Политическое обозрение

«Пряники закончились»: эксперт о новом подходе РФ к Белоруссии

«Пряники закончились»: эксперт о новом подходе РФ к Белоруссии
Новогодний нефтегазовый конфликт ставит крест на всём интеграционном процессе Москвы и Минска. Президент союзной республики Александр Лукашенко хочет на деле доказать, что пресловутый «кнут» против него не сработает. А Москва всеми силами показывает – что «пряники» кончились. Такое мнение высказал белорусский политический аналитик, чьи слова цитирует издание московского Центра Карнеги, Артем Шрайбман.


Экономика и политика в одном «флаконе»

По словам автора, с декабря прошлого года эксперты ожидали два сценария развития ситуации: громкое подписание пакета документов по интеграции и поглощение Белоруссии или же тихое формальное соглашение по декларативным пунктам в качестве компромисса.

Однако события пошли по третьему пути: на радость врагам, лидеры Белоруссии и России разругались окончательно, не подписав даже декларации, не говоря про реальные документы.

По мнению автора, одной из главных сложностей двусторонних отношений является проблема «первого хода». Кто решится и сделает шаг навстречу? Москва и Минск слишком долго знакомы и хорошо друг друга знают, чтобы просто поверить на слово. Так, белорусская сторона настаивала на выполнении своих условий до «гармонизации» правовых систем, а российская, наоборот, – предлагала пакетную ратификацию дорожной карты интеграции и затем только экономические «пряники».



Есть ли выход из тупика?

Применяя язык метафор, автор исследования однозначно говорит, что взаимная любовь Москвы и Минска «споткнулась» о нефть. Проблемы, конечно, глубже, но формальный повод разногласий - сырьевой.

Вторая на данный момент непреодолимая проблема во взаимоотношениях двух союзнических государств заключается в попытке Минска заблокировать процесс транзита власти через махинации с Белоруссией. Ныне, когда лидер РФ Владимир Путин четко обозначил тенденцию к смене политических институтов внутри страны, Лукашенко обеспокоен и разгоняет маховик разногласий.

31-я дорожная карта – настоящий камень преткновения. Документ предусматривает создание «наднациональных» институтов власти, что в свою очередь в свете последних событий особенно настораживает Минск, да и не совсем увязывается с формулировкой исключительно «экономической интеграции».

Эксперт недоумевает, ведь очевидно, что глубокое объединение подразумевает некоторое лишение суверенитета и создание общих органов. Однако уже целый год стороны пытаются изобрести велосипед и интегрироваться без реального взаимопроникновения и создания межгосударственных органов.

Маски сброшены

Сильное напряжение привело к единственному позитивному достижению – стороны обменялись открытыми выпадами, подчеркивает Шрайбман. Минск готов был получить нефтегазовые преференции, «продав» часть суверенитета, то есть за уступки. Только после того, как было отказано, в Белоруссии решились на прямой шантаж и разрыв.

Москва же наоборот, до прямых угроз Лукашенко не афишировала содержание 31-й дорожной карты, которая была рассекречена, когда время «романтики» в отношениях прошло: Кремль хочет полноценного политического союза. На это пойти Белоруссия, конечно, не может.

Использованы фотографии: apimages.com; carnegie.ru

Мы в Мы в Яндекс Дзен