Самое свежее

Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый?

Михаил Делягин. Нынешнему миру люди не нужны. Выход один: возврат к социальному государству

  • Сегодняшний кризис социального государства вызван глубокими, фундаментальными причинами, без преодоления которых вернуться к человеческой жизни и человеческим отношениям в обществе нельзя.

    Социальное государство – важнейшее, основополагающее достижение человечества. Его цель – освободить человека от отупляющей и обессиливающей его борьбы за существование, от страха за будущее, от рутинных забот, чтобы максимально развить его и дать ему возможность сконцентрировать свои растущие силы на главном.

    Важный вопрос – какие блага считать естественными, необходимыми для жизни человека? В Советском Союзе к бесплатным благам относились далеко не только образование, здравоохранение, социальная поддержка и безопасность (стоит напомнить, что в некоторых землях Германии вызвавший полицию, но не могущий назвать имя преступника должен оплачивать вызов). Советское государство дотировало и ЖКХ, и транспорт, и отдых, и питание, и лекарства, и детскую одежду. При этом понятно, что по мере развития общества растут и потребности человека – и, соответственно, должен расширяться круг обеспечиваемых ему благ.

    Известно, например, что Сталин воспринимал процесс построения коммунизма в том числе как постепенное расширение круга бесплатных благ. И, скажем, в студенческих столовых хлеб и горчица уже были бесплатными и предоставлялись студентам «по потребности».

    Понятно, что любое замедление развития создавало огромные угрозы для устроенного таким образом будущего.

    Однако главная проблема социального государства – в другом. Когда в деле его создания были достигнуты первые результаты и оно смогло гарантировать людям решение первичных, простейших, самоочевидных задач – избавление от голода и болезней, безопасность, грамотность, бытовой комфорт и возможность социального роста – на повестке дня стал главный, ключевой вопрос человеческого существования. А что есть это главное, ради которого социальное государство обеспечивает человеку комфорт?

    Проще говоря, ради чего живет человек?

     

    Первым с этой проблемой столкнулось самое передовое в социальном отношении общество ХХ века – Советский Союз, но затем в том же положении оказались и вынужденные в конкурентных целях следовать его примеру развитые страны Запада.

    Первый в мире полностью автоматизированный завод (по производству автомобильных поршней) был введен в эксплуатацию в нашей стране еще при Сталине – в 1950 году (в США подобный завод был создан только в конце 1954 года). Однако темпы автоматизации резко замедлились, потому что государства не знали, чем занять высвобождаемых при этом работников.

    Еще Берия в начале 50-х говорил, что уровень и динамика развития технологий позволяют в обозримом тогда будущем без ущерба для производства сократить 8-часовой рабочий день до 4 часов.

    Предполагалось, что в высвободившееся время человек будет заниматься самосовершенствованием – но должных стимулов для этого создать не удалось.

    В Советском Союзе это деликатно называлось «проблема свободного времени»; чуть позже с ней столкнулся и Запад. Суть заключалась в том, что при избытке этого свободного времени человек начинал деградировать либо становился фактором дестабилизации общества.

    Следствием стал рост иждивенчества – как у нас, так и на Западе.

    Поскольку иждивенчество разложило массы, они утратили способность защиты своих интересов от управляющей элиты.

    В результате социальное государство, подорвавшее иждивенчеством основы своего существования, начало сворачиваться. И уничтожение Советского Союза при помощи горбачевской перестройки стало началом новой эпохи.

     

    Важно, что рост производительности труда, обеспечиваемый информационными технологиями, хоронит не только традиционное социальное государство, но и породившую его идею гуманизма как такового.

    Гуманизм вырос из ситуации, когда каждый человек обладал коммерческой ценностью, так как при правильной эксплуатации обеспечивал прибыль. Соответственно, его уничтожение или порча означало упущенную прибыль и было бесхозяйственностью.

    Сегодня человек уже не нужен для производства; он важен лишь как фактор потребления. Но разрушение рыночной экономики лишает его и этой роли.

    В результате человечество находится сегодня на развилке, наиболее ярким выражением которой является кризис традиционного социального государства.

    Продолжение нынешних тенденций, сохранение доминирования рыночного целеполагания в уже пострыночную эпоху делает главной задачей человечества утилизацию избыточного населения.

    Представители глобального бизнеса говорят об этом, не стесняясь, уже лет 40. И мы видим эту утилизацию: в неразвитых странах в виде прямого истребления и разного рода вымаривания, как в ходе «арабской весны» или разнообразных либеральных реформ (демографические потери от которых для России, например, на 2016 год превысили потери от гитлеровского нашествия для РСФСР по состоянию на 1946 год).

