Политическое обозрение

США собираются «вернуться» в Евразию с помощью Катара

США собираются «вернуться» в Евразию с помощью Катара
31 января президент США Джо Байден принял в Вашингтоне эмира Катара шейха Тамима бин Хаммада Аль Тани и объявил Катар своим основным союзником вне НАТО. Также обсуждалась потенциальная роль богатого газом Катара в ослаблении зависимости Европы от российского газа для энергоснабжения.


Внезапное превращение Вашингтоном Катара в крупного союзника, не входящего в НАТО, связано не только с газом, но и с возможностью вернуть себе плацдарм в Евразии. Налаживание Вашингтоном дружественных отношений с Катаром имеет большее геополитическое значение, чем может показаться на первый взгляд. На самом деле, это можно рассматривать как один из первых шагов Вашингтона на пути к новой стратегии ответного удара США по России и Китаю на ключевых театрах евразийского соперничества великих держав.

Вот что по этому поводу думают в странах Ближнего Востока. Ахья Хусейн, независимый аналитик из Пакистана, в своей статье говорит следующее:

Катар ставит под сомнение любые предположения о том, что он может в одностороннем порядке восполнить потребности континента в газе в случае его нехватки. Украина по-прежнему имеет решающее значение для США как средство противодействия российскому влиянию в обширной, богатой ресурсами Евразии. А именно, соединяя Китай с Европой через мультимодальный маршрут Казахстан-Азербайджан-(через Каспийское море)-Грузия-Украина (через Черное море) и, таким образом, помогая Китаю снизить зависимость от своего в настоящее время наиболее используемого наземного маршрута в Европу, т.е. через Россию.



Однако вышеупомянутый Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТК) более трудоемкий и дорогостоящий, чем Россия-Беларусь. Кроме этого, по мере углубления соперничества США с Россией и Китаем среди великих держав в Вашингтоне будут усиливаться аргументы в пользу восстановления контактов и связей в Афганистане. Для надлежащего «возвращения» в Афганистан в качестве великой державы, ориентированной на Евразию, США, похоже, выбрали Катар в качестве своего канала.

США выбрали Катар из множества вариантов военного участия в Афганистане после вывода войск. Катар выделялся как лучший выбор с точки зрения США. Тесные региональные связи Пакистана с Китаем и упор на сотрудничество делают его маловероятным для содействия проникновению США. Кроме того, сохранение Катаром собственных дипломатических каналов связи с Афганистаном делает его еще более подходящим для целей США

– говорит Ахья Хусейн.

Что касается Катара, тот факт, что эти роли не угрожают его двусторонним отношениям ни с Китаем, ни с Россией, является большим плюсом. Ни одна из евразийских великих держав не является нулевой суммой в своих взглядах на международные отношения и вряд ли сочтет предполагаемое участие Катара в стратегии США в отношении Евразии серьезной проблемой.

Пакистанский аналитик пишет, что Евразия снова оказалась в авангарде геополитики и соперничества великих держав. После ухода США из Афганистана прошлым летом считалось, что действующая сверхдержава сокращается, если не уходит из этого стратегически важного региона. Однако, как отмечает Хусейн, в своих отношениях с Катаром США показали, что они готовы вернуться в любой момент. Вот только ждут ли США в Евразии, которая может стать центром обновлённого миропорядка.
Мы в Мы в Яндекс Дзен