Политическое обозрение

Власти Турции готовятся использовать Стамбульский канал в качестве политического инструмента

Власти Турции готовятся использовать Стамбульский канал в качестве политического инструмента
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 26 июня 2021 года запустил амбициозный проект по строительству канала «Стамбул», который соединит Черное и Мраморное моря.


Новый проект будет приносить Турции один миллиард долларов выручки ежегодно. В настоящее время вся нагрузка приходится на канал Босфор. Через него ежегодно следует 45 тысяч кораблей, при оптимальном проходе 25 тысяч судов.

Стамбульский канал на 15 км будет протяжённее Босфора. Если через существующий канал в день проходят от 118 до 125 судов, то пропускная способность «Стамбула» будет свыше 185 кораблей в день.

Однако не все в Турции поддерживают стремление лидера страны построить искусственный судоходный путь. Главным противником проекта выступает мэр Стамбула Экрем Имамоглу.

Он считает, что под угрозой окажется водоснабжение Стамбула, поскольку строительство искусственного канала будет проходить в стратегически резервной зоне. Мнение Имамомглу поддерживают многие экологи, сейсмологи, ученые и оппозиционные партии.

Не согласны поддерживать Эрдогана и в России. Ясно, что президент Турции преследует не только экономическую выгоду, но и политическую.
Есть опасения, что через Стамбульский канал хлынут корабли НАТО. На сегодняшний день проход через Босфор, Дарданеллы и Мраморное море регулируется доктриной Монтрё, подписанной еще в 1936 году. Согласно документу, военные корабли нерегиональных стран не могут пребывать в Черном море дольше трех недель, а их общий тоннаж не должен превышать 45 тысяч тонн. И этот документ стратегически важен для стран Черноморского побережья. Особенно в нем заинтересована Россия, поскольку Босфор является воротами в Средиземное море.
Однако канал «Стамбул» вполне может развязать руки Эрдогану и позволит в политическом плане спекулировать на нем, являясь надуманным поводом для пересмотра Конвенции Монтрё.

Безусловно, дублер Босфора позволит Анкаре усилить политическое влияние в регионе и позволит вести закулисные интриги с Западом. Наихудшим сценарием станет развертывание войск НАТО в Восточной Европе, который приведет к господству североатлантического альянса на Черном море.

В свою очередь, Москва не хочет, чтобы у берегов Крыма возникали провокации, подобные инциденту с британским кораблем, который произошел 23 июня 2021 года. Тогда британский эсминец Defender нарушил государственную границу и углубился в территориальные воды России на 3 км. Лишь после того, как пограничники открыли предупредительный огонь, эсминец покинул российские воды.

Учитывая приверженность турецкого лидера к двойным стандартам, вполне возможно, что при любом ухудшении отношений между Москвой и Анкарой он мгновенно воспользуется ситуацией и начнет спекулировать Стамбульским каналом. Власти Турции уже сегодня готовятся использовать Стамбульский канал в качестве политического инструмента.

Но до этого потребуется много времени, ведь строительство канала толком еще не началось. Проект планируется завершить в 2027 году. А пока России необходимо подготовиться к возможным провокациям со стороны Турции и обновить механизмы правового регулирования движения кораблей нерегиональных держав в Черноморской акватории.

Автор:

Мы в Мы в Яндекс Дзен