    В развитых странах средний класс беднеет, формируются гетто – и далеко не только национальные: белые в США уже начали вымирать, хоть и не так, как мы в 90-е. Важными проектами является уход в виртуальную реальность, более яркую и насыщенную, чем настоящая, и предоставление минимального гарантированного дохода, достаточного для непродолжительного и не беспокоящего других существования.

    По сути это проект свертывания, самоуничтожения человечества, погружения его в новые Темные века ради самоубийственного паразитизма глобальных спекулянтов.

     

    Его частью является предпринимаемая в нашей стране попытка заменить социальное государство субсидиарным, понимаемым российскими либералами как минимизацию социальной поддержки. Если социальное государство считает своей целью наиболее полное, гармоничное развитие человека, то субсидиарное сокращает поддержку людей до стремительно съеживающегося минимума, обеспечивающего пороговую социальную стабильность. И передает сэкономленные ресурсы глобальным спекулянтам и обеспечивающей их процветание компрадорской элите.

    Еще в 2000 году в проекте «Стратегии-2010» под редакцией Грефа задача замены социального государства субсидиарным ставилась прямо. Указание на антиконституционость этой меры привело к снятию лозунга, но политика сохранилась и проводится до сего дня весьма последовательно.

    Альтернативой самокастрации и деградации человечества является возрождение социального государства на качественно новом уровне – за счет создания системы мотивация коллективного саморазвития человеческой личности. Необходимо возвращение человеку нерыночного смысла существования, ибо практика показывает: жизнь ради потребления и превращение человека в инструмент извлечения прибыли в новых условиях ведут уже не к прогрессу, как во времена капитализма, а к коллективному самоубийству.

    Для России масштабы разрушения в результате либеральных реформ таковы, что простое восстановление самоочевидного займет десятилетие.

    Но если дело пойдет – это придаст обществу созидательную инерцию, которую затем можно будет направить в то или иное русло.

    Запрос на восстановление социального государства у нас сейчас силен как нигде и никогда. Дело за малым – воплотить этот понятный и естественный человеческий запрос в конкретную программу действий.

14

Комментарии

7 комментариев
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков19 июля 2017 г.+1
    А формулировать и тем более инициировать--некому. Оппозиция--карманная
    • Таймураз Дзусов
      Таймураз Дзусов24 июля 2017 г.
      Все сформулировано коммунистами! 10 шагов к достойной жизни!
  • Георгий Н
    Георгий Н20 июля 2017 г.-5
    Ну сам же автор пишешь что начнется иждивенчество и проблема занятости, которые и опрокинут это твое "социальное государство" а ля СССР -2.0 . Человечество решило что Бога нет, а есть теория эволюции - так в чем же дело, по этой теории - выживает сильнейший ,а конкуренция - есть фундамент развития. А в обществе где все равны (типа СССР) нет сильнейших, а значит нет конкуренции и нет развития. Вот оно фундаментальное противоречие которое убивает идею такого государства. Социальным может быть только религиозное государство. Ведь основа материализма-атеизма это борьба за выживание где побеждает сильнейший, не верите -спросите у Дарвина.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков20 июля 2017 г.+6
    Георгий Н Социальным может быть только религиозное государство. ====== Вы сами додумались или у вас есть примеры. Во все века религия обслуживала власть, а услужение и благородство--довольно экзотическое сочетание
  • ник чарус
    ник чарус20 июля 2017 г.
    победа техцивилизации над биоцивилизацией привела к урбанизации и ненужности масс людей и повальному вырождению живущих только ради удовольствий... выход в усадебном социализме и обществе вертикальных цивилизаций... полгектара на семью для прокорма и неболёт -гелиоплан 70х9 м с г-п 450 кг для путешествий и вахтового обслуживания мужчинами городских и заводских структур!!! http://www.proza.ru/2016/02/27/2313
  • Рососвет Солнечный
    Рососвет Солнечный20 июля 2017 г.+2
    Очень много говорили о социальном государстве и фондах будущих поколений, чтобы оно состоялось. Но нынче господствует трезвость от возврата к социальному государству пришло сознание, что идет не возврат, а разврат социального государства, что видно по резервным фондам, которые переориентировались на текущие нужды, далекие от первоначального предназначения . Собственно, об этом Голикова уже высказывалась.
    • Таймураз Дзусов
      Таймураз Дзусов24 июля 2017 г.+1
      Помнишь песенку из фильма "Буратино" "На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь И делай с ним, что хош" - Вот нам под гипноз о якобы повальном Энурезе в СССР и втюхали прелести капитализма!