Политическое обозрение

Итоги встречи Путина и Байдена: никаких иллюзий

Итоги встречи Путина и Байдена: никаких иллюзий
16 июня в Женеве прошла встреча президентов России и США. Владимир Путин и Джо Байден встретились первый раз в качестве глав государств. Ранее они виделись друг с другом, но Байден тогда еще не руководил страной.


Как и следовало ожидать, обсуждались на саммите многие вопросы, собеседники остались довольны друг другом. По крайней мере, каких-то оскорбительных высказываний по типу прошлой реплики Байдена о том, что Путин – «убийца», после этого саммита уже не последовало. Главы двух держав отозвались друг о друге весьма уважительно, но при этом и Путин, и Байден на своих пресс-конференциях подчеркнули главное – страны будут развиваться, учитывая, в первую очередь, свои собственные интересы.

Ключевые последствия встречи Путина и Байдена


Саммит открыл страницу некоего потепления в отношениях между двумя государствами. Нет, конечно, это уже не «друг Билл и друг Борис», и такое вряд ли теперь повторится, но, по крайней мере, стороны договорились вернуть послов, и это уже очень хорошо в плане нормализации отношений.

Кроме того, Байден и Путин приняли совместное заявление по стратегической стабильности, договорились не допустить распространения ядерного оружия, обсудили ряд ключевых вопросов по киберпреступности, коронавирусу, Украине, Сирии и так далее.

Таким образом, самым главным результатом встречи можно назвать продемонстрированную всему миру готовность к двустороннему диалогу. От «исчадия ада», каким Путина на протяжении последних лет представляла американская пресса, он все же превратился в партнера по переговорам, пусть и переговорам весьма сложным.


На своей пресс-конференции, к примеру, Байден уклонился от ответа на вопрос журналистки о той самой фразе про Путина – «убийцу». В свою очередь, и Путин поведал, что его американский коллега, оказывается, еще давно объяснил свои слова по телефону, и теперь у российского президента нет к нему вопросов.

Но все у наиболее антироссийских сил на Западе остался некий налет разочарованности встречей. Судя по всему, ожидали от нее несколько иных результатов. На пресс-конференции Байдену задавали целый ряд неудобных вопросов, хотя встреча с журналистами была организована таким образом, чтобы свести к минимуму их вероятность и не дезориентировать пожилого президента. Так, не были приглашены российские журналисты, что тоже довольно показательно (и об этом писала потом Мария Захарова, официальный представитель МИД России).

Обманутые надежды Запада: на что рассчитывали по итогам саммита


Нет никаких сомнений, что на Западе верили в возможность изменения политики России по итогам встречи. Ожидалось, что Байден «продавит» Путина и он пойдет на какие-то уступки, по крайней мере – на словах. Но все осталось прежним. Российский президент показал в очередной раз неизменность выбранного им курса. По всем ключевым вопросам, которые обсуждались на встрече, Россия сохранила свое мнение.

Совместное заявление по стратегической стабильности, то бишь ядерному вооружению? Но ведь Россия и так всегда была противником его распространения, никогда особо не поддерживала ядерную программу того же Ирана. Поэтому в этом заявлении нет ничего удивительного, разве что Михаил Горбачев может им восторгаться, сравнивая со своими переговорами с Рональдом Рейганом.

А что дальше? Был поднят вопрос по Навальному, но Путин дал понять, что оппозиционер нарушил закон России и будет сидеть, нечего было уклоняться от положенных отмечаний. В вопросе о российской оппозиции в целом, о свободе слова – опять верность ранее избранному курсу. Путин подчеркнул, что раз США открыто декларируют враждебность России, то по логике и поддерживает она в России те общественно-политические силы, которые оказывают на страну разрушительное влияние. По понятным причинам, российские власти противостояли и будут противостоять подобным силам, и это Путин также дал понять своему американскому коллеге.

Вопрос Крыма на встрече поднимался, и позиции сторон тоже остались неизменными. Но разница для самого Крыма и для той же Украины между российской и американской позициями капитальная: Крым – российский, а США лишь может на словах выражать свое недовольство этим фактом. Похоже, что это уже понимают и в самом Киеве, откуда все чаше раздаются нотки обиды на Вашингтон, на Брюссель, в общем – на весь мир, который не хочет понять загадочную украинскую душу Зеленского и его окружения.

Что касается Минских соглашений, то Путин выявил абсурдность американской позиции. Ведь слова о возвращении украинских вооруженных сил на места прежней дислокации, то есть, в том числе, и на территории, занимаемые ныне Луганской и Донецкой республиками, прямо противоречат этим самым Минским соглашениям. Как можно вернуть украинские войска в Донбасс в текущей ситуации, без масштабной войны?

Ответа на этот вопрос американская сторона дать не может, но тогда о какой приверженности Вашингтона Минским соглашениям можно говорить? На это и обратил внимание российский президент, подчеркнув, что не нужно быть профессиональным юристом для понимания всей абсурдность подобного утверждения со стороны американцев.


Стратегии давления на Россию провалились, что дальше?


Главным подлинным итогом встречи можно назвать провал последних надежд Вашингтона на то, что Россию удастся «продавить». Мир стал другим, многополярным, и у США уже не получается следовать той модели, которая еще могла быть эффективна десятилетие с лишним назад.

Россия уже не боится американских санкций, санкции бьют по интересам как российского, так и американского бизнеса, а вмешательство во внутренние дела России в виде навязываемого дискурса о преследованиях оппозиции совсем не красит американскую сторону. Не случайно Путин также поднял вопрос беспорядков у Капитолия и жестких действий американских стражей порядка. Россия научилась говорить с США жестко, отстаивая свою точку зрения и показывая двойные стандарты американской стороны.

У Путина, в отличие от американской стороны, никаких иллюзий относительно встречи и не было. Он шел на нее, прекрасно представляя то, как надо будет себя вести, о чем будут говорить и как надо говорить. И хорошо справился со своей задачей. Даже насыщенность пресс-конференций двух президентов разная: Путин давал более четкие и исчерпывающие ответы, нежели Байден. И не побоялся, кстати, допустить на пресс-конференцию иностранных журналистов.

В итоге независимость России в ее политическом курсе был вынужден признать даже Байден, и его слова, сказанные на пресс-конференции уже не очень похожи на традиционное осуждение «авторитарных лидеров», которое имеет место в американских оценках неудобных стран и неудобных политических деятелей.

Мы с президентом Путиным несём уникальную ответственность за то, чтобы выстраивать отношения между двумя сильными и гордыми странами. И эти отношения должны быть стабильными и предсказуемыми,

- подчеркнул Байден на своей пресс-конференции.

И, тем не менее, саммит все же вызвал определенные движения в сторону нормализации российско-американских отношений. Это очень не нравится тем силам, которые особенно враждебно настроены к России, но это – политическая реальность. Другой глобальной политической ситуации быть не может, и Россия в глобальном масштабе – серьезный политический игрок, в отличие от тех небольших восточноевропейских государств, которые сегодня имеют наиболее антироссийские позиции.

Автор:

Использованы фотографии: Белый дом

Мы в Мы в Яндекс Дзен