инструмент обогащения, контроля финансов и запугивания оппонентов, а не способ принятия важнейших решений и отстаивания национальных интересов: тут новое правительство отличается от Януковича лишь тем, что поменялась расстановка сил. Ну и тем, что добавилось пафосных обещаний про светлое европейское будущее.

Очевидно, что такая власть не сможет провести структурных реформ, решить экономический кризис (колоссальные долги перед международными финансовыми организациями, падение ВВП до 8-11% в 2014 году) и победить коррупцию, она не сумеет построить на Украине подлинную демократию. По сути, после Майдана происходит массированное отступление государства: оно отказывается от социальных обязательств, говорит населению, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Даже АТО показала, что государственные структуры не могут справиться с ситуацией и требуется помощь гражданского общества: наиболее эффективными бойцами против ополченцев оказались добровольческие батальоны («Донбасс» «Азов» «Айдар» и тд) и Национальная Гвардия, в то время как регулярная армия постоянно испытывала проблемы со снабжением базовых материалов и дала реальный бой только под Донецким аэропортом. В начале проведения АТО, в апреле-мае 2014-го, некоторые части ВСУ вообще переходили на сторону ДНР, либо отказывались воевать. Аналогичные процессы происходили и в милиции на Донбассе, члены которой либо пополнили ряды сепаратистов, либо просто разбежались.

Ещё один неприятный «бонус», который получил Киев после Майдана — воспроизведение обществом иерархических и бескомпромиссных методов решения конфликтных ситуаций. Если раньше всё это было относительно скрыто, то теперь, с уходом государства и отсутствием стабильности, подобные настроения среди людей будут встречаться всё чаще и чаще. Худшим примером невозможности ведения общественного диалога явились события в Одессе в мае 2014, когда две крайне антагонистические группировки с одинаковым бескомпромиссным отношением к оппоненту вступили в открытое противоборство, закончившееся сожжением более слабой стороны. После Одессы все сочувствующие Новороссии вынуждены были уйти в глубокое подполье, однако как из России, так и из некоторых частей Украины доносятся агрессивные призывы мстить сторонникам единой Украины и остаётся только гадать, каким образом это сможет выстрелить в будущем.

Учитывая относительную свежесть Майдана, а также описанное выше воспроизведение обществом поведения власти, новое правительство Украины имеет все причины опасаться новой волны недовольства в случае массовых неудач, причём недовольство это будет выражаться в разы сильнее и агрессивнее чем во время «Евромайдана». Именно поэтому Киеву срочно нужны хорошие новости и перемирие как хорошее событие преподнести не удастся: сепаратисты оклемались, накопили оружия и даже овладели новыми территориями. Обществом данное перемирие рассматривается как позорное соглашательство, раздвигание ног перед ненавистным Путиным.

Следовательно, у правительства два выбора: добиться экономического роста или победить в войне. Экономический рост — это работа на десятилетия, работа, на которую нынешняя власть, по сути, неспособна. Народ же требует результатов здесь и сейчас, следовательно, выбор остаётся лишь один — воевать. Правда, новый виток недовольства (назовём его собирательно «Майдан 3») произойдёт в любом случае из-за катастрофического состояния экономики: население Украины ведь не состоит из киборгов, людям же нужно на что-то жить. Война же позволит оттянуть новый Майдан на несколько месяцев-год, что позволит киевским властям чуть дольше удержаться на своих местах, набить карманы и обдумать пути ухода из Украины с сохранением нажитых активов. Правда, в случае провальных военных действий, третий Майдан может случиться сильно раньше (пик боевых действий придётся на лето из-за климатических соображений, поэтому в данном случае третий Майдан произойдёт в июле-октябре 2015: сразу после крупных неудач). Расчёт Киева является весьма и весьма рискованным. Однако, при наличии хотя бы ограниченных успехов в кампании против Новороссии, у власти появится шанс снова добиться высокой консолидации населения на некоторой срок.

Новороссии война нужна не меньше. Сепаратисты обещали сохранение и даже увеличение социальных обязательств, вступление в состав России: ничего этого не произошло, все ключевые обещания (кроме русского языка) провалены. И поэтому в целях недопущения нарастания недовольства, правителям ДНР и ЛНР срочно нужно возродить украинскую угрозу: когда ты видишь падающие снаряды на своей улице здесь и сейчас, а не по экрану телевизора, в страшилки про хунту верится больше. Да и о низком уровне жизни тоже как-то забываешь: хорошо, что вообще жив. Точно таких же соображений, по сути, придерживаются лидеры Новороссии: не сумев выполнить ни одного серьёзного обещания, им необходимо переместить внимание на внешние проблемы такие как ведущаяся против них АТО.

Поэтому абсолютно неважно, кто бомбил недавно Мариуполь или кто подбил тот автобус под Волновахой: что Киев, что сепаратисты используют эти трагедии для нагнетания обстановки и убеждения общественности в необходимости воевать дальше. Если Украине каким-то чудом не выделят огромный безвозмездный кредит на борьбу с коррупцией и восстановление экономики, а Россия не перестанет оказывать поддержку ополченцам, то к лету-осени 2015 года нас ждёт новая волна насилия на Донбассе и, скорее всего, усиление общего хаоса в стране.
Мы в Мы в Яндекс Дзен